Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ / AUDIT ACTIVITY / RUSSIAN FEDERATION / RESEARCH / CONCEPT / IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башкирский Государственный Университет, Димитриева Анастасия Владиславона, Сафина Зиля Забировна

В данной статье рассматривается сущность аудиторской деятельности в Российской Федерации. Приведен краткий обзор концептуальных основ аудиторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Димитриева Анастасия Владиславона

студент Сафина Зиля Забировна

к.э.н., доцент

Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: В данной статье рассматривается сущность аудиторской деятельности в Российской Федерации. Приведен краткий обзор концептуальных основ аудиторской деятельности.

Annotation: this article discusses the essence of auditing in the Russian Federation. A brief overview of the conceptual foundations of auditing is given.

Ключевые слова: Аудиторская деятельность, Российская Федерация, исследование, концепция, реализация.

Keywords: Audit activity, Russian Federation, research, concept, implementation

Следует отметить, что аудиторской деятельностью называется оказание услуг аудита и ему сопутствующих аудиторскими организациями либо индивидуальными аудиторами (п. 2 ст. 1 ФЗ Российской Федерацией «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Цель проведения аудита — выражение экспертного мнения по поводу достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таким образом, аудитор, проведя проверку представленных документов, подтверждает их истинность, полноту и точность. При этом, несмотря на доверие к финансовой отчетности, проверенной аудитором, нельзя судить об эффективности деятельности настоящего руководства организации в целом либо быть уверенным в том, что проблемы у организации не возникнут в будущем[1].

Фундаментальные исследование концептуальных основ аудиторской деятельности начались еще с 60-х годов прошлого века зарубежными учеными: Р. К. Маутцом, Х. А Шарафом, Р. Адамсом, А. Аренсом, Дж. Лоббен, Дж. Робертсоном и другими. Ввиду того достижения своих зарубежных коллег, отечественные ученые основное внимание уделяли дальнейшему выяснению теоретических положений аудиторской деятельности и возможностей их внедрения в отечественную практику. Весомый вклад в исследования этой проблематики сделали О. А. Петрик, В.С. Рудницкий, Я. А. Гончарук, И. И. Дорош, А. Г.Загородний, М. В. Корягин, Г. М. Давыдов, М. В. Кужельный, Ф.Ф. Бутинец, О. М. Виноградова и другие [2]. Анализ научных трудов свидетельствует, что полноценного становления аудита как науки в этого времени не произошло. Сформированы определенные теоретические основы, указывающие на необходимость дальнейшего познания философских аспектов сущности аудиторской деятельности.

В трудах российских авторов постоянно отмечается, что для исследования аудиторской деятельности необходимо применять диалектический метод познания. В каком направлении и каким образом должен использоваться диалектический метод познания - это вопрос остается открытым. Объяснение разного рода явлений и фактов в сфере аудиторской деятельности, как правило, ограничивают формальной логикой, минуя противоположные тенденции и взаимодействия противоречий. Общеизвестно, что диалектический метод познание требует выяснения противоречия в самой сущности предмета. Для этого необходимо анализировать внешние проявления его сущности в форме разнообразных явлений. Вследствие такого раскрытия содержания сущности как диалектического противоречия и происходит становление теоретического знания и любой науки[3].

Не является исключением и аудиторская деятельность. Само собой разумеется, что без познания сущности аудиторской деятельности в виде диалектического противоречие невозможно говорить о полноценном становление системы знаний об этом виде деятельности в форме науки. Только путем исследования противоречивой сущности аудиторской деятельности открывается возможность за случайным находить необходимое, за единичным - общее и на этой основе открывать закономерности и предсказывать будущее развитие.

Диалектическое познание аудиторской деятельности - веление времени. В научных трудах под концептуальными принципами понимают систему исходных теоретических положений, которые интегрируют определенный массив знаний, ориентированных на установку и объяснение закономерностей конкретных явлений[4].

Аудиторская деятельность содержит в себе ряд функций своей реализации:

1. Функции правительственного регулирования аудиторской работы реализовывает уполномоченный общегосударственный орган.

2. Функциями правительственного регулирования аудиторской работы считаются:

1) формирование общегосударственной политики в области аудиторской работы;

2) нормативно-законное урегулирование в области аудиторской работы, в этом количестве установление федерационных стереотипов аудиторской работы, но кроме того утверждение в границах собственной компетенции других нормативных законных действий, стабилизирующих аудиторскую

деятельность также (либо) предустановленных реальным Федеральным законодательством; (во ред. Федерального закона с 01.07.2010 N 136-Ф3)

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию. (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-Ф3)[1].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» уполномоченным федеральным органом, регулирующим аудиторскую деятельность определено Министерство финансов РФ.

Для разработки единой политики в области аудита и обеспечения формирования, функционирования и развития системы аудита в Российской Федерации приказом Минфина РФ от 07.03.2002 № 47 утверждено Положение о департаменте организации аудиторской деятельности, которое является подразделением Минфина РФ. Основной задачей Департамента организации аудиторской деятельности является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В аудите как общественном явлении, основными субъектами, а соответственно и сторонами социального противоречия, есть аудиторы, администрация предприятия, учреждения или организации, составляют финансовую отчетность, заказчики аудита и другие пользователи финансовой отчетности, в том числе общество как наиболее заинтересован пользователь финансовой отчетности. Между указанными группами субъектов существуют неразрывные связи и взаимозависимость относительно финансовой отчетности, ее достоверности, полноты и соответствия законодательству. Основой таких социальных связей обмен информацией в процессе проверки финансовой отчетности аудиторами. Обмен информации объединяет указанных субъектов в целостную систему аудиторской деятельности как отрасль общественно-полезного труда, имеющего весомое общественное значение. На уровне государства эта деятельность регулируется соответствующим законодательством, а также многими нормативными актами, в том числе международного значения[6].

Список использованной литературы:

1.Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 01.07.2010 N 136-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102097/

2.Аудит: учебник / Г. М. Давыдов, И. Г. Давыдов, Ю. г. Давыдов и др.: за ред. г. м. Давыдова, М. В. Кужельного. - 2-е изд. перераб. и доповн. - К: Знання, 2017. - 495 с.

3. Дорош Н.И. Аудит: теория и практика /Н.И. Дорош. - К: Знання, 2016 - 495 с.

4. Аудит. Основы государственного, независимого профессионального и внутреннего аудита: Учебник. - К.: Центр учебной литературы, 2016 - 540 с.

5. Петрик О. А. Аудит: методология и организация: [монография] / О. А. Петрик. - К.: КНЭУ, 2017.260 с.

6. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. Издание 2. Том 25. Часть 2. - М: Политиздат, 2016. - 548с.

7. Ножкина Г. В. международный аудит: Учебное пособие. /Г. В. Ножкина. - Петропавловск -Камчатский: Камчат ГТУ,2017. - 127с

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Мифтахова Алина Азатовна

Студент Сафина Зиля Забировна

к.э.н., доцент

Башкирский государственный университет, г. Уфа

Актуальность данной статьи заключается в том, что каждый день, происходят обновления в нашей жизни, в окружение людей, как говорил один из известных писателей «если происходят обновления, значит, мы не стоим на месте», так и происходит в бухгалтерском учете. Вследствие этого бухгалтеры обязаны быть намерены к поставленным изменениям, которые будут внедрены. Этим процессом занимается наше вышестоящее правительство.

Некоторые из людей ошибочно полагают, что бухгалтерия или бухгалтерский учет - самая консервативная и неподверженная к изменениям область учета. Вероятно, так и было ранее, учет, вели традиционно, вручную, но время меняется, возрождается новые идеи, мысли, гипотезы. Но на самом, же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.