Научная статья на тему 'Административные процедуры в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности'

Административные процедуры в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1211
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Душакова Леся Анатольевна

Настоящая статья посвящена анализу административных процедур в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе, в контексте административно-регламентного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE PROCEDURES IN SYSTEM OF STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY

The present article is devoted to the analysis of administrative procedures in system of state regulation of business activity, including, in a context of administrative and procedural regulation.

Текст научной работы на тему «Административные процедуры в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности»

4.2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

Душакова Леся Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и служебного права

Место работы: Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, Россия

vlad_dushakov@mail.ru Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу

административных процедур в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе, в контексте административно-регламентного регулирования.

Ключевые слова: административная процедура,

предпринимательская деятельность, государственное регулирование, административный регламент.

ADMINISTRATIVE PROCEDURES IN SYSTEM OF STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY

Dushakova Lesya, associate professor of the administrative and office law, candidate of jurisprudence

Place of employment: The southern Russian institute branch of the Russian academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation, Rostov-on-Don, Russia

vlad_dushakov@mail.ru

Annotation: The present article is devoted to the analysis of administrative procedures in system of state regulation of business activity, including, in a context of administrative and procedural regulation.

Keywords: administrative procedure, business activity, state regulation, administrative regulations.

В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации2 предпринимательская деятельность рассматривается как вид экономической деятельности. Соответственно, государственное регулирование

предпринимательской деятельности есть частный случай государственного регулирования экономической

деятельности.

1 Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы по направлению «Подходы к анализу эффективности системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации» на тему: «Правовое обеспечение эффективности системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации»

2 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря .1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря .2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

В российском законодательстве нет легального

определения государственного регулирования

предпринимательской деятельности и отсутствует соответствующий системообразующий

кодифицированный акт. Хотя применительно к отдельным сферам предпринимательской деятельности

3

такое определение имеет место .

Государственное регулирование предпринимательской деятельности опосредует государственное воздействие на эту сферу общественных отношений и представляет собой систему взаимосвязанных инструментов -

правовых, экономических, политических, социальных, нравственных, культурологических, а также

соответствующие правовые механизмы

государственного управления. Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно также определить как систему мер

законодательного, исполнительного и контрольнонадзорного характера, осуществляемых правомочными субъектами в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

К инструментам государственного регулирования экономики можно отнести экономическое регулирование, правовое регулирование, организационное

регулирование (регистрация, лицензирование и проч.), контрольно-надзорное регулирование, государственная поддержка предпринимательской деятельности. Контрольно-надзорное регулирование во многом охватывается организационным регулированием. При этом и экономическое, и организационное, и контрольнонадзорное регулирование, и государственная поддержка предпринимательской деятельности должны иметь системную правовую основу. В качестве специальных инструментов, которые одновременно будут охватываться иными средствами регулирования, можно отнести административные процедуры, исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг в сфере предпринимательской деятельности.

Административная процедура представляет собой регламентированную актами административного законодательства систему и порядок совершения юридически значимых действий органами публичного управления, которые направлены на достижение установленного юридического результата в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов публичного управления, который может быть связан с созданием, изменением либо отменой норм права, с реализацией прав и обязанностей гражданами и организациями, с разрешением административных дел и споров.

3 Федеральный закон от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 26. Ст. 3о33; Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. №

1. Ст. 2; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 15 декабря 2003 г. № 50. Ст. 4850; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 226 и другие.

Любая процедура в праве, в том числе административная, есть совокупность действий и

последовательность их совершения. И в этом смысле и принятие нормативных правовых актов, и заключение административных договоров, и привлечение к административной ответственности, и рассмотрение обращений граждан, и регистрация прав, актов,

состояний, и выдача, учет и хранение документов, удостоверяющих личность, есть по сути административные процедуры, что не исключает специфику каждого вида деятельности. А деятельность может быть построена в плоскости организации

деятельности и взаимодействия органов публичного управления, в плоскости организованного взаимодействия органов публичного управления с

гражданами и организациями или в административноюрисдикционной плоскости.

Административная процедура представляет собой внешнюю форму, в рамках которой возникают, развиваются, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения, как

материального, так и процессуального содержания. А поскольку административно-правовые отношения суть отношения публичного управления, соответственно административную процедуру можно рассматривать как форму публичного управления. Учитывая, что административная процедура четко законодательно регламентируется и является юридически результативной, можно говорить о том, что административных процедуры относятся к правовым формам публичного управления. Кроме того, можно говорить о фактических (организационных) процедурах в реализации публичного управления, которые

сопровождают административные процедуры, но прямых юридических последствий не влекут и при этом могут в самом общем виде иметь нормативную регламентацию, то есть процедуры, которые опосредует неправовые формы публичного управления.

Административные и управленческие процедуры соотносятся как часть и целое: административные процедуры суть проявление процедур управленческих, поскольку любая процедура в плоскости административно-правового регулирования направлена на совершение управленческих действий и принятие управленческих решений - это касается и позитивного и юрисдикционного регулирования. Но действия и решения в сфере публичного управления могут быть регламентированы не только нормами

административного права, но и нормами иных отраслей, а, помимо прочего, еще и нормами иной социальной природы. Соответственно, с одной стороны, административные процедуры являются разновидностью управленческих процедур, с другой - в контексте административно-правового регулирования

административные процедуры совпадут с понятием управленческих процедур.

Субъектами административных процедур, в первую очередь, могут являться органы публичного управления и должностные лица, которые могут совершать определенные действия (законодательно установленные и юридически значимые) в интересах публичного управления вне организованного взаимодействия с гражданами и организациями (например, процедуры, связанные с организацией деятельности и взаимодействия органов публичного управления), в интересах бесспорного публичного управления в рамках организованного взаимодействия с гражданами и

организациями, содействуя в реализации их прав, свобод, законных интересов, а также обязанностей (предоставление государственных и муниципальных услуг, исполнение функции контроля и надзора), в интересах разрешения конфликтов в публичном управлении (разрешение споров и применение мер принуждения). С другой стороны могут выступать либо органы публичного управления, либо граждане и организации. При этом административные процедуры в субъектном составе, как правило, будут иметь лидирующего субъекта, в качестве которого потенциально способен выступать исключительно субъект публичного управления. Это положение может быть нарушено в некоторых случаях - в рамках неосновных координационных отношений (поскольку здесь вряд ли можно говорить о лидерстве) и частично в рамках отношений реординации (поскольку в рамках «восходящего» подчинения инициатива возникновения правоотношения принадлежит субъекту, обычно подчиненному, с последующей передачей инициативы властному субъекту).

Административные процедуры формируются и

реализуются с целью достижение установленного юридического результата в сфере исполнительнораспорядительной деятельности органов публичного управления.

Административные процедуры можно

классифицировать по различным основаниям. В зависимости от сферы деятельности различаются внутренние (внутриорганизационные) и внешние процедуры. В зависимости от содержания можно говорить об административно-юрисдикционных процедурах, управленческих процедурах и

нормотворческие процедуры. По генетическим и

функциональным связям между нормами административного права, опосредующими процедурную составляющую административно-правового

регулирования, административные процедуры могут

быть разделены на материальные и процессуальные. По функциям норм административного права административные процедуры можно разделить на

регулятивные и охранительные. По специфике административно-правовых отношений

административные процедуры можно разделить на

координационные и субординационные, вертикальные, горизонтальные и диагональные, а также об основные и неосновные. Отдельно следует сказать о существовании административных процедур в сфере взаимоотношений органов публичной власти и частных лиц по поводу исполнения государственных функций по контролю и надзору и предоставления государственных и муниципальных услуг. Также административные процедуры можно классифицировать на административные процедуры по исполнению государственных функций и административные процедуры по предоставлению государственных услуг.

В действующем законодательстве мы можем наблюдать отдельные эпизоды нормативного закрепления представлений об административной процедуре.

В частности, в соответствии с Постановлением от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» административная процедура -логически обособленная последовательность административных действий при исполнении

государственной функции (предоставлении

государственной услуги), имеющих конечный результат и выделяемых в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).

В Методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию

4

условий для проявления коррупции административная процедура - порядок совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

В Концепции административной реформы5 административная процедура - это последовательность действий органа исполнительной власти, обеспечивающая исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций.

Целью процедуры является принятие индивидуального административного акта, который является формой для решения по индивидуальному административному делу.6

Функции процедур заключаются в:

1) сосредоточении деятельности на её конечной цели;

2) достижении оптимальной эффективности при реализации основного отношения;

3) упорядочивании деятельности субъектов, осуществляющих публичные функции в сфере деятельности исполнительной власти;

4) создании возможностей для мониторинга процесса

принятия решения и текущей защиты прав участников

отношения, не обладающих властными полномочиями;

5) создании возможностей для эффективной последующей защиты в случае неблагоприятного результата.7

Поскольку деятельность исполнительной власти может быть связана как с её взаимодействием с невластными субъектами, так и с внутренней организацией собственной деятельности, то опосредующие деятельность процедуры так же могут быть двух видов, соответственно, внешнеаппаратные и

внутриаппаратные. При этом в сферу применения процедур попадают не только органы исполнительной власти, то и образуемые ими государственные учреждения. Они, выполняя публичные функции,

зачастую оказываются последним звеном в цепочке управления и, соответственно, непосредственно взаимодействуют с гражданами, являясь для них

воплощением государства в конкретном отношении.

Основной формой закрепления административных процедур на текущий момент можно признать административный регламент. Соответственно эффективное государственное регулирование предпринимательской деятельности связано с административными регламентами исполнения государственных функций и административными регламентами предоставления государственных услуг.

4 Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 196.

5 Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р

6 Помазуев А.Е. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации. Автореферат дисс...канд.юрид.наук. Екатеринбург, 2007. С. 13.

7 Помазуев А.Е. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации. Автореферат дисс.канд.юрид.наук.

Екатеринбург, 2007. С. 13.

Административный регламент любого вида предполагает наличие раздела об административных процедурах8: состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме. Применительно к административным регламентам административные процедуры трактуются как логически обособленная последовательность административных действий при исполнении государственной функции, имеющая конечный результат и выделяемая в рамках исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги.

В административных регламентах указывается исчерпывающий перечень административных процедур. Описание каждой административной процедуры содержит следующие обязательные элементы:

- основания для начала административной процедуры;

- содержание каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения;

- сведения о должностном лице, ответственном за выполнение каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры;

- условия, порядок и срок приостановления исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги;

- критерии принятия решений;

- результат административной процедуры и порядок передачи результата, который может совпадать с основанием для начала выполнения следующей административной процедуры;

- способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры.

Собственно, описание административных процедур и есть описание транзакций органа исполнительной власти и субъекта предпринимательской деятельности, а также транзакций в порядке внутреннего взаимодействия. Состав и последовательность административных процедур в сфере предпринимательской деятельности неодинаковы и определяются спецификой государственной функции или государственной услуги, по поводу которых они устанавливаются. В то же время можно выделить некоторые типичные административные процедуры в сфере предпринимательской деятельности, соответствующие одному виду государственной функции или государственной услуги. Такого рода типизация может послужить основой для классификации

административных процедур в сфере п редпри ним ател ьской деятел ьн ости.

В частности, административные регламенты исполнения государственной функции по контролю и надзору включают обычно описание процедур

проведения проверочных мероприятий и среди административных процедур выделяют: порядок

организации планирования контрольных мероприятий,

8 Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг»)// Собрание законодательства рФ. 2011. № 22. Ст. 3169.

порядок организации планирования ревизий (проверок), порядок организации внеплановых ревизий (проверок), порядок согласования планов проведения контрольных мероприятий, порядок подготовки программ ревизий (проверок), порядок назначения ревизии (проверки), проведение ревизии (проверки), порядок оформления результатов ревизии (проверки), порядок реализации материалов ревизий (проверок), вынесение обязательных для рассмотрения представлений и обязательных для исполнения предписаний. Рассмотрение обращений граждан, которое в ряде административных регламентов закрепляется как исполнение государственной функции, а в ряде регламентов - как предоставление государственной услуги, также содержит достаточно стандартный набор административных процедур:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) работа с письменными обращениями граждан: регистрация письменных обращений граждан; рассмотрение письменных обращений граждан; подготовка ответов на письменные обращения граждан;

2) личный прием граждан;

3) подготовка отчетности по обращениям граждан.

Лицензионно-разрешительные административные

регламенты предусматривают обычно такие административные процедуры, как:

- прием и регистрация заявления о предоставлении разрешения (лицензии);

- проверка соответствия представленных документов установленным требованиям;

- принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения (лицензии);

- направление уведомления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения (лицензии);

- выдача разрешения (лицензии).

Административные регламенты, определяющие порядок ведения реестров, регистров, кадастров обычно включают такие процедуры, как:

- включение сведений в реестр (регистр, кадастр);

- опубликование реестра (регистра, кадастра) на открытом и общедоступном государственном информационном ресурсе;

- предоставление в установленном порядке информации из реестра (регистра, кадастра).

Регистрационные регламенты по большей части включают процедуры приема и регистрации заявления и прилагаемых документов, их рассмотрение, регистрация, перерегистрация, снятие с регистрации, уведомление заявителя об отказе в регистрации.

Все административные процедуры находят свое выражение также в блок-схемах исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги.

Ряд административных регламентов исполнения государственных функций содержат административные процедуры по поводу возбуждения дел об административных правонарушениях и их рассмотрения. Кроме того, любой административный регламент включает такой раздел, как порядок рассмотрения жалобы на действия (бездействия) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции по контролю и надзору, который включает поступление жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе действия должностных лиц, рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе действия должностных лиц, порядок досудебного обжалования действий (бездействия) и решений,

осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции. Ряд регламентов содержат также такой раздел, как представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации в ходе исполнения функции по контролю и надзору. В эти разделы в административных регламентах не показаны в контексте административных процедур, поскольку в соответствующий раздел, посвященный административным процедурам, не включены, но, тем не менее, каждый из этих разделов читается именно через призму состава и последовательности совершаемых в этой связи административных действий, т.е. административных процедур.

Актуальность и необходимость более целенаправленной и эффективной правовой работы в области административных процедур все более очевидна. По мнению А.Н. Шохина9, одним из приоритетных направлений исследований экономики и права является именно исследование административных процедур, поскольку их качественная регламентация предопределяет защищенность прав и свобод личности, эффективность государственного управления, развитие экономики, устойчивость государства в целом.

Т.Я. Хабриева подчеркивает онтологическую связь и зависимость эффективности административной процедуры от успеха гармонизации в ней частных и публичных интересов, а также трудность в связи с этим процедурного правотворчества1 . Причем обеспечение баланса, гармонии частных и публичных интересов связано с проблематикой рыночного хозяйства. Проблема указанной гармонизации в административной процедуре является, с одной стороны, общей для теории и практики административно-процедурного

регулирования в целом, с другой стороны, ее конкретное содержание зависит и от специфики сферы управления. В этой связи представляет интерес позиция О.В. Шмалий, которая отмечает, что « правообразующий интерес - это абстрактно-правовая конструкция выражения общего интереса всех субъектов в регулируемой сфере общественной жизни. Здесь речь идет о таком общем интересе, когда различные ( личные, групповые, коллективные и т.д.) интересы субъектов социальной жизни могут быть учтены и согласованы на основании одинаково справедливой для всех общеправовой позиции»11.

В современном административном праве также предлагается концепция соотношения административной процедуры и административного барьера. В частности, Т.Я. Хабриева предлагает следующие критерии отличия административной процедуры:

- соблюдение установленных требований к форме и содержанию, а также к порядку принятия правовых актов, закрепляющих административные процедуры, в том числе соблюдение разработанных в доктрине правил юридической техники;

- следование системному единству административных процедур;

- критерий полезности административных процедур;

- реализуемость административных процедур;

9 Шохин А.Н. К читателю // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011. С. 1.

10 Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011.

11 Шмалий О.В. Методологические основы оценки эффективности правотворческой деятельности исполнительной власти//Философия права. 2011. № 1.С.73

- соответствие затрат ожидаемым результатам;

- соответствие административных процедур целевому их предназначению (достижение целей законодательства);

- соответствие административных процедур социальным ожиданиям12.

Следует отметить, что определение границ предметной сферы административной процедуры детерминируется их функциональной

ориентированностью в сфере реализации исполнительной власти. В этой связи Ю.Н. Старилов указывает на то, что административные процедуры включаются законодателем в правовую систему и в структуру современного правового государства вообще, а в систему осуществления исполнительной власти в частности из-за необходимости внесения в организацию и функционирование публичной власти надлежащего порядка, обеспечения соблюдения принципа законности, установления гарантий полезности, эффективности и открытости административных действий13.

Соответственно, административные процедуры, в целом, и в области предпринимательской деятельности, в частности, должны регламентировать все основные направления нормотворческой и правоприменительной деятельности органов управления, прямо либо косвенно связанных с ограничением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также все основные направления внешневластной правоприменительной деятельности.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря .1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря .2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Федеральный закон от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 26. Ст. 3033.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2.

4. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 15 декабря 2003 г. № 50. Ст. 4850.

5. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 226.

6. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. №

373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов

предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных

12 Хабриева Т.Я. Административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта. С. 92 - 105.

13 Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М., 2009. С. 677.

регламентов предоставления государственных услуг»)// Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3169.

7. Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011.

8. Помазуев А.Е. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации. Автореферат дисс...канд.юрид.наук. Екатеринбург, 2007.

9. Хабриева Т.Я. Административные процедуры и

административные барьеры: в поисках оптимальной

модели соотношения // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта.

10. Шмалий О.В. Методологические основы оценки эффективности правотворческой деятельности исполнительной власти//Философия права. 2011. № 1.С.73

11. Шохин А.Н. К читателю // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011.

Reference list:

1. Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on December 12, .1993 (taking into account the amendments to the Law on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 № 6 -FKZ , dated December 30, .2008 , the number 7 - FCL ) / / Collected Legislation of the Russian Federation . 2009 . Number 4 . St . 445.

2. Federal Law of June 20, 1996 № 81 -FZ "On State Regulation of coal production and use , features of social protection of workers organizations coal industry" / / Collected Legislation of the Russian Federation. 1996 . Number 26. St . 3033 .

3. Federal Law of 28 December 2009 № 381 -FZ "On the basis of state regulation of trade in the Russian Federation" / / Collected Legislation of the Russian Federation. 2010 . Number 1. St . 2 .

4. Federal Law of December 8, 2003 № 164-FZ "On the basis of state regulation of foreign trade" / / Collected Legislation of the Russian Federation. December 15, 2003 № 50 . St . 4850.

5. Federal Law of January 8, 1998 № 10- FZ " On state regulation of aviation" / / Collected Legislation of the Russian Federation. 1998 . Number 2 . St . 226.

6. Government Decree of May 16, 2011 № 373 "On approval of the design and execution of administrative regulations of state functions and administrative regulations for public services" (with the "Rules of the development and approval of administrative regulations for performing public functions", "Rules of the development and approval of administrative regulations provision of public services","Rules of the examination of draft administrative regulations for public services") / / Collected Legislation of the Russian Federation. 2011 . Number 22. St . 3169 .

7. Administrative procedures and controls in the light of the European experience / Ed. TJ Habrieva , J. Mark. M. : Statute of 2011.

8. Pomazuev AE Administrative procedures citizens' access to public information. Author's abstract of thesis ... kand.yurid.nauk. Ekaterinburg , 2007 .

9. Habrieva T.Ya. Administrative procedures and administrative barriers: in search of an optimal model of the relation / / Administrative procedures and controls in the light of the European experience .

10. Shmaliy OV Methodological basis for assessing the effectiveness of executive lawmaking / / Philosophy of Law . 2011 . number 1.S.73

11. Shokhin To the reader / / Administrative procedures and controls in the light of the European experience / Ed. TJ Habrieva , J. Mark. M. : Statute of 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.