Научная статья на тему 'СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2002
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОДСИСТЕМА / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СУБЪЕКТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / АВТОНОМНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимошина А.А., Пономарева И.В.

В статье рассматриваются вопросы становления супружества и психология супружеских взаимоотношений, кризисных явлений в семье. Показаны типичные этапы супружеской жизни, а также возможные трудности на каждом из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 1-1(76)

УДК 159.9

А.А. Тимошина, И.В. Пономарева СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье рассматриваются вопросы становления супружества и психология супружеских взаимоотношений, кризисных явлений в семье. Показаны типичные этапы супружеской жизни, а также возможные трудности на каждом из них.

Ключевые слова: супружеские отношения, кризисные ситуации, детско-родительская подсистема, интегральная характеристика, субъективная характеристика, автономная личность, трансформация, адаптация семейные роли.

Супружеские отношения, как и детско-родительские отношения составляют основу семьи. Как излагает Карабанова О.А. Между супружеской и детско-родительской подсистемами существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Но тем не менее супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.

Объективные характеристики функционирования семьи:

-особенности эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения семьи и супружеских отношений;

-мотивация брака;

-главенство и ролевая структура семьи; -особенности коммуникации в семье -способность семьи к разрешению проблемных ситуаций. Субъективные характеристики: -удовлетворённость браком;

-семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание Интегральная характеристика: -сплоченность семьи. [3;60]

А также автор рассматривает такой важный аспект в супружеских отношениях, как Любовь. Любовь и эмоциональная связь составляют основу здорового брака. Супружеские отношения возможно сохранить и создать в том случае, если есть потребность и желание беречь любовь и эмоционально подкреплять друг друга необходимыми каждому положительными эмоциями радости любви. Этот конспект важен во всех аспектах супружеских отношений. Чувства супругов друг к другу могут претерпевать изменения во всем периоде супружеских отношений. Взаимосвязь эмоциональной поддержки и внешних факторов, влияющих на супружескую жизнь велика.

Г.И. Захарова утверждает, что супружеские отношения зарождаются тогда, когда молодая семья отделяется от своих родителей и тут начинаются этапы становления семьи. Существуют и различия и у пары, которые существенно влияют в течении всей жизни не только на отношения между супругами, но и на детско-родительские отношения впоследствии. Семейные правила и традиции каждого из супругов во многом различаются: стиль воспитания, образование, ценности, национальная принадлежность, социальный класс, возраст, интересы каждого, Состав семьи у родителей каждого из супругов был различный, например, в многодетной вырос супруг, а супруга была единственным ребенком. Супруги могут зависеть от своих родителей материально или эмоционально. Как считает М. Боуэн, способность пары к близким и независимым отношениям определяется во многом тем, насколько каждому из супругов удалось стать автономной личностью в родительской семье. [2;30]

Перемены — это то, что присуще каждой семье. Семья — это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени. [4;146] Кризисы и трудности в семейных отношениях часто возникают на новых этапах становления семьи, поскольку происходит трансформация, перераспределение ролей, или изменение форм взаимодействия супругов. Таким образом можно выделить основные этапы в развитии супружеских отношений и семьи:

Добрачный союз на данном этапе происходит знакомство и эмоциональное взаимодействие, а также установление делового общения. Сепарация и принятие норм поведения и способов взаимодействия друг с другом. На данном этапе возможны сложности восприятия иной модели поведения своего

© Тимошина А.А., Пономарева И.В., 2018.

Вестник магистратуры. 2018. № 1-1(76)

ISSN 2223-4047

партнера, что связано с различными факторами развития индивида в своей уникальной семье, о которых указано выше.

Супружество или Брак — Вступление супругов в новую форму юридически зарегистрированных отношений. Иногда называют «Брачный союз» На этом этапе формируются семейные роли, основы взаимодействия и делового общения. Эмоциональный компонент на данном этапе возможно уходит на 2 план, что может послужить основой кризиса, или сопутствующим трудностям.

Молодая семья. Семья с маленьким ребенком. На данном этапе возможно появление нового члена семьи, с чем и связано основное изменение внутрисемейных отношений. Становление отцовства и материнства как серьезный этап взрослых ответственных отношений играет большую роль на данном этапе и последующих, так как сложности, возникающие при появлении первого ребенка (Неопытность молодых родителей, чрезмерно активное вмешательство бабушек и дедушек.. .и т.д.)

Семья с ребенком дошкольного возраста. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на предыдущем этапе семья пополнилась новым членом, то здесь наступает период социализации ребенка (малыш идет в детский сад, мама и папа выходят на работу), на данном этапе важен смысловой аспект перераспределения ролей. Возможно появление последующих детей на этом этапе также приносит свои коррективы в новые функции семейных отношений.

Семья с ребенком школьного возраста. В момент перехода от садика к новым социальным отношениям в школе все меняется не только в детско-родительских отношениях, а также в супружеских. Это отражается и в перераспределении ролей и в эмоциональных отношениях, и в хозяйственно экономическом плане семьи.

Семья с ребенком подросткового возраста. На данный этап «наслаивается» кризис подросткового возраста. Формируются новые функции и распределения ролей, взрослый ребенок чувствует начинает включаться в более серьёзные формы ответственности. Родители усваивают различные новые варианты поведения. Возможно появление последующих детей на этом этапе также

Этап «опустевшего гнезда» На этом этапе взрослый ребенок, или несколько детей, покидает семью. Родители, выполнив свою основную родительскую функцию, остаются одни и снова пересматривают свои жизненные цели. На данном этапе возможно продолжение супружества и новые формы придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков). Или возможен развод, если брак был основан только на воспитании детей и не подкреплялся эмоционально. Рассмотрев жизненные этапы, трудности и кризисы в супружеских отношениях очень важно понять влияние эмоционального компонента на протяжении всей жизни. Любовь, как основная движущая сила, способная преодолевать различные препятствия, является главным составляющим компонентом супружества, счастливой и полноценной семьи. Включение и значимость семейного психолога в данном контексте для поддержания семейных отношений, улучшения их очень высока, как утверждает Л.Я. Гозман: «Это отражает и объективную и субъективную значимость эмоциональных связей с другими людьми для обеспечения психического здоровья, личностной зрелости и достижения высокого уровня адаптации.» [1;160]

Библиографический список

1.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. [Текст] / Л.Я. Гозман. - М.: Московский Университет, 1987. - 61 с.

2.Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. [Текст] / Г.И. Захарова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009 - 47 с.

3.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 84 с.

4.Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. [Текст] / Л. Б. Шнейдер. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 106 с.

ТИМОШИНА АННА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

ПОНОМАРЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат психологических наук, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.