Научная статья на тему 'Сущность административных правоотношений в информационной сфере'

Сущность административных правоотношений в информационной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административно-правовые средства / информационная безопасность / объекты административной защиты / administrative-legal means / information security / objects of administrative protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фарход Джурабек Нурмухаммадзода

В данной статье проведен анализ сущности административно-правовых средств правового регулирования и государственного управления, направленных на обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства. Выявлены основные положения определения объекта административных правоотношений в информационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature of administrative legal relations in the information sphere

This article conducts an analysis of the essence of administrative-legal means of legal regulation and state management aimed at ensuring the information security of individuals, society, and the state. The fundamental principles of defining the object of administrative legal relations in the information sphere have been identified.

Текст научной работы на тему «Сущность административных правоотношений в информационной сфере»

Закон и право. 2024. № 12. С. 100-104. Law and legislation. 2024;(12):100-104.

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-100-104 EDN: https://elibrary.ru/TLQTOL

NIION: 1997-0063-12/24-610 MOSURED: 77/27-001-2024-12-810

Сущность административных правоотношений в информационной сфере

Фарход Джурабек Нурмухаммадзода

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя,

Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В данной статье проведен анализ сущности административно-правовых средств правового регулирования и государственного управления, направленных на обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства. Выявлены основные положения определения объекта административных правоотношений в информационной сфере.

Ключевые слова: административно-правовые средства, информационная безопасность, объекты административной защиты.

Для цитирования: Нурмухаммадзода Ф.Д. Сущность административных правоотношений в информационной сфере // Закон и право. 2024. № 12. С. 100—104. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-100-104 ЕБЫ: https://elibrary.ru/TLQTOL

Original article

The nature of administrative legal relations in the information sphere

Farhod D. Nurmuhammadzoda

V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. This article conducts an analysis of the essence of administrative-legal means of legal regulation and state management aimed at ensuring the information security of individuals, society, and the state. The fundamental principles of defining the object of administrative legal relations in the information sphere have been identified.

Keywords: administrative-legal means, information security, objects of administrative protection.

For citation: Nurmuhammadzoda F.D. The nature of administrative legal relations in the information sphere // Law and legislation. 2024;( 12): 100—104. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-100-104 EDN: https://elibrary.ru/TLQTOL

В условиях становления информационного общества в Таджикистане и мире приоритетное место среди разных направлений государственного управления занимает управление информационной сферой. Наличие потенциальных и реальных угроз в информационной сфере оказывает негативное влияние на общественное развитие государства и реализацию его интеграционных стремлений.

© Нурмухаммадзода Ф.Д. М., 2024.

Вследствие увеличения роли и значения информации в жизнедеятельности общества, а также в функционировании государственных и негосударственных институтов все большую актуальность в системе национальной безопасности Таджикистана приобретает обеспечение информационной составляющей.

Сущность информационной сферы в правовом значении заключается в совокупности общественных отношений по поводу сбора, хранения, использования, распространения информа-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

ции (информационных отношений), подлежащих правовому регулированию [11]. Информационная сфера как объект правового регулирования по критериям основных целей заключается в обеспечении прав и свобод человека на информацию, информационную безопасность общества и государства [4].

Для удовлетворения материальных, экономических, культурных, политических либо других интересов и потребностей субъекты административно-правовых отношений совершают определенные действия, направленные на полезный для них результат. Этот результат и есть объект обозначенных отношений [12].

По мнению А.К. Костылева, под информацией как объектом права следует понимать нематериальные результаты интеллектуальной (умственной) деятельности человека, существующие в любой форме, доступной для восприятия человеком или техническим устройством [7].

Объектом информационных отношений является информация, отражающая состояние, характеристики, признаки объектов, фактов, явлений и действий в обществе, государстве, природе [1].

Более широко объект информационных правоотношений раскрывает С.А. Галеев, который утверждает, что не следует признавать только общественные отношения или «информацию» как процесс передачи сведений от источника к потребителю, или право на информацию, которая для человека неотчуждаема [5].

Итак, объектом информационно-правовых отношений является информация как нематериальный результат интеллектуальной (умствен -ной) деятельности человека, существующий в доступной человеку форме, сбор, хранение, использование и уничтожение которой регулируются юридическими нормами. В этом аспекте выделяют чисто информационные, информационно -управленческие, информационно -имуще -ственные, информационно-трудовые и другие общественные отношения (создание, сбор, получение, хранение, обработка, использование, распространение, охрана и защита) [3].

Административно-правовые отношения в узком понимании — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, они возникают только в том случае, если между субъектами права появляется публичный посредник — субъект публичной администрации. Структура административно-правовых отношений характеризуется взаимосвязанностью всех составляющих ее компонентов, ка-

кими являются субъекты, объекты, содержание правоотношений и юридические факты [14].

Таким образом, право физических и юридических лиц на информацию как объект административно-правовой охраны — это совокупность всех субъективных прав, направленных на информацию или соответствующие действия с ней (право на создание, сбор, получение, хранение, использование, распространение, охрану, защиту информации). При этом содержание права на информацию в объективном аспекте заключается в совокупности правовых предписаний как результат волеизъявления правотворческих органов, посредством которых осуществляется регулирование информационно-правовых отношений; в субъективном смысле — это мера юридически возможного поведения, удовлетворяющего интересы личности.

Содержанием права на информацию являются закрепленные в правовых нормах субъективные права, юридические обязанности и запреты граждан по сбору, получению, хранению, использованию, распространению, охране и защите информации [2].

Практика применения законодательства в отношении административных правонарушений в сфере информационного оборота представляет собой сложную и разнообразную область. Это объясняется не только быстрыми изменениями в административном и деликтном законодательстве, но и особенностями самого объекта административно-правовой защиты [8, с. 89; 10].

Следует отметить, что отсутствие единого стандарта в правоприменительной практике по делам об административных правонарушениях в сфере информационного оборота создает значительные вызовы для субъектов административной юрисдикции и других участников судопроизводства. Отсутствие специализированных знаний и процес -суальных навыков для защиты интересов в подобных делах делает эту задачу еще более сложной.

Один из важнейших аспектов при определении принципов формирования и обеспечения функционирования системы информационной безопасности заключается в учете международно-правовых норм.

К.И. Сафиев выделяет особую значимость Устава Организации Объединенных Наций (ООН) в контексте международного права. Устав ООН признан всеобщей основой мирового права, и его цели, принципы и другие ориентиры являются фундаментальными компонентами действующего международного права. Устав ООН имеет высший статус в иерархии междуна-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 12-2024

родно-правовых норм и регулирует различные аспекты международной жизни, включая вопросы международной безопасности. В Уставе ООН прописана цель «содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов» [12].

Анализ правовых норм, закрепленных в Уставе ООН, представляет собой ключевой источник для констатации следующих выводов: цели ООН находят свое отражение и реализацию в принципах, которые считаются общими принципами международного права; эти принципы представляют собой существенные элементы правовых инструментов, регулирующих как международную безопасность, так и национальную безопасность каждой страны.

В Республике Таджикистан стратегия управления информационными процессами и развития информационного общества является одной из ключевых задач государства. Этот стратегический подход нацелен на модернизацию информационно-коммуникативной сферы, отказ от государственной монополии в области информации и создание равных условий на информационно-коммуникативном рынке1.

Закон Республики Таджикистан «Об информатизации» от 6 августа 2001 г. № 40 играет важную роль в установлении правовых основ информационной сферы в стране.

Закон Республики Таджикистан от 10 мая 2002 г. № 55, который известен как «Закон об информации», представляет собой фундаментальный юридический документ, имеющий важное значение в регулировании информационной сферы в стране. Закон формулирует ключевые правовые принципы, на которых строится информационная политика в Таджикистане. Среди них — прозрачность информационных процессов, свобода получения и распространения информации, защита информации, соблюдение авторских прав и др.

Одним из ключевых законодательных актов, который подчеркивает эту тенденцию, является Закон Республики Таджикистан «О праве на доступ к информации» от 18 июня 2008 г. В статье 1 этого Закона утверждается его цель: «Создание правовых условий для обеспечения права каждого гражданина на свободный поиск и получение информации, а также предоставление открытой информации о деятельности государственных органов, организаций и органов местного самоуправления».

Исходя из этой цели становится очевидной политическая воля государства по отношению к

1 Махмудов З.Н. Конституционное регулирование права на информацию в Республике Таджикистан. История и современность // Закон и право. 2020. № 11. С. 60—63.

двум ключевым демократическим аспектам правового государства:

а) право каждого гражданина на получение информации и доступ к ней;

б) обязанность государства предоставлять информацию и обеспечивать доступ к ней.

С учетом этих двух аспектов право на доступ к информации формирует отношения между государством и гражданином, которые в современном контексте включают административные процедуры. Процедурный аспект играет важную роль в формировании права на информацию и доступ к ней, определяя особенности и порядок административных процедур [7].

Закон Республики Таджикистан «О коммерческой тайне» от 18 июня 2008 г. направлен на регулирование широкого спектра отношений, связанных с определением, использованием и защитой информации, которая признается коммерческой тайной. Этот Закон устанавливает нормы и правила, касающиеся передачи, хранения и конфиденциальности такой информации с целью достижения баланса интересов между владельцами коммерческой тайны и другими участниками, включая государство, на рынке товаров, услуг и рабочей силы [9].

В настоящее время в Республике Таджикистан регулирование права на информацию и доступ к ней в рамках административных процедур осуществляется Кодексом административных процедур, принятым в 2007 г. Этот Кодекс был предварительно известен как Закон о доступе к информации. В его содержании учтено около 30 критериев, которые непосредственно или косвенно касаются вопросов права на информацию и доступ к ней.

Согласно законодательству субъектами административного регулирования информационных отношений признаются различные стороны: граждане Республики Таджикистан, юридические лица и государство. Однако следует отметить, что согласно Закону Республики Таджикистан «Об информации» субъектами информационных отношений также могут быть и другие участники: иные государства, их граждане и юридические лица, международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Анализ нормативно-правовых актов, которые регулируют общественные отношения в сфере информационной безопасности в Республике Таджикистан, позволяет выделить два основных направления административно-правового регулирования информационной безопасности, основываясь на критерии объектов этой инфор-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

мационной безопасности. Эти два направления можно разделить следующим образом:

■ первое направление связано с обеспечением информационной безопасности человека (гражданина) и общества, а

■ второе направление связано с обеспечением информационной безопасности государства.

Это разделение обусловлено, прежде всего, различной природой и характером норм правового регулирования информационной безопасности этих объектов. Для обеспечения сохранности информации человека (гражданина) и общества характерно общеразрешительное правовое регулирование, в основе которого лежит принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Это означает, что в данном случае закон устанавливает конкретные запреты на определенные действия, ограничивая вмешательство в информационную сферу.

Важно обратить особое внимание исследователям и практикам на неотложную необходимость разработки концептуальных, взаимодополняющих, методологических и теоретико-методологических подходов. Эти подходы должны быть направлены на достижение сбалансированности и эффективности в реальной системе обеспечения информационной безопасности государства.

Существует нарастающая потребность в более глубоком анализе обеспечения информационной безопасности с методологической точки зрения, особенно с учетом функциональной направленности каждого отдельного принципа.

В контексте административных правонарушений в области информационной безопасности в Республике Таджикистан обычно применяют следующие виды административных наказаний: наложение штрафа в размере от одного до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и конфискация средств, использованных для совершения правонарушения или полученных в результате его совершения. В редких случаях также могут применяться исправительные работы, предупреждение или возмещение ущерба.

Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях, с одной стороны, имеет стратегическое значение для осуществления карательных функций государственных органов в сфере информационной безопасности. С другой стороны, Закон Республики Таджикистан «Об информации» является фундаментом

для установления правовых основ правозащитной и защитной деятельности.

И это приобретает особую актуальность в процессе реформирования законодательства Республики Таджикистан, поскольку новое видение сущности административного права придает приоритетное значение не только управленческим и карательным функциям органов государственного управления, но также правозащитной и защитной функциям.

Список источников

1. Анисифорова М.В. Категория «информация» в понятийном ряду административного права // Вопросы совершенствования деятельности полиции по охране общественного порядка: Сб. науч. тр. Т. 29. М.: Всерос. науч.-исслед. ин-т МВД России, 2022. С. 10-16.

2. Балекина В.М. Административно-право -вые ограничения права на распространение информации в контексте конституционных ценностей правовой свободы и государственной безопасности // Административное и муниципальное право. 2023. № 1. С. 9-18.

3. Басалаева О.Г. Информационная картина мира: научно-философский и мировоззренческий аспекты. Кемерово: Кемеровский гос. ин-т культуры, 2018. 71 с.

4. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 522 с.

5. Галеев С.А. Административно-правовые отношения в обеспечении права граждан на информацию: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 210 с.

6. Каландаров Ф. Формирование системы информационной безопасности Республики Таджикистан в начале XXI века // Вестник Таджикского нац. ун-та. Сер.: Социально-экономические и общественные науки. 2020. № 7. С. 323-328.

7. Костылев А.К. Информационное право: Учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. 185 с.

8. Лаптев К.А. Обоснование необходимости правового и экономического регулирования информационных отношений в информационном обществе // Вестник евразийской науки. 2021. Т. 13. № 5.

9. Минбалеев А.В. Проблемы правового регулирования деятельности средств массовой информации в условиях развития информационного общества: Монография. Челябинск: Цицеро, 2011. 330 с.

LAW & LEGISLATION • 12-2024

10. Осокин Р.Б. Правоохранительные органы: Учебник / Р.Б. Осокин, П.О. Панфилов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2022. 152 с.

11. Попугаев Ю.И. Сущность, назначение и общая характеристика административно-деликт-ного законодательства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. № 12. С. 16-19.

12. Сафиев К.И. Информационная безопасность Республики Таджикистан в контексте современного политического процесса: сущность и приоритеты ее обеспечения: Дис. ... канд. полит. наук. Душанбе, 2014. 147 с.

13. Трибрат А.Л. Правовое регулирование информационного общества: влияние основных факторов / / Крымский академический вестник. 2021. № 20. С. 250-257.

14. Юсупов В.А. Философия и общая теория административного права. М.: ЕААН, 2012. 448 с.

15. Ястребов О.А., Батяева А.Р., Шмелева С.В. Информационная сфера и глобализационные процессы // Проблемы и перспективы развития России в эпоху глобализации: Сб. ст. Всерос. заочной науч.-практ. конф. М.: РУДН, 2015. С. 58-61.

References

1. Anisiforova M. V. The category of «information» in the conceptual range of administrative law / / Issues of improvement of police activities to protect public order: Collection of scientific papers. Volume 29. Moscow, 2022. Рp. 10-16.

2. Balekina V.M. Administrative and legal restrictions on the right to disseminate information in the context of constitutional values of legal freedom and state security // Administrative and Municipal Law. 2023. № 1. Рp. 9-18.

3. Basalaeva O.G. Information picture of the world: scientific-philosophical and worldview aspects. Kemerovo: Kemerovo State Institute of Culture, 2018. 71 р.

4. Bachilo I.L. Information law: Textbook. 2nd ed., revision and addendum. Moscow: Yurait, 2011. 522 р.

5. Galeev S.A. Administrative-legal relations in ensuring the right of citizens to information: Dis. ... cand. of legal sciences. Moscow, 2002. 210 p.

6. Kalandarov F. Formation of information security system of the Republic of Tajikistan in the beginning of XXI century / / Bulletin of the Tajik National University. Ser.: Socio-economic and social sciences. 2020. № 7. Pp. 323-328.

7. Kostylev A.K. Information law: Textbook. 2nd ed. Tyumen: Publishing house Tyumen State University, 2008. 185 p.

8. Laptev K.A. Justification of the necessity of legal and economic regulation of information relations in the information society // Bulletin of Eurasian science. 2021. Vol. 13. № 5.

9. Minbaleev A. V. Problems of legal regulation of mass media activity in the conditions of information society development: Monograph. Chelyabinsk: Cicero, 2011. 330 p.

10. Osokin R.B. Law enforcement agencies: textbook / R.B. Osokin, P.O. Panfilov. Moscow: Bauman Moscow State Technical University Publishing House, 2022. 152 p.

11. Parugaev Yu.I. The essence, purpose and general characteristics of the administrative and tort legislation of the Russian Federation // Administrative law and process. 2017. № 12. Pp.16—19.

12. Safiev K.I. Information security of the Republic of Tajikistan in the context of the modern political process: the essence and priorities of its provision: Dis. ... cand. of political science. Dushanbe, 2014.147 p.

13. Tribrat A.L. Legal regulation ofthe information society: the influence of the main factors // Crimean Academic Bulletin. 2021. № 20. Pp. 250—257.

14. Yusupov V.A. Philosophy and general theory of administrative law. Moscow: EAAN, 2012. 448 p.

15. Yastrebov O.A., Batyayeva A.R.., Shmeleva S. V. Information sphere and globalisation processes // Problems and prospects of Russia's development in the era of globalisation: a collection of articles of the All-Russian extramural scientific-practical conference. Moscow: Peoples' Friendship University of Russia, 2015. Pp. 58—61.

Информация об авторе

Нурмухаммадзода Ф.Д. — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров

Статья поступила в редакцию 04.1 0.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Nurmukhammadzoda F.D. — adjunct of the faculty of training of scientific, pedagogical and scientific personnel

The article was submitted 04.10.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 14.11.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.