Научная статья на тему 'Сущность и особенности юридических фикций в философии права г. Файхингера'

Сущность и особенности юридических фикций в философии права г. Файхингера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
470
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИКЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАВДА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / КОРПОРАЦИЯ / LEGAL FICTION / LEGAL TRUTH / LEGAL PERSON / CORPORATION / PHYSICAL PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саркисян Лала Рубиковна

Автор статьи, опираясь на работы немецкого философа права Г. Файхингера, анализирует различные формы юридических фикций, (отрицательная фикция, обобщающая, персонифицирующая, эвристическая и другие). Соотносит подход к сущности и видам юридических фикций Г. Файхингера и ряда российских правоведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND CHARACTERISTICS OF LEGAL FICTIONS IN THE PHILOSOPHY OF LAW G. FAYHINGER

The author of the research on the basis of the original work of classical German philosopher Hans Vaihinger, best known as a Kant scholar and for his The Philosophy Of «As If» illustrates the instances of different forms of legal fictions, such as neglective, summational, personificatory, heuristic and others. Hans

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности юридических фикций в философии права г. Файхингера»

В современной юридической науке многие проблемы ставятся и решаются в едином с западной правовой мыслью познавательном поле. Концепции, теоретико-методологические позиции отечественных правоведов, сохраняя свою оригинальность и привязку к специфике национальной правовой системы, в то же время оказываются созвучными наработкам западноевропейских и американских классиков в области теории права и государства, юридической антропологии, юридической техники, философии права и т.п.

Имеющие место на рубеже ХХ-ХХ1 вв. процессы интернационализации юридического познания происходят в рамках развивающегося сравнительного правоведения, а именно в контексте выделяемых в нем двух направлений: нормативно-правового (применение сравнительного метода для выявления сходных и отличных характеристик принадлежащих различным системам права юридических институтов, норм и отраслей) и проблемно-правового, в ходе которого проводится сравнительно-правовой анализ сходных правовых проблем, категорий, близких или, напротив, «методологически далеких» эвристических схем изучения многообразных юридических явлений, философско-правовых и логико-правовых доктрин и т.п.

Так, в отечественной правовой традиции проблема юридических фикций стала объектом внимания правоведов не ранее первой половины XIX в. Именно в это время начинают создаваться фундаментальные научные труды, авторы которых, оставаясь, чаще всего, в рамках романо-германского социально-правового и юридико-технического дискурса, ставили и решали вопрос о природе, функциях и специфике фикций в правовой сфере. Однако даже в настоящее время нет сколько-нибудь общепринятой точки зрения относительно сущности юридических фикций, как нет и соответствующего этим юридическим конструкциям категориально-понятийного аппарата, необходимого для их изучения.

Хотя в современной юридической литературе, на первый взгляд, правовые фикции определяются достаточно единообразно: суть правовой фикции, усматривается, прежде всего, в том, что определенные юридические последствия закон связывает с заведомо (для правоприменителя) несуществующими фактами. Соответственно, речь идет о логически вероятностном, предположительном характере фикции, что и позволяет отнести последнюю к так называемым юридическим предположениям. При этом собственно юридической дефиниции «правовая фикция» нет, а предположительный характер ей задается самим законодателем. Вызывает неопределенность и концепция фикции как антипода закона, сформулированной в отечественной юридической науке.

В зарубежной исследовательской практике немаловажное значение приобрела идея логической природы и философской сущности юридической фикции. Одним из ярких представителей этого направления является Г. Файхингер. В 1911 г. в Германии вышел его объемный философский трактат под названием «Философия "Как если бы"». Г. Файхингер уже был известен в философско-правовых кругах Европы как кантовед, предпринявший попытку дать историко-философский, культурно-исторический и филологический комментарий к «Критике чистого разума». Указанная здесь работа Г. Файхингера научной общественностью была воспринята с энтузиазмом и его идеи «философии фикции», или «фикционализма» (как стали с этого времени именовать предложенное учение) начали быстро распространяться в Германии, захватывая разные области гуманитарного знания.

В работе «Как если бы» Г. Файхингер описывает правовые фикции, используя прошедшее время в силу того, что фикции, по его мнению, принадлежат к той стадии развития права (а точнее правоприменительного процесса), которая не существует в актуальном времени, но носит исторический характер.

Однако что же дает основание Г. Файхингеру признать фикцию «продуктом прошлого»? Во-первых, фикция всегда очевидна, когда мы обращаемся к прошлому, которого нет в настоящем. Во-вторых, фикция как «предмет прошлых событий» оказывает определенное влияние на будущее, так как закон неизбежно сталкивается с новыми правоотношениями, которые потенциально возникают в будущем и потому предугадать их заранее невозможно.

Как основатель теории фикционализма Г. Файхингер выдвигает идею о создаваемых людьми гипотетических фикциях, которые и позволяют человеку воспринимать окружающий мир и превращают предметы этого мира в объекты познания. К таким гипотетическим фикциям человек

относится «как если бы» они были истинны. Мышление, действия и чувствования человека направлены на фикции, так как с их помощью неупорядоченные переживания структурируются.

В правовой фикции то, что еще не произошло, рассматривается как происшедшее и, наоборот, в каждом отдельном случае аналогичные правовые отношения приходят в жесткое противоречие с действительностью.

Римское право основано на юридических фикциях, однако в современной Европе, особенно в Англии, юридические фикции подверглись изменению. В теоретических и практических сферах человек приходит к «правильному» при помощи «ложного». Поскольку фикции являются «ложными», они иррациональны, однако именно это и приводит к рациональности правового мышления и действия. Одной из задач философии права Файхингер считал изучение морфологии юридических фикций.

Так, Г. Файхингер выделил юридическую фикцию как особую форму предпосылки в правоприменительном процессе. В частности, он отметил, что вообще, термин «фикция» нигде ранее не был известен, кроме как в юриспруденции, в которой он и представляет весьма сложный для обсуждения предмет. Особый логико-психологический механизм применения юридических фикций состоит в «соотношении группы единичных случаев к концептуальному конструкту, так чтобы впоследствии сознательное восприятие становилось просто аналогией» [1].

Основой же логического измерения происхождения и сущности юридических фикций, по Г. Файхингеру, является дедукция, которая в данном случае означает, что любой нормативный акт есть результат обобщения, элиминирующего частные случаи, казусы. В свою очередь, каждая конкретная ситуация, требующая правовой классификации, подводится под признаки явления, описанного при помощи дедукции, то есть исходная ситуация трактуется «как если бы» она называлась так, как дана в тексте нормативного акта.

Конечно, Г. Файхингер не обошел своим вниманием и проблему соотношения юридических фикций и презумпций. Презумпция является юридической гипотезой, что отличает ее от юридической фикции. В юридической теории и практике их часто путали и различие между ними стало излюбленной темой для обсуждения и исследования. Презумпция - это предположение, а фикция -«преднамеренная и сознательная ложь». Заметим, что именно в таком контексте попытки сравнительного анализа этих правовых категорий предпринимались и в российской юридической науке.

Например, в монографии «Презумпции в советском праве» В.К. Бабаев рассматривал вопрос о месте правовой фикции в советской системе права. Он отметил, что вопрос о правовых фикциях целесообразно рассматривать в двух аспектах: «С точки зрения их содержания и как правовой прием» [2, с. 25]. В этом случае содержанием фиктивного правового положения является «стремление правящего класса тем или иным образом урегулировать какое-либо общественное отношение», облекаемое в форму правовой фикции. Наличие фикций в праве обусловливается, с точки зрения этого автора, несовпадением юридической формы права и его социального содержания. Представляется также необходимым отличать фикции как технико-правовой прием от свойства «фиктивности» самого права.

В целом же, В.К. Бабаев приходит к выводу о том, что фикции в советском праве находят применение, но «только как технико-юридический прием» и к их использованию в правовом регулировании «законодатель прибегает исключительно редко» [2, с. 32].

Рассматривая же взаимосвязь правовых презумпций и фикций, В.К. Бабаев выделил ряд сходств:

1) как те, так и другие условно принимаются за истину;

2) правовые презумпции и фикции получают нормативное закрепление;

Различия между этими категориями устанавливаются по двум критериям: по характеру образования и по степени достоверности.

Правовые презумпции представляют собой нормативное закрепление того порядка отношений, который признается обычным, постоянным нормальным, к тому же содержащееся в презумпциях положение, является вероятно истинным, тогда как фиктивное положение истинным быть не может.

Исследуя в своей работе эти две юридические категории, В.К. Бабаев делает вывод о том, что при всей их внешней схожести, они «достаточно разнопорядковые, чтобы отождествлять их» и указывает

на то, что сходство состоит в условном принятии их за истину, а также в правовом закреплении. Что же касается отличий, то они относятся к характеру образования и истинности закрепляемых фикциями и презумпциями положений.

Необходимо заметить, что данный подход был, в общем, типичен для правоведа советского периода, однако он не совсем верен с современных позиций, т.к. и в советском законодательстве существовали фиктивные нормы, что вполне закономерно для любой системы права. Причем, фикции использовались и используются довольно активно и не только законодателем, но и правоведами при моделировании различных юридических конструкций.

Подобной точки зрения придерживался и В.М. Горшенев, утверждающий, что правовая фикция наряду с презумпцией, преюдицией, дефиницией и некоторыми другими правовыми явлениями относится к так называемым нетипичным нормативным предписаниям. При этом, он понимает под нетипичными нормативными предписаниями «предписания нестандартного характера, в которых отсутствуют те или иные свойства, признаки, моменты, объективно присущие классической норме права (...) по отношению к норме права и содержанию всего права имеют субсидиарный характер, выполняют роль обстоятельств, дополняющих всю композицию права, связывающих все его элементы в единую целостность» [3, с. 113-117].

С точки зрения этого автора, нормативные свойства фикции выражаются в том, что она, как правило, вычленяет те или иные обстоятельства, придавая им значение юридических фактов, а ее регулятивное воздействие состоит в том, что с ее помощью обеспечивается определенная устойчивость принятого акта применения права в ситуации, когда обнаружена невосполнимая неизвестность.

Необходимо отметить, что фикции и презумпции в современной юридической литературе стали рассматриваться в связи с юридическими фактами или даже как средства, приемы совершенствования структуры фактических составов. Так, О.А. Курсова считает, что «фиктивное положение, на наш взгляд, может быть сформулировано разными способами - в том числе в виде предположения. Облекаясь в форму предположения, фикция всегда остается фикцией, не изменяет свою природу». Данная позиция полностью согласуется с пониманием фикции в рамках концепции «как если бы» Г. Файхингера.

Нельзя не отметить здесь позицию Л.Л. Кругликова и Ю.Г. Зуева, которые, следуя логике Г. Файхингера, полагают, что правовые фикции наряду с презумпциями являются видами правовых предположений. Как отмечают авторы, «специфика этих понятий кроется в различной степени вероятности предположений, заключенных в каждом из них, при этом презумптивное предположение относительно истинно, а фиктивное положение изначально ложно» [4, с. 54].

В свою очередь, В.Ю. Чуфаров, рассматривая презумпции и фикции в трудовом праве, сделал вывод о том, что они представляют собой особую группу нетипичных нормативных предписаний, выполняющих системо-оптимизирующую функцию в отрасли, в которой предписания нормы-фикции категоричны и представляют собой заведомо ложное положение [5, с. 183].

В целом, в настоящее время все более остро стоит проблема соотношения правовой фикции с неопровержимой презумпцией, а также с презумпцией, имеющей наибольшую степень вероятности. В связи с этим важно отметить точку зрения К.К. Панько, который считал, что оспоримая презумпция, являясь приблизительным обобщением, обязательно предполагающим исключения, не объявляет сформулированное в ней положение непререкаемой истиной. Неоспоримая презумпция распространяется на все случаи жизни, невзирая на то, что в числе обобщаемых ею случаев неизбежно должны найти место такие, которые заведомо не соответствуют тому, что в ней сформулировано. В силу этого неоспоримые презумпции при определенных условиях превращаются в фикции» [6, с. 135].

Возвращаясь к позиции В.К. Бабаева относительно того, что неопровержимые презумпции «это те же обобщения индуктивного характера, содержащие в себе ту или иную степень вероятности», можно с уверенностью признать ее органичной философско-правовому дискурсу Г. Файхингера. В этом же контексте О.А. Курсова утверждает, что «категоричность неопровержимых презумпций и их непричастность к процессу доказывания несколько сближает их с фикциями, но это все же не

основания для того, чтобы относить их к фикциям... их логическая природа и способы образования различны» [7, с. 191].

Итак, логический метод изучения происхождения и сущности юридических фикций, изложенный в работе Г. Файхингера «Философия "Как если бы"», во многом, оказался продолженным в советской (70-80 гг. ХХ в.), а затем и российской теории права. Причем, обращает на себя внимание то, что ни один из отечественных исследователей прямо не обращается к работам Г. Файхингера, а использует сходные идеи на собственном «интуитивно-опытном» уровне: по крайней мере, в отношении рассмотренных здесь аспектов советские и российские авторы приходят к аналогичным выводам самостоятельно, хотя отдельные аспекты проблемы юридических фикций в отечественной и западноевропейской традиции имеют различные постановки и решения.

Литература

1. Hans Vaihinger, Die Philosophie des Als Ob (Berlin: Reuther & Reichard, 1911), and in English as Hans Vaihinger, The Philosophy of «As If»: A System of the Theoretical, Practical and Religious Fictions of Mankind (C.K. Ogden trans., London: Routledge & Kegan Paul, 1924).

2. Бабаев В.К. Презумпции в советском праве. Горький, 1974.

3. Горшенев В.М. Нетипичные нормативные положения в праве // Советское государство и право. 1978.

4. Кругликов Л.Л., Зуев Ю.Г. Презумпции в уголовном праве. Ярославль, 2000.

5. Чуфаров В.Ю. Нетипичные нормативные предписания в трудовом праве: Дис. ... канд. юрид. наук.. Екатеринбург, 2010.

6. Панько К.К. Фикции в уголовном праве и правоприменении. Воронеж, 1998.

7. Курсова О.А. Фикции в российском праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.