Научная статья на тему 'СУР в таможенном деле на современном этапе: проблемы и пути совершенствования'

СУР в таможенном деле на современном этапе: проблемы и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1559
660
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольчугин Д.М.

В статье рассматривается СУР в таможенном деле в России, отмечено её значение. Охарактеризованы основные проблемы функционирования СУР. Намечены пути совершенствования механизма СУР в нашей стране. При этом рассматривается положительный опыт европейских государств в вопросе развития указанной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кольчугин Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУР в таможенном деле на современном этапе: проблемы и пути совершенствования»

56

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

3. Глобализация и международная торговля приносят человечеству процветание и стабильность - ВТО // Финмаркет. - 17.07.2008.

4. Равнение на таможню // «Новая Политика». - 24.09.2009.

5. Киселев С.В., Ромашкин Р.А. Вступление в ВТО и сельское хозяйство России // Вестник Московского Университета, серия 6 «Экономика». -2006. - № 4.

6. О результатах исследования ГУ-ВШЭ о последствиях присоединения к ВТО // «Соб.инф.». - 01.11.2007.

7. Доронина Н.Г. Правовые проблемы вступления России в ВТО Особенности Всемирной торговой организации как международной организации // «Журнал российского права». - 2006. - № 11.

8. Департамент торговых переговоров Минэкономразвития России, Информационное бюро по присоединению России к ВТО, 2008.

9. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Эконимикс: принципы, проблемы и политика / Пер. 16-го англ. издания. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 124-125.

10. Российско-европейский центр экономической политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.recep.org.

11. Сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tpprf.ru.

12. Всемирная торговая организация: официальный вебсайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.wto.org.

СУР В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

© Кольчугин Д.М.*

Ульяновский государственный университет, г Ульяновск

В статье рассматривается СУР в таможенном деле в России, отмечено её значение. Охарактеризованы основные проблемы функционирования СУР. Намечены пути совершенствования механизма СУР в нашей стране. При этом рассматривается положительный опыт европейских государств в вопросе развития указанной системы.

За последние годы объём мировой торговли по темпам растёт быстрее, чем мировое производство. Внешнеэкономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится. Активное разви-

* Студент Юридического факультета Таможенного отделения

тие мировых хозяйственных связей вызвало к жизни необходимость создания новых подходов к разработке и принятию эффективных управленческих решений по вопросам внешнеэкономической деятельности.

В связи с этим в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе. Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, применение передовых технологий оформления и контроля, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров [1, с. 166].

Значительные изменения во внешней торговле, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учётом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы управления рисками (СУР). Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности их работы, и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего контроля.

В Российской Федерации система управления рисками строилась в соответствии с международными стандартами Всемирной торговой организацией, но с учётом особенностей и условий национальной экономической и политической обстановки. На сегодняшний день проделана огромная работа по совершенствованию законодательной базы в области СУР. Основным инструментом механизма минимизации рисков при осуществлении должностными лицами таможенных органов таможенного оформления и таможенного контроля является профиль риска, представляющий собой совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также мерах по минимизации риска.

Этап, связанный с внедрением элементов СУР в таможенное оформление и в таможенный контроль, завершён. Система управления рисками в нашей стране выходит на логически завершающий этап. На данном этапе развитие СУР предполагает поиск направлений совершенствования уже сформировавшегося механизма. А для этого необходимо выделить существующие проблемы функционирования СУР, которые всё же имеются даже несмотря на достигнутые положительные результаты.

Одной из насущных проблем функционирования механизма профилей рисков является согласование проектов профилей рисков и таможен с ФТС. Существующее на сегодня монопольное право ФТС России на утверждение проектов профилей рисков не позволяет быстро принимать решения в отношении тех или иных оформляемых товаров или лиц в соответствующем регионе нашей страны.

Кроме того, в настоящее время ФТС в целях применения выборочного контроля ведётся активная работа по формированию зелёного, жёлтого и

58

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

красного секторов субъектов ВЭД. Но система разделения участников ВЭД на секторы имеет недостатки. Это длительное время, которое уходит на рассмотрение и проверку организации, претендующей на включение в перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объёме. Сложность процедур проверки информации, применение экспертных методов при оценке информации делают этот процесс непрозрачным. Всё это позволяет говорить об ещё одной существующей проблеме в области СУР.

Указанные проблемы далеко не исчерпывают существующий перечень проблем. Но, по мнению автора, их решение носит приоритетное значение.

Что касается путей совершенствования, то можно выделить следующие.

Во-первых, необходимо введение системы градации профилей рисков с тем, чтобы часть из них, при необходимости могла утверждаться непосредственно начальниками РТУ и начальниками таможен. Данный подход позволит значительно сократить временной интервал между выявлением риска и усилением таможенного контроля отдельных товаров или лиц.

Во-вторых, целесообразным будет создание системы балльной оценки субъекта ВЭД для его последующего отнесения к тому или иному сектору риска. ФТС уже проводится работа по созданию анкеты, содержащей критерии для оценки участника ВЭД. Каждому критерию присваивается балл, определённая сумма баллов предусматривает отнесение конкретного лица к зоне низкого или высокого риска. Такой подход позволит отойти от использования экспертного метода, в определённой степени формализовать процесс и провести анализ исключительно на основе объективных данных.

Также весьма полезным было бы создание информационной базы участников ВЭД и их последующая градация [2, с. 50-51]. Функционирование данной системы между государственными органами позволило бы увеличить эффективность мероприятий, проводимых таможенными органами совместно с другими ведомствами в отношении «сомнительных» организаций. Так, например, если организация имеет проблемы с соблюдением налогового законодательства, то таможенные органы своевременно обладают данной информацией.

В-третьих, очень важным является развитие системы электронного декларирования товаров и расширение сферы применения данного вида декларирования. При электронном декларировании грузов максимальное количество процедур можно проводить удалённо, обмениваясь с таможней электронными документами. В этом случае таможенные процедуры становятся более прозрачными и комфортными для участников внешнеэкономической деятельности. Также нуждается в развитии система предварительного информирования, которая функционирует посредством интегрирования информационных систем таможенных служб.

На основе системы предварительного информирования работает почти вся Европа. Конечно, там она имеет некоторую специфику, заключаю-

щуюся в сотрудничестве таможенных органов с бизнесом, но всё же весьма поучительна для таможенной службы РФ. Больших результатов в данном направлении достигла Швеция. До 90 % выявления правонарушений в Швеции идёт по результатам именно предварительного информирования. По сути, государство даже может и не иметь огромный штат оперативных сотрудников, они уже есть в бизнесе. Если один играет честно и видит, что его сосед играет по другим правилам и у него образуются сверхприбыли, то сообщение об этом таможенным органам - прямая конкурентная борьба [3, с. 20]. При этом необходимо отметить, что в составе Рамочных стандартов безопасности и упрощения торговли ВТО, которые приняты сегодня большинством развитых стран, такая форма сотрудничества с бизнесом является основной.

Электронное декларирование, предварительное информирование, СУР, пожалуй, является наиболее важными принципами таможенного администрирования, без которых мы навсегда отстанем от глобальных мировых процессов. Это показывает опыт зрелых таможенных администраций.

Так, в той же Швеции комбинированное введение СУР, электронного декларирования и предварительного информирования позволило сократить таможенные органы в пять раз за 8 лет - с 10 тысяч до 2 тысяч человек. При этом их товарооборот схож с российским. Налицо - разница в эффективности работы таможенных служб двух государств. Так, для досмотра таможенники в Швеции отбирают не более 5 % всех товаров. Ограниченными ресурсами они достигают максимального эффекта. Причём 80 % деклараций по заданным параметрам компьютер просто отсеивает из-под контроля, а потом они сосредотачиваются на том, на чём необходимо, и смотрят только то, что нужно [3, с. 21].

Следует отметить, что реализация указанных направлений развития СУР должна оказать значительное положительное влияние на выполнение важнейших задач таможенных органов. И некоторые из этих направлений уже нашли своё отражение в стратегии развития СУР в таможенной службе России. Главным же в совершенствовании СУР является дальнейшее развитие и повышение аналитической составляющей.

Список литературы:

1. Фаррахов А. Т. Управление рисками как важнейший аспект совершенствования таможенного оформления товаров / А. Т. Фаррахов // Экономика и управление. - 2007. - № 2. - С. 166-169.

2. Романов Д.В. Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации / Д. В. Романов // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2008. - Т. 15. - № 6. - С. 49-52.

3. Дудкова В. СУР: проверка практикой / В. Дудкова // Таможня. -2007. - № 13. - С. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.