А. Аллокулов,
докторант кафедры Исламоведения (Ташкентский Исламский Университет) МУЛЛА АЛИ АЛЬ-КАРИ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ФАРАИД АЛЬ-КАЛАИД АЛЯ АХАДИСИ ШАРХ АЛЬ-АКАИД»
Полное имя ученого Нуриддин Абу аль-Хасан Али бин Султан Мухаммад Харави Макки Ханафи [6, с 15]. Родился ученый в Герате, одном из городов Хорасана в 930/1523 г. [там же]. Изучив науку о чтении Корана - кираат, стал настолько известным, что его начали называть «Мулла Али аль-Кари» [там же]. В источниках приводятся скудные данные о жизни и деятельности ученого. Но его богатое наследие говорит о том, что вся жизнь Али аль-Кари прошла в постижении знаний. Он внес огромный вклад в дело обоснования аргументов ханафитского мазхаба и в его развитие. В частности, такие произведения ученого как «Миркат аль-мафатих» и «Никая» пользовались и продолжают пользоваться популярностью среди мусульманских улемов.
Али аль-Кари был известен как богобоязненный, честный ученый, который зарабатывал на жизнь ручным трудом. В источниках утверждается, что он каждый год собственноручно переписывал одну копию Корана красивым письмом, продавал ее и жил на эти деньги до следующего года. В другом предании утверждается, что он переписывал две копии Корана. Деньги от продажи одной копии раздавал беднякам Мекки, а остальные использовал для собственных нужд [8, т. 1, с. 27].
Известный мухаддис, ученый ханафитского мазхаба Мухам-мад Абдульхалим Нуъмани, вспоминая Али аль-Кари, пишет следующее: «Али аль-Кари был богобоязненным, набожным человеком, который довольствовался тем, что зарабатывал от продажи своих рукописей, не вмешивался в мирские и бесполезные дела. Большинство времени он усердствовал на пути самосовершенствования и обращения Аллаху» [20, с. 88-90].
Множество других ученых и мухаддисов восхваляли Али аль-Кари как знатока разных отраслей науки и человека, написавшего книгу по всем областям науки. В частности, известный историк, который долгие годы преподавал в Масджид аль-храме Абдульмалик бин Хусейн бин Абдульмалик Исами Шафии (1049/1639-1111/1700), в своей книге «Самту ан-нужум аль-аваали
фи абнааи аль-авааили ва ат-таваали» пишет об ученом следующее: «Он воплотил в себе науки, опирающиеся на разум (акл), и науки, опирающиеся на предание (накл). Он был знатоком Сунны Пророка...» [1, т. 4, с. 394].
Известный факих ханафитского мазхаба Ибн Абидин в книге «Маджмуа ар-расаил» писал: «Он был карием, факихом, печатью мухаддисов и жемчужиной исследователей».
Еще один известный ханафитский ученый Абдуль Фаттах Абу Гудда (1336/1918-1417/1996), который изучил множество первоисточников и рукописей, о биографии алима говорил следующее: «Аллах наградил Муллу Али аль-Кари остроумием, пониманием, проницательностью, терпением для ведения исследований и тахриджа, необыкновенным даром простого изложения текстов. Аллах дал ему возможность погрузиться во все отрасли науки и изучить их. Он написал более 125 тыс. книг по разным направлениям науки, таким как тафсир, хадис, кираат, калям, фараиз, суфизм, табакат и тараджим, литература, языкознание и грамматика. Некоторые его книги состоят более чем из 20 томов, а некоторые всего лишь из нескольких страниц. Несмотря на то что арабский не был для него родным языком, это не ощущается в его трудах» [21].
Другой ученый ханафит Хусейн бин Мухаммад Саид Макки пишет: «Он был лучшим ученым своей эпохи, неповторимым знатоком наук как опирающихся на познание (акл), так и наук, опирающихся на предание (накл). Он в совершенстве изучил Коран, хадис, был алимом запретной мечети (Масджид аль-Харам, Кааба), известной личностью и мыслителем».
Историк, факих ханафитского мазхаба Абдульхай Лакнауви также положительно отзывался об ученом: «Один из ведущих ученых, жемчужина своего века, исследователь, имеющий свой метод, и автор множества произведений. Он был муджаддидом своей эпохи». Кроме этого, Мухаммад Амин Мухибби в книге «Хуласат аль-асар фи тараджим ахли карни аль-хади ашар» и историк и му-хаддис Абдусаттар Дехлави (1286-1355/1869-1936) в «Ахаар аль-бустан» упоминают Али аль-Кари как специалиста по кираату, хадисами и фикху [2, т. 1, с. 106-108].
Первые знания Али аль-Кари получил в своем родном Герате. Так, изучив кираат (чтение Корана) и связанные с ним науки у Муъинуддина бин Хафиза Зайнуддина Харави, он стал хафизом Корана. После нашествия сефевидов и последовавших за этим гонений и казней суннитских ученых, он был вынужден переехать
в Мекку. Там он обучался у ведущих алимов своего времени, таких как Абульхасан Бакри, Сайид Закария Хусейни, Шихабуддин Абульаббас Ахмад бин Мухаммад Хайтами (ум. 973/1565) [16, т. 8, с. 370; 11, т. 2, с. 166], Аъля ад-дин бин Хусамуддин Абдульмалик бин Казихан (ум. 975/1567) [16, т. 8. с. 399; 9, т. 1, с. 746], Зейнуд-дин Атийя бин Али бин Хасан Суллами (ум. 982/1574) [10, т. 5, с. 33], Мухаммад Саид бин Мавляна Хаджа Ханафи (981/1573) [3, т. 4, с. 331], Абу Иса Кутбуддин Мухаммад бин Аъля ад-дин Ахмад бин Мухаммад (ум. 990/1582) [16, т. 8, с. 420; 10, т. 6, с. 134], Мулла Абдуллах бин Саъдуддин Ханафи (ум. 984/1576) [16, т. 8, с. 403], Шихабуддин Ахмад бин Бадруддин Мисри (ум. 992/1584) [16, т. 8, с. 426], Мухаммад бин Абульхасан Мухаммад бин Джалалуддин Мухаммад бин Абдуррахман бин Ахмад Бакри (ум. 993/1585) [5, с. 13], Санануддин Юсуф бин Абдуллах Руми Ханафи (ум. 1000/1591) [9, т. 2, с. 565], Закарийя Хусани [5, с. 5].
В свою очередь, став одним из величайших ученых своего времени, Мулла Али аль-Кари также подготовил множество учеников. Самыми известными из них были Мухйиддин Абдулькадир бин Мухаммад бин Яхъя бин Мукрим бин Мухибб бин Мухаммад бин Хасан Табари (ум. 1033/1623) [9, т. 1, с. 600], Абдурахман Иса бин Муршид Умри (ум. 1037/1627) [9, т. 1, с. 548], Мухаммад Абу Абдуллах Абдулъазим Макки (ваф. 1061/1651) [19, с. 88-90], Саййид Муъззам Хусайни Балхи [19, с. 88-90], Сулейман Сафий-юддин Джани [11, т. 3, с. 185], Абдульхак бин Сейфиддин Дехлави (ум. 1052/1642).
По поводу количества произведений ученого приводятся разные данные. В частности, внук Али аль-Кари писал: «У моего деда было триста книг. Он оставил их вакфом для своих детей и велел не препятствовать их переписыванию» [19, с. 110-111]. В книге «Хадийяту аль-арифин» перечислены названия более 100 книг автора [9, т. 1, с. 751]. В редакции Джамаля Айтани книги «Миркат аль-мафатих» приведены названия 80 книг ученого [8, т. 1, с. 23-27]. «Аль-Асмаруль джания фи асмаиль ханафийя», «Фараидуль калаид аъла ахадисиль акаид», «аль-Жамолайн ъалаль Джалалайн», «Таъликатуль Кари ъала суласияатиль Бухари», «аль-Хазар фи амриль Хазир», «Шархуль фикхиль акбар», «Шарху нух-батил фикар», «Шархуш шифа фи хукукиль Мустафа», «Шарху сахихи Муслим», «Шархуш шатибия», «Шархуль хидая лиль Мар-гинани» являются некоторыми из них.
Умер Али аль-Кари в 1014/1605 г. в Мекке и был погребен в могиле Муалла [19, с. 65]. Он был настолько известен, что после того как весть о его смерти дошла до Египта, в университете аль-Азхар прочитали специальную усыпальную молитву - гаиб джана-за в его честь [11, т. 3, с. 186].
Али аль-Кари в основном занимался исследованиями и комментариями по тафсиру, акиде и фикху. Кроме этого, он занимался тахриджем, т. е. нахождением и описанием истоков хадисов, цепи их передатчиков, подробностей их передачи, степени достоверности, приведенных в комментариях и хашиях (примечания на полях). Одним из таких произведений является «Фараид аль-калаид аля ахадиси шарх аль-акаид». Рукописный вариант книги хранится в Багдадской библиотеке «Мактабат аль-авкаф» под номером № 13732/126. Данная книга состоит из 11 произведений, девять из которых принадлежат Али аль-Кари. Объект нашего исследования «Фараид аль-калаид аля ахадиси шарх аль-акаид» посвящен тах-риджу хадисов, приведенных в произведении «Шарх аль-акаид ан-Насафийя», которое является комментарием известного произведения Умара Насафи (ум. 537/1142) - «Акаид».
Тахридж хадисов, приведенный в вышеупомянутом комментарии Тафтазани (1312-1392) «Шарх аль-акаид ан-Насафийя», впервые был осуществлен Касымом бин Кутлубго Ханафи (ум. 879/1474) в книге «Бугятур раид фи тахриджи ахадиси шар-хиль акаид» [9, т. 1, с. 830]. Позже, в 886/1481 г. Суюти (849/1445911/1505) посвятил этой проблеме свою работу «Тахриджи ахаа-диси шархиль акаид»1. Данное произведение было исследовано Хамди Абдульмаджидом и опубликовано в 1985 г. вместе с тах-риджом хадисов, приведенным в книге Джурджани «Мавакиф». Следом за Суюти вышла вышеупомянутая книга Моллы Али аль-Кари «Фараид аль-калаид аля ахадиси шарх аль-акаид». Другим автором, написавшим тахридж комментарию Тафтазани, был Клуд Салама. Но его книга не получила известность из-за большого числа недостатков и ошибок.
Абдуллах Джабури, изучив рукопись в Багдадской библиотеке «Мактабат аль-авкаф», называет ее «Рисалатун фи шархи
1 Две копии этой книги хранятся в библиотеке «Захирийя» в Дамаске. Ходжа Халифа допустил ошибку в своем «Кашф аз-Зунун», написав «Джала-луддин». Суюти и Али аль-Кари написали тахридж книге «Акаид ан-Насафи» (Ж. 2. - Б. 1149). На самом деле в тексте книги нет ни одного хадиса. А тахридж был сделан к «Шарх аль-акаид ан-Насафи».
ахаадисин варада фи шархиль акаид» [9, т. 1, с. 830]. Скорее всего, причиной этому стали следующие слова автора в вводной части книги: «Некоторые из моих друзей спрашивали меня о хадисах, приведенных в "Шарх аль-акаид" Имама Тафтазани». Но на самом деле в самой книге Али аль-Кари говорит: «Я назвал его "Фараид аль-калаид аля ахадиси шарх аль-акаид"» [7, с. 16]. Книга состоит из трех листов, каждая страница состоит из девятнадцати строк. Некоторые страницы испорчены водой. Четвертая страница покрыта черной краской, что привело к искажению некоторых слов. Так же, на третьей странице есть белое пятно, и некоторые слова стерты. Книга расположена между страницами 147а и 150б. Перед каждым хадисом красными чернилами написаны слова «Саллаллаху алейхи васаллам»1.
Даже авторы биографических книг - «Тараджим» называли этот труд по-разному. В частности, Лакнауви называл ее «Фараид аль-калаид фи тахрижи ахаадиси шархиль акаид» [7, с. 8]. Такого же мнения придерживался и Каттани [12, с. 185]. А Хусейн Макки называл книгу «Фараид аль-калаид». Кроме того, Мухаммад Саб-баг приводит название «Фараид аль-калаид ала шархи ахаадисиль акаид», а Исмаил Багдади называет его именем, приведенным в рукописи [9, т. 1, с. 752; 18, т. 2, с. 184].
Несмотря на то что версии, приведенные Лакнауви и Катта-ни, кажутся более правдоподобными, они не совпадают названию, приведенному в рукописи, которую утверждал Багдади.
Али аль-Кари произвел тахридж 72 хадисов, приведенных в книге Тафтазани «Шарх аль-Акаид». При этом он не увлекался комментированием хадисов и даже в своих разъяснениях был краток. Обычно тахридж одного хадиса не превышал одной или двух строк. В первую очередь автор проверял, приведен ли конкретный хадис в известных сборниках хадисов или нет. Если он не находил это предание в известных сборниках, тогда он обращался к другим сборникам. К примеру, можно рассмотреть следующие хадисы: «Слова саллаллаху аляйхи васаллама: О Аллах, наставь мой народ на праведный путь, ведь они не знают» [7, с. 27]. Данный хадис приводил Байхаки в своей книге «Шуъаб аль-иман» от Абдуллаха бин Абда [17, т. 1, с. 380-432]. В следующем риваяте, когда у Муавии радияллаху анху спросили о событии ми-радж, он ответил: «Это было настоящими глазами». Али аль-Кари,
1 Рукописи данной книги хранятся в индийском «Мазахир аль-улум», каирском «Дор аль-кутуб аль-мисрия», алеппском «аль-Мактабат аль-ахмадийя».
разъясняя это предание, сказал: «Этот хадис передавали Ибн Ис-хак [13, т. 2, с. 143] и Ибн Джарир [14, т. 15, с. 16; 15, т. 3, с. 25]»1. На этих примерах мы видим, как ученый, не найдя хадисы в известных сборниках, обратился к второстепенным источникам.
Али аль-Кари не приводил всех мухаддисов, произведших тахридж определенного хадиса, и не останавливался на комментировании самого предания. Обычно он довольствовался упоминанием лишь нескольких мухаддисов, произведших тахридж конкретного хадиса, и заканчивал словами «...и другие». В частности, приводя хадис «Вы лицезреете своего Господа как будто видите луну в день полнолуния», пишет: «Этот хадис имеет множество вариаций и туруков (путей передачи). Его передавали два шейха (т.е. Бухари и Муслим), Ибн Маджа, Хаким и другие» [7, с. 22].
В некоторых же местах он довольствовался только словами «Смысл этого ривата приводится в нескольких хадисах». В частности, изучив хадис «Уважайте моих сахабитов. Они лучшие из вас», автор пишет: «Смысл этого предания встречается во многих хадисах и он очень понятен».
В определении хадисов на сахих (достоверных) и заиф (недостоверных) Али аль-Кари использовал своеобразный метод. Если определенный хадис, приведенный в «Шарх аль-акаид», встречается в сборниках Имама Бухари и Имама Муслима, он отмечал их как «этот хади передавали оба шейха». В общем количестве 13 из 72 приведенных в книге хадисов передавали оба шейха вместе. Три хадиса передавал только Имам Бухари, а восемь только Имам Муслим.
Если же определенный хадис в «Шарх аль-акаид» встречался в сборниках Ибн Хузаймы и Ибн Хиббана, Али аль-Кари не приводит лишней информации о них. В частности, под хадисом, гласящем «Число пророков сто двадцать четыре тысячи», он ограничился словами: «Этот хадис приводил Ибн Хиббан в своей книге "Сахих" путем Абу Зарра рахматуллахи аляйхи» и ничего не добавил. В местах, когда хадисы, приведенные в «Шарх аль-акаид», совпадали со сборником Имама Тирмизи, он писал только то, что этот хадис передавал Тирмизи и что он оценивается как «хадис сахих, хадис хасан».
1 Приведя данный хадис, Ибн Джарир Табари доказал, что событие мирадж произошло телом и духом. Ибе Касир в своем тафсире тоже придерживался этого пути.
Оценивая равиев (передатчиков) и санад (цепь передатчиков) хадисов, Мулла Али аль-Кари использовал короткие фразы как «санад сахих (достоверный)», «санад хасан (хороший)», «санад заъиф (слабый)», «санад вахи (очень слабый)», «санад мубхам (сомнительный)». Он не углублялся в анализ равиев и санада. Приводя источники, в которых приведены хадисы, не оценивал качество хадиса (макбул или мардуд). В некоторых местах существуют и ошибки в источниках хадисов. К примеру, Али аль-Кари утверждал, что хадис под пятым номером приводился в сборнике Имама Бухари. На самом же деле этого хадиса в сборнике не существует. Также есть и случаи путания сахабитов. К примеру, ха-дис под сорок девятым номером на самом деле был передан от Абу Хурейры. А Али аль-Кари утверждал, что он был передан Абу Саъидом Худри.
Мулла Али аль-Кари в «Фараид аль-калаид» пишет, что он часто пользовался книгой Суюти «Тахриджу ахаадиси шархиль акаид ан-насафия» и часто цитирует его. В частности, по поводу хадиса, гласящего: «Когда у Посланника Аллаха аляйхиссалям спросили о количестве пророков», он сказал: «Их сто двадцать четыре тысячи». Такого же мнения был и Суюти.
Али аль-Кари часто использовал источники по данной тематике, созданные до него, и этим выбрал основательный метод тах-риджа хадисов. Данное произведение ученого, с одной стороны, дает возможность всестороннему анализу хадисов, приведенных в произведении Тафтазани «Шарх аль-акаид», а с другой стороны, собранию хадисов, касающихся науки акида в одном месте и их сравнительному анализу. Так как книга Умара Насафи не включает в себя хадисов, то изучение этой работы вместе с «Фараид аль-калаид» даст возможность читателям получить обоснованную информацию.
Литература
1. Абдулмалик Исомий. Самтун нужум.
2. Абдулхай Лакнавий. Ат-Таълик ал-мумажжад ъала Муватто.
3. Абдулхай Лакнавий. Нузхат ал-хавотир.
4. Абдулхай Лакнавий. Фавоид ал-бахия маъа ат-таъликот ас-сания. - Миср: ас-Саъода, 1324.
5. Абдулхалим Нуъмоний. Ал-Бизоъат ал-музжот. - Покистон: Мактаба ал-имдодия.
6. Алилкорий. Минах ар-равз ал-азхар фи шарх ал-фикх ал-акбар. Байрут: Дор ал-башоир ал-исломия, 1998.
7. Алилкорий. Фароид ал-калоид аъла ахаадиси шарх ал-акоид // Хасан Салмон. -Байрут: ал-Мактаб ал-исломий, 1990.
8. Алилкорий. Миркот ал-мафотих // Жамол Айтоний тахкики. Байрут: Дор ал-кутуб ал-илмия, 2001.
9. Багдодий. Хадият ал-орифийн асмаа ал-муаллифийн ва осар ал-мусаннифийн. -Истанбул: Мактаба ал-мусанно, 1951-1955.
10. Зириклий Хайрт ад-дин. Ал-Аълом. - Байрут: Дор ал-илм ли ал-малайин, 1998.
11. Мухаммад Амин бин Фазл. Хулосат ал-асар. - Миср: ал-Матбаъ ал-вахабия, 1867.
12. Мухаммад бин Жаъфар ал-Каттоний. ар-Рисолат ал-мустатрифа. - Байрут: Дор ал-башоир ал-исломия, 1993.
13. Мухаммад бин Исхок. ас-Сийра. - Байрут: Дор ал-кутуб ал-илмия, 2014.
14. Бин Жарир. Тафсир ат-Табарий.
15. Бин Касир.
16. Бин Имод ад-Дамашкий. Шазарот аз-Захабий. Дор бин Касир, 1986.
17. Имом Ахмад. Муснад. - ар-Риёд: Дор ал-минхож, 2008.
18. Исмоил Пошо. Изох ал-макнун фи аз-зайли ъала кашф аз-зунун. - Байрут: Ихё ат-турос ал-арабий.
19. Халил Иброхим Кутой. Имом Алилкорий ва асаруху фи илм ал-хадис.
20. https://islamqa.info/ar/225410
21. http://www.alukah.nct/sharia/0/93855/
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».