Научная статья на тему 'Систематизация основных источников исламского права'

Систематизация основных источников исламского права Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ПРАВО / ШАРИАТ / КОРАН / СУННА / ИСТОРИЯ ИСЛАМСКОГО ПРАВА / ISLAMIC LAW / SHARI’A / QURAN / SUNNAH / HISTORY OF ISLAMIC LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адыгамов Рамиль Камилович

Статья посвящена проблеме систематизации основных источников исламского права. В исследовании раскрывается история составления и систематизации текстов Корана и Сунны, которые явились источниковой базой создания исламского права. Автор выделяет два этапа систематизации, первый начинается при жизни пророка Мухаммада и характеризуется тем, что была произведена частичная запись основных источников исламского права, Коран был записан полностью, но не систематизирован, а Сунна была записана лишь в незначительном объеме. Второй этап начинается с правления Абу Бакра. На данном этапе происходит систематизация и унификация коранического текста, а передача хадисов продолжается преимущественно устно. Систематическая письменная фиксация хадисов начинается только в последней четверти VII века, а в первой четверти VIII века появляются первые письменные сборники хадисов. Все это позволило подготовить источниковую базу исламского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEMATIZATION OF THE MAIN SOURCES OF ISLAMIC LAW

The article is devoted to issues of systematization of the main sources of Islamic law. The research draws readers’ attention to the history of compilation and systematization of the texts of the Quran and the Sunnah (Prophet’s tradition), which became essential sources for Islamic law. The author distinguishes two periods of this systematization. The first began in the lifetime of Prophet Muhammad. It is characterized by the partial record of the main sources of Islamic law. In this period, the Quran was written down completely, but not systematized. As for the Sunnah, just a little of it was recorded. The second period began with Khalifah Abu Bakr: the systematization and standardization of the Quranic texts continued, while Hadith were communicated verbally. Systematic collection of Hadith began in the late 7th century. Their first written collections appeared in the early 8th century. All this helped to prepare the source base of Islamic law.

Текст научной работы на тему «Систематизация основных источников исламского права»

ИСЛАМ И ПРАВО Ответственный за рубрику: Литвинов П.П. © Исламоведение. 2020. Т. 11, № 1 (43)

ISLAM AND LAW Person in charge of the section: Litvinov P.P. © Islamic Studies (Islamovedenie). 2020. Vol. 11, № 1 (43)_

DOI: 10.21779/2077-8155-2020-11-1-5-12

УДК 297.18

Р.К. Адыгамов1

Содержание статьи

Введение

Формирование коранического текста7 Систематизация Сунны Заключение

Информация о статье

Поступила в редакцию: 09.01.2020. Передана на рецензию: 15.01.2020. Получена рецензия: 10.02.2020. Принята в номер: 05.03.2020.

Систематизация основных источников исламского права

Отдел истории религий и общественной мысли Института истории АН РТ им Ш. Марджани; abu_muhammad@mail.ru

Статья посвящена проблеме систематизации основных источников исламского права. В исследовании раскрывается история составления и систематизации текстов Корана и Сунны, которые явились источниковой базой создания исламского права. Автор выделяет два этапа систематизации, первый начинается при жизни пророка Мухаммада и характеризуется тем, что была произведена частичная запись основных источников исламского права, Коран был записан полностью, но не систематизирован, а Сунна была записана лишь в незначительном объеме. Второй этап начинается с правления Абу Бакра. На данном этапе происходит систематизация и унификация коранического текста, а передача хадисов продолжается преимущественно устно. Систематическая письменная фиксация хадисов начинается только в последней четверти VII века, а в первой четверти VIII века появляются первые письменные сборники хадисов. Все это позволило подготовить источниковую базу исламского права.

Ключевые слова: исламское право, шариат, Коран, Сунна, история исламского права.

DOI: 10.21779/2077-8155-2020-11-1-5-12

UDC 297.18

R.K. Adygamov

Content of the article

Introduction.

The formation of the Quranic text. Systematization of thehe Sunnah. Conclusion.

Information about the article

Received: 09.01.2020. Submitted for review: 15.01.2020. Rewiew received: 11.02.2020. Accepted for publication: 05.03.2020.

The Systematization of the Main Sources of Islamic Law

Department of Religions History and Social Thought, Sh. Marjani Institute of History, Tatarstan Academy of Sciences; abu_muhammad@mail.ru

1 Рамиль Камилович Адыгамов - кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела истории религий и общественной мысли Института истории АН РТ им Ш. Марджани.

2 Ramil Kamilovich Adygamov - Cand. Sc. (History), associate professor, senior research associate, Department of Religions History and Social Thought, Sh. Marjani Institute of History, Tatarstan Academy of Sciences._

The article is devoted to issues of systematization of the main sources of Islamic law. The research draws readers' attention to the history of compilation and systematization of the texts of the Quran and the Sunnah (Prophet's tradition), which became essential sources for Islamic law. The author distinguishes two periods of this systematization. The first began in the lifetime of Prophet Muhammad. It is characterized by the partial record of the main sources of Islamic law. In this period, the Quran was written down completely, but not systematized. As for the Sunnah, just a little of it was recorded. The second period began with Khalifah Abu Bakr: the systematization and standardization of the Quranic texts continued, while Hadith were communicated verbally. Systematic collection of Hadith began in the late 7th century. Their first written collections appeared in the early 8th century. All this helped to prepare the source base of Islamic law.

Keywords: Islamic law, Shari 'a, Quran, Sunnah, history of Islamic law.

Введение

Социально-идеологическая трансформация российского общества, начавшаяся в середине 80-х г. XX в., сопровождалась процессами этноконфессионального возрождения. Во многих регионах России, где традиционно проживали мусульмане, начали восстанавливаться старые и строиться новые мечети, открываться средние и высшие профессиональные религиозные учебные заведения, значительно увеличилась численность прихожан, стала открыто издаваться религиозная литература. В то же время научное сообщество проявляло всё больший интерес к национальному наследию и изучало труды мусульманских богословов и мыслителей, живших на территории России. Отсутствие жестких идеологических установок позволило объективно переосмыслить национальную историю мусульманских народов России. Однако религиозное возрождение сопровождалась и некоторыми негативными тенденциями, в частности проникновением в Россию нетрадиционных для местного ислама сект и идейных течений, часть из которых носила радикальный характер и призывала к отмене Конституции и установлению в России законов шариата. В силу этих причин все более актуальными становятся изучение и адекватное толкование традиционного исламского наследия, связанного с вопросами исламского права.

Поскольку исламское право основано на Коране и Сунне Пророка Мухаммада, то и началом его становления справедливо было бы считать возникновение текстов Корана и Сунны. Анализ истории формирования этих источников способствует пониманию механизма аргументации в богословской науке, а также дает возможность оценки их аутентичности.

Как известно, в исламе считается, что Коран и Сунна являются боговдохновенными источниками [1, с. 79]. Коран представляет собой дословную речь Аллаха, переданную Пророку Мухаммаду через посредство ангела Джабраила. Сунна же в отличие от Корана не дословная, а смысловая божественная речь, которую Пророк Мухаммад облек в словесную форму и довел до верующих. По мере ниспослания Коран подлежал обязательной записи, что касается Сунны, то, по мнению богословов, в мекканский3 период пророчества ее запись была запрещена [9, с. 41], поэтому запись и систематизация Сунны были начаты только после переселения Пророка Мухаммада в Медину.

3 Приблизительно 611-624 гг.

Формирование коранического текста

Согласно данным мусульманских исследователей при пророке Мухаммаде постоянно находились писари, в обязанность которых вменялось записывание Корана. Например, Мухаммад ал-Худри сообщает о разногласиях среди богословов относительно численности этих писарей и называет две цифры 26 и 42 [4, с. 10], там же он перечисляет имена наиболее известных из них четыре праведных халифа, Амир ибн Фухайра, Убай ибн Ка'б, Сабит ибн Кайс, Муавия ибн Абу Суфйан, Зайд ибн Сабит, Мугира ибн Шуба, Зубайр ибн ал-Аввам, Халид ибн Валид, Аля ибн ал-Худри, Амр ибн ал-Ас, Абдуллах ибн ал-Худри, Мухаммад ибн Масляма, Абдулла ибн Убай ибн Салул [4, с. 10]. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что возникновение шариата начинается со свитков (рукописей) Корана, записанных упомянутыми личностями.

Исследователи выделяют два периода ниспослания Корана: мекканский и мединский [7, с. 31]. Основные различия мекканской и мединской доли Корана заключаются, во-первых, в объеме: если мекканская доля равна 19/30, то мединская соответственно 11/30. Во-вторых, смысловая составляющая сур отличается тем, что мекканская доля затрагивает проблемы преимущественно догматики и морали, а мединская преимущественно права. Как видим, несмотря на то, что теоретически возникновение шариата начинается с первого аята, ниспосланного в Мекке и записанного сподвижниками пророка Мухаммада, для данного исследования практическое значение приобретают мединские аяты. В-третьих, аяты мекканского периода относительно короче мединских [3, с. 65-66].

Первые шаги по унификации коранического текста были сделаны еще при праведных халифах. Как сообщают исламские источники, первая систематизированная запись текста Корана была произведена еще при первом халифе Абу Бакре по совету Умара ибн ал-Хаттаба, который обеспокоился о сохранности Корана, узнав о гибели семидесяти знатоков Корана (хафизов) во время битвы с войском лжепророка Мусайламы в 632 г. Сверка и запись коранического текста были поручены Зайду ибн Сабиту, одному из сподвижников пророка Мухаммада. Работа Зайда заключалась не только в записи айатов Корана, но и в проверке их достоверности и точности по личным записям сподвижников пророка Мухаммада и свидетельству двух знатоков [9, с. 131].

Следующая унификация коранического текста была проведена во времена халифа Усмана ибн Аффана. Классические исламские тексты сообщают о разночтениях в среде сирийских и иракских мусульман, собранных вместе в войске, направленном на территории современных Армении и Азербайджана в 645 г. Разночтения были связаны с тем, что Коран ниспосылался на семи наречиях, распространенных во времена пророка Мухаммада. Хузайфа ибн ал-Йаман, один из сподвижников пророка Мухаммада, обнаружив данную проблему, поспешил в Медину и доложил халифу Усману о сложившейся ситуации, в итоге Усманом было принято решение оставить Коран только на курайшитском наречии, все остальные свитки Корана было велено сжечь. Халиф поручил это Зайду ибн Сабиту, Абдалле ибн аз-Зубайру, Саиду ибн ал-Асу и Абд ар-Рахману ибн ал-Харису ибн Хишаму4. Усман запросил текст Корана, записанный при Абу Бакре и хранившийся у Хафсы, дочери халифа Умара и жены пророка Мухаммада. Этот текст был взят за основу, в случае разночтений писари были обязаны отдавать предпочтение курайшитскому наречию [6, с. 132-133; 8, с. 66].

Таким образом, анализ истории и методологии составления коранического текста дает возможность сделать вывод относительно аутентичности текста. Во-первых,

4 Такова версия Анаса ибн Малика, а по версии Мухаммада ибн Сирина в этом деле приняло участие 12 человек, см. Итр Н. Улум ал-Куран ал-карим. - Дамаск, 1996 - С 174._

запись коранического текста была начата еще при жизни пророка Мухаммада. Во-вторых, обязательными условиями составления полного текста Корана во время правления халифа Абу Бакра было наличие записанных аятов, а также свидетельство двоих знатоков о том, что предлагаемый отрывок является частью коранического текста. В-третьих, дополнительная верификация текста также была проведена во время правления халифа Усмана.

Систематизация Сунны

Вторым после Корана и также основным источником исламского права считается Сунна или хадисы. По мнению мусульманских богословов, запись Сунны в мекканский период была запрещена, при этом ссылка делается на хадис и из сборников Муслима и Ахмада ибн Ханбала, от Абу Саида ал-Худри: «Не записывайте с моих слов ничего, кроме Корана, если кто-либо уже успел записать, то пусть удалит эти записи» [9, с. 41]. Обычно это объясняется стремлением сохранить коранический текст неизменным, без примеси хадисов, когда же пророк Мухаммад в Медине обрел стабильность, им было дано разрешение и на запись хадисов.5 Возможно, запрет и был оправданным, так как его целью было сохранение аутентичности основного источника (Корана), однако это отсрочило начало процесса составления сборников хадисов более чем на полвека.

В итоге разрешения, данного Пророком, появились личные записи сподвижников, содержавшие то или иное количество высказываний пророка Мухаммада. Из наиболее известных можно перечислить следующие: «ас-Сахифа ас-садыка» («Правдивый свиток»), записанная Абдаллой ибн Амром ибн ал-Асом, который согласно исламским источникам считается наиболее крупным сборником из записанных сподвижниками пророка Мухаммада, рукопись Али ибн Абу Талиба, рукопись Сада ибн Убады, различные письма пророка Мухаммада, адресованные своим подчиненным, правителям соседних племен и государств, «Китаб аз-закят ва ад-дийат» («Книга закята и выкупов»), записанные Абу Бакром, различные договора, заключенные пророком Мухаммадом, записи слуги пророка Мухаммада Анаса. Много записей хранилось у Абдуллы ибн Аббаса, среди которых было и письмо пророка Мухаммада ал-Мунзиру ибн Савие, правителю Омана, Урва ибн аз-Зубайр для омеядского халифа Абдалмалика, где дано подробное описание событий битвы при Бадре. Также известно, что Абдрахман ибн Абдулла ибн Масуд хранил у себя дома сборник хадисов своего отца Абдуллы ибн Масуда [10, с. 52-54] и др.

К этому разряду можно отнести и переписку сподвижников пророка Мухаммада, в которой цитировались его высказывания. В целом большинство перечисленных рукописей в оригинале не сохранилось. Передача высказываний пророка Мухаммада велась преимущественно устно. Собирание хадисов в данный период не было систематизированным, это, вероятно, было связано в первую очередь с примитивностью материалов для письма, всеобщей неграмотностью, а также с сомнениями некоторых сподвижников относительно дозволенности записи хадисов. Поиск хадисов, их изучение и обмен ими зачастую были казуальными, связанными с теми или иными событиями, происходившими в жизни сахабов. Например, однажды к

5 Такой вывод делается из хадиса, переданного Абу Даудом от Абдаллы ибн Амра ибн ал-Аса: «Я записывал все слова пророка Мухаммада, которые слышал, но курайшиты запретили мне это со словами: «Как ты можешь записывать все, ведь посланник Аллаха - человек, разговаривает и в гневе и довольстве?». Я перестал записывать и спросил о случившемся у посланника Аллаха, и он, указывая на свой рот, ответил мне: «Пиши, клянусь тем, в чьих руках моя душа, из него исходит лишь истина»». См. Нур ад-Дин Итр. Манхадж ан-накд фи улум ал-

хадис. - Дамаск 1989 - С. 40._

Умару ибн ал-Хаттабу пришел посетитель Абу Муса ал-Ашари, три раза попросил разрешения войти и, не получив ответа, удалился. Умар ибн ал-Хаттаб вызвал его к себе и поинтересовался причиной его ухода, тогда Абу Муса ал-Ашри ответил: «Я слышал высказывание пророка, сказавшего: «Если кто-либо из вас поприветствует другого три раза и не получит ответа, пусть удалится» [11, с. 1694]. Также источники сообщают, что иногда сподвижники совершали далекие путешествия ради одного хадиса. Так, например, Абу Аййуб ал-Ансари направился из Медины в Египет, чтобы уточнить высказывание: «Кто убережет своего брата от беды этого мира, то Аллах убережет в Судный день» [10, с. 48].

Следующее поколение мусульман, ученики сподвижников, продолжили для своих личных нужд несистематизированную запись хадисов. Так, Саид ибн Джубайр и Абу Рафи записывали хадисы от Абдуллы ибн Аббаса, а первый еще и от Абдуллы ибн Умара, Хумам ибн Мунаббих, Башир ибн Нахик от Абу Хурайры, Малик ибн Анас велел своим детям и ученику Абану записывать хадисы, которые он передает, точно так же и Нафи, (ум. в 117) ученик Ибн Умара, диктовал хадисы своим ученикам. Также интересен факт, когда 'Амр ибн Шуайб и Вахб из числа табиинов, записавших хадисы от Джабира ибн Абдуллы, считались слабыми передатчиками по той причине, что передавали хадисы, сверяясь со своими записями [10, с. 51-53].

Кроме них, запись хадисов вели Саид ибн ал-Мусаййиб (ум. в 94), Амир аш-Шаби, ад-Даххак ибн Музахим (ум. в 105), Раджа ибн Хайа (ум. в 112), Ата ибн Абу Рабах (ум. в 114), Катада ас-Садуси (ум. в 118), Абу аз-Зубайр Мухаммад ибн Муслим ал-Асади (ум. в 126), Абу Ади аз-Зубайр ибн Ади ал-Хамадани ал-Куфи (ум. в 131), Абу Ушра ад-Дарими, Зайд ибн Абу Унайса Абу Усама ар-Рахави (ум. в 125), Аййуб ибн Абу Тамима ас-Сахтийани (ум. в 131), Йунус ибн Убайд ибн Динар ал-Абди (ум. в 139), Абу Бурда Бураййид ибн Абдулла ибн Абу Бурда, Хамид ибн Абу Хамид ат-Тавил (ум. в 143) и др.

Одна из первых административных попыток начать систематизированный сбор хадисов была сделана Абдулазизом ибн Марваном6, египетским наместником омейадского халифа Абд ал-Малика ибн Марвана. Он написал письмо Касиру ибн Мурре ал-Хадрами с поручением записать все хадисы, услышанные им от сподвижников пророка Мухаммада, кроме хадисов Абу Хурайры, поскольку хадисы последнего у него уже были. Была завершена эта работа или нет, неизвестно, рукопись данного сборника не сохранилась. Из данного свидетельства видно, что некоторые из омейадских чиновников, заинтересованных в сохранении пророческого наследия, предпринимали попытки его сбора, систематизации и хранения, и уже в тот период начали появляться первые сборники, в частности отдельный сборник хадисов, собранных и переданных Абу Хурайрой, у Абдулазиза уже был [2, с. 298].

Первая попытка составить полный систематизированный сборник хадисов, используя административный аппарат омейадского государства, относится к самому концу первого века по хиджре, приблизительно 718 году по григорианскому календарю. Халиф Умар ибн Абдулазиз повелел кадию и своему мединскому наместнику Абу Бакру ибн Мухаммаду ибн Амру ибн Хазму составить сборник высказываний пророка Мухаммада, переданных Умратой бинт Абд ар-Рахман ал-Ансариййа (ум. в 98) и ал-Касимом ибн Мухаммадом ибн Абу Бакром (ум. в 120). Несмотря на то, что Умар II через два года умер, Абу Бакр завершил порученное дело и предоставил сборник ко двору халифа7 в Дамаске, а по свидетельству сына Абу Бакра сборник был утерян. Такое же поручение от Умара ибн Абд ал-Азиза получили и другие известные исламские богословы, однако его смерть помешала довести начатое до конца [2, с. 298].

Наиболее ранним, удачным и полным сборником хадисов можно считать сборник известного богослова, хадисоведа Мухаммада ибн Шихаба аз-Зухри (ум. в

6 Годы правления в Египте 685-704.

7 Вероятнее всего, Йазиду II ибн Абд ал-Малику.

124). Эта работа была также начата по приказу халифа Умара ибн Абд ал-Азиза, но завершена уже после его смерти. Сборник аз-Зухри хранился в библиотеке омейадских халифов вплоть до убийства ал-Валида II [2, с. 299] в 744 г. Это соответствует данным Абу Талиба ал-Макки в «Кут ал-кулуб» о том, что первые сборники хадисов появились в 120-130 гг. (середина VIII в.) по хиджре. В этот же период свои сборники составляют мекканские богословы Абу Мухаммад ибн Абд ал-Малик ибн Абд ал-Азиз ибн Джурайдж (ум. в 150) и Суфйан ибн Уйайна (ум. в 198), мединские богословы Мухаммад ибн Исхак (ум. в 151) и Анас ибн Малик (ум. в 179), йеменский богослов Муаммар ибн Рашид (ум. в 153), известный богослов Шама Абу Амр ибн Абд ар-Рахман Абу Амр ал-Ауза и (ум. в 156), басрийские богословы Раби ибн Сабих (ум. в

160) и Шуба ибн ал-Хаджадж (ум. в 160), куфийский богослов Суфйан ас-Саури (ум. в

161), хорасанский богослов Абдаллах ибн ал-Мубарак (ум. в 181) и др. Некоторые источники сообщают, что и у Абу Ханифы был свой сборник хадисов.

Наиболее известным из перечисленных сборников является «ал-Муватта'» имама Малика ибн Анаса. Сборники данного периода сочетали в себе хадисы пророка Мухаммада, высказывания его сподвижников и фетвы табиинов. Высказывания и фетвы в этих сборниках были распределены по тематическим разделам и главам [2, с. 300-301]. К этому же периоду можно отнести и сборник хадисов «ал-Муснад» имама Абу Ханифы, который содержал 118 хадисов только в одном разделе, посвященном молитве. Данный сборник в оригинале не сохранился, однако ученику Абу Ханифы имаму Мухаммаду ибн ал-Хасану аш-Шайбани удалось передать его большую часть в своем труде «ал-Асар» [5, с. 212].

Следующая группа сборников, составленная преимущественно в третьем веке по хиджре (приблизительно 816 - 913 гг.), называется ал-Масанид. Ее особенность заключалась в том, что классификация этих сборников была не тематической, а персональной, т. е. хадисы, переданные каждым сподвижником, были помещены в отдельную главу. К этой группе относятся сборники Абд ал-Малика ибн Абд ар-Рахмана аз-Замари (ум. в 200), Абу Дауда ат-Тайалиси (ум. в 204), Мухаммада ибн Йусуфа ал-Фирйаби (ум. в 212), Исхак ибн Рахавайх (ум. 238). Наиболее известными сборниками этого периода являются сборники, составленные имамом Ахмадом ибн Ханбалом (ум. в 240) и Ибн Абу Шайбой (ум. в 235) [2, с. 304-306].

И, наконец, наиболее известные сборники III - середины IV в. - это сборники «ас-Сахих» имама Мухаммада ибн Исмаила ал-Бухари (ум. в 256) и Муслима ибн ал-Хаджаджа ан-Найсабури (ум. в 361), а также «ас-Сунан» Абу Дауда Сулаймана ибн ал-Ашаса ас-Саджстани (ум. в 275), Ибн Маджи Мухаммада ибн Йазида (ум. в 273), ат-Тирмизи Мухаммада ибн Исы (ум. в 279) и ан-Наса и Абу Абд ар-Рахмана Ахмада ибн Шуайба ибн Али (ум. в 303). Считается, что все эти сборники, в отличие от предыдущих, содержали только проверенные достоверные высказывания пророка Мухаммада и были составлены из тематических разделов и подразделов [2, с. 307-308].

В итоге к середине VI века по хиджре (середина XII века по григорианскому календарю) мусульманские факихи получили множество авторитетных сборников хадисов, дававших богатый справочный материал для законотворческой деятельности и считающийся актуальным по настоящее время. Наиболее ранний из них «ал-Муватта'» имама Малика ибн Анаса содержит 1720 преданий пророка Мухаммада и его сподвижников, выбранных из 100 000 преданий, которые он цитировал. Большинство маликитских богословов, в их числе Ибн ал-Араби считали этот сборник более авторитетным, чем сборники ал-Бухари и Муслима.

Следующий сборник - «ал-Муснад» Ахмада ибн Ханбала. Данный сборник содержит 40 000 хадисов, представляющих собой выборку из 750 000 хадисов, из них 10 000 повторяющихся. В сборнике хадисы систематизированы по именам сподвижников, передавших хадисы. Первые разделы содержат хадисы от четырех первых халифов, затем десятерых сподвижников, обрадованных раем при жизни, затем

хадисы от членов пророческой семьи, далее следуют хадисы остальных сподвижников пророка Мухаммада.

Следующий сборник - «ас-Сахих» имама ал-Бухари - содержит 7397 хадисов, избранных из 700 000. Данный сборник большинством мусульман признается самым достоверным. Хадисы в нем распределены по темам, разбиты на главы и параграфы. Далее следует сборник «ал-Муснад ас-Сахих» имама Муслима. Некоторые марокканские богословы считают его более достоверным, чем сборник ал-Бухари. Данный сборник содержит около 7190 хадисов. Сборник так же, как и предыдущий, составлен в тематическом порядке, однако в отличие от сборника ал-Бухари в нем повторяющиеся хадисы и цепочки передатчиков собраны вместе, что облегчает работу богословов.

Следующий сборник - «ас-Сунан» Абу Дауда ас-Саджстани - содержит 5274 хадиса. В данном сборнике автор уделил больше внимания хадисам, посвященным правовым вопросам и несущим полезную информацию для богословов-факихов. Вследствие этого хадисы сборника распределены по темам, касающимся фикха. Далее следует сборник «ал-Джами'» или «ас-Сунан» имама ат-Тирмизи. Данный сборник содержит 3962 хадиса, распределенных по различным темам, касающимся вопросов исламского права.

Следующие два сборника - «ас-Сунан ал-кубра» и «ал-Муджтаба» или «ас-Сунан ас-сугра» - принадлежат перу имама ан-Насаи. Первый сборник содержит 89 852 хадиса, разделенных на 63 тематических раздела, посвященных исламскому праву, этике, исламскому вероучению, толкованию Корана и др. Второй содержит 5761 хадис, разделен на 34 раздела, в основном затрагивающих вопросы исламского права. Второй сборник считается наиболее достоверной книгой после сборников ал-Бухари и Муслима. И, наконец, «ас-Сунан» Ибн Маджи, содержащий 4341 хадис. Сборник состоит из 1515 мелких разделов, посвященных, вопросам исламского права, этики и вероучения.

Заключение

Итак, на основе изложенного можно выделить два этапа систематизации основных источников исламского права: первый подготовительный этап начинается еще при жизни пророка Мухаммада. На данном этапе была произведена частичная запись основных источников исламского права, Коран был записан полностью, а Сунна лишь в незначительном объеме. И поскольку Коран и Сунна являются основными источниками ислама, этот пророческий период может считаться началом зарождения исламского права. На данном этапе начинается фиксация этих источников, а также произвольное несистематизированное использование иджтихада как инструмента принятия богословского решения.

Позднее во время правления праведных халифов происходят систематизация и унификация коранического текста, а передача хадисов продолжается преимущественно устно. Систематическая письменная фиксация хадисов начинается только в последней четверти VII века, а в первой четверти VIII в. появляются первые письменные авторитетные сборники хадисов.

Запрет на запись хадисов в мекканский период и последовавшая за ним более поздняя систематизация Сунны может оцениваться негативно, однако следует отметить, что это дало возможность создать инструментарий, а также такую отдельную отрасль богословия, как хадисоведение «улум ал-хадис» или «мусталах ал-хадис». Это стало причиной формирования методологии, терминологии хадисоведения, а также большого количества биографических справочников о богословах первых веков ислама из жанра «джарх ва та'дил», дающих представление о репутации передатчиков хадисов.

Систематизация основных источников исламского права создала источниковую базу для дальнейшего становления исламского права, а позднее и четырех

традиционных правовых школ._

Литература

1. Абд ал-Малик ас-Са'ди. Исламское вероучение: толкование акыды «ан-Насафия» - / перев. с арабского яз. - Казань: Институт истории АН РТ, 2008 - 257 с.

2. Ал-Умари А. Исследования истории благородной Сунны. - Медина. - 501 с. (на араб. яз.)

3. Ал-Буга М. Ясное о кораническом знании. - Дамаск: Дар 'улум ал-инсанийа, 1998. - 336 с. (на араб. яз.)

4. ХудриМ. История исламского законотворчества. - Каир, 1968. - 328 с. (на араб. яз.)

5. Ас-СаисМ. История исламского права. - Дамаск, 2002. - 321 с. (на араб. яз.)

6. Ас-Суйути Дж. Совершенство в коранических знаниях. - Дамаск, 2008. -832 с. (на араб. яз.)

7. Ибн Касир И. Достоинства Корана. - Каир, 1995. - 312 с. (на араб. яз.)

8. Итр Н. Знания о благородном Коране. - Дамаск, 1996. - 304 с. (на араб. яз.)

9. Нуру-Дин А. Науки о Священном Коране. - Дамаск, 1996. - 304 с.

10. Махмуд А. Сунна и её роль в исламском законодательстве. - Бейрут, 1977. -97 с. (на араб. яз.)

11. Муслим М. Сборник достоверных хадисов. - Бейрут, 1991.

References

1. 1. Abd al-Malik as-Sa'di. Islamic faith: an interpretation of aqida "EN-Nasafi" / pens. with Arabic lang. - Kazan: Institut istorii an RT, 2008 - P. 257

2. Al-Umari A. Studies on the History of the Lofty Sunna. Medina. - 501 pp. (in Arabic)

3. Al-Buga M. On Quranic Knowledge in a Simple Way. - Damascus: Dar 'ulum al-insaniya, 1998. - 336 pp. (in Arabic)

4. Hoodry M. History of Islamic Lawmaking. - Cairo: 1968. - 328 pp. (in Arabic)

5. As-Sais M. History of Islamic Law. - Damascus: 2002. - 321 pp. (in Arabic)

6. As-Suyuti J. Perfection in Quranic Knowledge. - Yesmask, 2008. - 832 pp. (in Arabic)

7. Ibn Qasir I. Merits of the Quran. - Cairo, 1995. - 312 pp. (in Arabic)

8. 'Ittr N. The Lofty Quran Knowledge. - Damascus, 1996. - 304 pp. (in Arabic)

9. Nurudin N.A. the science of the Holy Quran. - Damascus, 1996. - 304 p.

10. Mahmud A. Sunnah and its role in Islamic law. - Beirut, 1977. - 97 p. (in Arabic)

11. Muslim M. Collection of authentic hadiths. - Beirut, 1991. (in Arabic)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.