Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / КРЕДИТ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова М.В.

Развитие и финансовая устойчивость любого предприятия зависит от множества составляющих. Одним из которых выступает формирование и реализация кредитной политики. В статье рассматривается сущность кредитной политики и ее значение для предприятия, основные составляющие и этапы формирования. Определено, что от эффективности проведения кредитной политики зависит рост доходности предприятия и ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, а также финансовая устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND FORMATION OF CREDIT POLICY IN THE PROCESS OF ENTERPRISE DEVELOPMENT

The development and financial stability of any enterprise depends on many components. One of which is the formation and implementation of credit policy. The article examines the essence of the credit policy and its significance for the enterprise, the main components and stages of formation. It is determined that the effectiveness of the credit policy depends on the growth of the profitability of the enterprise and the acceleration of the turnover of accounts receivable, as well as financial stability.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ

РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

М.В. Борисова, магистрант

Научный руководитель: П.В. Панькин, канд. экон. наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Россия, г. Елец)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-7-12-14

Аннотация. Развитие и финансовая устойчивость любого предприятия зависит от множества составляющих. Одним из которых выступает формирование и реализация кредитной политики. В статье рассматривается сущность кредитной политики и ее значение для предприятия, основные составляющие и этапы формирования. Определено, что от эффективности проведения кредитной политики зависит рост доходности предприятия и ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, а также финансовая устойчивость.

Ключевые слова: кредитная политика, кредит, дебиторская задолженность, финансовая устойчивость, платежеспособность.

В современных условиях развития экономики России с учетом аспектов рыночной экономики для предприятий актуальным становится проблема минимизации рисков при реализации продукции, выполнении работ и оказании услуг с применением отсрочки платежа. Экономический кризис и невысокий уровень платежеспособности предприятий способствует росту размера различного рода задолженностей, что негативным образом сказывается на финансовой составляющей предприятия и эффективности его функционирования.

Для развития любого предприятия необходимо эффективное использование имеющихся у него ресурсов, которые включают в себя материальные, нематериальные (технологии, ноу-хау, деловая репутация и т.п.), трудовые (человеческие), информационные и финансовые. Наиболее важными ресурсами, пронизывающие все процессы функционирования предприятия, которые в конечном итоге формируют финансовые результаты, выступают финансовые ресурсы.

Процесс управления финансовыми ресурсами входит в разработку и реализацию финансовой политики предприятия, которая включает в себя учетную и налоговую политику, ценовую политику, инвестиционную политику, дивидендную политику,

амортизационную политику и кредитную политику.

Исходя из того, что главной задачей любого коммерческого предприятия является получение прибыли, руководству предприятия и экономическим службам необходимо обеспечить снижение как кредиторской, так и дебиторской задолженности, которые при тенденции роста способствуют снижению финансовой устойчивости предприятия [4].

Важным направлением роста конкурентоспособности предприятия, объема продаж и привлечения клиентов является продажа товаров в кредит. Таким образом товар будет находиться в залоге у продавца до момента полной оплаты товара, а распоряжаться таким товаров покупатель может только с согласия продавца, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Кроме этого, для предприятий объектами кредитования могут выступать оборотные средства (на авансируемые работы) и заработная плата сотрудников (авансовые платежи на определенные виды работ).

Совокупность инструментов, используемых для эффективной деятельности в вопросах коммерческого кредитования, представляет собой кредитную политику предприятия. Кредитная политика является частью финансового менеджмента и

главной его составляющей - управление дебиторской задолженности. Основной целью реализации кредитной политики предприятия является максимизация чистых денежных поступлений (показателей финансовых результатов) и компенсирование кредиторской и дебиторской задолженности [6]. В процессе разработки кредитной политики выделяют следующие последовательные задачи:

- формирование условий предоставления коммерческих кредитов на основании соотношения уровня их риска и доходности;

- разработка оптимальной процедуры выдачи коммерческих кредитов для обеспечения субъективности и минимизации человеческого фактора;

- обеспечение конкурентоспособности выдаваемых коммерческих кредитов;

- разработка ограничений для минимизации кредитного риска;

- поддержание гибкости для решения задач взыскания дебиторской задолженности [2].

Процесс формирования кредитной политики включает в себя следующие основные этапы [3] (рисунок).

определение состава дебиторской задолженности

оценка кредитоспособности дебиторов

разработка сроков отсрочки платежа

анализ влияния креднтнон политики на производство

ф ормпр о ва н п е сп ст еыът взыска -нпя долгов

формирование штрафных санкций за просрочку платежа

разработка стратегии заключения контрактов

Мониторинг дебиторской задолженности

Учет возникновения и погашения дебиторской задолженности

Разработка путей сокра-щення дебиторской задолженности для должников н процедур их погашения

Рис. Этапы формирования кредитной политики

Таким образом, главной задачей проведения финансовой стратегии предприятия является принятие кредитной политики, направленной на рост количества покупателей и увеличение объема продаж. Это достигается путем смягчения кредитной политики, предоставления персональных скидок и пролонгации соглашений по оплате за отгруженную продукцию. Однако расширение данного направления способствует также росту кредиторской и дебиторской задолженности, что в значительной степени ухудшает финансовое состояние предприятия [5].

Для проведения эффективной кредитной политики предприятию необходимо проводить анализ дебиторской задолженности в целях определения платежеспособности покупателей и дифференциации сроков задолженности [1], а также анализ кредиторской задолженности для ее оптимизации и сокращения.

Все это будет способствовать оптимизации кредитной политики, повышению эффективности деятельности предприятия и финансовой устойчивости.

Библиографический список

1. Бджола В.Д. Формирование кредитной политики предприятия / В.Д. Бджола, Э.Г. Джафаров // Аспирант. - 2017. - № 1 (27). - С. 29-31.

2. Коваленко Е.В. Совершенствование кредитной политики предприятия / Е.В. Коваленко, С.И. Зорина // E-Scio. - 2017. - № 4 (7). - С. 6-14.

3. Кузнецов Р.О. Особенности формирования кредитной политики предприятия на современном этапе / Р.О. Кузнецов // Экономика. Управление. Образование. - 2018. -№ 3 (6). - С. 64-66.

4. Миронова Н.А. К вопросу о кредитной политике предприятия / Н.А. Миронова // Вектор экономики. - 2018. - № 3 (21). - С. 51.

5. Романова И.В. Опросы влияния кредитной политики на экономическую устойчивость предприятия / И.В. Романова, Р.Л. Захарова // Polish Journal of Science. - 2019. -№ 22-3 (22). - С. 41-44.

6. Санташева А.С. Особенности кредитной политики производственных предприятий в современных условиях / А.С. Санташева, В.М. Багинова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. - 2022. - № 35. -С. 639-643.

7. Шатковская Е.Г. Кредитная политика хозяйствующего субъекта / Е.Г. Шатковская, Н.С. Пионткевич // Теория и практика мировой науки. - 2016. - № 4. - С. 54-56.

THE ESSENCE AND FORMATION OF CREDIT POLICY IN THE PROCESS

OF ENTERPRISE DEVELOPMENT

M.V. Borisova, Graduate Student

Supervisor: P.V. Pankin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Bunin Yelets State University (Russia, Yelets)

Abstract. The development and financial stability of any enterprise depends on many components. One of which is the formation and implementation of credit policy. The article examines the essence of the credit policy and its significance for the enterprise, the main components and stages of formation. It is determined that the effectiveness of the credit policy depends on the growth of the profitability of the enterprise and the acceleration of the turnover of accounts receivable, as well as financial stability.

Keywords: credit policy, credit, accounts receivable, financial stability, solvency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.