Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА ГАЗЕТЫ'

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА ГАЗЕТЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
259
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / ЗАГОЛОВОК / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС / СМИ / ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Краснокутская М.А.

В данной статье рассматривается сущность и основные функции такого понятия как заголовочный комплекс. Принципиальное значение лингвистического изучения данного явления и его актуальность очевидны, в виду того, что, несмотря на значительное развитие таких средств массовой информации как радио и телевидение, газета все еще остается важным источником информации и контента в буднях современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND FUNCTION OF THE NEWSPAPER HEADLINE COMPLEX

This paper examines the nature and main functions of the concept of the headline complex. The fundamental importance of the linguistic study of this phenomenon and its relevance is obvious, given that, despite the significant development of mass media such as radio and television, the newspaper is still an important source of information and content in the everyday life of modern society.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА ГАЗЕТЫ»

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА ГАЗЕТЫ

М.А. Краснокутская, студент Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-4-137-139

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность и основные функции такого понятия как заголовочный комплекс. Принципиальное значение лингвистического изучения данного явления и его актуальность очевидны, в виду того, что, несмотря на значительное развитие таких средств массовой информации как радио и телевидение, газета все еще остается важным источником информации и контента в буднях современного общества.

Ключевые слова: заголовочный комплекс, заголовок, лингвистический статус, СМИ, текст.

Современное общество трудно представить без средств массовой информации. Роль СМИ в наше время настолько огромна, что их то и дело именуют новым органом власти. При этом одной из старинных форм СМИ была и остается пресса, играющая немалую роль в культурной и политической жизни страны.

Неотъемлемым и важным элементом газетных статей считается заголовок. Ряд исследователей утверждают, что заголовочный комплекс является фактором, определяющим либо успех, либо провал материала. Предшествуя тексту, заголовочный комплекс дает некоторую информацию о содержимом публицистического материала. При этом заголовочный комплекс носит эмоциональный характер, пробуждающий интерес читателя и привлекающий его внимание.

Заголовочный комплекс является индивидуальным элементом текста, которому присуща двойственная природа. С одной стороны, заголовочный комплекс - это достаточно самостоятельная составная часть текста, которая может быть прочитана отдельно от него, благодаря этому заголовок расценивается как речевой элемент, существующий за пределами текста и обладающий определенной самостоятельностью. С другой стороны, заголовочный комплекс служит элементом структуры материала, который тесно связан с текстом и может являться в полной мере понятным только после восприятия целого текста.

Совместно с текстом заголовок образует архитектонику публицистического произведения. Заголовочный комплекс и текст связаны логическими отношениями. В связи с двойственной природой заголовочного комплекса его изучение происходит с позиции структурного и психологического аспектов. Поэтому особо важно отметить значимость соотношения заголовочного комплекса и текста [1].

Кулаков А.Н. описывал заголовок как нечто стоящее во главе текста, отделенное от него небольшим пространством, что делает возможным его независимое функционирование в роли самостоятельной речевой единицы [2]. У заголовочного комплекса, как у структурного компонента текста, есть ряд автономных функций. Одной из них является функция изображения отношения автора текста к предмету речи. Заголовок также выполняет и другие функции, к примеру, функцию привлечения внимания как к конкретной статье, так и к газете в целом.

Как уже было сказано выше, заголовочный комплекс, предшествуя тексту, дает информацию о содержании текста и мотивирует потребителя читать статью. Важность заголовка при воздействии на потребителя обусловлена тем, что он принимает сильную с коммуникативной точки зрения позицию. Как следствие А.Н. Кулаков выделяет разъяснительную функцию заголовка, с помощью которой читателю сообщается содержание данной статьи [2].

В большинстве случаев заголовочный комплекс представляет собой предельно сокращенные и лаконичные фразы, с опущением прочих семантических элементов. Также стоит отметить, что заголовки образуются, чаще всего, на основе общепринятой лексики и простых грамматических средств.

А.Н. Назайкин описывает заголовочный комплекс как самостоятельный лингвистический феномен, во многом отличающийся от прочих элементов системы. Исследователь полагает, что заголовок произведения имеет тесную связь с его содержанием и передает идейно-тематическую составляющую озаглавливаемого текста [3].

Основываясь на исследованиях специалистов, мы можем говорить о множестве функций заголовочного комплекса, а также выделить среди них самые основные: номинативная, прагматическая и информативная.

Номинативная функция заголовка заключается в том, что заголовочный комплекс озаглавливает текст. То есть заголовок, являясь самостоятельной синтаксической структурой, позволяет нам идентифицировать текст и разделить газету на отдельные публикации.

Информативная функция в свою очередь отражается в том, что заголовок в краткой форме излагает основное содержание текста. Так заголовочный комплекс привлекает внимание читателя к тексту, вкратце излагая суть, при этом необходимость читать данный материал может пропасть [4].

Осуществляя прагматическую функцию, заголовок вовлекает потребителя характерной внешней и внутренней формой.

восприятие текста и вызывает у читателя, чаще всего, интерес, замешательство, изумление, негодование, беспокойство и другие эмоции. В связи с этим, прагматическая функция приобретает свою актуальность и востребованность в периоды волнений и изменений в политике, экономике и социальной сферах какой-либо страны.

Заголовочный комплекс - это лингвистический феномен, для раскрытия сущности которого нужно определить его лингвистический статус.

Большое количество исследователей-лингвистов рассматривали заголовочный комплекс с точки зрения теории предложения, а также изучали вопрос его синтаксического статуса. Лингвист В.Г. Адмони, к примеру, как и большинство его коллег, относит заголовок к предложению [5].

Часть ученых не только не относят заголовок к предложению, но и в целом не считают их синтаксическим изысканием. А.С. Подчасов исследовал заголовок в соответствии с его коммуникативными функциями [6].

Подводя итог, мы можем сказать, что, лингвистический статус заголовочного комплекса устанавливается путем трактовки его как единицы коммуникативного единства. Заголовочный комплекс - это текст, лингвистический статус которого представляет собой статус коммуникативной организации смысла, при этом заголовочный комплекс сам по себе является предложением, выполняющим функцию коммуникации. Именно заголовок побуждает читателя либо прочитать газету, либо отказаться от ее прочтения, выполняя при этом номинативную, информативную и прагматическую функции.

Заголовочный комплекс влияет на общее

Библиографический список

1. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М., 2002. - 85 с.

2. Кулаков А.Н. Заголовок и его оформление в газете. - Л., 2005 - 132 с.

3. Назайкин А.Н. Рекламный текст в современном СМИ. - М., 2007. - 46 с.

4. Солганик Г.Я. Язык и стиль средств массовой информации. - М., 1997. - 193 с.

5. Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. - М., 2003. - 235 с.

6. Подчасов А.С. Дезориентирующие заголовки в современных газетах. - М.: 2001. -28 с.

THE NATURE AND FUNCTION OF THE NEWSPAPER HEADLINE COMPLEX

M.A. Krasnokutskaya, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This paper examines the nature and main functions of the concept of the headline complex. The fundamental importance of the linguistic study of this phenomenon and its relevance is obvious, given that, despite the significant development of mass media such as radio and television, the newspaper is still an important source of information and content in the everyday life of modern society.

Keywords: headline complex, headline, linguistic status, media, text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.