Научная статья на тему 'Сущность и основные элементы государственной политики кредитования инновационной деятельности'

Сущность и основные элементы государственной политики кредитования инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / СИСТЕМА БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ / BANK LENDING SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КРЕДИТОВАНИЯ / STATE POLITICIANS LENDING / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довбий И.П.

В статье рассматриваются сущность и основные элементы государственной политики кредитования инновационной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and core elements of public policy lending innovation

In this article are considered the essence and basic elements of a state policy of crediting of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Сущность и основные элементы государственной политики кредитования инновационной деятельности»

О О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d л

ü <

ü S I

н

о ф

со

Сущность и основные элементы

государственной политики кредитования инновационной деятельности

Довбий И.П. *

In this article are considered the essence and basic elements of a state policy of crediting of innovative activity.

Новые стартовые условия Процессы, происходящие в экономике на фоне мирового финансового кризиса, отражают возрастающую роль государства в формировании эффективного механизма ее функционирования, создания важнейших предпосылок для расширенного воспроизводства и инновационного развития. Необходимость государственной поддержки кредитования инновационной деятельности обусловлена следующими факторами:

> западный путь финансирования инновационного развития за счет использования рыночных фондов длинных денег для России является неприемлемым;

> неразвитость финансовой инновационной инфраструктуры, неэффективное использование кредитных ресурсов, отсутствие действенных финансовых механизмов на предприятиях;

> недостаточная норма инвестиций в валовом внутреннем продукте;

> неразвитость финансово-технологической составляющей инновационной инфраструктуры и неэффективное использование механизмов риск-менеджмента, в том числе и страхования. Основой развития инновационного

кредитования выступает единство отношений: правовых (формирование законодательной базы, направленной на стимулирование инновационной деятельности, правовая и судебная защита субъектов инновационной деятельности), институциональных (государственно-частное партнерство — ГЧП), финансово-экономических (прямое бюджетное финансирование, косвенное тарифное, налоговое, таможенное регулирование, инвестиционные и венчурные фонды и т.д.). Они носят объективный характер и обеспечивают использование совокупности финансово-кредитных инструментов в целях решения проблем финансирования модернизации и инновационного развития экономики.

Система кредитования инновационной деятельности должна иметь стратегические цели и показатели, настроенные на согласование и удовлетворение интересов инновационного развития как внутри системы, так и между ее уровнями. Дисбаланс интересов в конечном итоге приводит к потерям всех участников. Цель кредитования инновационной деятельности — стимулирование инновационной активности всех субъектов экономики, снижение транзакционных издержек предприятий, отраслей и экономики в целом. Организационный аспект поставленной задачи рассматривает инновационный кредит как целостную систему, которая развивается под влиянием рыночных факторов и стоящих перед ней задач и предполагает решение следующих основных вопросов:

> обоснование необходимости и возможности адаптации к российским условиям корпоративно-государственной модели финансирования инноваций при широком использовании государства как субъекта инновационных отношений;

> дифференциация функционального назначения субъектов системы кредитования инновационной деятельности в иерархии уровней ее развития, то есть на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. На федеральном уровне концентрируются в большей степени проблемы финансирования инновационных кредитов (создания фондов длинных денег), на уровне субъектов Российской Федерации — проблемы кредитования субъектов инновационной деятельности.

Рассматривая обеспечение ускоренного развития инновационной деятельности в качестве основной цели функционирования инновационного кредита, целесообразно определить приоритетность задач в достижении поставленной цели:

а) стимулирование и поддержка кредитования инновационной деятельности;

Доцент кафедры антикризисного управления Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск), кандидат экономических наук.

б) повышение доступности кредита субъектам инновационной деятельности;

в) решение проблем долгосрочных ресурсов кредитных организаций.

Желание властей использовать государственный банковский капитал для финансирования экономического развития, в том числе через механизм ГЧП, позволяет рассматривать государственные банки как органичный элемент национального хозяйства, обеспечивающий использование финансовой мощи государства для решения тех задач, которые не могут быть выполнены частными структурами. Необходимость использования Внешэкономбанком ГЧП как метода внебюджетного финансирования инновационной деятельности для ускорения инновационного развития экономики обусловлена следующим:

> объемы требуемых инвестиций в финансирование инновационной деятельности несопоставимы с возможностями бюджета;

> способность бюджета осуществлять заимствования (предоставлять гарантии) для финансирования инноваций ограничена по сроку и объему;

> способность бюджета обеспечивать целевое финансирование инноваций ограничена принципами формирования и использования бюджета;

> способность банка финансировать инновационную деятельность через бюджет ограничена использованием инструмента гарантий;

> необходимость перехода от программного бюджетного финансирования к проектному финансированию за счет внебюджетных источников; от административного контроля расходования бюджетных средств к банковскому контролю эффективности использования инвестиций. Функциональная задача кредитования

инновационной деятельности — способствовать реализации инновационного проекта и росту конкретного бизнеса путем кредитования на различных фазах развития.

Особенности банковского кредитования инновационной деятельности:

1) инновационные проекты рассчитаны на окупаемость через три—пять лет, соответственно кредитование может быть долгосрочным;

2) кредитование осуществляется, как правило, под бизнес-план инновационного проекта, анализ которого позволяет определить целесообразность (с точки зрения новизны и востребо-

ванности рынков) и эффективность (с точки зрения анализа доходности);

3) в течение всего срока кредитования осуществляется мониторинг деятельности и финансового положения предприятия-заемщика, реализующего инновации;

4) для развития инновационных фирм субъектов малого бизнеса, а также для предприятий, реализующих антикризисные инновационные программы, кредит является, пожалуй, единственным средством финансирования инновационной деятельности. Исходя из сказанного банковский кредит в современных российских условиях выступает одним из наиболее эффективных источников финансирования инновационной деятельности. Однако активизация рискового кредитования возможна только в случае, если государство сможет убрать имеющиеся препятствия и выработать меры стимулирования процесса кредитования инновационной деятельности.

Образ будущего

С точки зрения государственного регулирования финансирования инновационного бизнеса необходимо обеспечить эффективное взаимодействие региональных властных, финансовых и банковских структур на создание необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционно-инновационного климата. Необходимо выработать доктрину денежно-кредитной политики, нацеленной на рост инвестиций (в том числе на кредитной основе). В документе о государственной денежно-кредитной политике нужно выделить раздел, отражающий возможности Банка России в регулировании кредитных отношений, в первую очередь оказывающих влияние на направления кредитных вложений и их структуру. Необходима выработка государственной кредитной политики, обеспечивающей экономический рост.

В этой связи целесообразно формирование под эгидой государства национального инновационного банка как отдельного структурного элемента (наподобие РосБР, Росэксимбанка), деятельность которого осуществлялась бы на возмездных началах и была бы направлена на формирование действенных механизмов кредитования инновационной деятельности в виде долгосрочных инвестиционных кредитов, выдаваемых надежным коммерческим банкам при условии эффективного и подконтрольного использования данных средств

о

о

сч •

о о о о.

с[ со Ш

5

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

для финансирования инноваций во всех отраслях экономики, на всех этапах инновационного процесса, для всех видов инновационной деятельности, в том числе на принципах ГЧП.

Предоставление долгосрочных инвестиций для финансирования инновационного развития экономики предполагает делегирование особых полномочий банкам развития, а также банкам, привлекаемым в рамках ГЧП при жестких гарантиях со стороны бюджета, государства, федеральных и региональных властей. Это в большей части касается высо-кокапитализированных крупных банков, обладающих длинными ресурсами (бюджетными и внебюджетными), то есть банков с государственным участием.

Для согласования интересов участников системы кредитования инновационной деятельности необходимо: обеспечить высокий уровень координации деятельности между всеми участниками системы инновационного кредитования; выработать механизм принятия решений на основе четких критериев, учитывающих специфику участников системы; осуществлять оценку эффективности деятельности за счет обеспечения высокой транспарентности посредством введения обязательных требований по раскрытию информации.

Для расширения круга банков и инвесторов, совершенствования механизмов ГЧП и повышения конкуренции за российские проекты надо обозначить основные критерии инновационных проектов, определяющие степени адекватности потребностям рынка, в соответствии с которыми можно претендовать на финансирование со стороны государства.

Необходимо с участием государства создать информационную инфраструктуру для ускорения процессов экономического взаимодействия в системе кредитования инновационной деятельности, повышения информационной прозрачности и сокращения цепочек посредников. Соответствующая информация должна поставляться и в систему банковского кредитования инновационной деятельности.

Совершенствование статистики инновационного развития должно быть направлено на оценку формирования инновационной инфраструктуры, предоставление научно-технических, инжиниринговых, информационных и других видов услуг; оценку влияния на развитие инновационной среды институтов развития и механизмов ГЧП в сфере инноваций.

Этапы, инструменты и механизмы реализации

Государственная политика кредитования инноваций должна решать триединую задачу. Ей надлежит стимулировать:

1) предложение кредитов, способствующих развитию инновационной деятельности (соответственно инновационному развитию экономики и национальной безопасности страны);

2) инновационную активность субъектов экономики, специфика деятельности и финансовое положение которых не позволяют самостоятельно решать вопросы финансирования инновационной деятельности, в том числе посредством компенсации процентов, выплачиваемых предприятиями за кредиты, взятые на инновационные цели;

3) инновативность индивидуумов, коллективов предприятий и организаций, конструкторских бюро, научных лабораторий и т.п. как генераторов идей, изобретений и т.д.

Управление инновационным кредитованием представляет собой сложную систему, включающую в себя управление:

> кредитной деятельностью в государственных масштабах (на федеральном и субфедеральном уровнях), что предполагает регулирование, контроль и стимулирование кредитования инновационной деятельности законодательными и регламентирующими методами;

> кредитной деятельностью отдельного банка, предполагающее управление «инновационным кредитным портфелем» (его формирование, мониторинг, оценку качества, риска и других параметров);

> отдельными кредитными операциями по финансированию отдельных инновационных проектов, что предполагает «оценку кредитоспособности заемщика» (оценку залогов, гарантий и т.д.). На уровне исполнительной власти необходимо определение стратегических направлений развития системы кредитования инновационной деятельности с учетом первостепенных требований экономики; формирование благоприятного инновационно-инвестиционного климата и институциональных условий для финансирования базисных и улучшающих инноваций, в том числе через механизм стимулирования; осуществление постоянного мониторинга ситуации на всех уровнях, при необходимости проведение корректировки стратегии; последовательная антимонопольная политика.

Для развития инновационного кредитования важным вопросом является проблема скоординированной работы всех государственных министерств и ведомств, бизнеса, науки, а также институтов развития, которая позволяла бы учитывать интересы всех участников национальной инновационной системы. Для решения данной проблемы целесообразно сформировать специальный орган, например, национальный совет по инновациям, модернизации и инвестициям — НСИМИ (возможно, при Минэкономразвития с обязательным участием Внешэкономбанка). На него должны быть возложены функции координатора (между инвесторами, государственными органами, экономическими субъектами, научными учреждениями и прочими участниками инновационного процесса) при осуществлении межведомственных функций управления финансированием инноваций, а также следующие задачи:

> выработка условий, обеспечивающих долгосрочное финансирование в инновационные проекты;

> определение, планирование и управление кредитованием крупных инновационных проектов по приоритетным направлениям инновационного развития, в первую очередь из числа критических, в том числе осуществляемых на принципах ГЧП; при необходимости полное участие государства в финансировании крупных, наиболее эффективных и наукоемких проектов;

> контроль за расходованием бюджетных средств и совершенствование нормативно-правовой базы финансирования инновационной деятельности;

> контроль за эффективностью совместных (государственных и частных) инвестиций и выработка механизмов стимулирования инновационной деятельности;

> развитие финансово-кредитной инфраструктуры инновационной деятельности, формирования системы венчурных инвесторов на условиях ГЧП;

> информационная поддержка и учебно-образовательное обеспечение процесса кредитования инновационной деятельности.

Важным институциональным инструментом кредитования инновационного развития являются формирование и совершенствование законодательной и нормативной базы финансирования инновационной деятельности. Необходимо осуществить гармонизацию различных законодательных актов, применимых к выбранной

модели финансирования инновационного развития (налогового, бюджетного, банковского и прочего законодательства). Целесообразны разработка и последующее принятие на государственном уровне законов о кредитном деле в целом и об инновационном кредитовании в частности, регулирующих правила рационального кредитования с четким определением ответственности и банка-кредитора, и заемщика. В данных нормативных правовых актах необходимо выработать:

> концептуальные основы, принципы, основополагающие характеристики национальной модели инновационного кредитования, принципы государственной поддержки инновационного кредитования;

> основополагающие понятия, нормы и стандарты, связанные с инновационным кредитованием (инновационная деятельность, инновационное кредитование, инновационные банки и т.д.);

> место, роль и формы непосредственного государственного участия в механизме инновационного кредитования (в том числе какие банки — полностью государственные, государственно-частные или банки развития — необходимо создать, каким образом и в каких размерах государство будет принимать участие в формировании фондов кредитных ресурсов);

> принципы ведения деятельности по краткосрочному и долгосрочному, в том числе инновационному, кредитованию экономических субъектов, стандарты и нормы проведения кредитных операций и внутрибанковского контроля;

> порядок проведения экспертизы и основные критерии инновационных проектов, соблюдение которых необходимо для кредитования государственными и государственно-частными кредитными организациями;

> выделение приоритетных направлений, субъектов и объектов кредитования инновационной деятельности, а также меры государственной поддержки частных банков, осуществляющих кредитование инновационной деятельности (предоставление государственных гарантий, налоговых льгот участникам процесса кредитования);

> порядок работы с крупными кредитами, контроль взаимоотношений с инсайдерами;

> обеспечение ускоренного рассмотрения и принятия пакета законопроек-

о

о

сч •

о о о о.

с[ со Ш

5

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

тов, направленных на формирование механизма секьюритизации в России, в том числе предусмотреть выпуск в обращение нового специального типа ценных бумаг — инновационных долговых обязательств (ИДО), являющихся по своему статусу производными ценными бумагами на акции инновационных предприятий. Судебная власть должна обеспечивать контроль за соблюдением законодательства, эффективный энфорсмент, решение хозяйственных вопросов и споров; общественные организации — следить за соблюдением прав, формировать информационное обеспечение.

Законодательно дополнить функциональные обязанности Банка России, дополнив их задачами организации кредита в экономике и содействия инновационному развитию экономики. Деятельность Банка России должна быть нацелена на устранение искусственных ограничений развития банковского сектора и формирование механизмов организации долгосрочного дешевого кредита, создания полноценных кредитных институтов развития.

Привлечение Банка России к кредитованию инновационной деятельности посредством участия в приоритетных национальных проектах (НП) и госпрограммах (ГП). Финансирование инновационных проектов возможно по следующим моделям:

1) формирование ресурсов банков-участников за счет госбюджета через Инновационный банк (создать под эгидой ВЭБа) с дальнейшей выдачей кредитов кредитными организациями, подконтрольных государству; предусмотреть, что кредиты остаются на балансах, а формирование ресурсов осуществляется за счет предоставления пассивов с параметрами, соответствующими выданным кредитам (по объему, срокам) с процентной ставкой, обеспечивающей приемлемый уровень маржи;

2) рефинансирование инновационных кредитов посредством выпуска в обращение нового типа ценных бумаг — инновационных долговых обязательств (ИДО), являющихся по своему статусу производными ценными бумагами на акции инновационных предприятий;

3) временное размещение Банком России средств в кредитных организациях под залог прав требования к адресатам нацпроектов и госпрограмм после предоставления ими кредитов.

Необходимо формирование фонда длинных денег для осуществления кредитования инновационной деятельности, для чего целесообразно:

> формирование фонда кредитования инновационной деятельности, направляемого на рисковые инвестиции, в том числе на принципах ГЧП, используя средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, финансовых ресурсов министерств и ведомств, части прибыли Банка России, с одной стороны, и частного капитала — с другой.

> рассмотреть возможность увеличения максимальной доли средств на банковских счетах, находящихся под управлением Внешэкономбанка, в части средств федерального бюджета, накопительной части Пенсионного фонда, страховых компаний, паевых фондов, банков и инвестиционных компаний и т.д.;

> ускорить работу по формированию правовых условий для развития рынков проектного финансирования, в первую очередь кредитования инновационных проектов, и инновационных долговых обязательств, в частности — рассмотреть вопрос о введении льготного режима налогообложения доходов по данным инструментам;

> разработать механизм привлечения денежных сбережений населения в кредитование импортозамещающих и технически передовых производств с одновременным использованием системы гарантий и льгот;

> использовать Внешэкономбанк как инструмент привлечения долгосрочных международных инвестиций на срок от 10 лет до 30 лет; ускорить процесс привлечения долгосрочного финансирования через организацию фондов прямых инвестиций и управляющие компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> использовать консорциальное кредитование — временное добровольное объединение банков и компаний для реализации крупных целевых программ и проектов на основе общности экономических интересов, равноправия участников, свободы выбора организационной формы объединения и организации отношений на договорной основе, что позволит сгладить основной изъян банковской системы — недостаток совокупного капитала;

> создание условий для кредитования длинных проектов сроком до пяти лет при обосновании значимости кредитуемого проекта для региона, а также при увязке с программами субсидирования процентных ставок (федеральной и региональными). Дополнительные финансовые ресурсы необходимы для устранения преграды между инновационным спросом компаний и кредитными ресурсами, в связи с этим представляется целесообразным:

> привлекать стратегических инвесторов, кредитуя их на этапе выкупа инновационного бизнеса и т.д.

> формировать условия и стимулировать создание венчурных фондов при полной или частичной их финансовой поддержке в течение первых лет.

Для эффективного взаимодействия и снижения рисков участников инновационного кредитования необходима государственная поддержка капитальной базы банков и обеспечения их ликвидности, для чего рационально:

> для банков, осуществляющих кредитование инновационных проектов, снизить фонд обязательных резервов в ЦБ на сумму привлеченных средств, эквивалентную сумме кредитов, размещенных в промышленном секторе;

> рассмотреть возможность осуществления льготного порядка резервирования по ссудной и приравненной к ней задолженности, по ссудам, предоставленным на финансирование инновационной деятельности под гарантии государства;

> относить на финансовые результаты по итогам года часть дохода, получаемого при возврате долгосрочного кредита, то есть необходима разработка механизма отложенной прибыли, не приводящей к ухудшению показателей финансовой отчетности кредитной организации;

> временно довести дополнительный норматив для крупных комбанков, обязывающий их определенный процент активов направлять в реальный сектор;

> формирование механизма гарантий со стороны Банка России, федерального и региональных бюджетов, который может быть реализован посредством предоставления гарантии поддержания ликвидности коммерческих банков, направляющих средства на кредитование инновационной деятельности; в объеме

до 50 % кредитной заявки для крупных инновационных проектов (более 100 млн руб.) в высокотехнологичных и критических отраслях экономики;

> обеспечение мотивации кредитных и страховых организаций к инвестированию инновационных проектов через: а) механизм уменьшения ставки налога на прибыль (в 2 и более раз) в части доходов, полученных от кредитования инновационных проектов промышленного сектора; б) установление льготы ставки рефинансирования в зависимость от доли средств кредитной организации в финансировании проекта; в) механизм индексации кредита в соответствии с темпом инфляции; г) снижение ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка либо полное освобождение доходов, получаемых от кредитования инновационных проектов и программ, особо выделенных государством;

> создание системы компенсации процентной ставки по инвестиционным кредитам по наиболее приоритетным и социально значимым проектам со стороны регионального, федерального и местных бюджетов в размере 50— 60 % процентной ставки. Для этого целесообразно четко определить на региональных уровнях, в каких отраслях, на каких условиях и для каких предприятий можно компенсировать процентные ставки;

> использование специальных продуктов предоставления средств: например, так называемые целевые лимитные аукционы, на которых банки получают деньги исключительно для последующего кредитования реальной экономики.

Необходимо однозначно определить формулировки налогового законодательства, регулирующего инновационную деятельность, в первую очередь закрепить статус инновационной деятельности и выработать механизм государственного учета инноваций, поскольку терминологическая неопределенность приводит к неэффективности изменений, вносимых в налоговое законодательство, которые, в свою очередь, направлены на их стимулирование.

Учредить государственный реестр инноваций и передать его ведение специальному уполномоченному органу, в рам-

о

о

сч •

о о о о.

с[ со Ш

5

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О О

см

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

ках которого необходимо провести обоснование критериев оценки инновации, их классификацию и кодирование; разработку документов, удостоверяющих характеристики инноваций; разработку регистра учета инноваций и процедур рассмотрения и формирования пакета заявок на внесение инноваций в государственный реестр.

Разработка законов об обязательном страховании источников повышенной опасности. Создание крупной государственной страховой компании, предоставляющей гарантии частным банкам при кредитовании инновационной деятельности, а также при кредитовании производства экспортно ориентированной продукции.

Необходима разработка закона о государственно-частном партнерстве, в котором будет:

1) определено юридическое понятие государственно-частного партнерства и понятийный аппарат, основные принципы государственно-частного партнерства и порядок взаимодействия государственных органов, финансово-кредитных и бизнес-организаций;

2) регламентированы вопросы финансирования приоритетных отраслей, а также обозначена система внебюджетных отраслевых и межотраслевых фондов поддержки научной, научно-технической деятельности;

3) выработаны методические указания по вопросам использования инструментов ГЧП при финансировании инноваций, в первую очередь единые стандарты и модельная конкурсная документация.

Государственная политика должна быть направлена на:

> формирование финансово-кредитного механизма поддержки технологий и производств, освоение которых позволит обеспечить конкурентные преимущества на мировом рынке;

> устранение излишних бюрократических барьеров, обеспечение развития общественной и социальной инфраструктуры, создание условий для привлечения капитала в инновационную сферу.

> минимизацию или полное освобождение от налогов предприятий, осуществляющих проведение НИОКР, освоение новых (конкурентоспособных) технологий и расширение производства;

> субсидирование импорта научно-технической информации и технологий шестого экономического уклада. В полном соответствии с идеологией государственно-частного партнерства необходимо формировать систему высококачественной независимой экспертизы, причем не только новых исследовательских задач, но и уже реализуемых проектов с двух позиций: научно-технической и инвестиционной. Научно-техническая экспертиза необходима для определения инновационности, научной состоятельности и технической реализуемости проекта. Инвестиционная экспертиза предполагает анализ бизнес-плана проекта, выбор режима поддержки со стороны государства, переговоры с участниками проекта и соинвесторами. Экспертиза не должна носить избыточный или дублирующий характер, для чего необходимо решить проблемы методологического и научного характера. Государственное финансирование технической экспертизы и оценки инновационных проектов может стать одним из стимулов для повышения инновационной активности экономических субъектов в части снижения затрат на сделку.

Закрепить за банками развития (ВЭБ) полномочия экспертизы и сопровождения проектов кредитования инноваций посредством вхождения в капитал и руководящие органы компаний, реализующих инновационные проекты. Для этого необходимо:

1) законодательно закрепить порядок создания и деятельности экспертного совета, его статус и место в системе кредитования инновационной деятельности;

2) решить вопрос о составе экспертного совета из числа должностных лиц и независимых квалифицированных специалистов при условии независимости членов экспертного совета от госструктур;

3) оценку бизнес-планов проводить по следующим направлениям: инновационному, технологическому, финансовому, социально-экономическому;

4) передать часть полномочий экспертного совета на места, то есть в регионы. Целесообразно передать (делегировать)

полномочия контроля за использованием финансовых ресурсов и экспертизе инновационных проектов кредитным организациям, которые в соответствии с действующим законодательством уже обладают активной административной правосубъект-

ностью, связанной с делегированием банкам государственно-властных полномочий (контроль за соблюдением правил ведения кассовых операций; исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством по налогам и сборам, и т.д.).

Формирование условий эффективного кредитования инновационной деятельности требует рассмотрения на государственном уровне органа, осуществляющего информационно-аналитическое обеспечение инновационного процесса, глубокий анализ институтов, которые призваны регулировать финансово-кредитное и социально-экономическое взаимодействие.

Для формирования информационной инфраструктуры системы банковского кредитования инновационной деятельности необходимо:

> определить потребности в объеме и качестве информационно-аналитического обеспечения всех участников для организации соответствующей информационно-аналитической поддержки;

> создать систему подготовки кадров;

> разработать регламент и определить ответственность за поиск, сбор, обработку, хранение и своевременное предоставление информации; выбор методов и программно-технические средства полной или частичной автоматизированной обработки этих ресурсов;

> выстроить систему обмена информацией между организациями, аккумулирующими информацию, поступающую с финансово-кредитного рынка, с одной стороны, и знаниями через патентные публикации, специализированные и научные журналы — с другой;

> обеспечить открытый, расширяемый и доступный широкому кругу субъектов инновационной деятельности пул информационных ресурсов инноваций; простоту и доступность к публичным базам данных знаний и технологий;

> развивать международные, а также формальные и неформальные связи между финансово-кредитными институтами, фирмами, изобретателями, потребителями, государственными агентствами и научно-исследовательскими институтами.

Совершенствование информационного обеспечения инновационного кредитования через механизм статистики инноваций должно обеспечивать отражение процессов создания, внедрения и распределения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов; измерение объемов и эффективности различных видов ресурсов, направленных на инновационную деятельность; оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их; анализ влияния инноваций на результаты деятельности предприятий и др.

Организация специального направления в подготовке банковских работников, причастных к финансированию инновационной деятельности, для чего нужно совершенствовать структуру и содержание образования, сформировать сеть учебных заведений, предоставляющих соответствующие образовательные услуги. Программы обучения помимо банковских должны содержать такие дисциплины, как «Современные проблемы инноватики», «Управление инновационными проектами», «Управление инновационной деятельностью», «Маркетинг в инновационной сфере», «Правовое обеспечение инновационной деятельности», «Управление рисками в инновационном менеджменте», «Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности» и т.д.

Важным условием решения данной проблемы является использование в образовательных учреждениях инструментов планирования, маркетинга и инновационного развития, а также налаживание необходимых связей со всеми элементами национальной инновационной системы.

Таким образом, осуществляемое в России инновационное развитие экономики в значительной степени должно затронуть и систему финансово-кредитных отношений, закономерности и масштабы развития которых определяются в первую очередь характером инновационного развития, а также той ролью, которую берет на себя государство в части финансирования этого процесса. Развитие системы банковского кредитования инновационной деятельности должно отвечать целям инновационного развития, а в конечном счете экономической безопасности государства.

о

о

сч •

о о о о.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с[ со Ш

5

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.