Научная статья на тему 'СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ'

СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3113
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МАЛАЯ ГРУППА / СУПРУГИ / КРОВНОЕ РОДСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / КОНФЛИКТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Д.С.

Статья посвящена проблемам семьи как объекта исследования в психологии. Представлены различные определения понятия семьи в научной литературе, рассмотрены направления исследования семьи в психологической науке, изучена психологическая сущность семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ»

УДК 159.9

Д.С. Смирнов

СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Статья посвящена проблемам семьи как объекта исследования в

психологии. Представлены различные определения понятия семьи в научной литературе, рассмотрены направления исследования семьи в психологической науке, изучена психологическая сущность семьи.

Ключевые слова: семья, семейное взаимодействие, малая группа, супруги, кровное родство, социальная эволюция, конфликт, психологическая помощь.

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

Изменения в сфере супружества влекут за собой трансформацию взаимоотношений старшего и младшего поколений в семье.

Семья представляет собой очень древнее образование. Эта социальная единица существует сегодня во всех частях света [5, с. 7]. Существует множество определений семьи.

В Большом толковом словаре русских существительных приведено такое определение:

«1) Семья - англ. family; нем. Familie. 1. Социальный институт, характеризующийся определенными соц. нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Основные функции семьи: воспроизводство населения и социализация. 2. Малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью» [3, с. 398].

Л.Я. Гозман дает определение следующее определение: «Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью» [2, с. 41].

Наиболее популярное в советской социологии определение семьи принадлежит А. Харчеву: «Семья - это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Близкое определение содержится в Энциклопедическом социологическом словаре: «Семья - общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [8, с. 11].

В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все больше внимания стали уделять исследованиям семьи. Изучаются самые разные ее характеристики и происходящие в ней процессы « удовлетворенность супругов браком, структура семейных ролей, распределение власти, детско-родительские отношения и т.д.

Существуют различные направления и подходы при анализе семьи. Одними известными мыслителями и учеными семья рассматривалась с биологизаторских позиций (Платон, Аристотель, Кант, Фихте и др.), другими - с эволюционистских (Й. Бахофен, Дж. Мак-Леннан, Л. Морган, Ф. Энгельс, М. Ковалевский, С. Шпилевский, Л. Штернберг и др.). Среди самых известных подходов к изучению семьи: культурологический - К. Циммерман, М. Мид; структурально-функциональный - Э. Дюркгейм, У. Огборн, Т. Парсонс; интеракционистский - Ф. Ле-Пле, Э. Берджесс, Ч. Кули, Ф. Знанецкий, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Дж.Г. Мид и др.; конфликтологический - К. Маркс, Ф. Энгельс, Хартманн, Софилиос-Ротшильд и др.; институциональный и групповой - А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Н.Г. Юркевич и др. Каждый из подходов имеет свои изъяны и ограничения [9, с. 12].

© Смирнов Д.С., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 12-1(63)

Мы в своей работе понимаем семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей.

Современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями [11, с. 53]. С точки зрения Ю.Е. Алешиной: «Неверно, что семья представляет собой опору общества, скорее общество моделирует форму и функции семьи в целях ее максимальной эффективности» [1, с. 29].

Семейные узы существуют благодаря родственным связям, они опираются на комплекс основных факторов - биологических, социальных, экономических. С биологической точки зрения, семейные узы обусловлены общими для мужчины и женщины потребностями в любви, их стремлением к продолжению рода, а также продолжительным периодом зависимости ребенка от родителей. Однако, как считает Ю.Е. Алешина: «С психологической точки зрения: члены семьи объединены взаимозависимостью для удовлетворения своих эмоциональных потребностей, экономически они связаны зависимостью друг от друга при удовлетворении материальных нужд» [1, с. 31].

Таким образом, единство семьи основано на общих потребностях и совместном их удовлетворении, как в физическом, так и в психическом аспектах.

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений [6, с. 21].

Семья - группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия - объединять удовлетворение различных потребностей:

• Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

• Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

• Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

• Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

• Периодизация развития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

• На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:

• «нормальная - аномальная семья»;

• «идеальная - реальная семья» [4, с. 19].

Рассматривая первую шкалу, В. Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, В. Дружинин считает аномальными [4, с. 20].

В рамках второй шкалы понятие «идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной. Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осо-

знавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы [5, с. 57].

Многими психотерапевтами - практиками в области семейного консультирования в качестве причин конфликтов и трудностей общения называются нарушения в семейной коммуникации (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. [10], Сысенко В.А. [7]).

Так Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий выделяют несколько видов «типичных нарушений» коммуникаций в семье:

1. «Отклоненные коммуникации» охватывают многочисленные нарушения общения, такие как искажения речи у родителей, склонность к односторонней коммуникации (вместо диалога отмечаются монологи), отсутствие зрительного контакта (при разговоре члены семьи не смотрят друг на друга). Характерны также неожиданные выходы из контакта, когда общающийся член семьи просто забывает о процессе общения, поворачивается спиной или без предупреждения начинает заниматься чем-нибудь другим.

2. «Двойная связь» - разновидность «парадоксальной коммуникации» - возникает, если одновременно по коммуникационному каналу следуют два взаимоисключающих сообщения и каждое из них должно быть воспринято как истинное. Типичный пример «парадоксальной коммуникации» - собеседник заявляет, что нечто ему очень интересно, не отрываясь при этом от газеты.

3. Понятие «замаскированной коммуникации» было введено Р. Лэингом для описания способов коммуникации при внутресемейных конфликтах и наличии противоречивых мнений. В целом они сводятся к маскировке происходящего в семье. Один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно чувствует другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Например, родители отвечают ребенку, когда тот жалуется, что ему плохо, примерно следующее: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Ты просто неблагодарный». Ради спокойствия родителя интерпретация сообщения так искажается, что его информационная роль сводится к нулю [10, с. 52].

В.А. Сысенко пишет, что в процессе совместной жизни супруги, как правило, становятся терпимее относиться друг к другу, что сказывается на ходе семейных конфликтов, они смиряются с несовпадением взглядов по многим вопросам [7, С. 49].

Итак, существуют различные определения семьи.

Мы в своей работе понимаем семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей.

С психологической точки зрения можно определить семью как малую группу, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов.

Библиографический список

1.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Наука, 2003. 175 с.

2.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спец. практикум по социальной психологии. М.: Изд-во Московского Университета. 2002. 120 с.

3.Большой толковый словарь русских существительных. М.: АСТ-Пресс Книга, 2009. 867 с.

4. Дружинин В. Психология семьи // Психология. 2015. № 4. С. 17-25

5.Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Феникс, 2004. 368 с.

6.Навайтис Г.А. Муж, жена и... психолог. М.: Наука, 2003. 486 с.

7.Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. М.: Наука, 2001. 210 с.

8.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. 548 с.

9.Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учеб. пос. для вузов. М.: Академический проект. Екатеринбург. Деловая книга, 2006. 768 с.

10. Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 652 с.

СМИРНОВ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ - магистрант факультета психологии и педагогики Челябинского государственного университета, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.