Научная статья на тему 'Сущность досудебного обжалования и возможности его применения в сфере деятельности органов внутренних дел'

Сущность досудебного обжалования и возможности его применения в сфере деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ / ЖАЛОБА / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батиев М. М.

В статье рассматривается понятие и основные признаки института досудебного обжалования и определяется сфера его применения в соотношении с деятельностью органов внутренних дел. Статья предназначена для адъюнктов и научно-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and possibilities of its pre-trial appeal applications in the field of activities of the internal affairs authorities

This paper discusses the concept and main features of the institute pre-trial appeal and defines the scope of its application in relation to the activities of the interior units. Article is for research and postgraduate teaching.

Текст научной работы на тему «Сущность досудебного обжалования и возможности его применения в сфере деятельности органов внутренних дел»

9.4. СУЩНОСТЬ ДОСУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Батиев М.М., адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается понятие и основные признаки института досудебного обжалования и определяется сфера его применения в соотношении с деятельностью органов внутренних дел. Статья предназначена для адъюнктов и научно-преподавательского состава.

Ключевые слова: досудебное обжалование, жалоба, должностное лицо, правоприменительная деятельность, органы внутренних дел.

THE ESSENCE AND POSSIBILITIES OF ITS PRE-TRIAL

APPEAL APPLICATIONS IN THE FIELD OF ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES

Batiev M.M., adjunct at Research and Teaching Staff Training department. Place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: [email protected]

Annotation: This paper discusses the concept and main features of the institute pre-trial appeal and defines the scope of its application in relation to the activities of the interior units. Article is for research and postgraduate teaching.

Keywords: pretrial appeal, complaint, official, law enforcement activity, interior units.

Нормативно-ценностной основой правотворческой и правоприменительной деятельности выступает Конституция Российской Федерации. Государственный орган в своей деятельности вступает в правоотношения с гражданами и организациями. Формальным выражением этих правоотношений становятся распорядительные действия (обязывающие второго субъекта правоотношения к чему бы то ни было) и решения (письменные акты, через которые реализуются распорядительные полномочия). Ст. 33 Конституции гарантирует право граждан обращаться лично или направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Ст. 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) устанавливает право каждого, чьи права и свободы, гарантированные конвенцией, были нарушены, на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если нарушение совершено официальными лицами. Ст. 8 Всеобщей декларации прав человека (резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) говорит о праве каждого на эффективное восстановление нарушенных прав национальными судами, т.е. конкретизирует возможности обжалования, провозглашая прерогативу судов. Ст. ст. 9 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция Генеральной ассамблеи ООН 2200 (ХХ1) от 16 декабря 1966 г.) так же больший приоритет отдают судебному обжалованию.

Как указывается в литературе, право на обжалование действий (бездействия) и решений органов госу-

дарственной власти и должностных лиц выступает одним из самых эффективных средств защиты прав и свобод граждан, компенсирующим фактическое неравенство гражданина и государства1. В литературе выделяются два главных принципа, на основе которых строится институт обжалования действий и решений должностных лиц: 1) принцип двустепенности (подразумевает обжалование вышестоящему должностному лицу или в суд); 2) принцип диспозитивности (подразумевает реализацию права на жалобу по воле лица, обжалующего незаконные действия)2. Ю.Н. Радачин-ский полагает, что обжалование действий, бездействия и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как юридический институт представляет собой определенную группу юридических норм, закрепленных в различных отраслях права и регулирующих отношения между субъектами обжалования по поводу проверки компетентным органом соответствия деяний и решении государственных, муниципальных органов и должностных лиц действующему законодательству, а также правоотношения, возникающие по поводу реализации данных норм3.

На сегодняшний день в российской правовой системе создано, по сути, три механизма обжалования: 1) обжалование в суд; 2) досудебное (внесудебное) обжалование; 3) обращение с заявлением (жалобой) в органы прокуратуры, которые реализуют функции надзора за законностью в деятельности государственных органов и их должностных лиц.

Концепция административной реформы4, утвержденная распоряжением Правительства России от 25 октября 2005 г. № 1789, в качестве одного из направлений предусматривала внедрение механизма досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц. Основное внимание в Концепции уделялось стандартизации и регламентации предоставления государственных услуг. Как отмечали разработчики Концепции, при отсутствии стандартов оказания государственных услуг невозможно:

- упорядочить и конкретизировать обязанности органов исполнительной власти перед обществом;

- создать работоспособный и эффективный механизм оказания государственных услуг;

- осуществлять контроль и оценку качества работы органов исполнительной власти;

- создать систему обратной связи с пользователями государственных услуг.

27 июля 2010 г. принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг», согласно которому предусмотрен механизм досудебного обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц при оказании государственных (муниципальных) услуг. В ст. 2 закона государственная услуга определяется как деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государ-

1 Закотянская А.Ф. Обжалование и пересмотр решений суда в ходе досудебного производства. Дис. ... канд.юрид.наук. Самара, 2012. С.5.

2 См. : Масленников М.Я. Российский административный процесс. Тверь, 2001. с. 102-103.

3 Радачинский Ю.Н. Обжалование действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вид юридической деятельности. Дис. ... канд.юрид.наук. Ростов, 2002. С.7.

4 Концепция административной реформы : утв. Расп. Правительства РФ от 25.10.2005 // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4725.

ственной власти субъекта, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами федерации и ее субъектов полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг5, утвержденная распоряжением Правительства России от 10 июня 2011 г. № 1021-р, рассматривает развитие механизмов досудебного обжалования как характеристику совершенствования системы государственной службы, а также учитывает их антикоррупционный потенциал. Как отмечают разработчики концепции, к концу 2010 г. утверждено 447 административных регламентов предоставления (исполнения) услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти, а на региональном и муниципальном уровнях утверждены более 6000 и 4000 административных регламентов. Оказание государственных услуг справедливо рассматривается в литературе как новое функциональное направление деятельности органов государственного управления6.

Несмотря на то, что Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. окончила свое действие, одной из актуальных и перспективных задач административной и судебной реформ продолжает оставаться расширение досудебных способов урегулирования административных конфликтов, альтернативных судебному разбирательству, поскольку они предполагают применение более простых и гибких процедур, которые позволяют добиться довольно быстрого и менее дорогостоящего урегулирования.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»7 содержит специальную главу 2.1, регламентирующую порядок досудебного обжалования действий и решений органа, предоставляющего государственную услугу, или его должностного лица. Ст. 11.1 закона определяет семь оснований для подачи жалобы в вышестоящий орган или руководителю органа, предоставляющего государственную услугу.

Сущность досудебного обжалования, таким образом, может быть отражена в следующих позициях, раскрытых в ст. 11.2 Фз «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

- досудебное обжалование является дополнительным средством защиты прав, свобод и законных интересов граждан, которое применяется по выбору лица, которое полагает, что его права нарушены, наряду с возможностью обратиться в суд в порядке, предусмотренном административным, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством;

5 Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг : утв. Расп. Правительства РФ от 10.06.2011 (по сост. на 28.082012) // СЗ РФ. 2011. № 26. Ст. 3826.

6 Романов Р.А. Государственные услуги в сфере обеспечения общественной безопасности. Дис. ... канд.юрид.наук. М., 2012. С. 7.

7 Об организации предоставления государственных и муници-

пальных услуг : Федер. закон [принят Гос. Думой 20.07.2010] (по сост. на 05.04.2013) // Рос. газ. 2010. 30 июл.

- досудебное обжалование характеризуется особой формой рассмотрения жалоб, носящей элементы публичности, гласности, открытости;

- предметом обжалования выступают действия (бездействие) и решение государственных органов и их должностных лиц, перечень которых является открытым;

- полномочия по рассмотрению жалобы и принятию по ней решения предоставлены вышестоящему должностному лицу или государственному органу.

- решение по жалобе не носит окончательный характер, поскольку гражданин сохраняет право обратиться в суд.

Действия и решения органов внутренних дел, которые могут стать предметом досудебного обжалования, связаны с выполняемыми ими функциями и оказываемыми государственными услугами. Перечень государственных услуг, оказываемых МВД России и его подразделениями, включает в себя 48 наименований. Кроме того, на МВД России возложены контрольные полномочия (осуществление контроля за оборотом оружия, осуществление контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения установленных правил, осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельностью).

Для досудебного обжалования действий и решений органов внутренних дел характерен особый перечень субъектов, чьи действия (бездействие) обжалуются. Жалоба может быть принесена гражданином (по смыслу законодательства о государственных услугах -гражданином РФ, с учетом положений административного и уголовно-процессуального законодательства -гражданином, чьи права были нарушены, или в отношении которого выносилось незаконное решение). Обжалуются действия должностных лиц органов внут-реннихдел.

Для определения понятия «должностное лицо» необходимо обратиться к п. 1 Примечания к ст. 285 УК, согласно которому должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие: 1) функции представителя власти 2) организационно-распорядительные; и 3) административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Кроме того, для уточнения термина «должность» нужно провести анализ норм федерального законодательства о государственной службе и службе в органах местного самоуправления и отдельных ее видах.

Так, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»8 в ст. 1 определяет государственную службу как профессиональную деятельность граждан РФ по исполнению полномочий: Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу (федеральную и субъекта федерации), военную службу и правоохранительную службу. В зависимости от этого в ст. 8

8 О системе государственной службы: Федер. закон [принят Гос. Думой 25.04.2003] (по сост. на 07.05.2013) // Рос.газ. 2003. 31 мая.

закона выделено четыре группы должностей, а в ст. 9 предусмотрено ведение их реестров.

Федеральный закон от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»9 в ст. 8 предусматривает учреждение должностей федеральной государственной службы федеральным законом или указом Президента России, а должностей государственной службы субъектов Российской Федерации - региональными нормативными правовыми актами. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 7 содержит классификацию должностей в ОВД из пяти позиций. Ст. 1 закона определяет службу в ОВД как федеральную государственную службу, представляющую собой профессиональную служебную деятельность граждан России на должностях в ОВД, а также на должностях, не являющихся должностями в ОВД, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента России. Должности в ОВД учреждаются в МВД России, его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах. В сферу досудебного обжалования попадают действия и решения должностных лиц ОВД всех категорий.

Подводя итоги проведенному анализу основных положений о досудебном обжаловании, можно сделать следующие выводы:

1. Сущность досудебного обжалования действий и решений ОВД раскрыта в ст. 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

- досудебное обжалование является дополнительным средством защиты прав, свобод и законных интересов граждан, которое применяется по выбору лица, которое полагает, что его права нарушены, наряду с возможностью обратиться в суд в порядке, предусмотренном административным, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством;

- досудебное обжалование характеризуется особой формой рассмотрения жалоб, носящей элементы публичности, гласности, открытости;

- предметом обжалования выступают действия (бездействие) и решение государственных органов и их должностных лиц, перечень которых является открытым и зависит о сути решения, которое обжалуется;

- полномочия по рассмотрению жалобы и принятию по ней решения предоставлены вышестоящему должностному лицу или государственному органу.

- решение по жалобе не носит окончательный характер, поскольку гражданин сохраняет право обратиться в суд.

2. Обжалование действий органов внутренних дел возможно в следующих случаях:

- при оказании государственных услуг;

- при реализации ими своих полномочий в части привлечения граждан к административной ответственности;

- при производстве дознания или предварительного следствия по уголовному делу.

9 О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 07.07.2004] (по сост. на 07.05.2013) // Рос.газ. 2004. 31 июл.

3. Законодательная регламентация порядка досудебного обжалования в каждом из перечисленных случаев осуществляется на основании различных нормативных источников (Кодекс об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс, Федеральный закон «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг»).

Список литературы:

О системе государственной службы: Федер. закон [принят Гос. Думой 25.04.2003] (по сост. на 07.05.2013) // Рос.газ. 2003. 31 мая.

О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 07.07.2004] (по сост. на 07.05.2013) // Рос.газ. 2004. 31 июл.

Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федер. закон [принят Гос. Думой 20.07.2010] (по сост. на 05.04.2013) // Рос. газ. 2010. 30 июл.

Концепция административной реформы : утв. Расп. Правительства РФ от 25.10.2005 // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4725.

Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг : утв. Расп. Правительства РФ от 10.06.2011 (по сост. на 28.082012) // СЗ РФ. 2011. № 26. Ст. 3826.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

Венгеров А.Б. Теория государства и права / учебник для вузов. М., 2008.

Верещагина Л.Н. Практика отстаивания интересов граждан через обращения в органы государственной власти как форма социального контроля. Автореф. дис. ... канд.соц.наук. Краснодар, 2011.

Диаконов В.В. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2004.

Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981.

Ерошкин Н.В. Система актов органов судебной власти в Российской Федерации. Дис. ... канд.юрид.наук. М., 2011.

Закотянская А.Ф. Обжалование и пересмотр решений суда в ходе досудебного производства. Дис. ... канд.юрид.наук. Самара, 2012.

Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976.

Масленников М.Я. Российский административный процесс. Тверь, 2001.

Морозова Е.В. Публичные услуги: теоретико-правовой аспект. Дис. ... канд.юрид.наук. Мытищи, 2009.

Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.

Радачинский Ю.Н. Обжалование действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вид юридической деятельности. Дис. ... канд.юрид.наук. Ростов, 2002.

Решетов Ю.С. Реализация норм советского права: системный анализ. Казань, 1989.

Романов Р.А. Государственные услуги в сфере обеспечения общественной безопасности. Дис. ... канд.юрид.наук. М., 2012.

Труфанов М.Е. Применение норм административного права. Дис. .д-ра юрид.наук. М., 2007.

Туманов В.А. Теория государства и права. М., 1998.

Literature list:

On the system of public service: Feder . law [ adopted by the State Duma 25.04.2003 ] (as of on 07.05.2013 ) / / Ros.gaz . 2003 . May 31.

On State Civil Service of the Russian Federation: Federal . law [ adopted by the State Duma 07.07.2004 ] (as of . On 07.05.2013 ) / / Ros.gaz . 2004 . July 31 .

On the organization of public and municipal services: Feder . law [ adopted by the State Duma 20.07.2010 ] (as of . on 05.04.2013 ) / / Rus. gas. 2010 . July 30 .

The concept of administrative reform : approved Rasp . Government of the Russian Federation of 25.10.2005 / / SZ. 2005 . Number 46. Art. 4725 .

The concept of reduction of administrative barriers and improve access to public and municipal services : approved . Rasp . Government of the Russian Federation of 10.06.2011 (as of . At 28.082012 ) // SZ. 2011. Number 26. Art. 3826 .

Alekseev S.S. The theory of law. M., 1995 .

Vengerov A.B. Theory of State and Law / textbook for high schools. Moscow, 2008 .

Vereshchagin L.N. The practice of defending the interests of citizens through access to government bodies as a form of social control. Author. dis. ... Kand.sots.nauk . Krasnodar, 2011 .

Diaconov V.V. Theory of State and Law. Textbook. Moscow, 2004 .

Dyuryagin I.U. Law and management . Moscow, 1981 .

Eroshkin N.V. The system acts of judicial authorities in the Russian Federation. Dis . ... Kand.yurid.nauk . M. , 2011 .

Zakotyanskaya A.F. Appeal and review of court decisions in the course of pre-trial proceedings . Dis . ... Kand.yurid.nauk . Samara , 2012.

Kalmykov Y.H. The application of civil law . Saratov , 1976 .

Maslennikov M.U. Russian administrative process . Tver, 2001 .

Morozova E.V. Public services : theoretical and legal aspects . Dis . ... Kand.yurid.nauk . Mytischi, 2009 .

Nedbailo P.E. The use of Soviet law. Moscow, 1960 .

Radachinsky Y.N. Appeal against actions and decisions of government , municipal authorities and officials as a form of legal action. Dis . ... Kand.yurid.nauk . Rostov, 2002 .

Rechetov Y.S. The implementation of the norms of Soviet law: systems analysis . Kazan , 1989 .

Romanov R.A. Public services in the field of public safety . Dis . ... Kand.yurid.nauk . M., 2012.

Trufanov M.E. The use of administrative law . Dis . Dr. ... yurid.nauk. M., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tumanov V.A. Theory of State and Law. Moscow, 1998 .

Рецензия

на статью «Сущность досудебного обжалования и возможности его применения в сфере деятельности органов внутренних дел», подготовленную адъюнктом Академии управления МВД России Батиевым М.М.

Актуальность представленной на рецензирование статьи, обусловлена, прежде всего тем, что наиболее перспективной задачей текущего этапа административной и судебной реформ, остается расширение способов урегулирования административных конфликтов, альтернативных судебному разбирательству и предполагающих применение более простых и гибких процедур. К таким альтернативным способам разрешения споров в сфере публичного управления относят, в том числе досудебное обжалование действий и решений органов исполнительной власти. Особое значение процедуры рассмотрения обращений граждан, в том числе досудебного обжалования решений и действий (бездействий) должностных лиц, приобретают в учреждениях исполнительной власти, работающих непосредственно с населением, - таможенных, налоговых органах, органах внутренних дел.

На основе достаточно подробного анализа нормативных правовых актов, принятых на федеральном и ведомственном уровне в сфере досудебного обжалования автор приходит к выводу, что сегодня создана достаточно объемная законодательная база для правового регулирования обжалования действий и решений государственных органов и их должностных лиц, однако ее качество и практика применения во многом нуждаются в совершенствовании.

Проведенное исследование позволило автору выявить ряд признаков института досудебного обжалования и определить сферы его применения, на основании чего им сформулирована сущность досудебного обжалования и возможности его применения в сфере деятельности органов внутренних дел.

Представленная статья оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиям и на наш взгляд может быть опубликована в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Главный научный сотрудник НЦ Академии управления МВД России доктор юридических наук Е.В. Емельянова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.