Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ'

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ВСЕОБЪЕМЛЕМОСТЬ / БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашова И.В., Дорожкина Т.В.

В статье рассматривается сущность и понятие управленческого контроля. Приводятся различные классификации контроля. Выделены подходы, с помощью которых осуществляется контроль за деятельностью организации. Представлено значение эффективного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND CLASSIFICATION OF MANAGEMENT CONTROL

The article deals with the essence and concept of management control. Various classifications of control are given. The approaches with the help of which the control over the activities of the organization is carried out are highlighted. The importance of effective control is presented.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ»

УДК зз0

Кондрашова И.В.

студент Дорожкина Т.В., к.э.н.

доцент

кафедра таможенного дела Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Институт управления, бизнеса и технологий

Россия, г. Калуга

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО

КОНТРОЛЯ

Аннотация: В статье рассматривается сущность и понятие управленческого контроля. Приводятся различные классификации контроля. Выделены подходы, с помощью которых осуществляется контроль за деятельностью организации. Представлено значение эффективного контроля.

Ключевые слова: контроль, система контроля, организация, всеобъемлемость, бюрократический подход, децентрализованный подход.

Kondrashova I. V.

student

Kaluga state University named after him. K. E. Tsiolkovsky

Russia, Kaluga Dorozhkina T. V.

associate Professor of the Department of customs Affairs, candidate of

economic Sciences

Kaluga state University named after him. K. E. Tsiolkovsky Institute of management, business and technology

Russia, Kaluga

THE NATURE AND CLASSIFICATION OF MANAGEMENT

CONTROL

Abstract: The article deals with the essence and concept of management control. Various classifications of control are given. The approaches with the help of which the control over the activities of the organization is carried out are highlighted. The importance of effective control is presented.

Keywords: control, control system, organization, comprehensiveness, bureaucratic approach, decentralized approach.

Не смотря на то, что в теории менеджмента контроль был выделен как одна из основных функций еще в начале 20 века, именно он относится к наименее изученной сфере управленческой деятельности. Наиболее часто в практической деятельности контроль рассматривается, с одной стороны, как директивная деятельность, направленную на обеспечение дисциплины сотрудников, а с другой - как к подсистема учета, отчетности и статистики.

Однако быстрая смена условий хозяйственной деятельности, существование кризисных явлений в жизни как отдельного предприятия, так и экономики в целом, показали совершенствования управленческих аспектов и построения эффективных систем управленческого контроля. [3]

Существует множество определений понятия «контроль», но стоит выделить основное: контроль - это управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта в заданные моменты, а также это процесс, направленный на обнаружение количественных и качественных отклонений от запланированных показателей. О количественном отклонении говорят, когда задание выполняется, но недостаточно хорошо. Качественные отклонения имеют место тогда, когда задание не выполняется. [1]

Сравнивая достигнутые результаты с поставленными целями, отвечая на вопрос «Насколько организация продвинулась к запланированным целям?», начальству предоставляется возможность оценить, где организация имела положительный результат, а где нет. В этом случае руководство получает возможность достаточно быстро приспособить организацию к развивающимся требованиям окружающей внешней среде и обеспечить хорошие темпы продвижения к основным целям организации.

Таким образом, основной функцией контроля является управление результатами работы определенных действий в организации. Необходимость контроля заключается в обнаружении проблем заранее, чем они могли бы нанести ущерб организации. Следовательно, важнейшая причина необходимости контроля заключается в том, что всякая организация должна иметь способность своевременно замечать свои ошибки и исправлять их до того, как они нанесут ущерб в достижении целей организации.

Можно выделить важнейшую особенность контроля -всеобъемлемость, то есть каждый руководитель, независимо от своей должности должен проводить контроль как органическую часть должностных обязанностей, не смотря на то, что ему могли не поручать заданий. Необходимо отметить, что особое свойство контроля заключается в его неразрывности с другими функциями управления. Управленческая деятельность от момента постановки цели и до определения эффективности ее достижения пронизана контролем.

Можно отметить два противоположных подхода к организации системы контроля: бюрократический и децентрализованный. В каждом из них присутствуют плюсы и минусы. Выбор подхода зависит от объективных факторов, к ним можно отнести: условия функционирования организации, внутренние ее особенности, организационная культура, и от субъективных факторов, это: предпочтения высшего руководства, относительно методов контроля. Черты каждого подхода позволяют руководству приобрести информацию для формирования политики в области контроля.

Бюрократический контроль образуется на иерархии власти и предполагает систему прямого иерархического контроля, представляющего скопление контрольных полномочий на более высоких уровнях управления.

Сотрудники более низких рангов из процесса управления контролем исключаются.

Децентрализованный контроль образуется на целостной, строго корпоративной (организационной) культуре. Высококвалифицированные, хорошо мотивированные, сотрудники не испытывают потребность в нормативных указах, строгом регулировании деятельности. Распространение обязанностей гарантируют привлечение сотрудников в процесс контроля.

При попытке создания классификации контроля, необходимо выделить основные критерии: масштаб реализуемых мероприятий, сроки проведения, виды, формы и содержание или объем решаемых вопросов.[2]

Например, при определении стратегического контроля базовым критерием становится задача оценивания и регулирования деятельности организации с точки зрения осуществления его долгосрочных целей и связь с внешней средой. Такой контроль не нацелен на установление того, верно или неверно выполняется реализация стратегии. Его задача состоит в понятии того, сможет ли реализация стратегии помочь достигнуть заданных целей. Она же определяет систему стратегического контроля.

Тактический контроль направлен на анализ осуществления тактических задач организации, которые непрерывно связанны с их стратегией. Он выполняется как в целом по организации, так и по ее подразделениям. Тактический контроль преобладает на уровне фирм или отделений. Он концентрирует главное внимание на улучшении конкурентной позиции предприятия. В процессе данного контроля отслеживается доля и издержки рынка.

Оперативный контроль выполняется каждый день и по периодам, характерным для оперативного планирования.

Оперативный и тактический контроль характерны для функционального уровня, где ежедневно или еженедельно прослеживаются показатели функционирования. К ним относятся: количество выполненных заказов, число рекламация и так далее.

Если нам важен аспект системности или плановости, то мы можем говорить о плановом контроле или внезапном. Первый реализуется в соответствии с прежде принятыми решениями руководителей для проверки соотношения деятельности организации и подразделений на конечных или предпоследних этапах работ. Данный контроль имеет как положительные аспекты, так и отрицательные. Положительные: наличие времени на подготовку к контролю, прогнозируемость результатов, определенность целей проверки. Отрицательные: возможность маневра ресурсами в ущерб остальным видам деятельности для улучшения результатов проверяемых параметров.

Внезапный контроль нужен для получения объективной информации о состоянии дел на данный момент времени. Положительным фактором, обеспечивающим эффективность контроля, является неожиданность. А отрицательным фактором является его недостаточная подготовка и

реализация.

По видам контроль бывает предварительный, текущий и заключительный. Они между собой схожи по способу проведения, так как они имеют одну и ту же цель: содействие тому, чтобы фактически полученная информация была максимально приближена к требуемой. Единственным различием между данными видами контроля является время их осуществления.

Организации используют предварительный контроль в трех направлениях[3]:

1. Человеческие ресурсы;

2. Материально - технические ресурсы;

3. Финансовые ресурсы;

В сфере человеческих ресурсов предварительный контроль реализуется с помощью тщательного анализа деловых и профессиональных качеств людей, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей, и подбора самых подготовленных и квалифицированных кадров.

В сфере материально - технических ресурсов предварительный контроль проводится на основе формирования стандартов, минимально разрешенных уровней качества и осуществление физических проверок соответствия поступающих и используемых материально - технических средств предъявляемым требованиям.

Предварительный контроль в сфере финансовых ресурсов осуществляется для проверки расходования финансовых средств в соответствии с закрепленным финансовым планом.

Текущий контроль реализуется в процессе проведения работ или реализации планов. Сутью данного контроля является мониторинг текущей деятельности на ее соответствие установленным требованиям. Своевременность является основным принципом реализации данного контроля. Время действия этого контроля должно быть рассчитано таким образом, чтобы на основании полученной информации успеть до окончания работ провести нужные корректировки и получить желаемый результат. Текущий контроль базируется на обратной связи. Когда начальник непосредственно может указать на совершенные ошибки сотрудников, для их корректировок. [4]

Заключительный контроль проводится только тогда, когда вся работа выполнена. Его главная задача заключается в получении информации о результатах проделанной работы. Этот вид контроля предоставляет данные о качестве разработки стратегии, допущенных ошибках и просчетах, позволяет выявить проблемы и возможные пути их разрешения в дальнейшем.

Внутренний контроль осуществляется организацией самостоятельно, без влияния внешних факторов.

Внешний контроль осуществляется контрольными органами, то есть вышестоящими подразделениями.

Полный контроль охватывает всю деятельность организации и ее подразделений по всем критериям, определяющим эффективность функционирования. Этот контроль помогает извлечь максимум недоработок в деятельности фирмы и предпринять эффективные и действенные меры для их устранения. Для этого требуется большое количество времени и ресурсов.

Выборочный контроль используется для того, чтобы проверить самые главные аспекты деятельности организации и ее подразделений. При этом проверяются самые главные показатели деятельности, которые влияют на успех первоначальных целей и задач в этой организации.

Система контроля в организации определенна эффективностью ее функционирования. Хорошо разработанные, но недостигнутые планы (из -за низкого уровня состояния контроля) не дают положительного эффекта, а только наносят ущерб, как организации, так и каждому сотруднику отдельно.[5]

Тенденции развития общества, экономики и менеджмента обусловливают изменение их культуры и философии, что приводит к изменениям стратегий, систем и технологий контроля, уменьшению контрольных процедур, смягчению характера применяемых методов. При этом возникает особая ответственность контроля за сбалансированную работу всех подсистем системы управления, что является условием эффективного менеджмента. Переоценить эту функцию невозможно. Ведь своевременно выявить проявление системных изменений, рисковых факторов в работе организации, а также стимулировать в системе управления процессы бизнес-адаптации может эффективная система контроля.

Использованные источники:

1. Бондарева, А.В. Общий и таможенный менеджмент : учебное пособие / А.В. Бондарева, И.Н. Зубченко. - СПб. : Троицкий мост, 2013. - 450 с.

2. Попов, А.А. Общий менеджмент: учебное пособие / А.А. Попов, Д.А. Попов.— Саратов : Ай Пи Эр Меди, Оренбургский филиал РАНХиГС, 2016. - 567 с.

3. Муллахметов Х.Ш. Управленческий контроль в современных условиях: подходы к формированию системы контроля // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2015. №4 (14). URL: https://cyberlemnka.ra/artide/n/upravlencheskiy-kontrol-v-sovremennyh-usloviyah-podhody-k-formirovaniyu-sistemy-kontrolya (дата обращения: 26.09.2018).

4. Мумладзе Р.Г. Основы экономики, менеджмента и маркетинга : учебное пособие / Р.Г. Мумладзе, В.С. Парамонов, Н.И. Литвина. - М. : РУСАЙНС, 2016. - 352 с.

5. Чумак, Т. Г. Менеджмент: учебное пособие / Чумак Т. Г. - Волгоград : Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2014. - 136 с.

6. Ультан, С. И. Менеджмент : учебное пособие / С. И. Ультан. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2016. - 412 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.