Научная статья на тему 'Сущность и основные черты интеграционного процесса виртуальной реальности и культуры'

Сущность и основные черты интеграционного процесса виртуальной реальности и культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
469
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL REALITY / КИБЕРКУЛЬТУРА / CYBERCULTURE / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / СЕТЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NETWORK IDENTITY / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Летов Евгений Владимирович

Виртуальная реальность в настоящее время стала ярким общенаучным феноменом и основанием междисциплинарного подхода, применимого к весьма разнообразным объектам и процессам. Не случайно поэтому данное исследование напрямую связано с вопросом влияния на цивилизацию, в частности на культуру, стремительно развивающихся компьютерных технологий, несущих в своём развитии именно компьютерную виртуальную реальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of a virtual reality by this time became a bright general scientific phenomenon and the interdisciplinary scientific approach in the appendix to various objects and processes. Given article, is devoted a question on influence of promptly developing computer technologies and bearing on wings of the development computer VR, on a human civilization and in particular on human culture.

Текст научной работы на тему «Сущность и основные черты интеграционного процесса виртуальной реальности и культуры»

вает в данном социуме или в глобальных масштабах смену главных типов культур, или суперсистем по П. Сорокину, носителями которых выступают соответствующие типы социального характера, по Д. Рисмену,

^ Теория и история культуры

которые, в свою очередь, определяют преобладание тех или иных социальных идеалов, находящих свое отражение в соответствующих философских, экономических и политических течениях.

Примечания

1. История политических и правовых учений / [под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца]. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004.

2. Кирабаев, Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья / Н.С. Кирабаев. - М., 2005.

3. Репе, Д. Основные правовые системы современности / Д. Рене, К. Жоффре-Спинози. - М.: Международные отношения, 1996.

4. Смотри, например: Абд ал-ВаххабХаллаф. Хуласат тарих ат-ташри ал-ислами. Эль-Кувейт, [б. г.]. - С.24; Мухаммад Абд ал-Джавад Мухаммад. Бухус фи-ш-шариа ал-исламийа ва-л-канун. Ал-Маджмуа ал-ула. - Каир, 1973. - С. 23-25; Субхи ас-Салих. Маалим аш-шариа ал-исламийа. - Бейрут, 1978. - С. 471.

5. Субхи Махмасапи. Ал-Авда ат-ташрийа ли-д-дувал ал-арабийа мадиха ва хадируха / Субхи Махмасани. - Бейрут, 1962.

6. Сюкияйпеп, Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен Л.Р.. - М., 1986.

7. Цит. по: Мухаммад Абд ел-Джавад Мухаммад. Правосудие в исламе : [на араб. яз.] / Мухаммад Абд ел-Джавад Мухаммад. - Александрия, 1977.

Сущность и основные черты

интеграционного процесса виртуальной реальности и культуры

Е. В. Лето в

Московский государственный университет культуры и искусств

Виртуальная реальность в настоящее время стала ярким общенаучным феноменом и основанием междисциплинарного подхода, применимого к весьма разнообразным объектам и процессам. Не случайно поэтому данное исследование напрямую связано с вопросом влияния на цивилизацию, в частности на культуру, стремительно развивающихся компьютерных технологий, несущих в своём развитии именно компьютерную виртуальную реальность.

Ключевые слова: виртуальная реальность, киберкультура, интеграция, сетевая идентичность, интерактивные технологии.

The concept of a virtual reality by this time became a bright general scientific phenomenon and the interdisciplinary scientific approach in the appendix to various objects and processes. Given article, is devoted a question on influence of promptly developing computer technologies and bearing on wings of the development computer VR, on a human civilization and in particular on human culture. Key words: Virtual reality, cyberculture, integration, network identity, interactive technologies.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 43-46 43

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

Сегодня в научных кругах все чаще обосновывается находящее подтверждение на практике утверждение о возникновении виртуальной цивилизации, формировании киберкультуры. В связи с этим известный исследователь Н.А. Носов задает весьма закономерный вопрос - «Аналогично тому, как печатный станок и часы привели к тому, что теперь все читают и пишут, регулируют свою жизнь по часам, не приведут ли к этому компьютеры?» (5)

Культура понимается прежде всего как все то значимое, что создано самими людьми, человечеством. Она дополняет естественную природу и поэтому справедливо называется второй природой, или очеловеченной природой. Крупнейший социолог ХХ века П. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Поясняя понимание культуры как совокупности значений ценности и норм, используемых людьми, он приводит, в частности, любопытный пример: «В классной комнате преподаватель и студенты являются личностями, совокупность этих личностей, вместе с нормами их отношений, составляет общество классной комнаты, не только научные и другие идеи, которыми они обладают и обмениваются, но и книги, доска, мебель, лампы и сама комната представляет собой культуру этого общества» (9).

Отмечая общую аксиологическую характеристику культуры, рассмотрим проблему её взаимодействия со стремительно расширяющейся виртуальной реальностью (далее - ВР). В последнее время весьма заметна тенденция отождествления виртуальной реальности со всей человеческой культурой и общественным сознанием в целом. Так, например, Е.В. Ковалевская отмечает, что изобретение письма, книгопечатания, театра, кино, и, наконец, компьютерной ВР - вехи на пути виртуализации нашей жизни, отхода от реальности данного нам мира и выхода в другие (иные) виртуальные реальности (3).

В будущем киберкультура имеет все

основания стать полноценной культурой, освоив особый - виртуальный - способ понимания и объяснения мира. Основанием для такого вывода служит то, что сама эта идея получает все большее признание в весьма различных отраслях теоретической науки и практики. Помимо этого необходимо отметить то, что имеется также и социальная потребность в новых способах объяснения мира и овладения им.

Сам по себе Интернет сегодня представляет собой беспрецедентное явление, значительное прежде всего из-за его виртуальной сущности: будучи анархичным по своей структуре, не имеющим непосредственно руководящих структур, он, тем не менее, обладает очень высокой степенью самоорганизации, что наиболее ценно в наше динамично развивающееся время.

Интернет создает «виртуальное сообщество людей», превращая тем самым современную культуру в так называемую «глобальную деревню», где нет границ для коммуникаций.

Обращая внимание на то, что новая виртуальная цивилизация с ее киберкультурой и стремительно расширяющейся виртуальной психологией начинает разрушать и заменять собой новоевропейский тип культуры, Н.А. Носов приводит поразительный факт создания в Японии целого виртуального города с населением в 10 тыс. человек. В системе, имитирующей город, используется новейшая компьютерная графика, усиливающая реализацию виртуальной среды.

Каждый владелец компьютера может стать жителем этого города, выбрав себе внешний вид из предлагаемых 1100 вариантов. Жители города вступают в браки, развлекаются, общаются, выбирают правительство и т.д.

Несколько иное понимание можно наблюдать у П.Е. Солопова: «У виртуальной реальности есть дополнительные признаки, отличающие ее от других проявлений культуры. Такой подход представляется более обоснованным и плодотворным. ВР -часть культуры, но не вся культура виртуальна. Тем более трудно согласиться с тем,

чтобы считать всю культуру ВР» (8). Далее он отмечает, что люди и раньше и особенно теперь в рамках своей обычной вполне реальной жизни все больше общаются с ВР. Причем отдельные субъекты настолько тесно сталкиваются с ней, что перестают отличать имитацию действительности от её самой. Но все же это не означает, что всю духовную и материальную жизнь людей, всю культуру следует рассматривать только в качестве ВР. Надо отметить, что определение ВР может быть отнесено ко всей культуре чисто формально. В культуре каждого общества много относительного и случайного, с общей точки зрения необязательного, обусловленного субъективными пристрастиями людей. Но для каждого общества его культура, сложившаяся в силу многих объективных и субъективных обстоятельств, существует как единая и целостная система. Ей (культуре) люди в своей массе вынуждены подчиняться как объективной для них реальности, она не может быть заменена какой-либо произвольно созданной ВР. В этом смысле культура не может быть тождественна ВР (8).

Тем не менее, несмотря на критические замечания оппонентов и сторонников виртуальной культуры становится все больше, и то, что виртуалистика - одно из любопытных направлений современной культуры - совершенно очевидно. Более проблемными представляются попытки придания ей ведущего значения для всей современной культуры, позволяющего, как кажется некоторым, говорить о качественно новом этапе развития общества. Конечно, вся культура и наиболее значимая часть виртуальной реальности неразрывно связана непосредственно с человеком, его социальной деятельностью, психическим состоянием и сознанием. С определенными оговорками можно отметить, что культура с точки зрения виртуальной оценки строится на противоречии реальности и ирреальности. В этой ситуации реальность все время сопровождается и оценивается тем, что располагается вокруг неё, непосредственно сама же она отходит второй план. Появляются вещи, которые существуют,

^ Теория и история культуры

только тогда когда мы этого хотим. Это, по-видимому, и будет культурной виртуальностью, или возникшей новой реальностью культуры.

Учитывая все факты соединения культуры и виртуальной реальности в настоящем и возникающие перспективы будущего, можно вполне определённо сказать, что человечество постепенно переходит от письменной культуры к экранной, от индустриальной цивилизации к постиндустриальной - информационной.

Многочисленные направления интеграции культуры и ВР уже чётко наметились, они достаточно широки и охватят сейчас или в недалёком будущем весьма многообразные сферы деятельности человека. Перед человечеством насущно встала задача оценки последствий этого сложного процесса. В современных исследованиях диапазон мнений весьма широк: от почти языческого поклонения радужным перспективам открывшихся возможностей до крайне мрачных «романов-предупреждений», предрекающих скорую гибель цивилизации.

Например, как отмечают специалисты в области создания виртуального пространства А.А. Степанов и С.Ю. Желтов, «...усиливающийся эффект правдоподобия компьютерной ВР открывает новые возможности по реализации психологических и психофизических способностей человека» (10).

Совершенно противоположно к этому процессу относится А.И. Воронов: «Фактическим символом информационного общества может стать обессмысливание бытия через информационные схемы-сюжеты, логически и целостно представляющие собой своего рода мозаику» (2). В качестве примера А.И. Воронов ссылается на известного философствующего писателя Жана Бодрийара и автор книги «Войны в заливе не было». В данном произведении описывается новое общество, которое живет в своей искусственно созданной «экзистенции», опирается не на реальные мировые события, а на их информационный эквивалент. Такое «инфор-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

мационное» общество доверяет «своим», сформулированным СМИ переживаниям, страхам, мечтам больше, нежели реальным событиям, даже происходящим сейчас за окном самих обывателей.

Как показывает практика, современный человек пока не готов к применению электронно-информационных технологий, предлагающих «старый как мир метод имитации истины». В плане самого худшего варианта недалекого будущего следует ожидать формирования нового человека - Homo medium, у которого будут превалировать истощенная нервная система, внутренняя безликость, а также укоренившаяся полная неспособность к установке социально-психологических фильтров для всей входящей информации.

Подводя итог, можно отметить, что в общих чертах нами проанализированы различные подходы к определению содержания современного контекста понятия ВР, представлены различные мнения относительно путей её интеграции с культурой, а также

реальные последствия этого интеграционного процесса. Понятие ВР используется в наши дни целым рядом областей самых различных знаний, и во многих из них оно интегрируется с компьютерными технологиями. Для того чтобы осознать, более того, верно интерпретировать понятие ВР, предлагаем рассматривать его в качественном единстве составных частей - «виртуальность» и «реальность», - естественно, там, где они проявили и зарекомендовали себя, а именно в компьютерных технологиях.

Учитывая всю полноту мнений в исследуемом вопросе, остановимся всё-таки на нашей точке зрения. Сегодня понятие ВР невозможно сжать исключительно рамками узкотехнической специфики, это не соответствует истине, потому что ВР находит широкое применение во многих других научных областях. Техническая сторона ВР, несомненно, является наиболее развивающейся частью, но она всё-таки не в состоянии полноценно отразить всю полноту этого сложного и многогранного явления.

Примечания

1. Бабенко, В. С. Две книги о виртуальной реальности / В. С. Бабенко // Виртуальная реальность и современный мир. - М., 2005.

2. Воронов, А. И. Философский анализ понятия виртуальная реальность: дис. ... канд. филос. наук / А.И. Воронов. - СПб., 2002.

3. Ковалевская, Е. В. Компьютерная виртуальная реальность: некоторые философские аспекты / Е.В. Ковалевская // Виртуальная реальность. - М., 2008.

4. Майленова, Ф. Г. В виртуальном мире современных нравственных ценностей и убеждений / Ф.Г. Майленова // Виртуальные реальности. - М., 2008.

5. Носов, Н. А. Виртуальная психология / Н.А. Носов. - М., 2000.

6. Носов, Н. А. Виртуальная цивилизация / Н.А. Носов // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. - М., 1995.

7. Опенков, М. Ю. Виртуальная реальность:Онто-диал. подход: дис. ... д-ра филос. наук / М.Ю. Опенков. - М., 2007.

8. Солопов, П. Е. Философские проблемы виртуалистики / П.Е. Солопов. - М., 2010.

9. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М., 2002.

10. Степанов, А. А. Принципы формирования компьютерных виртуальных пространств / А.А. Степанов, С.Ю. Желтов // Виртуальные реальности. - М., 2008.

11. Фалько, В. И. Философия виртуальности: подходы и принципы, проблемы и перспективы / В.И. Фалько. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.