Научная статья на тему 'СУННА - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИКОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА'

СУННА - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИКОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2249
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУХАММАД / КОРАН / АЯТЫ / ХАДИСЫ / СБОРНИКИ ХАДИСОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ханмагомедов Я.М.

Статья посвящена одной из актуальных тем в исламоведении. Автор на основе анализа лите-ратуры и источников рассматривает основные причины, вызвавшие сложение мусульманской Сунны, классифицирует хадисы и хадисную литературу. Анализируются также коранические тек-сты на эту тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУННА - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИКОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА»

УДК 297: 34 Я.М. Ханмагомедов

Сунна - один из важнейший источников мусульманского права

Дагестанский государственный университет, yar-63@bk.ru

Статья посвящена одной из актуальных тем в исламоведении. Автор на основе анализа литературы и источников рассматривает основные причины, вызвавшие сложение мусульманской Сунны, классифицирует хадисы и хадисную литературу. Анализируются также коранические тексты на эту тему.

Ключевые слова: Мухаммад, Коран, аяты, хадисы, сборники хадисов.

The article is devoted to one of the difficult themes in Islam .On the basis of analysis of literature and sources the author considers the main reasons caused the composing of Moslem Sunna, classifies hadises and hadis literature. Texts from Koran and hadises are analyzed.

Keywords: Mohammad, Koran, ayats, hadises, collections of hadises.

Арабское слово сунна (ас-сунна, мн. ч. сунан) в первоначальном смысле - «путь, направление [по которому следует идти]», в переносном значении - «обычай, переданный от предков», т. е. «предание». В исламе под этим словом подразумевают жизнь Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества [3, с. 214].

В Коране слово «сунна» употребляется в разных значениях: путь Аллаха, образ действия Аллаха, путь человека, народа, поведение его, судьба. Но, по мнению правоверных, в Коране есть аят, предписывающий мусульманам ссылаться на поступки и слова Пророка Мухамма-да. «Посланник Аллаха - образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, верит в приход Судного дня и поминает Аллаха многократно » (Коран, 33: 21).

Каковы основные причины, вызвавшие сложение мусульманской Сунны?

При жизни Мухаммада все государственные и общественные дела в мусульманской общине решались в соответствии с его указаниями. После смерти Пророка обнаружилось, что Коран не охватывает всех проблем, встающих перед обществом. К тому же в завоеванных странах арабы нашли уже сложившиеся классовые общества с гораздо более сложной экономикой, социальными отношениями и культурой, нежели староарабское общество. Арабы столкнулись здесь с целым рядом вопросов и проблем, на которые Коран не давал ответа. А т. к. у арабов в то время государство еще не образовалось, не было ясного различия между религиозной общиной и государством, между религией и политикой, между религиозным законом и государственным правом, то ответы на все требования жизни, вытекавшие из новых общественных отношений, основывались на авторитете религии. Тогда и стали ссылаться на предполагаемые слова и поступки Пророка Мухаммада, которые имели место при его жизни. Так постепенно сложилось предание - мусульманская Сунна.

Сунна является единственным и оригинальным в своем роде идеологическим явлением, которого нет в других конфессиях.

Каково соотношение Корана и Сунны? Сунна в значительной степени расширяет границы идей Корана. Она является как бы теоретическим дополнением коранических пробелов, дальнейшим развитием всей мусульманской доктрины и миропонимания. Смысл Корана выясняется через Сунну и от предания зависит истинный смысл Корана. «Для оценки Сунны, - писал венгерский востоковед Игнат Гольдциер в своих «Лекциях об исламе», - особенное значение имеют приписываемые Али наставления, которые он дал как инструкции Абдуллаху бну Аббасу на дорогу, отправляя его на переговоры с мятежниками: "Борись с ними не Кораном, потому что его можно истолковать различно, и он имеет много значений; борись с ними сунной: из нее для них нет выхода"» [2, c. 39-40].

Анри Массэ, французский исламовед, писал, что «если Сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без Сунны» [5, с. 83].

Исследователи проводят такие параллели. Если сравнить ислам со зданием, то фундамент его Коран, стены - Сунна, а теологическая литература коранического содержания

- остальные части здания.

Мусульманская сунна основана на множестве хадисов. Первоначальное смысловое значение слова хадис (араб., мн. ч. ахадис) - «сообщение, рассказ», в более узком смысле

- «цитата». В специальном, терминологическом значении хадис - это предание о словах или поступках Пророка Мухаммада. Хадисами являются также высказывания и поступки сподвижников Пророка, сделанные или совершенные в его присутствии, с молчаливого его одобрения, которые в целом служат образцом поведения для верующих [7, с. 3].

Из того или иного хадиса выводились правовые и обрядовые предписания, правила ритуальной чистоты, приема пищи, нормы семейно-брачных отношений, морали и поведения в повседневной жизни и в быту. Практика применения отдельных предписаний Корана нередко устанавливалась также на основании хадисов, так или иначе связанных с данным текстом Корана.

Вместе с тем были хадисы исторического характера; они содержали подробности из биографии Мухаммада или его сподвижников-сахабов, т. е. мухаджиров-мекканцев или ансаров-мединцев. На основании этих хадисов в УШ-1Х вв. составлялись так называемые «книги походов» (кутуб ал-магази) Мухаммада и его сподвижников, представлявшие особый жанр ранней исторической литературы на арабском языке, а также биографии Мухаммада. Таким образом, хадисы в некоторой степени послужили также одним из источников по истории раннего ислама.

Хранителями и передатчиками хадисов считались прежде всего сахабы - родичи, друзья, сподвижники и ученики Пророка, продолжавшие после его смерти жить преимущественно в Медине: халиф Умар ибн ал-Хаттаб и сын его 'Абдаллах ибн Умар (ум. 693 г.); халиф Али ибн Аби Талиб; известные сахабы Тальха и аз-Зубейр; близкий друг Пророка, очень популярный Абу Хурейра (ум. 677 г.); он имел до 800 учеников и считался передатчиком около 3500 хадисов; один из завоевателей Ирана Абдаллах ибн Амир (ум. 679 г.); знаток Корана 'Абдаллах ибн Мас'уд (ум. 653 г.; он признавался передатчиком 848 хадисов; секретарь Пророка и редактор Корана Зейд ибн Сабит; вдова Пророка Аиша (ум. 678 г.; она считалась передатчицей 1210 хадисов [6, с. 124].

После них хранителями и передатчиками хадисов были их ученики (таби\ мн. ч. та-биун) и ученики учеников (табиу ат-табиин). Хранение и собирание хадисов первоначально производилось устно, на память; позднее хадисы стали записывать на пергаменте и составлять из них своды. Профессиональных собирателей и знатоков хадисов называли мухаддисами (араб. ал-мухаддис). Европейские исследователи-исламоведы называют их традиционалистами.

К началу VIII в. сложились три школы в «науке о хадисах» ('ильм ал-хадис): мединская (к ней принадлежали Урва ибн Зубейр и аз-Зухри), иракская (в Куфе; ее представлял аш-Ша'би) и сирийская (в Дамаске). Более всего поддерживала дух строгого правоверия и приверженности традициям времени Мухаммада и первых четырех «праведных» халифов Мединская школа; она проявляла наибольший интерес к хадисам, относившимся к биографии Мухаммада и его походам.

Согласно установившейся традиции, хадис должен состоять из двух частей: 1) иснад (араб., букв. «опора»), т. е. перечисление передатчиков данного хадиса, и 2) матн (араб. «текст»), т. е. собственно содержание хадиса. Примерная структура хадиса такова. Сперва обязательно приводится иснад. «Говорит А: рассказал мне Б со слов В, а тому передал Г, а тому сообщил Д, а тому рассказал Е, что он слышал, как посланник божий (да благословит и да приветствует его Аллах!) изрек то-то и то-то»; или же: «... рассказал Е, что он видел, как Пророк (мир над ним и над родом его!) в таком-то случае поступил так-то и так-то». После иснада идет матн, т. е. рассказ о каком-нибудь изречении или поступке Пророка Мухаммада [1, с. 340-341].

Мусульманские традиционалисты-мухаддисы не были чужды своеобразного критицизма относительно достоверности хадисов. Уже к VIII в. установился следующий кри-

терий для определения подлинности хадиса: его иснад должен состоять из непрерывной цепи передатчиков, и они должны быть людьми известными, с незапятнанной репутацией, людьми, которых считали правоверными, достойными уважения, правдивыми. Передатчиков обозначали терминомриджаль (араб., букв. «мужи», ед. ч. раджуль).

Стремление установить достойных и недостойных доверия передатчиков породило целую отрасль «науки о хадисах», называемую ма'ри-фат ар-риджаль (араб., букв. «познание мужей»), появились специальные книги и справочники, называемые табакат (араб., «разряды»), в которых приводились биографии всех известных сахабов, их учеников, современников Мухаммада и других передатчиков хадисов в алфавитном порядке по разрядам; такова известная книга «Табакат» Ибн Са'да (ум. 845 г.), алфативный словарь сахабов Ибн ал-Асира, автора знаменитого исторического труда «Ал-Камиль фи-т-тарих» и др.

По степени предполагаемой достоверности хадисы делились на три категории - сахих (араб. «достоверный»), хасан (араб. «хороший, добрый») и да'иф (араб. «слабый»).

Если вся цепь передатчиков не вызывала никакого сомнения, такой хадис именовался сахих (араб. «достоверный»). Чем более достойным уважения считался передатчик, особенно последний в цепи иснада (т. е. самый ранний), тем более несомненной считалась достоверность хадиса, восходившего к этому лицу. Например, считалось невозможным не доверять хадису, восходившему к таким лицам, как Абу Хурейра или Аиша.

Если в цепи передатчиков были некоторые изъяны, например одно из названных в иснаде лиц было малоизвестно, или же не всеми мухаддисами признавалось безупречным, или в цепи передатчиков был пропуск, хадис, хотя и не считался полноценным, но все-таки принимался; такой хадис именовался хасан (араб. «хороший, добрый»). Например, передает ат-Тирмизи от Хушайма, а он от Язида б. Аби Зияда, ему передал Абдур-рахман б. Аби Лейла, он услышал от Барраъа б. Азиб слова Пророка, который сказал: «Мусульманам желательно искупаться в пятницу...» В примечании к иснаду этого хадиса отмечается, что Хушайм был малоизвестным [8, с. 44].

Наконец, если в цепи передатчиков были лица, неприемлемые с точки зрения их правоверия или их нравственной репутации, хадис считался недостоверным; такой хадис именовался да'иф (араб. «слабый»). Например: «Передает ат-Тирмизи от Шуъбы, ему передал Асим б. Убайдуллах, а ему - Абдаллах б. Амр, б. Рабиат, который услышал от своего отца следующее: Женщина из племени Фазара вышла замуж за пару туфель, и Пророк спросил ее: «Довольна ли ты этим, когда твое имущество всего пара туфель?» Женщина ответила: «Да, довольна». И Пророк разрешил такой брак». В пояснениях к этому хадису ат-Тирмизи относит Асима б. Убайдуллаха к людям с плохой памятью и поэтому считает этот хадис «да'иф».

Можно ли руководствоваться слабым хадисом, если нет другого варианта? Богословы считают, что можно, если этот хадис не касается норм шариата - вероучения, семейно-брачных отношений, запретного и дозволенного, норм наследственного права. Если в слабом хадисе речь идет о нормах морали и поведения в повседневной жизни и в быту (таких, как сабр «терпение», таваккуль «упование, любовь к мирскому», кибр «гордыня»), то такой хадис воспринимался.

Не все предания опирались на речи или поступки Пророка. Хадисы, восходившие к Пророку, назывались марфу' «возведенный (до Пророка)». Например: рассказал ат-Тирмизи от Мухаммада б. Амра, а ему передал Абу Салама, который услышал от Абу Хурейры следующие слова Пророка: «Если бы не было затруднения для моей Уммы, то я повелел бы использовать сивак перед каждым намазом».

Предание со ссылкой на слова или поступки сахабов называлось маукуф (араб., букв. «остановленный»). Например, Умар б. ал-Хаттаб говорил: «Изучайте (науки), пока вас не поставили руководителем».

Предание, опиравшееся лишь на таби'ев, т. е. на первое поколение учеников сахабов, именовалось макту' (араб. «усеченный»). Например, Имам Шафии передает от Малика, ему рассказал Зейд б. Аслама, он услышал от Саида б. Мусаййиб, что Пророк запретил

продавать мясо за мясо (за животное). Саид б. Мусаййиб является табиуном. Такие предания одними теологами-законоведами принимались, другими отвергались [8, с. 69].

Хадис с непрерывной цепью передатчиков именовался муттасиль (араб. «непрерывный»).

Хадис с пропусками в цепи передатчиков (особенно, если пропущено имя передатчика второго поколения, т. е. ученика того или иного сахаба) назывался мункати' (араб. «прерванный»).

Серия передатчиков, восходившая к одному и тому же последнему (т. е. самому раннему) из передатчиков, иначе говоря к одному и тому же сахабу, например к Абу Хурей-ре, именовалась тарик (араб., мн. ч. турук, букв. «путь»).

Если один и тот же хадис передавался по нескольким тарикам, т. е. восходил к нескольким сахабам, он именовался мутаватир (араб., букв. «последовательный»); Так, например, Сиражуддин Абдаллах в «Шарху-ль-манзумати-ль-Байкуниййа» передает следующий хадис: «Пророк сказал: "Кто припишет мне ложь умышленно, пусть приготовит себе место в аду"» и пишет, что этот хадис передали 200 асхабов [8, с. 71].

Хадис, восходивший к трем сахабам, именовался машхур (араб., букв. «известный»), к двум сахабам - 'азиз (араб. «редкий»), только к одному сахабу - ахади (араб. «единичный»).

Кроме того, хадисы бывают ал-кудси и набавий. Ал-кудси — хадис, в котором Пророк ссылается на Аллаха, т. е. мысль внушена Пророку Аллахом, Пророк же передает ее своими словами (Напр., По свидетельству Абу Хурейры, который передал нам слова Посланника Аллаха, который сказал: «Аллах (да будет он могуч и вечен) сказал: "О, сын Адама! Расходуй из своего добра, и я буду расходовать на тебя"» [9, с.40].

В обычном хадисе (набавий) смысл также идет от Аллаха, но Пророк не ссылается на него. Следовательно, разница между этими типами хадисов только во внешнем оформлении.

Наилучшими хадисами считались те, которые можно было проследить по многим та-рикам, т. е. когда о них говорила не одна серия передатчиков, восходившая к одному са-хабу, но разные серии передатчиков, восходившие к разным сахабам.

Более старые сборники хадисов строились по тарикам, т. е. в алфавитном порядке перечислялись соратники Пророка - сахабы и под каждым именем сообщалось, какие хади-сы исходили от данного сахаба. Такой тип сборников хадисов назывался муснад (араб., букв. «фундированный»). Он строился по принципу 'ала-р-риджаль, т. е. на основе классификации хадисов по именам последних (самых ранних) передатчиков.

Из дошедших до нас сборников хадисов такого типа наиболее известны два. Один из них - «Ал-Муватта'» («Горная тропа») Малика ибн Анаса (ум. 795 г.), основателя школы маликитов. В этом сборнике находится 1700 хадисов, которые были им признаны достоверными. Конечно, критические приемы у него были такие же, как те, о которых говорилось выше. Другой сборник под заглавием «Муснад» - сочинение имама Ахмада ибн Ханбаля (ум. 855 г.), основателя толка ханбалитов, содержит более 3000 хадисов.

Однако большую популярность и распространение получили сборники позднего типа, которые назывались мусаннаф (араб. «подобранный»). В этих сборниках хадисы располагаются не по именам передатчиков, а по предметам высказывания - 'ала-л-абваб (араб.); предметные рубрики называются абваб (араб., мн. ч. от баб - «глава», «параграф»). Наиболее признанных и авторитетных сборников хадисов такого типа шесть, почему они и называются ал-кутуб ас-ситта («шесть книг»). Они получили большое распространение в среде мусульман-суннитов. Сборники эти следующие:

1. «Ал-джами' ас-сахих» («Достоверный сборник»), или сокращенно «ас-Сахих», Абу Абдаллаха Мухаммада ал-Бухари (810-870 гг., родом из Бухары).

2. «Ас-Сахих» Муслима ан-Нишапури (817-875 гг.). Автор пересмотрел около 300 тысяч хадисов и из них признал достоверными только 12 тысяч, т. е. 4 %.

Оба эти сборника считаются наиболее авторитетными. Меньшей популярностью пользовались остальные четыре сборника:

3. «Сунан» («Сунны») Ибн Маджа (ум. 886 г.).

4. Сборник Абу Да'уда ас-Сиджистани (ум. 888 г.) под тем же заглавием.

5. «Ал-джами' ал-кабир» («Большой сборник») Мухаммада ат-Тирмизи (ум. 892 г., родом из Термеза, по арабскому произ-ношению - Тирмиз).

6. «Сунан» ан-Ниса'и (ум. 915 г.), ученика Абу Да'уда, родом из Нисы, близ нынешнего Ашхабада.

Эти шесть книг имеют наибольшее распространение среди суннитов как апробированные, общепризнанные сборники хадисов, считавшихся достоверными. Но нужно сказать, что последние четыре сборника гораздо примитивнее по своему построению и литературному изложению, нежели первые два - ал-Бухари и Муслима, называемые «Оба Сахиха». Они отличаются от первых двух сборников также и тем, что авторы их склонны признать истинным всякий хадис, если только нет бесспорного доказательства его ложности. Иными словами, авторы этих четырех сборников проявили несравненно меньше критицизма, даже в условном средневековом смысле, нежели ал-Бухари и Муслим. Затем авторы последних четырех сборников интересовались почти исключительно теми хади-сами, которые относятся к обрядам и к законоведению. Хадисы биографического и исторического содержания их не интересовали. Вот почему, если первые два сборника являются, в известной мере, историческими источниками, то относительно последних четырех это можно сказать лишь в минимальной степени. Интерес авторов последних сборников был чисто практическим: требовалось установить, что дозволено и что запрещено исходя из тех или иных юридических правил или норм быта, например из того, что относится к ритуалу, пище и одежде, к взаимоотношениям между людьми, к заключению договоров о купле-продаже, к владению рабами и т. д.

Кроме этих шести сборников, существует еще ряд менее популярных.

Как сказано выше, те приемы проверки и условной критики, какие применяли мухад-дисы, нисколько не могли помешать появлению и распространению поддельных хадисов. Фабрикация поддельных хадисов была явлением настолько частым, что об этом знали и говорили современники, в частности авторитетные законоведы-теологи VШ-IX вв. Малик ибн Анас, Муслим и аш-Ша-фи'и.

Современная нам европейская наука признает подавляющее большинство хадисов недостоверными. И. Гольдциер доказал, что среди мусульман под видом изречений Пророка Мухаммада - хадисов - получили распространение мнения иудеев и христиан, взятые из Евангелия и других христианских книг, даже отдельные мнения греческих философов. Ученый указывает, что влияние христианства, иудейства и зороастризма, а также византийско-сиро-коптской и иранской культурной среды на ислам больше всего проявилось в хадисах [2, с. 54].

Но из этого не следует, что хадисы не имеют никакого значения как исторический источник. Хадисы, в наибольшей своей части сочинявшиеся между второй половиной VII и концом IX вв., отражают социальные отношения и исторические сдвиги в странах Халифата и складывавшиеся в тот период правовые воззрения. Итак, хадисы имеют значение источника для истории общественного и государственного развития стран Халифата периода раннего ислама.

Литература

1. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. - М.: Издательский дом «Ансар», 2007. - 400 с.

2. Гольдциер И. Лекции об исламе. - М.: Изд-во И. Бараганского, 1912. - 63 с.

3. Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991. - 315 с.

4. Коран / Пер. с араб. акад. Н.Ю. Крачковского. - М.: СП ИКПА, 1990.- 512 с.

5. Массэ А. Ислам. Очерки истории. - М.: Наука, 1982. - 191 с.

6. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VИ-XV вв. (курс лекций). - Л., 1966. - 400 с.

7. Сахих аль-Бухари (Краткое изложение). - Казань: Дом печати, 2005. - 1063 с.

8. Сиражуддин Абдаллах. Шарху-ль-манзумати-ль-Байкуниййа. - Дамаск, 1999/1420. - 155 с.

9. Хадисы Пророка / Пер. и коммент. Иман Валерии Пороховой. - 3-е изд. - М.: Ри-пол Крассик, 2003. - 197 с.

Поступила в редакцию 22.11.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.