Научная статья на тему 'Абуль Му’ин ан-Насафи - как реформатор теологического учения "матуридизм" в Маверауннахре'

Абуль Му’ин ан-Насафи - как реформатор теологического учения "матуридизм" в Маверауннахре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1141
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБУЛЬ МУ'ИН АН-НАСАФИ / ТЕОЛОГИЯ / УЧЕНИЕ "МАТУРИДИЗМ" / ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ / УЛЕМЫ / ФИКХ / МУТАКАЛЛИМ / УЧЕНИЕ "КАЛАМ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Окилов С.С.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Абуль Му’ин ан-Насафи - как реформатор теологического учения "матуридизм" в Маверауннахре»

ское, национальное и культурное наследие, национальные традиции и ценности в годы независимости, но нужно признать, что понадобится еще много времени для дальнейших исследований.

Список литературы

1. Мирзиёев Ш.М. Настойчиво продолжая путь национального развития, мы поднимем его на новый этап. Т. 1. Узбекистан, 2017.

2. Пояснительный словарь основных духовных понятий. Т.: Г. Гулом. 2009.

3. Корабоев У. Праздники узбекского народа. Sharq, 2002.

4. Назаров В., Эргашев И. Национальная идея и ответственность руководителя. Г: G. Gulom, 2007.

5. Беруний Абу Рейхон. Наследие сохранилось из древних народов. Т.: Фан, 1969.

6. Авеста. Ташкент. Sharq. 2001. Ясна, 6,38.

7. ХуджамуродовИ. Ислам, национальность, ценности. Т.: Вентилятор. 1993.

8. Кодиров М. Праздники, развлечения, обряды. Бриллианты распространяются из прошлого. Sharq, 1998.

9. Ходжамуродов И., Абдураимова М. Политика, религия и национальное самосознание. Философия и право, 2010.

10. Результаты социологических исследований на тему «Национальное самосознание», проведенное Центром «Исследование общественного мнения» в Узбекистане. Ташкент: Общественное мнение, 2012.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

Окилов С.С.,

кандидат исторических наук (Ташкентский исламский университет) АБУЛЬ МУ'ИН АН-НАСАФИ -КАК РЕФОРМАТОР ТЕОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ «МАТУРИДИЗМ» В МАВЕРАУННАХРЕ

Ключевые слова: Абуль Му'ин ан-Насафи; теология; учение «ма-туридизм»; ханафитский мазхаб; улемы; фикх; мутакаллим; учение «калам».

Издревле на территории Маверауннахра, в частности в оазисах Самарканда, Бухары, Шаша, Хорезма и Насафа, свою научную деятельность вели многие религиозные улемы, преимущественно представители ханафитской школы юриспруденции (фикх) и матуридитского учения.

Сегодня в Узбекистане изучение научного наследия ученых оазиса Насафа, которых именовали почетными прозвищами (на-саб) «насафи», «паздави», «касбави», «кеши», считается приоритетным. Среди научного наследия из числа таких ученых, как Абу Хафс ан-Насафи, Абуль Баракат ан-Насафи, Макхул ан-Насафи, Абуль Йуср аль-Паздави, Абу Шакур ась-Салими, особо значимым является творческое наследие представителя матуридитской школы Абуль Му'ина ан-Насафи. Далее будет осуществлена попытка доказать эту мысль на примере научного наследия ученого.

О деятельности Абуль Му'ина ан-Насафи можно найти информацию в научно-биографической литературе, но данная информация не дает целостного представления об ученом, так как она изобилует повторами. Жизнь и научно-просветительское наследие Абуль Му'ина ан-Насафи кратко описали такие ученые, как Ибн Абиль Вафа' аль-Кураши (ум. 1373), Ибн Кутлубуга (ум. 1474), Ташкубризада (ум. 1582), Хаджи Халифа (ум. 1657) и Мухаммад 'Абдулхай аль-Лакнави (ум. 1886). Полное имя ученого, по данным источника, звучало как Абуль Му'ин Маймун ибн Мухаммад ибн Му'тадим ибн Мухаммад ибн Макхул ибн аль-Фазл ан-Насафи аль-Макхули1. Хотя цепочка имен ученого составлена в едином порядке, но в научно-биографических источниках приведена с некоторыми расхождениями. Например, во всех произведениях прадед ученого именуется как «Му'тамид», или «аль-Му'тамид», но Ибн Кутлубуга назвал его «Са'ид»2, а Хай-руддин азь-Зирикли как «Му'бад»3. Историк аль-Кафави назвал ученого Маймун ибн Мухаммад ибн Мухаммад Му'тамид ибн Ахмад4.

1 См.: Ат-Тамими, Аль-Мавло Такийуддин ' Абдулкадир. Ат-Табакат ась-сания фи тараджим аль-ханафия. В 4 т. / Издал 'Абдулфаттах Мухаммад аль-Х,илв. - Дар ар-Рифа'ий, 1983. Т. IV. С. 513; Ибн Кутлубуга аль-Касим ибн 'Аб-дуллах ась-Судуний. Тадж ат-тараджим фи табакат аль-ханафия. - Leipzig: Flugel, 1862. - С. 78; Аль-Кураший, Абу Мухаммад 'Абдулкадир ибн Абиль Вафа' Му-хаммад ибн Мухаммад аль-Мисрий. Аль-Джавахир ал-мудия фи табакат аль-ханафия. В 2 т. - Хайдарабад: 1913. Т. II. С. 189; аль-Багдади, Исм'аил Паша. Хадият аль-'арифин. В 2 т. - Стамбул: 1951-1955. Т. II. С. 487.

2 Ибн Кутлубуга. Тадж ат-тараджим фи табакат аль-ханафия. - С. 78.

3 Азь-Зирикли, Хайруддин. Ал-А'лам. В 8 т. - Бейрут: Дар ал-'илм ли аль-малайин, 1998. Т. VII. Б. 341.

4 Аль-Кафави Махмуд ибн Сулайман. Ката'иб а'лам ал-ахйар мин фука^а'и мазхаб ань-Ну'ман аль-Мухтар. Институт Восточных рукописей при Академии наук Республики Узбекистан. Рукопись. Инв. № 2929. - Л. 196.

Абуль Му'ин ан-Насафи был присвоен благородный титул (нисба) «аль-Макхули». Очевидно, что это имя у него от деда. Помимо этого, ему были присвоены такие титулы, как аль-Имам аль-аджал аз-захид» (Великий имам и аскет), «аль-Факих аль-ханафи ва сайф аль-хакк» (ханафитский факих и меч Истинного Аллаха), «Джами' аль-усул» (составитель методов) и «Ра'ис ахли сунна вал джама'а» (глава Ахли сунна вал джама'а). Эти титулы можно встретить во вступительной части книг ученого. Каллиграфы, переписывая его книги, употребляли словосочетания «Кола...» (т. е. говорит) и употребляли перед его именем вышеназванные титулы. Ученый ась-Сам'ани, Абуль Му'ину добавил еще титул «аль-Ибсани»1. Ась-Сам' ани утверждает, что село Ибсан было расположено в 6-7 км от города Карши2. Согласно этому, становится ясным, что Абуль Му'ин ан-Насафи родился в данном селе.

Имеются разногласия на счет даты рождения и смерти ученого. Азь-Зирикли указывает, что дата рождения ученого 418 (1027-й от Рождества Христова) год по мусульманскому летоис-числению3. Турецкий ученый Хусайн Атай, который готовил к публикации произведение Абуль Му'ина ан-Насафи «Табсират аль-адилла», дату рождения ученого дает как 438 (1046-й от Рождества Христова) год по мусульманскому летоисчислению4. Другой турецкий ученый Мустафа' Сайид Язичиоглу даты рождения и смерти Абуль Му'ина ан-Насафи обозначил как 417-508 / 102611155. Другие же современные ученые пришли к выводу, что датой смерти Абуль Му'ина ан-Насафи считается 508 (1114-й от Рождества Христова) год по мусульманскому летоисчислению, но дату рождения не указали. Ибн Кутлубуга утверждает, что Абуль Му'ин ан-Насафи «умер 25 дня месяца зуль-хиджжи 438 года по мусульманскому летоисчислению в возрасте 70 лет»6. Опираясь на точку зрения Ибн Кутлубуга и рукопись произведения «Табсират

1 Ась-Сам'ани Абу Са'д 'Абдулкарим ибн Мухаммад ибн Мансур ат-Тамими. Аль-Ансаб. В 5 т. Под редакцией 'Абдуллаха 'Умара аль-Баруди. - Бейрут: Дар аль-фикр, 1419/1998. - Т. II. - С. 396.

2 Ась-Сам'ани. Аль-Ансаб. Т. II. С. 396.

3 Азь-Зирикли. Ал-А'лам. Т. VII. С. 341.

4 Ан-Насафий, Абуль Му'ин Маймун ибн Мухаммад. Тасбират аль-адилла фи усул ад-дин / Издал Х. Атай. - Анкара, 1993. - Т. I. - С. 7.

5 Язичиуглу М. Maturidi kelam ekolu'nun iki buyuk simasi: Ebu Mansur Maturidi ve Ebu'l - Mu'in Nesefi // Ankara universetesi basimevi. - Ankara, 1985. -С. 289.

6 Ибн кутлубуга. Тадж ат-тараджим фи табакат аль-ханафия. - С. 78.

аль-адилла», которая хранится в библиотеке «Александрия» (Египет) под инвентарным номером 4406 (301), можно утверждать, что дата смерти Абуль Му'ина ан-Насафи - это 508 год по мусульманскому летоисчислению. Не будет сложно прибегнуть к арифметическим подсчетам и вывести дату рождения ученого 436 (1046-й от Рождества Христова) год по мусульманскому летоисчислению.

На сегодняшний день могилой Абуль Му'ина ан-Насафи предположительно считают усыпальницу, которая расположена в селе Кавчин неподалеку от города Карши. Для местных жителей -это почитаемое место.

Известность Абуль Му'ин ан-Насафи получил в родном городе Насаф, далее он переселился в один из крупных центров науки на то время - Самарканд, а затем из-за политической обстановки переехал в Бухару. О том, что Насафи посещал другие страны, в источниках не встречается никакой информации. Но, по данным издателя произведения «ат-Тамхид ли кава'ид ат-тавхид» Джибул-лах Хасан Ахмада, Насафи давал уроки по хадису в Дамаске, ученому Али ибн аль-Хусайну Мухаммаду аль-Балхи ась-Сакалканди1. Вследствие чего можно предположить, что Насафи побывал в Дамаске в целях научных исследований. Судя по тому, что главное произведение ученого «Табсират аль-адилла» было закончено только в 1106 г. в Бухаре, то можно сделать вывод, что он пребывал там довольно долгое время. Гробница ан-Насафи находится рядом с городом Карши, и это доказывает, что последние годы своей жизни ученый провел в родном городе.

Абуль Му'ин ан-Насафи был известным ученым мутакалли-мом (ученый в сфере так называемой «исламской философии») и считался одним из передовых представителей школы Абу Ман-сура аль-Матуриди (ум. 944), который, в свою очередь, был известнейшим улемом по науке «калам» (схоластическая теология) ханафитского мазхаба в Самарканде. Абуль Му'ин ан-Насафи был самым видным продолжателем матуридитского учения, считается четвертым поколением ученых из Насафа. Исследователи, изучавшие научно-просветительскую деятельностью Абуль Му'ина ан-Насафи, дают высокую оценку его творчеству и признают выдающимся ученым мутакаллимом, который сыграл решающую роль после Абу Мансура аль-Матуриди в судьбоносном развитии

1 Ан-Насафий, Абуль Му'ин Маймун ибн Мухаммад. Ат-Тамхид ли кава'ид ат-тав^ид / Издал Джийбуллах Хасан Ахмад. - Египет: Дар ат-тиба'а аль-мухаммадийя, 1986. - Б. 34.

данной школы. Видный представитель матуридитской школы калама Абуль Му'ин ан-Насафи был не только знатоком схоластической теологии, но и одним из известнейших ученых в сфере юриспруденции (фикх) своего времени.

Турецкий специалист по каламу, профессор Х. Атай писал: «После Абуль Му'ина ан-Насафи, выдающегося мутакаллима матуридитского учения, не было личности, подобного ему в его методах и методиках»1. Исследователь Фатхуллах Хулайф, который издал произведение Абу Мансура аль-Матуриди «Китаб ат-Тавхид», особо ценя творческое наследие ан-Насафи, утверждал: «Никто не внес такую лепту в развитие матуридитской школы калама, как Абуль Му'ин ан-Насафи. Как невозможно представить ашаритскую школу без Бакиллани и Газзали, так и матуридит-скую без Абуль Му'ина ан-Насафи»2. И подобных отзывов об ученом и его научном наследии привести множество.

Первоначальные знания Абуль Му'ин ан-Насафи получил в своей семье, у отца Мухаммада аль-Макхула. Далее он долгое время занимался научной деятельностью в Самарканде и внес большой вклад в развитие матуридитской школы по каламу. Группа ученых - Абуль Йуср аль-Паздави, Фахруль ислам Абуль Хасан аль-Паздави и Абуль Му'ин ан-Насафи - также жили сначала в Самарканде, а спустя некоторое время перебрались в Бухару. Точка зрения ученых-исследователей на научную деятельность ан-Насафи была разной. Мы же признаем Насафи как представителя матуридитского учения. Некоторые ученые утверждают, что Абуль Му'ин ан-Насафи был не только мутакаллимом, но мухад-дисом (передатчиком хадисов) и факихом (ученый по юриспруденции). Например, ась-Сам'ани ученого описал как мухаддиса, вышедшего из кишлака Ибсан. Кроме этого, энциклопедические ученые Йусуф Дийа' Кавакчи3 и аль-Багдади4 назвали Абуль Му'ина ан-Насафи факихом.

В настоящее время некоторые исследователи признают ан-Насафи только как ученого по каламу. Турецкий ученый по каламу М.С. Язичиуглу категорически против употребления по

1 Атай Х. Fahreddin K^zi'iim kelam ilmindeki yeri. - Ankara, 1978. - С. 3.

2 Аль-Матуриди, Абу Мансур. Китаб ат-тавхид / Издал Фатхуллах Хулайф. - Стамбул: аль-Мактабат аль-исламия, 1979. Введение. - С. 5.

3 Кавакжи Йусуф Дийа'. XI ve XII asirlarda Karahaniylar davrinde Mavara' al-Nahr Islam Nukukcilari. - Ankara, 1976. - С. 75-76.

4 Аль-Багдади. Хадият аль-'арифин. Т. II. Б. 487.

отношению ан-Насафи титула «факих»1. Язичиуглу аргументированно опровергает мнение Кавакчи и аль-Багдади о том, что ан-Насафи был факихом. По мнению Язичиуглу, причиной присуждения титула факиха ан-Насафи послужил комментарий под названием «Шарх аль-Джами' аль-кабир» на произведение аш-Шайбани (ум. 802) «аль-Джами' аль-кабир». Действительно, во многих источниках утверждается, что это произведение принадлежит перу ан-Насафи.

Язичиуглу отрицает отнесение этого произведения к творчеству ан-Насафи, так как К. Броккельман также сомневался по поводу авторства произведения «Шарх аль-Джами' аль-кабир» и не указал его, упоминая о книгах ан-Насафи2. Кроме этого, Язичиуглу обосновывал свои взгляды тем, что некий исследователь издал комментарий к произведению «аль-Джами' аль-кабир», отнеся его авторство к 'Алауддину ан-Насафи. Подытоживая свои исследования, Язичиуглу утверждал, что не имеется никаких оснований, чтобы отнести произведение «Шарх аль-Джами' аль-кабир» к Абуль Му'ину Насафи и скорее всего эта книга была написана другим ученым, под именем 'Алауддин ан-Насафи. Язичиуглу пишет следующее: «Когда в наших руках имеются книги ан-Насафи, посвященные каламу, не надо придавать значения каким-либо источникам, где описывают его факихом». В подтверждение своих слов турецкий исследователь упоминает 'Абдулатифа Му-дарриса, автора биографической книги об ученых Балха, где не упоминается Абуль Му'ин ан-Насафи, среди комментаторов книги «аль-Джами' аль-кабир»3. И тем самым Язичиуглу является категорическим противником присвоения титула факиха по отношению к ан-Насафи.

На наш взгляд, будет несправедливо относиться к научному наследию ан-Насафи столь односторонне, как Язичиуглу. Действительно, в данное время нет ни одного произведения ученого, посвященного фикху. Но не надо забывать о том, что не все его произведения еще изучены. Надо еще учитывать, что самый близкий

1 Язичиуглу М. Maturidi kelam ekolu'nun iki buyuk simasi: Ebu Mansur Maturidi ve Ebu'l - Mu'in Nesefi // Ankara universetesi basimevi. - Ankara, 1985. -С. 289.

2 Язичиуглу. Maturidi kelam ekolu'nun iki buyuk simasi: Ebu Mansur Maturidi ve Ebu'l - Mu'in Nesefi. - С. 289.

3 См.: Мударрис Мухаммад Мухрус ' Абдуллатиф. Машайих Балх минал ^анафия ва ма инфарада бихи минал маса'ил ал-фикхия. В 2 т. - Багдад: ад-Дар аль-'арабия ли ат-тиба'а, 1978-1979. - Т. I. - С. 106.

ученик ан-Насафи, 'Алауддин ась-Самарканди, был известным факихом. Ибо 'Алауддин ась-Самарканди при написании произведения, посвященного фикху «Тухфат аль-фукаха'», естественно прибегал к советам своего наставника. Многие из учеников ан-Насафи были не только специалистами по каламу, но и по фикху. Стало быть, давать ученому титул факиха будет уместным. Отсутствие в данное время произведений по фикху не должно подтверждать того, что ученый не занимался фикхом.

Если затронуть титул «мухаддис», который применил ась-Сам' ани по отношению к ан-Насафи, то надо отметить, что один из учеников Абуль Му'ина по имени Али ибн аль-Хусайн ась-Сакалканди в Дамаске передавал хадисы от него. А это подтверждает, что ась-Сам'ани называл Абуль Му'ина ан-Насафи мухаддисом. Из вышеизложенного выясняется, что в свое время Абуль Му'ин ан-Насафи был в почете как факих среди большинства улемов.

Необходимо отметить роль Абуль Му'ина ан-Насафи в развитии матуридитского учения в Маверауннахре. Именно эти заслуги возвели его в статус великого ученого. Все это связано с его произведением «Табсират аль-адилла», которое он написал в последние годы своей жизни. Причиной написания комментария «Табсират аль-адилла фи усул ад-дин 'ала тарикати Абу Мансур аль-Матуриди» к произведению своего духовного наставника Абу Мансура аль-Матуриди стал тот факт, что среди народа начал теряться интерес к учению матуридизма. Свое учение Абу Мансур аль-Матуриди развивал в теологическом противостоянии с му'тазилитами, которые считались на то время сильными оппонентами. Во времена аль-Матуриди не было такого учения, как «матуридизм»1. Все улемы по каламу в Маверауннахре назывались «учеными ханафитами». И самыми главными идейными противниками аль-Матуриди являлись представители таких групп, как му'тазилиты, батиниты, карматиты и т.д.

Деятельность современника аль-Матуриди из Багдада, Абуль Хасана аль-Аш'ари (873-935), мутакаллимам из Мавераун-нахра казалась не такой уж противоречивой. Но ко времени Абуль Му'ина ан-Насафи чувствовалось, что авторитет учения матури-

1 MagenyHr B. Abu l-Mu'in al-Nasafi and Ash'ari Theology // Studies in Honour of Clifford Edmund Bosworth. Vol. II: The Sultan's Turret: Studies in Persian and Turkish Culture / Edited by Carole Hillenbrand. - Leiden, Boston, K^n: Brill, 2000. - C. 320.

дизма начал падать перед учением аль-Аш'ари. Этому было несколько причин: упрочнение позиции шафи'итской школы суннизма в Хорасане и основание школы калама в Багдаде Абуль Хасаном аль-Аш'ари. Аль-Аш'ари до 40-летнего возраста был му'тазилитом и учеником Абу 'Али Мухаммада ибн аль-Джубба'и (850-917), одного из известнейших предводителей му'тазилитов1, но не получив удовлетворительного ответа на свой вопрос от наставника о судьбе трех братьев, отказался от пути му'тазилитов2 и обосновался в Багдаде. В те времена преимущественная часть улемов происходили из ханбалитской школы суннизма. В результате чего аль-Аш' ари приходилось доказывать свою абсолютную непричастность к му'тазилитам и опровергать идеи своих бывших единомышленников с позиции улемов, мухаддисов, муфассиров и факихов салафитского толка того времени, так как представители ханбалитского учения сомневались в его полном отречении от му'тазилитов.

В такой непростой обстановке аль-Аш' ари, с одной стороны, приходилось противостоять му'тазилитам, а с другой - угождать ханбалитским улемам. Чтобы найти расположение муфассиров и мухаддисов того времени, в своих произведениях он делал упор на (насс) Коран и Сунну Пророка (хадис). В подтверждение достаточно ознакомиться с произведением аль-Аш'ари «Китаб аль-ибана ан усул ад-дийана». По утверждению Ибн Асакира, данное произведение аль-Аш' ари написано для исключения всех сомнений со стороны ханбалитов, и не трудно заметить в труде ученого след последователей Ахмада ибн Ханбала3.

Аль-Матуриди же в отличие от аль-Аш'ари жил в более свободном политическом и духовно-просветительском окружении. По этой причине Матуриди в своих произведениях много уделял внимания умозаключениям4. Естественно, что манера опираться на умозаключительные доводы у ученых, мухаддисов, муфассиров,

1 Язичиуглу М. Maturidi kelam ekolu'nun iki buyuk simasi: Ebu Mansur Maturidi ve Ebu'l - Mu'in Nesefi // Ankara universetesi basimevi. - Ankara, 1985. -С. 282.

2 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1966. - С. 223.

3 Ибн Асакир. Табйин казиб аль-Муфтари фи ма нусиба илал Имам Абил Хасан аль-Аш'ари. - Дамаск, 1947. - С. 390-391.

4 Язичиуглу М. Maturidi kelam ekolu'nun iki buyuk simasi: Ebu Mansur Maturidi ve Ebu'l - Mu'in Nesefi // Ankara universetesi basimevi. - Ankara, 1985. -С. 253.

а также приверженцев салафа считалась путем греческих философов, и это послужило причиной выбора в пользу учения аль-Аш'ари, нежели аль-Матуриди. Другое преимущество аль-Аш'ари связано с его родом. С одной стороны, источники говорят, что его потомком считается глава йеменского племени аль-Аш' ари, а с другой - что его род доходит до известного сподвижника Пророка Абу Маса аль-Аш'ари1. Такой почетный род мог вызвать уважительное отношение со стороны приверженцев салафа к его персоне.

В числе других причин того, что матуридизм менее распространен, чем аш'аризм, можно считать тот факт, что некоторые последователи Матуриди критиковали его. Современник и последователь аль-Матуриди, Абуль Йуср Мухаммад аль-Паздави, критически отнесся к произведению «Китаб ат-тавхид». Говоря о произведении «Тавхид», он отмечает скрытность смыслов, излишки терминов и сложность плана2. Мнение аль-Паздави западные ученые восприняли неправильно. Прочитав критику аль-Паздави, французский ученый Даниел Жимаре засомневался в том, что он матуридитский мутакаллим3. Всё это свидетельствует о том, что в то время было место для свободомыслия и дискуссий.

Неуместно выводить аль-Паздави из числа матуридистких ученых из-за его критических высказываний. Анализируя позицию аль-Паздави, можно привести следующее - сам аль-Паздави, говоря об остальных страницах этого же произведения, считал аль-Матуриди одним из передовых ученых «ахл ась-Сунны». Надо отметить, что критика аль-Паздави относится только к методу и порядку текстов произведения. Основные моменты, т.е. личные взгляды Матуриди, не критикуются. Аль-Паздави в своем произведении «Усул ад-дин» вспоминал не только о аль-Матуриди, но еще отмечал некоторые незначительные ошибки мутакаллимов из Самарканда4.

1 Аль-Калнабави, Исма'ил ибн Мустафа' ибн Махмуд Абул Фадл. Хашия 'ала шарх ад-Даввани лил 'а;а'ид аль-Аздия / Издал Ахмад Раф'ат ибн 'Усман аль-Хилми. Литография. - Стамбул: Издательство Ахмад Хассан, 1905. - Л. 36.

2 Аль-Паздави, Абуль Йуср Мухаммад. Китаб усул ад-дин / Издал Х. Питер. - Каир: Дар ихйа аль-кутуб аль-'арабия, 1963. - С. 3.

3 См.: Жимаре Д. Theories de l'acte humain en theologie musulmane. - Paris, 1980. - С. 172.

4 Аль-Паздави, Абуль Йуср Мухаммад. Китаб усул ад-дин / Издал Х. Питер. - Каир: Дар ихйа аль-кутуб аль-'арабия, 1963. - С. 3.

Яркий представитель матуридитского учения, турецкий ученый Камалуддин Мухаммад ибн 'Абдилхамид ибн аль-Хумам (ум. 1457), тоже критически высказывался об аль-Матуриди1. Если аль-Паздави порицал только методы аль-Матуриди, то Ибн аль-Хумам даже возражал некоторым догматическим воззрениям ученого. Главное возражение Ибн аль-Хумама против матуридитской школе калама - это вопрос «таквин» (создание, творение) в атрибутах Аллаха. Матуридиты считают, что «таквин» - один из извечных атрибутов Аллаха, но Ибн аль-Хумам возражает на этот

счет2.

Хотя вышеназванные ученые частично критиковали матури-дитское учение, но в целом они считали аль-Матуриди великим ученым мутакаллимом ханафитской школы суннизма. Такого рода критику большинство ученых воспринимали иначе, поэтому интерес к матуридитскому учению все больше угасал. Вследствие этих критических воззрений, ко времени ан-Насафи представители аш'аритов заняли господствующее место в соседнем Хорасане и время от времени имели смелость упрекать мутакаллимов из Маверауннахра. В такой непростой период ан-Насафи вел свою научную деятельность, реформировал учение своего духовного наставника аль-Матуриди, развивал его воззрения и защищал от нападок оппонентов. Ан-Насафи не мог безразлично наблюдать, как аш'ариты все более укрепляли свои позиции в Маверауннахре. Потому что такие мутакаллимы из Хорасана как аль-Джувайни и Фахруддин ар-Рази частенько заглядывали в Маверауннахр и вели дискуссии с представителями ханафитской школы. Эти походы само собой не могли не сказаться на развитии матуридиского учения в Маверауннахре. В своих произведениях Абуль Му'ин ан-Насафи с тонкой осторожностью выражает свою позицию по отношению к аш' аритам. Если даже в некоторых вопросах и критикует их, но самого Аш'ари признает как мутакаллима из ахл аль-хадис.

1 Жимаре Д. Theories de l'acte humain en theologie musulmane. - Paris, 1980. -С. 224; Рукопись произведения Ибн аль-Хумама «Китаб матн ат-тахрир фи усул аль-фикх аль-ханафия» хранится в национальной библиотеке Туниса под инв. номером 9145. См.: Yazicioglu M. Le Kalam et Son Role Dans la Societe Turco-Ottomans aux Xve et XVIe Sieecles. - Paris, 1977. - P. 93.

2 Ибн аль-Хумам. Китаб аль-мусаяра. - Египет, 1889. - Б. 85. См. для атрибута «таквин»: Аль-Матуриди, Абу Мансур. Китаб ат-тавхид. - С. 64-66, 118121.

Ан-Насафи был знаком с творчеством таких известных ученых аш'аритского учения, как Абу Бакр Мухаммад ибн ат-Таййиб аль-Бакиллани (ум. 1013), Абу Бакр ибн Фурак (ум. 1015), Абуль Кахир аль-Багдади и Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 1027) и в своих произведениях часто обращался к их наследию. Несмотря на эти дружеские отношения, ан-Насафи говорит о некоторых аш'аритских ученых, которые критиковали матуридитское учение, не приводя их имен и констатируя тот факт, что вел дискуссию с одним из таких мужей1. На самом деле ханафиты из Мавераун-нахра признавали аш'аритских улемов, как мутакаллимов из ахл ась-сунны, но всерьез не воспринимали их появление в этих краях в качестве оппонентов. Можно убедиться в том, что ханафитские ученые аль-Паздави, ась-Салими в своих произведениях и даже ан-Насафи в «Табсират аль-адилла» доброжелательно относились к аш'аритскому учению. Во времена ан-Насафи в Маверауннахре между двумя учениями существовало единодушие по многим вопросам догматики.

Просматривая произведение «Тасбират аль-адилла», можно удостовериться, как ан-Насафи на первых страницах дает опровержения му'тазилитам и разным заблудшим группам. Здесь он иногда одобряет мнение Аш'ари. Противоречивые аспекты двух школ калама ахл ась-Сунны он комментирует на последующих страницах, где он излагает полемику между аш'аритами и обозначает центральные вопросы, вокруг которых она происходила. По его утверждению, три представителя аш'аритского учения «начинают наговаривать» на ханафитов Маверауннахра. Если двое из них вели краткие дискуссии, то третий демонстрировал упорство и дерзость в этом деле. При этом в качестве довода они ссылаются на Коран, фикх и грамматику. Вся полемика была заострена вокруг вопроса «халк» (творение, создание). Называя ханафитов из Маверауннахра «неверными еретиками», оправдывая свои наветы тем, что ни один из ранее известных ханафитов не подтверждал вопрос «халк». Такие резкие упреки задевают чувство ан-Насафи, поскольку он почтительно относился к матуридитской школе и не был безразличен к любым негативным нападкам. На последующих страницах своего «Табсират аль-адилла» (с. 310-372 произведения) он подробно старается информировать читателя о ханафит-ских улемах Маверауннахра. Подводя итог этой главе, ан-Насафи

1 Ан-Насафи, Абуль Му'ин Маймун ибн Мухаммад. Табсират аль-адилла фи усул ад-дин. В 2 т. Издал К. Салома. - Дамаск, 1990-1993. - Т. I. - С. 364-365.

извиняется за столь длинное освещение и в качестве предводителя ханафитских улемов отдельно уделяет внимание аль-Матуриди. Важнейшее мнение ан-Насафи заключается в том, что критика учения не нова и этому учению следовали все известные последователи Абу Ханифы. Не оглашая имен клеветников, ан-Насафи обвиняет их в том, что даже аш'аритское учение тоже было оклеветано ими. По его утверждению, после смерти известных улемов ашаритского учения были распространены разного рода небылицы со стороны их соперников1.

Английский ученый В. Маделунг предполагает, что аш'аритский ученый, о котором анонимно упоминал ан-Насафи -это Абу Мансур ан-Найсабури2. Может быть и есть основание в этой догадке Маделунга. Потому что Ибн Асакир в своем произведении дает информацию о Абу Мансуре ибн Айюбе, утверждая то, что тот был учеником Абу Бакра ибн Фурака и умер в 1030 г. в Нисапуре3. Есть предположения, что первые нападки на мавера-уннахрское учение по каламу, началось именно от этого аш'аритского мутакаллима. Поэтому неудивительно, что после интенсивных полемик между шафи' итами и ханафитами в Хорасане, инцидент продолжился не в Багдаде, а именно в Нисапуре, со стороны ученого шафи' ита-аш' арита.

Такого рода наветы со стороны аш'аритов по отношению к ханафитам из Маверауннахра сильно задевали ан-Насафи. Он их считал направленными против своего духовного наставника и шейха Абу Мансура аль-Матуриди. Абуль Му'ин ан-Насафи более ценил аль-Матуриди, чем других мутакаллимы Маверауннахра. Несмотря на то что до аль-Матуриди в Маверауннахре на пути вероучения Абу Ханифы были распространены такие учения, как «джузджания» и «ийадия», ан-Насафи в своем произведении не вспоминает о них и только лишь говорит об их основателях. Ну и помимо этого кратко вспоминает о десяти вопросах школы ийадия,

1 Ан-Насафи, Абуль Му'ин Маймун ибн Мухаммад. Табсират аль-адилла фи усул ад-дин. Т. I. С. 372.

2 Маделунг В. Abu l-Mu'In al-NasafI and Ash'arl Theology // Studies in Honour of Clifford Edmund Bosworth. Vol. II: The Sultan's Turret: Studies in Persian and Turkish Culture / Edited by Carole Hillenbrand. - Leiden, Boston, Кц1п: Brill, 2000. - С. 327.

3 Ибн Асакир. Табйин казиб аль-Муфтари фи ма нусиба илал Имам Абил Хасан аль-Аш'ари. - Дамаск, 1947. - С. 249.

которые направлены против му'тазилитов1. Это говорит о том, что ан-Насафи считал учение аль-Матуриди в Маверауннахре следующим по значимости после школы Абу Ханифы. Его произведения - «Табсират аль-адилла», «Бахр аль-калам» и «Тамхид» -были написаны близкими по духу книге аль-Матуриди «Китаб ат-тавхид».

Надо особо отметить, что ан-Насафи самым первым внес имя аль-Матуриди в свое произведение в качестве школы его имени. А после смерти Абуль Му'ина ан-Насафи его ученик Наджмуддин Абу Хафс ан-Насафи написал свой известный трактат «'Ака'ид ан-Насафи», где изложил учение матуридизма сквозь призму Абуль Му'ина.

Таким образом, формировалась в Маверауннахре новая традиция, определяющая следующие этапы развития науки калам. Хотя она по-прежнему называлась именем «Асхаб Аби Ханифа», но ее надо с полным правом отнести к ученому из Самарканда. По этой же причине это учение можно называть «матуридия». Аль-Матуриди, оппонируя му'тазилитам, основал свое направление в каламе, а в XI в. Абуль Му'ин ан-Насафи из-за «деятельности» аш'аритов сыграл главную роль в становлении отдельной школы калама, основанной на системе учения аль-Матуриди. После смерти ан-Насафи в мусульманском мире появился термин, именуемый «школа калам Матуриди». Это можно считать плодом заслуг Абуль Му'ина ан-Насафи - ученого мужтахида из Насафа, хана-фитского улема, который носит достойный титул «Сайфул Хакк» (Меч справедливости).

Предводителем улемов Насафа являлся Абуль Му'ин, внесший большой вклад в сохранении учения Матуриди в Мавераун-нахре. Критика матуридизма продолжались и после смерти Абуль Му'ина ан-Насафи. Ни один ученый из матуридитской школы не поддерживал этого учения, кроме ан-Насафи. В качестве примера можно назвать произведение «'Ака'ид ан-Насафия» Абу Хафса ан-Насафи. Не умаляя значимости этого произведения, надо отметить, что оно считалось оглавлением книги «Табсират аль-адилла». Но давать свое имя произведению, это как претендовать на свой путь и учение в каламе. На самом деле произведение «'Ака'ид ан-Насафия», которое осталось в веках, считается лишь небольшим

1 Ан-Насафи, Абуль Му'ин Маймун ибн Мухаммад. Табсират аль-адилла фи усул ад-дин. Т. I. С. 357.

трактатом, появившимся вследствие догматических воззрений Абу Мансура аль-Матуриди и Абуль Му'ина ан-Насафи.

Подводя итог, надо сказать, что Абуль Му'ин ан-Насафи был ярким представителем учения матуридизма. В данной школе были десятки известных богословов, но их заслуги в развитии учения не были столь значимыми, как вклад Абуль Му'ина ан-Насафи. Западные востоковеды, ознакомившиеся с произведением Абуль Му'ина «Табсират аль-адилла», назвали его интерпретатором и реформатором учения матуридизма.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

Азизов И.,

младший научный сотрудник (Института истории АН РУз) ЗАКЯТ И ЕГО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ В БУХАРСКОМ ЭМИРАТЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX в.)

В словаре слово «закят» означает - очищение, подаяние, пожертвование, милостыня1. В терминологии шариата закят означает передачу в собственность особой части особого имущества особому лицу в целях получения согласия Аллаха в порядке, предусмотренном шариатом. «Особое имущество» означает имущество, достигшее нисаба* (количества собственности, с которого выплачивается закят), «особая часть» означает выделение необходимой части собственности передающего лица, «согласие Аллаха» означает необходимость передачи закята с богослужебным намерением, «в порядке, предусмотренном шариатом» означает необходимость соответствия количества, передаваемого закята, его количеству, установленному шариатом, «передача в собственность»

1 Арабско-русский словарь. Т. 1. - Т., 1994. - 320 б.; Хидоя. Комментарии мусульманского права. Т. I. - Ташкент, 1994. - 65-б.

* Нисаб - количество имущества (минимум), с которого необходимо выплатить закят. Согласно установлениям шариата, 20 динаров, или 200 дирхемов, или 5 верблюдов, или 25 голов крупного рогатого скота, или 40 голов овец означают количество имущества с которого необходимо выплатить закят. Мусульманин, имеющий собственность в таком количестве, обязан выплатить занят в размере 1/40 части данного имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.