Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА «ИНТОНИРОВАНИЕ» КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ'

СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА «ИНТОНИРОВАНИЕ» КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интонация / интонирование / культура интонирования / обучение / образование / музыка / звук / рефлексия / коммуникация / диалог / исполнительство / философия / эстетика / искусство / intonation / intonation / intonation culture / training / education / music / sound / reflection / communication / dialogue / performance / philosophy / aesthetics / art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чэнь Баолэй

В статье рассматривается история эволюции понятий «интонирование» и «культура интонирования» в контексте историко-культурных трансформаций и философско-эстетического дискурса. В рамках исследования данной проблематики автор обращается к ключевым эпохам и очагам культуры, определившим развитие человечества, таким как Древняя Греция, Древний Восток, Индия, Китай, Европа начала XVIII–XIX веков. Выявляются особенности понимания рассматриваемых понятий в тех или иных культурах, их различия и место в духовной и социально-политической жизни общества. Культура интонирования рассматривается как составная часть художественной техники, интегрированная, в свою очередь, в игровой процесс музыканта в результате взаимодействия целого ряда компонентов. Взаимосвязь этих компонентов, корректируемых индивидуальными особенностями личности музыканта-исполнителя, создаёт, с одной стороны, высокий интегративный уровень функционирования комплекса интонационно-выразительных средств, а с другой – повышает эффективность художественного звуковыражения в процессе исполнения музыки. Констатируется, что повышающиеся стандарты соответствия и требования, предъявляемые к музыкантам-исполнителям, подразумевают наличие глубинного понимания законов художественного творчества и его детерминант. Автор выстраивает анализ данного явления с опорой на доминанты, определившие их современное понимание, приводит данные, подтверждающие правомерность выводов из различных областей научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE PHENOMENON OF “INTONATION” AS A REFLECTION OF THE INTONATION-EXPRESSIVE CONTENT OF MUSIC

The article examines history of evolution of concepts “intonation” and “intonation culture” in the context of historical and cultural transformations and philosophical and aesthetic discourse. As part of the study of this problem, the author refers to the key epochs and centers of culture that determined the development of mankind, such as Ancient Greece, the Ancient East, India, China, Europe of the early XVIII-XIX centuries. The peculiarities of understanding the concepts under consideration in various cultures, their differences and place in the spiritual and socio-political life of society are revealed. The culture of intonation is considered as an integral part of artistic technique, integrated, in turn, into the musician’s gameplay as a result of the interaction of a number of components. The interrelation of these components, adjusted by the individual characteristics of the personality of the musician-performer, creates, on the one hand, a high integrative level of functioning of the complex of intonation-expressive means, and on the other hand, increases the effectiveness of artistic sound expression in the process of music performance. It is stated that the increasing standards of conformity and the requirements imposed on musicians-performers imply the presence of a deep understanding of the laws of artistic creativity and its determinants. The author builds an analysis of this phenomenon based on the dominants that determined their modern understanding, provides data confirming the validity of conclusions from various fields of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА «ИНТОНИРОВАНИЕ» КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ»

мышечным тонусом губ. Хорошим средством корректировки интонации является использование рациональной вспомогательной аппликатуры. При этом исполнитель должен знать, что вспомогательная аппликатура отличается от основных комбинаций пальцев. Она образуется с помощью замены одной аппликатуры другой или при частичном добавлении к основной аппликатуре дополнительных клапанов, рычагов, вентилей. Вспомогательный вид аппликатуры удобно использовать при игре мелодических украшений, особых эффектов, а также при извлечении интервалов, выходящих за рамки темперированного строя. Нужно учитывать, что на звуковысотное интонирование заметное влияние оказывают мундштуки, трости, эсы, подбор которых всегда индивидуален. Впрочем, для совместной игры в ансамбле, оркестре музыканты должны провести тщательную интонационную настройку, основательно разыгравшись перед этой процедурой.

Как мы выяснили, китайским студентам-духовикам (уровня бакалавриата) требуется немало усилий для адаптации к условиям вузовского обучения, чтобы вникнуть в суть образовательного процесса и в особенности проведения самоБиблиографический список

стоятельной работы, понять взаимосвязь учебно-познавательной деятельности с исполнительской практикой, качественным проявлением которой является интонационно-выразительная сфера игры. Культура интонирования, заполняя собой весь исполнительский процесс музыканта-духовика, является малоизученным предметом исследования. Данная ситуация потребовала должного структурирования: разделение процесса на компоненты и отдельные элементы в соответствии с целями, задачами и внутренней логикой педагогического сопровождения китайских студентов-духовиков. Предложенная структурная модель развития культуры интонирования определила вектор с соответствующим дозированием музыкально-учебной деятельности китайских студентов в адаптационный период их обучения. В этом видится теоретическая значимость исследования. Также есть все основания указать на практическую значимость исследуемого вопроса: она состоит в прогностическом управлении исполнительским процессом музыканта-духовика - функциональным взаимодействием всех компонентов двигательной и художественной техники.

1. Юйяо У Гуманитарный аспект отношений Китая и России как важный компонент стратегического партнерства. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2020; Vol. 19; № 3: 699-714.

2. Теоретико-методологические аспекты подготовки обучающихся Китайской народной республики в условиях высшего музыкально-педагогического образования: монография. Москва: МПГУ 2022.

3. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. Москва: Музыка, 1988.

4. Докшицер Т. А. Из записной книжки трубача. Москва: Радуница, 1995.

5. Леонов В.А. Основы теории исполнительства и методики обучения игре на духовых инструментах: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2010.

References

1. Yujyao U. Gumanitarnyj aspekt otnoshenij Kitaya i Rossii kak vazhnyj komponent strategicheskogo partnerstva. VestnikRossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii. 2020; Vol. 19; № 3: 699-714.

2. Teoretiko-metodologicheskie aspekiy podgotovki obuchayuschihsya Kitajskoj narodnoj respubliki v usloviyah vysshego muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. Moskva: MPGU, 2022.

3. Nazajkinskij E.V. Zvukovoj mir muzyki. Moskva: Muzyka, 1988.

4. Dokshicer T.A. Iz zapisnoj knizhki trubacha. Moskva: Radunica, 1995.

5. Leonov V.A. Osnovy teorii ispolnitel'stva i metodiki obucheniya igre na duhovyh instrumentah: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RGK im. S.V. Rahmaninova, 2010.

Статья поступила в редакцию 27.03.23

УДК 378.4

Chen Baolei, postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: 515065@qq.com

THE ESSENCE OF THE PHENOMENON OF "INTONATION" AS A REFLECTION OF THE INTONATION-EXPRESSIVE CONTENT OF MUSIC. The article examines history of evolution of concepts "intonation" and "intonation culture" in the context of historical and cultural transformations and philosophical and aesthetic discourse. As part of the study of this problem, the author refers to the key epochs and centers of culture that determined the development of mankind, such as Ancient Greece, the Ancient East, India, China, Europe of the early XVIII-XIX centuries. The peculiarities of understanding the concepts under consideration in various cultures, their differences and place in the spiritual and socio-political life of society are revealed. The culture of intonation is considered as an integral part of artistic technique, integrated, in turn, into the musician's gameplay as a result of the interaction of a number of components. The interrelation of these components, adjusted by the individual characteristics of the personality of the musician-performer, creates, on the one hand, a high integrative level of functioning of the complex of intonation-expressive means, and on the other hand, increases the effectiveness of artistic sound expression in the process of music performance. It is stated that the increasing standards of conformity and the requirements imposed on musicians-performers imply the presence of a deep understanding of the laws of artistic creativity and its determinants. The author builds an analysis of this phenomenon based on the dominants that determined their modern understanding, provides data confirming the validity of conclusions from various fields of scientific knowledge.

Key words: intonation, intonation, intonation culture, training, education, music, sound, reflection, communication, dialogue, performance, philosophy, aesthetics, art

Чэнь Баолэй, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: 515065@qq.com

СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА «ИНТОНИРОВАНИЕ»

КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО

СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ

В статье рассматривается история эволюции понятий «интонирование» и «культура интонирования» в контексте историко-культурных трансформаций и философско-эстетического дискурса. В рамках исследования данной проблематики автор обращается к ключевым эпохам и очагам культуры, определившим развитие человечества, таким как Древняя Греция, Древний Восток, Индия, Китай, Европа начала XVIII-XIX веков. Выявляются особенности понимания рассматриваемых понятий в тех или иных культурах, их различия и место в духовной и социально-политической жизни общества. Культура интонирования рассматривается как составная часть художественной техники, интегрированная, в свою очередь, в игровой процесс музыканта в результате взаимодействия целого ряда компонентов. Взаимосвязь этих компонентов, корректируемых индивидуальными особенностями личности музыканта-исполнителя, создаёт, с одной стороны, высокий интегративный уровень функционирования комплекса интонационно-выразительных средств, а с другой - повышает эффективность художественного звуковыражения в процессе исполнения музыки. Констатируется, что повышающиеся стандарты соответствия и требования, предъявляемые к музыкантам-исполнителям, подразумевают наличие глубинного понимания законов художественного творчества и его детерминант. Автор выстраивает анализ данного явления с опорой на доминанты, определившие их современное понимание, приводит данные, подтверждающие правомерность выводов из различных областей научного знания.

Ключевые слова: интонация, интонирование, культура интонирования, обучение, образование, музыка, звук, рефлексия, коммуникация, диалог, исполнительство, философия, эстетика, искусство

Современный мир - это пространство, характеризующееся высокой скоростью изменения социальных условий, огромным количеством затяжных локальных конфликтов, сменой парадигм и всем тем, что связано с последствиями глобализационных процессов, с последствиями выбора человечества в пользу техногенного пути развития. Неизменным в этой сложной структуре остаётся только сам человек и его попытки интеллектуального разрешения проблемы «человеческой ситуации» (с позиций психоанализа со ссылками на экзистенциальные концепции Кьеркегора и Хайдеггера, данная проблематика наиболее полно раскрыта в резюмирующей работе Э. Беккера «Отрицание смерти» [1]). Эти аспекты человеческой природы на протяжении длительного времени осмысляются не только психологией, но и философией. Встроенная потребность человека в самопознании, в оправдании собственного существования через созидание и творчество является важнейшими основаниями для развития и сохранения культуры, ее смыслообразующей морфемой, исходным импульсом. Здесь же обнаруживается прямая связь с процессом художественного творчества, а также с профильным профессиональным образованием, формирующим, сохраняющим и развивающим культуру как фонд общечеловеческих и духовных ценностей [2].

Актуальность такого рода исследований обусловлена непреходящей ценностью рассматриваемых явлений, обеспечивающих перманентное развитие среды их бытования. Кроме того, повышающиеся стандарты соответствия и требования, предъявляемые к музыкантам-исполнителям, подразумевают наличие глубинного понимания законов художественного творчества и его детерминант Справедливость данного тезиса приобретает особое значение в контексте обращения к результатам анализа текущего положения и состояния культуры, основными характеристиками которой являются «когерентность и панкогерентность, эклектичность традиционных форм, небинарность и отрицание косных дихотомических структур» [3].

В рамках диссертационного исследования, посвященного формированию исполнительской культуры у обучающихся-саксофонистов, нами были определены ключевые категории, требующие раскрытия и осмысления с позиций историко-философского и философско-эстетического дискурса, а именно -«интонирование» и «культура интонирования». Одним из важнейших тезисов, согласующихся с вектором настоящего исследования, является понимание интонирования как древнейшего, универсального механизма смыслопроявления в культуре.

Цель исследования - анализ категории «интонирование» и его производных с позиций историко-философского и философско-эстетического дискурсов.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «интонирование» и категорий, входящих в его концептосферу.

2. Осуществить анализ сущности феномена интонирования как отражения интонационно-выразительного содержания музыки.

3. Определение перспективы исследования заявленной проблематики.

Новизна исследования: феномен интонирования рассмотрен с позиций

историко-философского и философско-эстетического дискурсов; уточнено содержание понятия «культура интонирования».

Теоретическая значимость: рассмотрен понятийно-терминологический аппарат с позиции исследовательского контекста. Феномен «музыкальное интонирование» получил осмысление не только на музыкально-исполнительском, музыкально-педагогическом уровнях, но и мировоззренческом.

Методы исследования: теоретический анализ, синтез; обобщение, сравнение, систематизация, индукция, дедукция.

Практическая значимость: полученные результаты и выводы могут лечь в основу музыкально-педагогической практики исполнителей-инструменталистов и вокалистов, а также обучающихся дирижеров.

Диапазон смыслового содержания центральной категории крайне широк. При первичном приближении к пониманию феномена интонирования, его роли в общекультурном пространстве и обыденном сознании возникает иллюзия ограниченности его проявлений, ассоциирующихся в первую очередь с музыкой и речью. Однако в дальнейшем становится очевидно, что интонирование, помимо музыкальности и обеспечивающих ее полноту интонаций, является и способом выражения, и средством общения, и средством идентификации самых различных явлений, возникающих в процессе взаимодействия человека с окружающим пространством и самим собой.

Внушительный объём литературы, касающейся вопросов интонирования в философии, литературоведении, музыкознании и музыкальной эстетике, позволяет выявить наиболее полное содержание понятия, необходимое для обоснования важности данного аспекта исполнительской деятельности.

В подавляющем большинстве источников слово «интонирование» определяется как процесс или результат действия от глагола «интонировать» и существительного «интонация», где под последней понимается комплекс звуковых просодических характеристик (тон, динамика, длительность и звуковая окраска), позволяющих варьировать эмоционально-смысловое разнообразие музыкальной или речевой информации и ее отдельных элементов [4]. Другими словами, интонирование - это культурный феномен, связанный не только с музыкально-

стью, но и с эмоционально-смысловым содержанием, - явление, в полной мере базирующееся на этих аспектах [5].

Попытки осмысления природы звука, его особенностей, принципов существования, степени влияния и других аспектов, с этим связанных, предпринимались человеком еще в глубокой древности. Однако наиболее осмысленные или наукообразные подходы к музыке и музыкальности, как известно, связаны с Древней Грецией и античной философией. Именно тогда были выявлены, подвержены анализу и структуризации накопившиеся данные о воспитательном и терапевтическом потенциале музыки, ее влиянии на личность человека, о связи звуков и законов вселенной и многом другом [6]. Данному вопросу посвящено обширное наследие российского философа и антиковеда А.Ф. Лосева [7].

Особый интерес в отношении подходов к пониманию природы музыкальности вызывает наследие Древнего Востока, принципиальным отличием которого, безусловно, является сложность четвертитоновой организации музыки, а также ее связь с мифологическими текстами, открывающими глубокий смысл отдельных звуков и ладов. Так, в Индии до сих пор существует понятие «сангит», отражающее не только основное значение - музыка, но и ее причинность - триединую природу, зиждущуюся на вокальном, инструментальном и танцевальном исполнительстве. Являясь одной из древнейших культур, индийская музыкальная традиция сумела не только выжить - она сохранила подробнейшие тексты, датированные V-VII веками, где обнаруживается, например, следующее понимание звука: звук, согласно космологической концепции, является энергией космоса, а голос - это «сияющий свет», требующий заботы, ухода, развития [8].

В истории культуры Китая музыка играет особую роль. Ее связь с философией и этико-философскими учениями читается особенно ясно. Например, доминирующие в разное время и на разных территориях государства даосизм, конфуцианство или буддизм использовали музыку как средство гармонизации человека с миром, воспитания, достижения единства нации и т. д. «Древние китайцы были убеждены, что музыка влияет на мир, является грандиозной космической силой, царящей над миром. Здесь музыка понимается как гармония, как единство и взаимопроникновение противоположных начал Вселенной. Она представляет собой единство взаимоборющихся и взаимопроникающих космических сил «ян» - мужского, светлого, теплого начала, и «инь» - женского, темного, холодного, гармонию пяти первоэлементов (дерево, металл, огонь, вода, земля), из которых состоит все сущее. Музыка обеспечивает нормальное развитие природы, всего живого на земле» [9, с. 268].

Равно как и в Древней Греции, в Древнем Китае основные вопросы восприятия, воздействия и принципов организации музыки рассматривались сквозь призму космологического мировоззрения. В конфуцианстве музыка являлась неотъемлемой частью ритуально-обрядовой культуры, ориентированной на сохранение традиций и общеэстетическое развитие адептов учения [10]. В наследии Конфуция музыка и музыкальность метафоризируются в проекции на все виды социального устройства. Например, говоря о государстве, Конфуций проводит параллель с настройкой инструмента, где каждая нота пентатонического ряда соответствует отдельным причинам, приводящим к упадку и гибели государства. «Когда первая нота расстроена, то звук грубый, значит, князь высокомерен. Когда расстроена вторая нота, то звук неровный, значит, чиновники недобросовестны. Когда расстроена третья нота, звук печален - народ недоволен. Когда расстроена четвертая нота, звук жалобный - трудовая повинность тяжела. Когда расстроена пятая нота, звук оборванный - вещей не хватает. Когда же расстроены все пять звуков, наступает всеобщее равнодушие. Когда дошло до этого, государство может погибнуть со дня на день» [10].

Принципиально новые подходы к пониманию музыкальности и музыки формируются в европейском сознании конца XVII - начала XVIII веков с рождением эстетики как самостоятельной научной области внутри философии. Сформулированные Баумгартеном положения и исследовательские инструменты, кроме герменевтики, филологии и многого другого, обращаются к музыковедению и его музыкально-теоретическим методам, рассматриваемым как универсальные способы анализа, область применения которых не ограничивается только музыкой [11]. «Что касается специальных характеристик совершенного, эстетики, например, оратора, поэта, музыканта и т. д., то здесь уже давно это требование удовлетворено, так как существуют искусства риторическое, поэтическое, музыкальное. Все, что говорится в них, - обычное об их приятности, пользе, необходимости посредством незначительного расширения понятий можно применить и к искусству эстетическому» [11, с. 458].

Немецкая классическая философия и XIX век в целом - это пик развития гуманитарного знания, это время, давшее миру самые сложные, но завершенные и целостные концепции понимания форм и принципов существования искусства, человека, общества. Кантианство, гегельянство, фрейдизм, юнгианство, марксизм - это идеи, определившие и ускорившие все социальные процессы, влияние которых мы продолжаем испытывать на себе до настоящего времени. Именно в этот период философия обращается к музыке как к объекту исследования, рассматривая его в качестве коммуникативного средства или живого языка и даже индикатора, выявляющего сложнейшие закономерности, связанные с постижением законов бытия [12].

Здесь же происходят и обратные процессы, где сама музыка исследует сферу философской проблематики, обращается к центральным вопросам и конфликтам, не ограничиваясь эмоционально-чувственной «красивостью», теперь она ориентируется на интеллектуализацию, усложнение и глубину. Впервые такая инверсия наиболее ярко проявилась в творчестве Рихарда Вагнера. К концу столетия музыка окончательно утверждается как интеллектуально-центричное явление, обладающее субъектностью с характерной амбивалентностью, реализующейся в допущении радикальной трансформации через разрушение устоявшихся канонов и их сохранении.

Сегодня проблема художественной интонации является одной из центральных в эстетике искусства. Она разрабатывается не только в рамках различных исследований, косвенно касающихся данного вопроса, но и трансформировалась в отдельный самостоятельный курс в рамках вузовской подготовки специалистов в области философии и художественных специальностей при изучении эстетики как дисциплины. Здесь интонация рассматривается как основной механизм самопорождения искусства из внутреннего мира человека. Именно интонация как идентифицируемый, вычленяемый элемент делает возможным приближение к пониманию того или иного продукта культуры, выявлению его интенционности, оригинальности, стилистики и т. д. Данные процессы усложняются внутренней полифоничностью человеческого сознания - свойством, носящим характер имманентности. Данная оптика подразумевает обнаружение диалогической связи между обыденностью, рутинностью человеческой жизни, его внутриинтимным, внешним и, наконец, между человеком (воспринимающее сознание) и искусством. При детальном рассмотрении всякое человеческое проявление: от манеры поведения, походки, жестикуляции, до его потребностей и предпочтений - все содержит в себе интонацию [13]. То есть данное видение может быть направлено не только вовне, но и внутрь самого человека. Видение маркирующее, идентифицирующее, расширяющее ассортимент средств самопознания, что в конечном итоге и является базисом качественной рефлексии. Наиболее полно, с позиций психологии и психоанализа, данная проблематика раскрыта в работах К. Юнга и В. Медушевского [1].

Говоря о фонде литературы, посвященной изучению интонации в музыке, мы также обнаруживаем связь с философией. Так, в работах Б.В. Асафьева отчетливо читается ориентация на идеи Ф. Шлегеля, разрабатывавшего проблему соотношения внутреннего и внешнего мира человека в художественном творчестве, идеи Э. Гофмана о музыке как «праязыке природы», имеющем все средства для имитации тончайших деталей и красок окружающего мира, и мн. др. Идеи Б.В. Асафьева легли в основу российского музыковедения, определили его основную концепцию, согласно которой музыка имеет глубоко интонационную природу, а сама интонация есть ничто иное, как внешняя архитектоническая форма. Им же был выявлен основной закон художественного развития, согласно которому «музыкально-художественное развитие происходит через изменение «устного музыкально-интонационного словаря», через утраты и обретения «интонационных кризисов» и «переинтонирование» заимствованных интонаций» [14].

В отношении терминологии и однозначности определений, касающихся идентификации интонации как категории, сегодня продолжают существовать разночтения. Вместе с тем анализ литературы показывает, что в настоящем существует два основных подхода: доминирующий подход Б.В. Асафьева и понимание интонации как коммуникативного жеста или феномена, в котором нельзя

Библиографический список

разграничить означающее и означаемое. В рамках текущего исследования мы будем придерживаться общепринятого асафьевского подхода.

Что касается места интонации и интонирования в музыкально-исполнительской деятельности, то исследование было бы неполным без обращения к производной категории «культура интонирования» под которой, в числе прочего, понимается индивидуальное проявление исполнительского мастерства. У каждого профессионального музыканта-инструменталиста оно носит особый, самобытный характер, отражающий личностные и социальные качества музыканта. Когда речь идёт о культуре интонирования музыканта-исполнителя, в том числе и музыканта-духовика, то, прежде всего, имеется в виду не только тембровое богатство инструментального тона, но и умение музыканта находить разнообразные и тонкие интонационно-выразительные краски, соответствующие характеру исполняемой музыки, жанру, стилю и образности музыкального произведения. Более того, предполагается также гибкость управления звуком (нюансировкой, фразировкой, агогикой, акцентировкой), позволяющей реализовать музыканту собственное интонационное представление звучания данного сочинения, свою оригинальную программу его интерпретации. В целом культуру интонирования можно рассматривать как составную часть художественной техники, интегрированную, в свою очередь, в игровой процесс музыканта в результате взаимодействия целого ряда компонентов. Взаимосвязь этих компонентов, корректируемых индивидуальными особенностями личности музыканта-исполнителя, создаёт, с одной стороны, высокий интегративный уровень функционирования комплекса интонационно-выразительных средств, а с другой - повышает эффективность художественного звуковыражения в процессе исполнения музыки.

Однако культуру интонирования музыканта-духовика не следует считать простым набором неких компонентов, это, скорее, одна из сторон целостного проявления его индивидуально-творческих особенностей. Другими словами, культура интонирования - это интегральная характеристика уровня развитости личности исполнителя, отражающаяся во всех сфера его игровой деятельности (сольной, оркестровой, ансамблевой).

Приведенные данные позволяют сделать следующий вывод: место музыки и интонации в истории человечества и человеческой мысли является важнейшим, независимо от эпохи, исторического периода, уровня социального развития или культурных особенностей того или иного региона. Объективность исторических данных, связанных с влиянием музыки на человеческое сознание, находит подтверждение в современных нейрофизиологических, психологических и иных исследованиях. Более того, с начала 2000-х г. в передовых научных изданиях публикуется огромное количество статей, посвященных выявленному потенциалу музыки для развития нейронауки, ведь, по мнению большинства исследователей, занимающихся данной проблематикой, музыка и связанная с ней деятельность мозга не только детерминирована общностью со сложной семантической и языковой активностью в нейробиологическом аспекте функционирования - она является неотъемлемым элементом культуры, ставшим причиной превращения одного из видов гоминидов в то, чем сегодня является человек [15]. Звукоподражательные возможности музыки, ее схожесть с человеческой речью и живой природой обусловливают универсальность и безграничные возможности интонирования и интонаций как характеристик и отдельных явлений, требующих дополнительного изучения в рамках целого ряда исследований.

1. Эстетика: основы художественной интонации: учебное пособие. Екатеринбург, 2019.

2. Майковская Л.С., Мансурова А.П., Корина В.С., Климай Е.В. О реформировании отечественной системы высшего образования: приглашение к дискуссии. Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2021; № 7: 9-17.

3. Гемаддиев Д.И. Специфика современных педагогических исследований в сфере обучения эстрадно-джазовому вокалу: философско-культурологический аспект Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2023: 245-250.

4. Толковый словарь Ефремовой. Available at: https://gufo.me/dict/efremova

5. Пресс ГМ. Интонирование как универсальный механизм смыслообразования и смыслопроявления в культуре. Диссертация ... кандидата философских наук. Барнаул, 2008.

6. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление: Исследование. Ленинград: Музыка, 1986.

7. Античная музыкальная эстетика. Москва, 1960.

8. Хан Х.И. Мистицизм звука: сборник. Москва: Сфера, 1997.

9. Цзо Ч. О музыкально-теоретической системе «люй» в китайской музыке. Музыка народов Азии и Африки: сборник статей. Москва: Советский композитор, 1987; Выпуск 5: 257-272.

10. Конфуций. Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.

11. Баумгартен А.Г. Эстетика. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Москва: Искусство, 1964; Т. 2: 452-465.

12. Музыкальная эстетика Германии XIX века: в 2 т. Москва: Музыка, 1981.

13. Майковская Л.С., Буаттура Н.-Э. Артистизм музыканта-инструменталиста: сущность и структура. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013; № 2 (52): 223-227.

14. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ленинград: Музыка, 1971; Книга 1, 2.

15. Becker E. The Denial of Deat. Free Press, 1974.

References

1. 'Estetika: osnovy hudozhestvennoj intonacii: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2019.

2. Majkovskaya L.S., Mansurova A.P., Korina V.S., Klimaj E.V. O reformirovanii otechestvennoj sistemy vysshego obrazovaniya: priglashenie k diskussii. Mezhkul'turnoe vzaimodeistvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve. 2021; № 7: 9-17.

3. Gemaddiev D.I. Specifika sovremennyh pedagogicheskih issledovanij v sfere obucheniya 'estradno-dzhazovomu vokalu: filosofsko-kul'turologicheskij aspekt. Mezhkul'turnoe vzaimodeistvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve. 2023: 245-250.

4. Tolkovyjslovar'Efremovoj. Available at: https://gufo.me/dict/efremova

5. Press G.M. Intonirovaniekakuniversal'nyjmehanizm smysloobrazovaniya ismysloproyavleniya vkul'ture. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Barnaul, 2008.

6. Gercman E.V. Antichnoe muzykal'noe myshlenie: Issledovanie. Leningrad: Muzyka, 1986.

7. Antichnaya muzykal'naya 'estetika. Moskva, 1960.

8. Han H.I. Misticizm zvuka: sbornik. Moskva: Sfera, 1997.

9. Czo Ch. O muzykal'no-teoreticheskoj sisteme «lyuj» v kitajskoj muzyke. Muzyka narodov Azii iAfriki: sbornik statej. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1987; Vypusk 5: 257-272.

10. Konfucij. Moskva: Izdatel'skij dom Shalvy Amonashvili, 1996.

11. Baumgarten A.G. 'Estetika. Istoriya 'estetiki: Pamyatnikimirovoj 'esteticheskojmysli: v 5 t. Moskva: Iskusstvo, 1964; T. 2: 452-465.

12. Muzykal'naya 'estetika Germanii XIX veka: v 2 t. Moskva: Muzyka, 1981.

13. Majkovskaya L.S., Buattura N.-'E. Artistizm muzykanta-instrumentalista: suschnost' i struktura. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013; № 2 (52): 223-227.

14. Asaf'ev B.V. Muzykal'naya forma kak process. Leningrad: Muzyka, 1971; Kniga 1, 2.

15. Becker E. The Denial of Deat. Free Press, 1974.

Статья поступила в редакцию 31.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.