Научная статья УДК 159.99; ББК 88.2
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-51-53 NIION: 2018-0077-1/23-278 MOSURED: 77/27-024-2023-01-477
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
Супервизия: профессиональная поддержка и развитие начинающего преподавателя высшего учебного заведения
Александр Сергеевич Сергиенко1, Елена Николаевна Полунина2, Анна Владимировна Антонова3
1 Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия, [email protected]
2 Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, Волгодонск, Россия, [email protected]
3 Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассмотрено понятие «супервизия». Проанализирована роль супервизии в становлении личности молодого преполавателя, ее влиянии на профессиональное и личностное развитие педагога.
Ключевые слова: супервизия, супервидение, супервизор, начинающий преподаватель, профессиональный рост Для цитирования: Сергиенко А. С., Полунина Е. Н., Антонова А. В. Супервизия: профессиональная поддержка и развитие начинающего преподавателя высшего учебного заведения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 51-53. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-51-53.
Original article
Supervision: professional support and development of a novice teacher
of a higher educational institution
Alexander S. Sergienko1, Elena N. Polunina2, Anna V. Antonova3
1 Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk, Russia, [email protected]
2 Volgodonsk branch of FGKU in the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgodonsk, Russia, [email protected]
3 Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia, [email protected]
Abstract. The article discusses the concept of "supervision". The role of supervision in the formation of the personality of a young teacher, its influence on the professional and personal development of a teacher is analyzed. Keywords: supervision, supervision, supervisor, novice teacher, professional growth
For citation: Sergienko A. S., Polunina E. N., Antonova A. V. Supervision: professional support and development of a novice teacher of a higher educational institution // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):51-53. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-51-53.
В современном обществе мы все чаще и чаще сталкиваемся с новым для многих понятием «Супервизия». Супервизия начала свое развитие с психоанализа и интенсивно развивается в его пределах до сих пор. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дана следующая дефиниция данному определению «Один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы с более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту (супервизируемому) систематически видеть, сознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение». Как показывает практика, суперви-зионные отношения могут формироваться не только
в психотерапии, но и в различных профессиональных коллективах.
Что представляет собой супервизия и какие задачи она выполняет в становлении личности начинающего преподавателя высшего образования, постараемся разобраться в данной статье.
В России супервидение только начинает набирать обороты, поэтому закономерна незначительная представленность научных работ по супервидению. Однако за границей эту проблему ученые длительно активно исследуют, начиная с середины ХХ века. Важно обратить внимание на теоретические и практические аспекты ведения супервизорского процесса в образовательных организациях высшего образования.
© Сергиенко А. С., Полунина Е. Н., Антонова А. В., 2023
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
№ 1 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
Супервизия начинающих преподавателей высшего образования, к сожалению, не получила широкого применения в России, но этот процесс является важной профессиональной поддержкой, которая может помочь преодолевать трудности и расти профессионально. Это инструмент, позволяющий молодым преподавателям развивать свои профессиональные навыки и личностные качества. Сущность супервизионного процесса состоит в манере общения и взаимодействия супервизора (опытного педагога) с начинающим преподавателем, а также специфике сотрудничества для достижения личностных и профессиональных целей.
Супервизор - это наставник и консультант, который поможет поддержать, научить новому и поделится опытом. Задача супервизора - консультирование, разбор ситуаций, в которые попал супервизируемый, оценки эффективности и рациональности избранных им форм и методов педагогической деятельности. Супервизорами могут являться практические психологи и преподаватели с многолетним опытом работы.
Целью супервизионной работы с молодыми преподавателями должно быть профессиональное и личностное развитие. В процессе супервизионной работы супервизор должен помогать молодым преподавателям в преодолении профессиональных трудностей, противодействовать стрессу и помочь предотвратить профессиональное выгорание. Супервидение должно быть обязательной составляющей профессиональной деятельности специалистов в сфере образования, учитывая значительную психологическую нагрузку, график работы, а также частые случаи профессионального выгорания. Как процесс, супервидение с начинающими преподавателями должно иметь свои цели, задачи и структуру, и проводится в отдельно отведенное время и согласно плану.
Супервидение - это не только психологическая поддержка преподавателя в процессе обсуждения проблем, которые имели место быть в педагогической практике, а еще и нахождение путей их решения. Предметом супервизии должна быть вся педагогическая деятельность, ежедневная практика, успехи и достижения.
В переводе с английского супервизия (supervision) означает надзор, но на практике это трактуется как помощь более опытного преподавателя, психолога начинающему коллеге в условиях конфиденциальности. Также, супервидение можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистов, работающих в сфере «человек - человек», к которой имеет прямое отношение профессия преподавателя высшего образования. Известно, что человек должен понимать и уметь работать с собственными проблемами, а также должен периодически обращаться за помощью к своим коллегам. Для полноценного понимания любого процесса необходимо присутствие, участие другого, в противном случае человек оказывается в замкнутом кругу собственных мыслей и чувств, что может привести к нервному срыву.
Супервидение в образовательных организациях может включать в себя следующие виды работ: ознакомление с результатами самооценки начинающего препо-
давателя и выбранными приоритетами для развития; наблюдение за деятельностью преподавателя; поддержка в разработке плана профессионального развития; наставнические беседы; обсуждение лучших практик, затруднений, поиск путей их решения, а также возможностей для дальнейшего развития.
Таким образом супервидение - это универсальная форма поддержки молодых преподавателей в образовательных организациях высшего образования, позволяющая преподавателям более сфокусированным взглядом посмотреть на трудности в профессиональной работе и предотвратить профессиональное выгорание. Это инструмент, позволяющий преподавателям развивать свои профессиональные навыки и личностные качества. Важно понимать, что это непроверка или контроль, а супервизор - наставник и консультант (психолог), который поможет, поддержит, научит новому и поделится опытом.
Следовательно супервидение - это решение профессиональных проблем начинающего преподавателя, возникающих в работе с людьми, через обсуждение.
Библиографический список
1. Балашова, С. В. Психологическая супервизия : монография / С. В. Балашова, И. С. Якиманская. Ставрополь : Логос, 2018.
2. Соколков, Е. А. Психология познания: методология и методика преподавания : учебное пособие / Е. А. Соколков. М. : Логос, 2007.
3. Попова, Е. П. Супервизия как метод становления молодого педагога / Е. П. Попова, С. С. Филиппова // В сб.: Новое поколение профессионалов в образовании: векторы профессионально-личностного развития молодого педагога : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 30-31 октября 2019 г. / под общ. ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, Н. И. Кузнецовой, Л. Н. Курошиной. Ульяновск : Издательский дом «Среда», 2019.
4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. URL: https://slovarozhegova.ru.
Bibliographic list
1. Balashova, S. V. Psychological supervision : monograph / S. V. Balashova, I. S. Yakimanskaya. Stavropol : Lagos, 2018.
2. Sokolkov, E. A. Psychology of cognition: methodology and methodology of teaching : textbook / E. A. Sokolkov. M. : Logos, 2007.
3. Popova, E. P. Supervision as a method of formation of a young teacher / E. P. Popova, S. S. Filippova // In the collection: A new generation of professionals in education: vectors of professional and personal development of a young teacher: A collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, October 30-31, 2019 / under the general editorship of S. V. Danilov, L. P. Shus-tova, N. I. Kuznetsova, L. N. Kuroshina. Ulyanovsk : Publishing House «Wednesday», 2019.
4. Explanatory dictionary of the Russian language by S. I. Ozhegov. URL: https://slovarozhegova.ru.
52
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
Дополнительная информация об авторах А. С. Сергиенко - заместитель начальника кафедры огневой подготовки, кандидат психологических наук; Е. Н. Полунина - заместитель начальника кафедры общеправовых дисциплин; А. В. Антонова - старший преподаватель кафедры специальных дисциплин.
Additional information about the authors A. S. Sergienko - Deputy Head of the Department of Fire Training, Candidate of Psychological Sciences; E. N. Polunina - Deputy Head of the Department of General Legal Disciplines; A. V. Antonova - senior lecturer at the Department of Special Disciplines.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 24.12.2022; одобрена после рецензирования 30.01.2023; принята к публикации 06.02.2023.
The article was submitted 24.12.2022; approved after reviewing 30.01.2023; accepted for publication 06.02.2023.
Актуальные проблемы организационной культуры правоохранительных органов. Строение. Управление : учебник / Бастрыкин А. И. [и др.]. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 311 с.
ISBN: 978-5-238-02818-7
Цель учебника - показать основные элементы организационной культуры правоохранительных органов в их взаимодействии с внешней и внутренней средой. Комплексный подход к изучению явления организационной культуры правоохранительных органов позволяет рассматривать его как один из инструментов деятельности, направленной не только на достижение целей организационной системы правоохранительных органов, но и на поддержание ее стабильности, целостности. Это особенно актуально в современной практике управления правоохранительными органами. Круг вопросов, изложенных в учебнике, охватывает различные аспекты системы исследования организационной культуры правоохранительных органов, позволяющих читателю получить наиболее полную картину данного явления.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
53
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
СТРОЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ МОДЕЛИ
УЧЕБНИК