существенность и качество информационного обеспечения экономического анализа
И. Н. МАРЧЕНКОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, финансов и аудита
E-mail: [email protected] Старооскольский технологический институт (филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»)
Основными источниками внутрифирменной информации для проведения экономического анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Информация, представленная в отчетности, ориентирована главным образом на фискальные органы, т. е. показатели бухгалтерской отчетности существенны только для налоговых органов и других государственных организаций. Для формирования объективного мнения о финансово-хозяйственной деятельности организации необходимо воспользоваться информацией, содержащейся в других формах отчетности, при этом не все статьи бухгалтерского баланса расшифрованы даже частично в других формах отчетности.
Ключевые слова: информационное обеспечение, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, критерии качества, креативный учет, пользователи информации.
Успешное функционирование современных хозяйствующих субъектов, принятие оптимальных управленческих решений основывается на глубоком и всестороннем анализе. Экономическая целесообразность организационных, технических и технологических процессов базируется на результатах аналитических исследований. Современный экономический анализ основывается на комплексе информационных источников о хозяйственной деятельности предприятия.
Информационное обеспечение анализа представляет собой совокупность плановой, статистической, оперативной, бухгалтерской, нормативно-справочной информации, а также системы унифицированных и специальных документов. Эта совокупность информации при необходимости дополняется хозяйственно-правовыми документами (уставы, договоры, протоколы заседаний и т. д.), информацией о конкурентах и контрагентах организации, данными о состоянии рынка, материалами контрольных процедур (акты инвентаризации, ревизии, аудиторских проверок и т. д.).
Изначально массив исходной собранной информации представляет собой неупорядоченный набор различных данных, полученных в соответствии с запросом у соответствующих служб хозяйствующего субъекта, бухгалтерских и финансовых отчетов и т. д.. Поэтому необходима тщательная экспертная оценка качества исходной информации, так как от этого зависит эффективность проводимых аналитических процедур. Более того, в процессе анализа особое внимание должно быть уделено критериям качества самой информации, которые приведены на рис. 1.
Суть каждого из представленных критериев заключается в следующем:
Рис. 1. Основные критерии качества информации
— необходимость характеризует содержательность информации и степень ее использования непосредственно в целях анализа;
— достаточность характеризует полноту охвата количественного и качественного описания явлений и фактов, а также существенность информации, зависящей от возможности ее практического применения в процессе обработки и использования в целях анализа;
— своевременность получения информации требует представления аналитикам необходимой для анализа информации в максимально короткие сроки;
— достоверность и надежность достигаются выбором источников получения информации, качеством технических средств измерения и контроля, технологией получения, обработки и хранения управленческой информации;
— структурированность определяется уровнем технологии формирования информации, понятностью и удобством ее представления, правильностью оформления, целесообразностью применяемых учетных форм;
— аналитичность зависит от степени глубины, детальности и подробности отображения фактов хозяйственной деятельности (регулируется в зависимости от управленческих запросов).
Основными источниками внутрифирменной информации для проведения экономического анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Автоматизация бухгалтерского учета создала достаточно прочную техническую базу для развития аналитических исследований.
Значение бухгалтерской отчетности трудно переоценить. Состав пользователей информации, отраженной в бухгалтерской и финансовой отчетности, достаточно стабилен как в российс-
кой, так и в международной практике: внутренние пользователи, внешние пользователи с прямым финансовым интересом, внешние пользователи с косвенным финансовым интересом и внешние пользователи без финансового интереса. Однако следует отметить, что информация, представленная в отчетности, ориентирована главным образом на фискальные органы, т. е. показатели бухгалтерской отчетности существенны только для налоговых органов и других государственных организаций. Более существенную (аналитическую) информацию содержат данные управленческого и финансового учетов, которые доступны только внутренним пользователям.
Для того чтобы сформировать объективное мнение о финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период, необходимо воспользоваться информацией, содержащейся в других формах отчетности. Однако не все статьи бухгалтерского баланса расшифрованы даже частично в других формах отчетности.
Проведенное сопоставление показало, что большинство статей бухгалтерского баланса расшифровано или дается дополнительная информация по соответствующим показателям в других формах отчетности. Однако такие статьи, как запасы, НДС по приобретенным ценностям, собственные акции, выкупленные у акционеров, доходы будущих периодов, кредиторская задолженность по статьям, задолженность перед персоналом, внебюджетными фондами, не разъясняются. Поэтому указанные статьи должны найти отражение либо в форме № 5 (приложение к бухгалтерскому балансу), либо в пояснительной записке. При этом следует учитывать, что пояснительную записку составляют не все организации.
Многие могут возразить, что российское законодательство позволяет вносить в отчетность дополнительные статьи самостоятельно. Однако данной «льготой» российские бухгалтеры не спешат пользоваться по причине возникновения споров с сотрудниками налоговых служб и увеличения трудоемкости работы бухгалтеров [1].
Достоверность и прозрачность бухгалтерской и финансовой отчетности в последние годы является одной из острых и актуальных тем, которая
является предметом дискуссий в политических и деловых кругах, на профессиональных форумах, на страницах профессиональных газет и журналов.
Финансовый учет и формирование бухгалтерской отчетности в последние годы существенно изменились. К основным особенностям современной отчетности можно отнести:
— способность отчетности обеспечить доказательную базу надежности финансовых результатов и финансового состояния хозяйствующего субъекта для настоящих и потенциальных партнеров и инвесторов;
— возможность включать (исключать) в формы типовой бухгалтерской отчетности дополнительные строки и графы, если это позволяет более полно оценить их экономическое содержание (это право остается практически не востребовано);
— представление информации о капитале (форма № 3 «Отчет об изменениях капитала») должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности фирмы.
Принятая Правительством РФ Программа реформирования бухгалтерского ^ета в соответствии смеяздународными стандартами предьявля-етповышенные требования кответственности и уровню квалификации бухгалтерских кадров.
^шализ состояния бзотшггерскойогаетности, поступающей в органы государственной статистики , позволяет сделать вывод о том, что уровень постановки бухгалтерского учета на многих предприятиях и I! организациях, особенно в малом предпринимательстве и сельском хозяйстве, довольно низкий [2]. Поэтому существенность
Рис. 2. Процесс формирования и распределения бухгалтерской информации
информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, вызывает сомнения по качественному признаку. Изначально эта информация имеет долю субъективности, так как составляется бухгалтерскими работниками, каждый из которых имеет индивидуальные профессиональные характеристики, несмотря на обязательность исполнения законодательства Российской Федерации. Схематично процесс формирования и распределения бухгалтерской информации представлен на рис. 2.
Субъективность бухгалтерской информации также объясняется некоторыми особенностями затянувшегося переходного периода:
— рост численности бухгалтерских работников в последние годы, который объясняется резким увеличением количества хозяйствующих субъектов. Однако количественный состав бухгалтеров не обеспечивает необходимого уровня их квалификации;
— отсутствие регулярного контроля за состоянием бухгалтерского учета и отчетности со стороны вышестоящих органов. При существовании ведомственной подчиненности вышестоящие организации осуществляли регулярный контроль на подведомственных предприятиях и организациях, работали балансовые комиссии, которые ежегодно принимали и утверждали балансы и годовые отчеты руководителей предприятий и организаций.
Типовые ошибки, выявляемые при обработке бухгалтерской отчетности, следующие:
— представленные формы отчетности составлены без соответствия положениям по ведению бухгалтерского учета;
— имеются арифметические ошибки (итоги разделов не соответствуют сумме входящих статей или итог баланса не равен сумме итогов соответствующих разделов);
— отчеты по разным формам составлены в разных единицах измерения или по разной учетной политике;
— статьи баланса заполняются отрицательными суммами, хотя это не предусмотрено методологией бухгалтерского учета;
— нарушение порядка внесения исправлений при обнаружении ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;
— бухгалтерский отчет составляется без данных за соответствующий период прошедшего
года, что нарушает принцип сопоставимости бухгалтерской отчетности [3].
При этом имеет место такое направление, как «креативный учет», под которым М. Р. Мэ-тьюс и М. Х. Б. Перера понимают учет, которому свойственен творческий подход. Они отмечают, что граница между творческим подходом и откровенным мошенничеством, как правило, размыта. Креативный учет плох в том случае, если «творчество» бухгалтера приводит к обману и введению в заблуждение внешних и внутренних пользователей финансовой отчетности [1].
Бухгалтерская отчетность должна соответствовать требованиям действующего законодательства и быть полезной как внешним, так и внутренним пользователям. Возможно ли сформировать бухгалтерскую отчетность таким образом, чтобы каждый заинтересованный пользователь мог получить необходимый объем информации? В соответствии с требованиями МСФО составление финансовой отчетности необходимо осуществлять с учетом информационных потребностей пользователей. При этом такое требование МСФО к финансовой отчетности, как «понятность», не применяется в исключительных случаях, т. е. в ситуациях, когда определенная информация может быть признана существенной для пользователя. Она подлежит включению в финансовую отчетность, даже если ее понимание может вызвать определенные затруднения у других пользователей [4].
Однако бухгалтерская отчетность является важнейшим, но далеко не единственным источником информации в системе управления предприятием. Традиционный подход к работе с информацией, при котором руководители и менеджеры вынуждены обращаться за необходимой им информацией к бухгалтерским, финансовым и другим подразделениям предприятия, не отвечает требованиям менеджмента в современных условиях.
Внедрение и развитие базовых средств сбора, обработки, хранения и представления учетных данных позволяют создать на предприятиях и в организациях хранилища ретроспективной информации по самому широкому спектру социально-экономических показателей, которые могут и должны стать базой для научного исследования, обоснования и анализа бизнес-планов развития, прогнозирования финансовых показателей, оценки имущественных, кредитных и
рыночных рисков, анализа платежеспособности и устойчивости бизнеса в настоящем и обозримом будущем [3].
Это делает возможным построение единой информационной автоматизированной системы управления. Данная система строится как единый комплекс программно-технических и организационных решений, охватывающих все производственные, технологические, финансовые и другие хозяйственные процессы и подразделения предприятия в единое информационное пространство. Функционирование единой информационной системы позволяет распределять информацию по уровням управления через уровни доступа, при этом необходимая информация может быть востребована в режиме «онлайн» непосредственно с рабочего места сотрудника. При этом наличие единой информационной системы не исключает возможности ведения сотрудниками подразделений собственных баз данных.
Круг задач, решаемых единой информационной системой, достаточно широк:
— включение в единое информационное пространство большого числа территориально удаленных друг от друга подразделений предприятия;
— передача информации по различным каналам связи;
— поддержка деятельности всех структурных подразделений предприятия;
— автоматизация всех технологических и бизнес-процессов, в том числе снабжения, производства, сбыта, логистики, управления кадрами, расчетов с контрагентами и др.;
— планирование деятельности и анализ ее результатов;
— обеспечение необходимого уровня безопасности и защиты данных и функций распределения прав доступа [5].
Таким образом, информационная база должна быть более существенной и качественной. Существенность исключает наличие информации в искаженном виде либо ограниченность доступа к необходимой информации в процессе ее аналитической обработки, что может повлиять на принятие решений заинтересованных пользователей. Качественный аспект предполагает: расширение пояснений и дополнений к формам отчетности, которые должны содержать не только количественные, но и качественные показатели; расшиф-
ровку и дополнения к показателям отчетности, что позволит глубже и детальнее анализировать отчетные данные, выявлять причины и факторы, которые привели к динамике технико-экономических и финансовых показателей деятельности предприятия; разработку обязательных стандартизированных форм отчетности на уровне Правительства РФ. Эти мероприятия позволят осуществить построение единой информационной системы планирования и эффективного управления предприятием.
Список литературы
1. Бреславцева Н. А., Сверчкова О. Ф. Существенна ли информация, содержащаяся в бухгал-
терской отчетности? // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 3 (108). С. 23-27.
2. Бедоноков Н. А. Бухгалтерская отчетность — глазами статистики // Вопросы статистики. 2005. № 7. С. 94—95.
3. Казакова Н.А. Экономический анализ: вопросы качества информационного обеспечения // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 14 (119). С. 36-40.
4. Структура МСФО. Стандарты. Интерпретация. URL: http://www. klerk. га/buh/ articles/76540/.
5. Управленческий учет / А. Д. Шеремет, О.Е. Николаева, С. И. Полякова. 4-е изд., пере-раб. и доп. М.: ИНФА-М, 2009. 429 с.
Лучшиежурналы для профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков
Не пропустите! Льготная подписка на все издания! (495) 721-85-75, [email protected] www.fin-izdat.ru