Научная статья на тему 'Суррогатное материнство: особенности нормативного правового регулирования в РФ и США'

Суррогатное материнство: особенности нормативного правового регулирования в РФ и США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2948
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСПЛОДИЕ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / СУРРОГАТНАЯ МАТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миллер О.В.

Суррогатное материнство самый эффективный, с медицинской точки зрения, способ преодоления бесплодия и самый спорный, с юридической точки, зрения метод вспомогательных репродуктивных технологий. В данной статье представлены результаты сравнительного анализа нормативных правовых баз, регулирующих вопрос суррогатного материнства в РФ и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миллер О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Суррогатное материнство: особенности нормативного правового регулирования в РФ и США»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

8. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. - М.: Республика, 1996.

9. Соловьев В.С. Право и нравственность. Очерки из прикладной этики. - С.-Пб.: Издание Я. Канторовича, 1897. Предисловие.

10.Соловьев В.С. Философское начало цельного знания. - Мн.: Харвест, 1999.

© К.В. Лядова, 2015

УДК 34.096

О.В. Миллер

Медико-психолого-социальный институт Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Г. Абакан, Российская Федерация

СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО: ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ И США

Аннотация

Суррогатное материнство - самый эффективный, с медицинской точки зрения, способ преодоления бесплодия и самый спорный, с юридической точки, зрения метод вспомогательных репродуктивных технологий. В данной статье представлены результаты сравнительного анализа нормативных правовых баз, регулирующих вопрос суррогатного материнства в РФ и США.

Ключевые слова

Бесплодие, вспомогательные репродуктивные технологии, суррогатное материнство, суррогатная мать.

Одной из самых острых медико-социальных проблем современного общества является бесплодие. По данным ВОЗ в мире около 15% бесплодных супружеских пар. В России на учете по бесплодию состоит более 5 млн. человек. Для многих из них единственный способ создать полноценную семью - прибегнуть к услугам суррогатной матери.

Впервые практика суррогатного материнства была законодательно закреплена в 1780 г. до н.э. в Месопотамии в Кодексе законов царя Хаммурапи [3]. В настоящее время на основе анализа нормативной правовой базы, регулирующей вопрос суррогатного материнства, принято выделять 4 группы стран: 1) страны, где суррогатное материнство разрешено, в том числе и коммерческое; 2) страны, где разрешено только некоммерческое суррогатное материнство; 3) страны, где суррогатное материнство запрещено законом; 4) страны, где суррогатное материнство имеет место быть, но не регулируется законодательством.

Россия относится к первой группе стран. К нормативным правовым документам Российской Федерации, регулирующим вопрос суррогатного материнства относятся: Семейный кодекс РФ (п. 4 ст. 51, п. 3 ст. 52) от 29 декабря 1995 г.; Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (п. 1, 9, 10 ст. 55) от 21 ноября 2011г.; Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» (п. 5 ст. 16) от 15 ноября 1997 г.; Приказ Минздрава РФ от 30.08.2012 N 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» от 30 августа 2012 г.. Само определение суррогатного материнства представлено в Законе об охране здоровья граждан: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (...) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (...) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям» [1]. В этом же законе содержатся требования, предъявляемые к суррогатным матерям: возраст от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового ребенка; психическое и соматическое здоровье. По российскому законодательству суррогатной матерью может стать как замужняя, так и незамужняя женщина. Суррогатная мать не может быть одновременно донором

194

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

яйцеклетки», - уточняется в Законе «Об охране здоровья граждан». Это означает, что в России законным является только гестационное (полное) суррогатное материнство. Семейный кодекс РФ и ФЗ «Об актах гражданского состояния» регулируют вопросы установления материнства и отцовства ребенка, рожденного суррогатной матерью. Согласно им, генетические родители признаются матерью и отцом ребенку только после письменного отказа от него суррогатной матерью.

Во многом отличается нормативно-правовая база США. Исходя из Конституции, каждый штат имеет право на самостоятельное регулирование законов в сфере здравоохранения, поэтому в Америке не существует единой для всей страны нормативно-правовой базы, регулирующей суррогатное материнство. На сегодня программа суррогатного материнства на легальных основаниях возможна в 8 из 50 штатов [4]. В таких штатах, как Аризона, Мичиган, Нью-Джерси оно запрещено законом до сих пор. Остальные штаты принимают решение в индивидуальном порядке в зависимости от конкретной ситуации. В целом же, суррогатное материнство регулируется единообразным законодательством США и семейным законодательством штатов [3]. Одним из главных достоинств нормативно правовой базы США в области суррогатного материнства является разработанный в 1988 году Единообразный закон "О статусе детей, зачатых нетрадиционным путем", где провозглашается, что дети являются высшей ценностью и главным приоритетом правовой охраны независимо от способа их зачатия и рождения. В российском законодательстве статус ребенка, рожденного суррогатной матерью, не рассматривается.

Очевидно, что Российское законодательство в области суррогатного материнства имеет много пробелов и характеризуется своей фрагментарностью. Пожалуй, самым проблемным вопросом в нем является установление отцовства и материнства, что свидетельствует о не защите интересов и прав бесплодных пар и женщин, вынужденных участвовать в программе суррогатного материнства. Законодательно не закреплен правовой статус ребенка, рожденного суррогатной матерью. Однако при отказе суррогатной матери от ребенка биологические родители получают свидетельство о рождении без процедуры усыновления, в отличие от аналогичной процедуры в Америке. Еще одним важным достоинством российского законодательства является узаконенное требование к состоянию здоровья суррогатной матери (в большинстве актов о суррогатном материнстве в США данное требование не прописано). В целом, нормативную правовую базу России характеризует распространение единых законов во всех субъектах РФ. Главной характеристикой нормативно-правовой базы суррогатного материнства в США является вариативность, неоднородность законов, что создает трудности при анализе общей системы регулирования отношений в сфере суррогатного материнства в США.

Таким образом, остро стоит вопрос о проблеме правового регулирования суррогатного материнства в России. Возможны два варианта решения: 1) принятие специального закона о суррогатном материнстве, который бы упорядочивал отношения между всеми субъектами отношений и отличался детализацией, что позволит защитить ребенка, родившегося нетрадиционным способом и гарантировать реализацию его прав. 2) Внести поправки в уже действующие законы (СК РФ, ФЗ «Об актах гражданского состояния»), как это было сделано в 2011 году в отношении Федерального закона «Об охране здоровья граждан». Список использованной литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

2. Приказ Минздрава РФ от 30.08.2012 N 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» от 30 августа 2012 г.

3. Спивак К. Суррогатное материнство в праве США [Текст] / К. Спивак // The American Journal of Comparative Law. - 2010. №58.

4. Стеблева, Е. В. Правовое регулирование института суррогатного материнства за рубежом [Текст] / Е.В. Стеблева // Российская юстиция. - 2009. - N 7.

© О.В. Миллер, 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

УДК 347.963

В.С. Павлов

Доцент кафедры теории и истории права и государства Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

Аннотация

В статье сделана попытка показать основные направления реорганизации и практической деятельности советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. Обращается внимание на милитаризацию органов прокуратуры - преобразование прифронтовых территориальных прокуратур в военные; создание прокуратур фронтов, прокуратуры войск НКВД, военной прокуратуры железнодорожных войск; введение классных чинов и форменной одежды для всех прокурорско-следственных работников и др. На примере ленинградской городской прокуратуры показаны высокий патриотизм, профессионализм и мужество прокурорских работников в борьбе с фашизмом.

Ключевые слова

Прокуратура, надзор, военный прокурор, военный трибунал, законы военного времени, классные чины и

форменная одежда для прокуроров.

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР, несмотря на имеющийся Договор о ненападении - так началась Великая Отечественная война советского народа с фашизмом. В тот же день был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении»[1], на основании которого был издан Приказ Народного комиссара юстиции Союза ССР и Прокурора Союза ССР от 24 июня 1941 г. № 102/58 [2]. Была изменена структура органов прокуратуры: были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений, прокуратуры войск НКВД. На военное положение были переведены прокуратуры железнодорожного и водного транспорта, а с января 1942 г. была образована Главная военная железнодорожная прокуратура.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) на посту Прокурора СССР сменилось три руководителя: В. М. Бочков (07.08.1940-05.07.1941), и. о. Прокурора СССР Г. Н. Сафонов (05.07.1941-январь1942), опять В. М. Бочков (январь 1942-13.11.1943) и К. П. Горшенин (13.11.1943-29.01.1948). Особо следует отметить деятельность В. М. Бочкова, который возглавил перестройку советской прокуратуры на военный лад, и по инициативе которого для прокурорско-следственных работников впервые были установлены классные чины и введена форменная одежда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» [3, с. 87-89].

В тылу действовали военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов. Относительно самостоятельным звеном в прокуратуре СССР была прокуратура Военно-Морского Флота, которой подчинялись прокуратуры флотов, флотилий, военно-морских баз и других военно-морских подразделений.

Были военизированы территориальные прокуратуры прифронтовой полосы [1]. Например, в соответствии с Постановлением Военного Совета Ленинградского фронта от 4 декабря 1941 г. на основании приказа Главного военного прокурора Красной Армии от 5 декабря 1941 г. Ленинградская городская и районные прокуратуры были преобразованы в органы военной прокуратуры. Военным прокурором Ленинграда 27 декабря 1941 г. был назначен кадровый военный бригвоенюрист Панфиленко А. И. [4, с. 37].

В этих новых для нашей страны условиях первостепенное значение имел, прежде всего, надзор за точным и неуклонным исполнением постановлений Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО СССР), который был создан 30 июня 1941 г. по решению Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.