Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И МЕСТО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ В ИЕРАРХИИ ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ'

СУЩНОСТЬ И МЕСТО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ В ИЕРАРХИИ ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / СТРАТЕГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / OBJECTIVE / STRATEGY / TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишуткина Н.А., Юрковская Г.И.

В современном мире новой технологической реальности и повсеместного внедрения высоких технологий во все сферы жизнедеятельности человека, особая роль отводится технологической стратегии, поскольку технологическое отставание отдельных предприятий, отраслей создает угрозу экономической безопасности страны. Раскрывается понятие и сущность технологической стратегии, определяются ее место и назначение в иерархии целей и стратегий предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND PLACE OF TECHNOLOGY STRATEGY IN THE HIERARCHY OF OBJECTIVES AND STRATEGIES OF THE ENTERPRISE

In the modern world of the new technological reality and the widespread introduction of high technologies in all spheres of human activity, a special role is assigned to the technological strategy, since the technological lag of individual enterprises, industries poses a threat to the economic security of the country. The article reveals the concept and essence of technological strategy, determines its place and purpose in the hierarchy of goals and strategies of the enterprise.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И МЕСТО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ В ИЕРАРХИИ ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 338

СУЩНОСТЬ И МЕСТО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ В ИЕРАРХИИ ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Н. А. Мишуткина, Г. И. Юрковская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: n_misha94@mail.ru

В современном мире новой технологической реальности и повсеместного внедрения высоких технологий во все сферы жизнедеятельности человека, особая роль отводится технологической стратегии, поскольку технологическое отставание отдельных предприятий, отраслей создает угрозу экономической безопасности страны. Раскрывается понятие и сущность технологической стратегии, определяются ее место и назначение в иерархии целей и стратегий предприятия.

Ключевые слова: цель, стратегия, технология, технологическая стратегия.

THE NATURE AND PLACE OF TECHNOLOGY STRATEGY IN THE HIERARCHY OF OBJECTIVES AND STRATEGIES OF THE ENTERPRISE

N. A. Mishutkina, G. I. Yurkovskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: n_misha94@mail.ru

In the modern world of the new technological reality and the widespread introduction of high technologies in all spheres of human activity, a special role is assigned to the technological strategy, since the technological lag of individual enterprises, industries poses a threat to the economic security of the country. The article reveals the concept and essence of technological strategy, determines its place and purpose in the hierarchy of goals and strategies of the enterprise.

Keywords: objective, strategy, technology, technological strategy.

Отправной точкой деятельности любого предприятия является постановка цели или целей. Эти цели могут быть разными: стать лидером в производстве той или иной продукции, завоевать новые рынки сбыта, выпускать высококачественную продукцию или оказывать услуги с использованием высоких технологий, получать определённый уровень прибыли и др. Для достижения поставленных целей разрабатывается стратегия развития.

Понятие стратегия является не новым, оно прочно вошло в теорию и практику управления предприятием. Первым сформулировал определение этого понятия известный американский исследователь стратегии и структуры предприятия, представитель эмпирической школы менеджмента, Альфред Чандлер, работы которого стали одними из первых в области стратегического управления. Впоследствии многие известные ученые развивали это направление, предлагая свое определение стратегии (см. таблицу) [1].

Стратегия развития предприятия разрабатывается для его адаптации к динамично изменяющимся условиям внешней среды. Основополагающим аспектом формирования стратегии является цель.

У каждого предприятия есть глобальная или корпоративная цель, характеризующая его предназначение, она другими словами называется еще видение или миссия. Этой цели соответ-

Секция «Инновационная экономика и управление»

ствует корпоративная стратегия, описывающая приоритеты и направления развития. Все это представляет вершину пирамиды целей и стратегий предприятия.

Определение понятия «стратегия»

Определение понятия «стратегия» Автор, год

Метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов для достижения этих целей А. Чандлер, 1962

Метод определения конкурентных целей организации Гарвардская школа бизнеса, 1965

Способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней И. Ансофф, 1965 Д. Стейнер, 1977 П. Лоранж, 1977 и др.

Способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны М. Портер, 1980-1985

Последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решений Г. Минцберг, 1987

Способ развития ключевых конкурентных преимуществ организации Г. Хамель, 1989

Набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности А. Томпсон, 1995

Уровнем ниже глобальная цель конкретизируется и детализируется с помощью общей цели развития предприятия. Для ее достижения формируется стратегия бизнеса или деловая стратегия - правила, по которым складываются отношения предприятия с внешней средой, определяющие, какие виды продукции производить, какие технологии использовать, в том числе разрабатывать, куда и кому сбывать продукцию, каким образом добиваться превосходства над конкурентами [2].

На следующем уровне общая цель делится на частные цели развития предприятия. Для их достижения разрабатываются функциональные стратегии - стратегии, которые создаются функциональными подразделениями, отделами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии. Целью функциональной стратегии является поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках деловой стратегии [3]. Функциональных стратегий столько, сколько функциональных подразделений предприятия, в частности: маркетинговая, кадровая, финансово-экономическая, инновационная, технологическая и другие. В условиях перехода отечественной экономики на инновационный путь развития и необходимости технологического прорыва особого внимания заслуживает технологическая стратегия.

Технологическая стратегия относительно новое понятие. Для понимания его сущности стоит выделить две составляющие - это стратегия и технология. Ранее речь уже шла о стратегии, теперь необходимо разобраться с понятием технология. Технология - это совокупность методов и приемов, применяемых на всех стадиях разработки и изготовления определенного вида изделий [4], или это способ преобразования исходных ресурсов в готовую продукцию.

Рассмотрение технологии дает лучшее представление о предприятии, чем анализ его продукции, рынков и производственных процессов. В большей степени прибыль предприятия зависит от качества производимой на нем продукции, а качество продукции в свою очередь зависит от применяемых технологий. Технологии не стоят на месте, чтобы успевать за научно-техническим прогрессом, необходима разработка технологической стратегии развития предприятия. Объектом технологической стратегии является весь комплекс технологий предприятия, как действующих и приобретаемых, так и находящихся в процессе разработки и адаптации; вся производственная и социально-экономическая деятельность, связанная с рациональным изменением этого комплекса [5]. Технологическая стратегия имеет дело с текущими и будущими технологи-

ческими проблемами, это - инструмент управления технологической структурой предприятия, позволяющий рациональным образом достигать корпоративной цели.

Под технологической стратегией предприятия понимается комплекс стратегических решений, определяющих, во-первых, технологический тип предприятия и, во-вторых, тип технологической динамики предприятия [6]. Другими словами, технологическая стратегия - это стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов. Технологическая стратегия состоит в определении позиций предприятия в области исследований и разработок новых технологий и товаров, определении и усилении конкурентных преимуществ за счет владения патентами и ноу-хау, особенностей в работе с лицензиями при их покупке и продаже [7].

При формировании технологической стратегии особое значение приобретает учет конкурентных позиций предприятия, в частности, учет товаров-заменителей - изделий, которые разрабатываются по совершенно иной технологии, чем выпускаемые предприятием сейчас, но удовлетворяющие сходные функциональные потребности покупателя.

Таким образом, технологическая стратегия - это одна из функциональных стратегий предприятия, отвечающих за эффективное поведение функционального подразделения, а именно производства, в рамках деловой стратегии для достижения общей цели предприятия. Технологическая стратегия, как одна из составляющих функциональных стратегий развития предприятия должна действовать взаимосвязано и гармонично с остальными функциональными стратегиями, их согласованная деятельность должна быть направлена на достижение единых конечных результатов, то есть глобальной цели предприятия.

Библиографические ссылки

1. Чернышев М. А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления. Ростов-н/Д : Феникс, 2009. 506 с.

2. Понятие стратегии. Классификация стратегий. Выбор стратегии [Электронный ресурс]. URL: http://www.ereport.ru/articles/strplan/strategy.htm (дата обращения: 01.03.2018).

3. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]. URL: http://econom-lib.ru/2-10.php (дата обращения: 15.02.2018).

4. Наукоемкие отрасли и производства: оценка эффективности развития и влияние на экономику [Электронный ресурс]. URL: https://works.doklad.ru/view/NHWgOxwfpGY/all.html (дата обращения: 01.03.2018).

5. Хэмел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее: создание рынков завтрашнего дня : пер. с англ. М. : Олимп-Бизнес, 2002. 288 с.

6. Стратегии бизнеса: аналитический справочник [Электронный ресурс]. URL: http://www. aup.ru/books/m71/4_4.htm (дата обращения: 15.02.2018).

7. Функциональный аспект корпоративной стратегии [Электронный ресурс]. URL: http:// studbooks.net/1357325/menedzhment/tehnologicheskaya_strategiya (дата обращения: 19.02.2018).

© Мишуткина Н. А., Юрковская Г. И., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.