УДК 33.159.938
Сухачева Н.С.1
СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЕ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы таможенного процесса, охарактеризованного как разновидность правоприменительной деятельности таможенных органов контрольно-надзорного характера.
Ключевые слова: управление таможенным делом, правовой статус участников, кадровая работа, таможенный процесс, таможенные процедуры.
Sukhacheva N.S.
THE ESSENCE AND ORGANIZATION OF MANAGEMENT IN THE CUSTOMS SYSTEM
Abstract. In the article the problems of the customs process is described as a kind of law-enforcement activity of customs bodies of control and Supervisory in nature.
Keywords: management of customs business, legal status of participants, personnel management, customs process and customs procedures.
Понятие «управление» применяется во многих сферах человеческой деятельности и функционировании государства.
Важное место в управлении занимают объект и субъект управления. При этом объект управления - это то, на что направлено управляющее воздействие со стороны таможни как субъекта управления. Также в управлении таможенным делом важными компонентами являются блоки экономики, права, психологии и организации таможенным делом.
Общие признаки производства, так называемого таможенного процесса это:
1. Производство представляет собой совокупность действий (формальностей, операций, процедур), объединенных одной задачей.
2. Являясь частью таможенного процесса, производство «обслуживает» перемещение товаров через таможенную границу.
3. Производство может быть инициировано таможенным органом (например, осуществление таможенного контроля); невластным субъектом (например, подачей предварительной декларации инициируются отношения в рамках таможенного оформления).
4. Производство - модель для развития правоотношений, основанных на материальных и процедурно-процессуальных нормах.
5. Нормы, ограничивающие рамки производства, отражают цель, принципы взаимодействия, а также правовой статус участников производства.
6. Доминирующим участником правоотношений, складывающихся в рамках производств, является публичное лицо - таможенная администрация, ее должностное лицо. Изначально отношения, связанные с перемещением товаров, возникают, как правило, по инициативе невластного субъекта, что отражается и на характере взаимодействия сторон. Оно построено на паритете частных и публичных начал.
7. Производство в динамике - это последовательная смена действий и состояний.
8. Результатом производства является принятие таможенным органом акта управления, имеющего юридическое значение.
Итак, производство таможенного процесса представляет собой единство образующих его единиц: материальных и процессуальных норм, отражающих цель, принципы и гаран-
1 Сухачева Наталья Сергеевна, Старший преподаватель кафедры Мировой экономики и таможенного дела, Северо-Кавказский федеральный университет. Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) в г. Пятигорске, e-mail [email protected], 8(928)347-83-70
Sukhacheva Natalia Sergeevna, the Senior lecturer of cathedraof World economy and customs North-Caucasian Federal University Institute of service, tourism and design (branch) in Pyatigorsk, e-mail e\>geniy_suhachev&mail.ru , 8(928)347-83-70
тии взаимодеиствия, правовой статус участников возникающих правоотношений, а также алгоритм (процедуру) такого взаимодействия. По сути, производство мы рассматриваем не только и не столько в качестве института таможенного права (что бесспорно), сколько в качестве правового режима взаимодействия таможни и иных участников процесса.
Особое место в структуре таможенного процесса занимают таможенные процедуры.
Учитывая динамику процесса, таможенная процедура представляет собой стадию исполнения решения таможни о выпуске товара. С другой стороны, таможенная процедура - это совокупность норм, определяющих порядок совершения действий с товаром [1. с. 68].
На первой стадии уполномоченное лицо собирает доказательства, оценивает их по существу. Поскольку таможенный процесс - сфера «позитивного» правоприменения, роль доказательств по делу играют материалы (документы и сведения, то есть информация), необходимые для вынесения объективного решения в целях определения статуса товара.
На второй - происходит юридическая классификация дела: уполномоченный субъект выбирает соответствующую норму права, проверяет ее юридическую силу, при необходимости обращается и к актам толкования для выяснения особенностей применения нормы к рассматриваемому индивидуально-конкретному делу.
На третьей стадии уполномоченный субъект выносит решение по делу.
Поскольку в рамках процесса таможня решает индивидуально-конкретное дело, можно выделить такие обязательные стадии таможенного процесса:
1. Анализ предварительной информации и квалификация дела (возбуждение дела).
2. Рассмотрение дела.
3. Принятие решения по делу.
4. Исполнение решения.
На примере ввоза товара в коммерческих
целях кратко охарактеризуем названные этапы таможенного процесса.
«Дело об импорте» конкретного товара принимается к рассмотрению в целях контроля за таким перемещением с момента получения предварительной информации о товаре. Таким образом, обязательной стадией процесса является сбор и анализ предварительной информации, полученной от потенциального декларанта, на основании которой дело может быть возбуждено. Если товар фактически не ввезен, таможенный процесс на этой стадии и завершается.
По прибытии и предъявлении товара в зоне таможенного контроля таможня уже не просто анализирует имеющуюся информацию о грузах, а начинает непосредственную проверку достоверности заявленной предварительной информации. Еще одна промежуточная стадия - проверка полученной от перевозчика предварительной информации и сопоставление с информацией декларанта.
На основании анализа предварительной декларации на товар и документов перевозчика дело квалифицируется: таможня осведомлена о цели перемещения и получает представление о возможно] таможенной процедуре, под которую импортер собирается переместить товар. [2. с. 223].
Для вынесения решения по делу необходимы соответствующие действия со стороны декларанта: он подает подтверждающие документы и сведения о товаре. В декларации на товар заявлена таможенная процедура, разрешение на пользование которой заинтересованное лицо желает получить. На стадии выпуска таможня, осуществляя предварительно проверку документальную и/или фактическую (еще одна, но уже обязательная и решающая проверка), рассматривает дело и принимает решение по данному делу.
Таможенные процедуры следует рассматривать в качестве правового режима, действующего в результате исполнения такого акта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Сухачева Н.С. Региональные аспекты развития внешнеэкономических связей и экономической безопасности страны // Потенциал современной науки, 2015. - № 6. - С 67-71.
2. Сухачева Н.С. Современные тенденции развития международных экономических отношении / Материалы Всероссийской научной конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому федеральному округу». Пятигорск. ФГАОУ ВПО «СКФУ» (филиал) в г. Пятигорске. 2013. - Т. 1 (ч. П). - С. 222-225.