А. Ю. Головин
ВИРТУАЛЬНЫЕ СМИ И НОВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
В статье Интернет рассматривается не только в качестве технического, но культурного средства формирования ценностных ориентаций Интернет-пользователей, делается вывод, что Интернет представляет собой не внешнее по отношению к культуре явление, а ее важную часть. Как культурное явление Интернет в дальнейшем следует изучать в более широких культурных процессах. Ключевые слова: теория и история культуры, виртуальная культура, ценностные ориентации, коммуникация, информационное общество, Интернет-СМИ.
This article treats Internet not just as technical but cultural means of the process of the formation of value orientations among Internet users. Thus, Internet represents a part not extraneous to but essential of human culture. As a cultural entity Internet further studied in the broader cultural processes of contemporary world. Keywords: theory and history of culture, terminology used: virtual culture, value orientations, Internet-communication, information society.
В современных условиях систему электронных СМИ возможно рассматривать только в контексте последних достижений научно-технического развития в сфере журналистики и компьютерных технологий. Практически мгновенное распространение информации посредством Интернета привело к коренному изменению восприятия пространства и времени. Использование Интернета как универсального средства создания и транслирования информации, в частности, позволило функционировать онлайн изданиям, интернет-телевидению, другим новейшим средствам коммуникации. Последние достижения в создании и выпуске СМИ в Интернете (интернет-версий газет, журналов, сайтов радиостанций и телевизионных каналов) позволяют с достаточно высокой степенью вероятности утверждать, что мы не только оказались в новом информационном пространстве, но и конструируем новую социальную реальность общества, интересы которого в Интернет-пространстве можно схематично представить в виде двух кругов — внешнего и внутреннего. Внешний «круг» (мое. — А. Г.) образует интересы, связанные с жизнью человека в социуме, с его профессиональной деятельностью, обуславливая наличие общественно-политических и специализированных изданий, а внутренний «круг» заполняет интересы, относящиеся к приватной жизнедеятельности людей. И хотя границы внешнего и внутреннего кругов очерчены не четко, а во многих изданиях они взаимодействуют, нельзя не учитывать их специфику, тем более что именно она определяет культурную специфику, семантику образа того или иного Интернет-издания СМИ.
Анализ сайтов, включающий рейтинговые и качественные параметры, дает возможность для выявления культурных ориентаций общества и их динамики — начиная от социального самочувствия и культурных притязаний до конкретных, а порой и эксклюзивных проявлений интересов аудитории в их устойчивых и изменчивых формах. Именно Интернет-СМИ способны быть не только субъектом формирования «виртуальной культуры», но и выступать в качестве ее важнейшего объекта. Интересно отметить, что исследование особенностей виртуальной культуры показывает, что, с одной стороны, Интернет с его культурным разнообразием, универсализмом и динамикой воспринимается как феномен, а с другой — удовлетворение исторически сложившихся, традиционных потребностей обще-
ства и человека подчеркивают его характеристики в качестве ноумена. Таким образом, новое столетие - это время некоего нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления инновационных моделей культуры информационного общества.
Известный исследователь виртуального пространства А. И. Воронов, говоря о значении Интернет-СМИ на формирование «новой культуры», в частности, замечает, что СМИ «становится культовым учреждением современного общества, главным стрежнем новой мифологии. Результатом этого может стать рождение класса адептов новой информационной культуры, основным лейтмотивом которого будет идея наслаждения информацией» (2). Примером может послужить импровизация Жана Бодрийара (1), описывающая новое общество, которое живет в своей «экзистенции», живет не реальными событиями мира, а их информационными эквивалентами. Такое «информационное» общество доверяет своим переживаниям, страхам, мечтам, сформулированными Интернет-СМИ, больше, нежели реальным событиям, которые могут реально происходить.
Другими словами, современный человек оказывается практически не готовым к применению электронно-информацинных технологий, предлагающих «старый как мир метод имитации истины», что в недалеком будущем грозит формированием нового человека Homo medium, который будет характеризоваться истощенной нервной системой и внутренней безликостью, а также совершенной неспособностью целерационально воспринимать информацию.
Согласно мнению знаменитого писателя и исследователя Э. Тоффлера, из четырех ветвей власти в новом информационном обществе главной становится власть информации. Будущее он видит следующим образом: общество компьютерных пользователей, максимально обезличенных и отдаленных друг то друга. Он же ставит вопрос для информационного общества - что будет, если кто-то выдернет вилку из розетки (6, с. 276-277). Таким образом, человек информационной эпохи оказывается еще более удаленным от реальности, чем человек индустриального мира. Лишенный личного опыта реальности, такой индивидуум, по Тоффлеру, будет управляем не только властью насилия и богатства, но гораздо более стихийными процессами в мировой информационной сети.
В последнее время обозначилась тенденция отождествления виртуальной культуры с общечеловеческой, отражаемая в общественном сознании в целом. Так, исследователь компьютерных технологий Е. В. Ковалевская отмечает, что «изобретение письма, книгопечатания, театра, кино и, наконец, компьютерной реальности - вехи на пути виртуализации нашей жизни, отхода от реальности данного нам мира и выхода в другие (иные) виртуальные реальности» (7, с. 21-24). Ей вторит и коллега Ф. Г. Майленова, которая считает, что «всю духовную жизнь человечества можно представить себе как один огромный виртуальный мир со своими обитателями, иерархией, законами» (3). И, как бы подводя итог, психолог Н. А. Носов утверждает, что в будущем «виртуальная культура имеет все шансы стать полноценной культурой, освоив особый, виртуальный способ понимания и объяснения мира» (5).
Указывая системные характеристики Интернета, в частности Интернет-СМИ, в контексте жизнедеятельности современного общества и личности, исследователи приписывают ему уже свойства масштаба цивилизации: «Это не только средство массовой информации, не только тренажеры и игровые компьютеры, но и структуры, охватывающие большие социальные ниши. Без подключения к сети Интернет современный человек попросту оказывается информационно "обесто-
ченным". Интернет-СМИ, являясь неотъемлемой частью всемирной паутины, само по себе представляет беспрецедентное явление. Правда, апологи Интернет-пространства утверждают, что они продуцирует "виртуальное сообщество людей", превращая тем самым современную реальность в новый тип культуры — "глобальную деревню", где нет границ для коммуникаций» (4).
С появлением более мощных каналов связи, протоколов, серверов Интернет-СМИ осуществляют функции телевидения, почты, кинотеатра теперь уже в интерактивном виде, с использованием видео. Создан даже специальный язык VRML (Virtual Reality Modeling Language) для общения в сети Интернет, по средствам которого в перемещении по виртуальному миру осуществляется не только познавательная, социализирующая, но и прежде всего коммуникативная функция в новом ее качестве. Человек все активнее погружается в мир виртуальной культуры, уже ускоренно переходя от письменной культуры к экранно-электронной, от индустриальной цивилизации к информационной. Интеграция в различные формы виртуальной культуры ведет к распространению практически во всех сферах жизнедеятельности человека Интернет-СМИ.
Исследуя социально-экономические и политические проблемы информационного общества, известный писатель Мануэль Кастельс прежде всего обращает внимание на глобальную экономику и международные финансовые рынки как основные признаки формирующегося нового миропорядка на основе Интернета. Он осуществляет развернутый анализ современных тенденций, приводящих к формированию основ общества, благодаря средствам массовой информации в Интернете, которое он называет «сетевым», или «информационным». Исходя из постулата, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через различные преграды и границы, он рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются одновременно и средством, и результатом глобализации общества. «Именно сети, - утверждает Кастельс, - составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение "сетевой" логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью» (8).
Надо отметить, что Интернет сегодня, несмотря на свою специфику и харизму, выполняет функции медиума, которую прежде технически выполняли только СМИ. Одним из подтверждений факта всевостребованности Интернета являются неологизмы, зафиксированные современным языком. Вслед за словами «юзер», «хакер» и «Е-мэйл», переставшими быть профессиональным жаргонизмом компьютерного сообщества, в общеупотребимую лексику вошли такие термины, как «Рунет», «блог», «блоггер», «трафик», «сообщество», «ЖЖ», «пост», «сетера-тура». А такие сетевые лейблы, как «Яндекс» или «Рамблер», по известности вполне могут конкурировать как с названиями нефтяных компаний, так и с наименованиями популярных производителей соков.
Таким образом, Интернет представляет собой один из наиболее динамично развивающихся феноменов современности. Ценностные ориентации Интернет-пользователей в глобальной сети подвержены трансформациям, что приводит к изменению национального самосознания. Другими словами, в Интернет-среде формируется новый тип личности.
Глобальная компьютерная сеть привлекает общество не только в качестве доступного средства, оптимизирующего процесс получения разнообразных сведений, но, прежде всего, как новая культурная среда, сфера общения, игровой и
даже духовно-продуцирующей деятельности.
Вероятно, именно в информационную эпоху станет возможным реализовать идею единства мирового сообщества. Интернет-коммуникации связывают воедино экономику, науку, культуру различных регионов. Создается ситуация коммуникативной прозрачности, свободного прохождения информационных потоков на глобальном уровне в режиме реального времени. Констатируя новый тип социальной реальности, не предлагает ли Интернет новую империю со своими законами и нормами? Вопрос риторический...
Примечания
1. Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было / Ж. Бодрийяр. - СПб.: Алетейя, 2004.
2. Воронов А. И. Философский анализ понятия виртуальная реальность: дис. ... канд. филос. наук / А. И. Воронов. - СПб., 1999.
3. Майленова Ф. Г. В виртуальном мире современных нравственных ценностей и убеждений / Ф. Г. Майленова // Виртуальные реальности. - М., 1998.
4. Маклюэн М. Understanding Media / М. Маклюэн. - 1964.
5. Носов Н. А. Виртуальная психология / Н. А. Носов. - М., 2000.
6. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М., 1999.
7. Экономика, разработка и использование программного обеспечения ЭВМ: учебник / В.А. Благодатских, М.А. Енгибарян, Е.В. Ковалевская и др. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 288 с.: ил.
8. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: End of Millenium / M. Castells. - Malden; Oxford: Blackwell Publ., 1998.