УДК 325.86(594)
А. Р. Галушка-Адайкин
Международный Славянский Университет, г. Харьков, Украина
Сукарно и Сухарто: два президента одной разной Индонезии
В статье проводится сравнительный анализ некоторых аспектов развития Республики Индонезия во времена президентства Сукарно и Сухарто, соответственно первого и второго президента страны. Помимо общественно-политических и экономических аспектов эволюции индонезийского общества во второй половине ХХ века, в статье также уделяется внимание личностным характеристикам обоих президентов.
Ключевые слова: Индонезия, президент, режим, Сукарно, Сухарто.
Две разных исторических личности, два абсолютно непохожих по своему психотипу человека, Сукарно и Сухарто, соответственно первый и второй президенты Республики Индонезия, каждый по-своему, творили одно общее дело — сильную, развивающуюся, унитарную Республику Индонезия. Их общее время нахождения у власти превышает полувековой срок — с 1945 года, с момента провозглашения Сукарно независимости Республики Индонезия, и до 1998 года, до момента снятия Сухарто с себя президентских полномочий вследствие народных протестов, вызванных недовольством авторитарной политикой, коррупцией и экономическим кризисом, охватившем государство. По сути, вся современная история Республики Индонезия, страны с самим большим мусульманским населением в мире, самому большому государству-архипелагу, является продуктом деятельности двух неординарных личностей: «отца индонезийской Революции» Сукарно и создателя режима «Нового Порядка» Сухарто.
Среди литературы, посвященной личностям Сукарно и Сухарто, их политическому мировоззрению, личной жизни, мыслях о построении будущей Индонезии, следует выделить ряд биографических работ, среди которых автобиография «Мои мысли, речи и поступки», которая на самом деле была записана со слов Сухарто известным индонезийским биографом Рамаданом Карта Хадимаджею, и то встречались они лично всего два раза, почти весь материал Сухарто передавал через своих адъютантов [18], биография Сукарно, написанная с его слов известной американской журналисткой Синди Адамс [1]. Биография Сукарно, автором которой является Хе-ринг [11], и биография Сухарто, написанная Эл-соном [6], важны с точки зрения независимого
современного подхода к личностям первого и вто -рого президента Индонезии. Интересна работа индонезийского исследователя Джаиза, который рассмотрел политику Сукарно и Сухарто по отношению к Исламу в стране [13].
Целью данной статьи является исследование общественно-политического развития Республики Индонезия в течение второй половины ХХ века в контексте сравнительного анализа двух главных фигур на политической арене Индонезии — Сукарно и Сухарто.
Да человека — две эпохи, эпоха Сукарно — с 1945 и по 1967 года, Сухарто — с 1967 и по 1998 года. 17 августа 1945 года в Джакарте Сукарно был зачитан текст «Прокламации независимости Республики Индонезия», и хотя defacto Индонезия обретет независимость позже, именно эта дата является отправной точкой всей независимой истории Индонезии и нахождения у власти ее первого президента Сукарно. 12 марта 1967, после неудавшегося переворота, который состоялся 30 сентября-1 октября 1966 и вошедшего в индонезийскую историю под названием «Гестапу» (акроним от «Gerakan Tiga Puluh September» «Движение 30 Сентября»), «отец индонезийской революции», до этого момента пожизненный президент страны, Сукарно был официально лишен всех своих регалий и отправлен в отставку, а на его место был назначен генерал-лейтенант Сухарто, человек, который подавив попытку переворота, смог воспользоваться ситуацией и захватить единолично власть. Су-харто, «улыбающийся генерал», прозвище Су-харто, которое он получил от иностранных журналистов за манеру улыбаться во время проведения пресс-конференций, единолично возглавлял страну вплоть до 21 мая 1998 года, когда он был вынужден сложить с себя полномочия президента
и уйти в отставку, чтобы избежать дальнейших народных, в первую очередь студенческих, волнений.
Проводя сравнительный анализ эволюции Индонезии во времена Сукарно и Сухарто, из множества аспектов, которые следует всесторонне осветить, в первую очередь, следует обратить внимание на идеологическую основу государства во времена президентства этих двух главных персонажей индонезийской истории второй половины ХХ века. Чуть ли не самое главное отличие этих двух исторических личностей, которое является проекцией их внутренних качеств, проявилось и в процессе внедрения идеологических систем в стране. Постоянный поиск идеальной для Индонезии идеологии, метания от одной политической системы к другой, новации и переосмысление созданного самим собой — в этом виден характер самого первого президента Индонезии, не отличавшегося постоянством. В феврале 1957 года Сукарно впервые употребляет выражение «Demokrasi terpimpin», «Управляемая демократия», идеолого-политическая система, которая становится основой существования индонезийского государства после оглашения Су-карно своего декрета от 5 июля 1959 года. Суть декрета сводилась к тому, что основным законом государства становилась Конституция 1945 года, а президент становился центром принятия всех государственно важных решений, несмотря на то, что по упомянутой выше Конституции он дол -жен был подчиняться парламенту [11]. Однако Сукарно не останавливается и всячески насыщает систему «Управляемой демократии» различными идеологическими инновациями и политическими структурами. В 1959-1960 годах он знакомит мир со своей сложной концепцией, которая вошла в историю как Manipol/USDEK, сложный акроним, подразумевающий под собой «Manifesto Politik / Undang-Undang Dasar 1945, Sosial-isme ala Indonesia, Demokrasi terpimpin, Ekonomi terpimpin dan Kerpribadian Indonesia», «Политический манифест/Конституция 1945, социализм по-индонезийски, управляемая демократия, управляемая экономика, индонезийская самоидентификация». Однако Сукарно не останавливается на достигнутом и еще более нагружает сложный идеологический механизм своей идеей, которая у него еще возникла в 1926 году и окончательно оформилась к началу 1960-х, а именно Nasakom (Nasionalisme, Agama, Komunisme, Национализм, Религия, Коммунизм). С помощью этой идеи
он хотел объединить Национальную Партию Индонезии (национализм), Нахдатуль Улама (ислам) и Компартию в единый парламентский механизм, понятное дело, подотчетный исключительно президенту. И самое главное, что вся эта идеологическая система, включая главную ее часть «Управляемую демократию», основывалась на основной государственной идеологии Панчасиле, сформированной еще во второй половине 40-х - начале 50-х годов ХХ столетия. Сложность и многообразность этой системы указывает на то, что Сукарно как будто бы все время находился в поиске, постоянно что-то дорабатывая, изменяя, исправляя.
Абсолютно по-другому проводил свою поли -тику второй президент Индонезии Сухарто. После прихода к власти и установления режима «Нового Порядка» по сути Сухарто так больше ничего и не менял как в своей внутренней, так и во внешней политике. Основные векторы и задачи политики режима «Нового Порядка» оставались неизменными на протяжении всего периода президентства Сухарто, то есть более 32 лет. В конце концов, именно эта консервативность и приведет к краху Сухарто и режима «Нового Порядка».
С точки зрения биографии, черт характера, темперамента эти две исторические персоны являются полными противоположностями. Сукарно — выходец из вполне зажиточной по меркам Нидерландской Ост-Индии (колониальное название Индонезии) аристократической семьи, который учился в элитных колониальных школах, получил степень инженера в известном Бандунг -ском Техническом Университете [1]. Элитное образование позволило молодому Сукарно обзавестись связями, которые открывали перед ним новые возможности. Сухарто же, который на 20 лет младше своего предшественника на президентском посту и главного политического конкурента, после неудавшегося переворота 1965 года, вырос в абсолютно других условиях, в условиях, отличающихся от безбедных детства и юности Су-карно. Сухарто вырос без отца, так как родители развелись вскоре после его рождения, да и без матери, которая вначале заболела, а потом еще раз вышла замуж. Маленький Сухарто рос и получал первую науку у своих родственников, причем зачастую родственников далеко не близкого родства. Соответственно и школы, где он учился, не отличались элитарностью, а на высшее образование элементарно не хватило денег. Молодой
Сухарто понял, что отсутствие высшего образования не даст ему возможности карьерного продвижения и он избирает путь солдата. Окончив военную школу, он получает чин сержанта и поступает на службу в нидерландскую армию, в которой правда прослужить ему долго не удалось в виду оккупацией Нидерландской Ост-Индии японскими войсками, в которые молодой Сухарто вступает на службу [6]. Однако и в плане сотрудничества с японскими оккупационными властями у Сукарно и Сухарто разный подход. Сукарно и во время оккупации, да и уже после обретения независимости, а тем более после неудавшегося переворота 1965 года, обвиняли в сотрудничестве с японцами во времена оккупации 1942-1945 годов, что Сукарно всегда парировал исторической неизбежностью того периода, что впрочем небеспричинно, исходя из дальнейшего развития событий. Сухарто же в этот момент служил в PETA, военном формировании, который состоял исключительно из местных малайцев, но под управлением японцев. Самое интересное, что никто особенно не упрекал тех, кто служил в PETA. Наоборот, существует общее мнение, что именно это формирование стало прообразом будущей индонезийской армии, воспитав таких людей, как генерал Судирман и Су-харто. Так что именно армия создала из Сухарто ту личность, которая смогла в течение 32 лет бессменно управлять страной. Правда, следует заметить, что и сама эпоха благоволила к персоне Сухарто. Если с Сукарно все предельно ясно и понятно, что образованность, круг общения, патриотизм приведут его на политическую арену, то с Сухарто ситуация обстоит иначе и своему карьерному росту он должен быть благодарен реалиям того времени. А именно тому, что ввиду отсутствия кадрового офицерского состава, коренные малайцы, которые хоть как-то были при-частны к военному делу, получали высокие воинские звания. Так, например, главнокомандующий индонезийской армии во время антиколониальной войны Судирман к моменту получения звания генерала не достиг еще и 30 лет. Поэтому и не стоит удивляться обилию полковников в индонезийской армии конца 40-х - 50-х годов ХХ века, чей возраст был на грани 30 лет, что немыслимо, за редким исключением, в армиях ведущих стран мира [9]. Что немаловажно, именно военная карьера раскрыла в Сухарто те сомнительные таланты, которые позже стали отличительной чертой его режима. Речь идет о коррупции,
а именно о случае, произошедшем с Сухарто в 1959 году, когда он по приказу генерала Насу-тиона был смещен с должности командующего дивизией Дипонегоро на Центральной Яве вследствие того, что используя свое положение, Су-харто вымогал деньги у местных предпринимателей [6]. Лишь вмешательство влиятельного генерала Гатота Суброто, героя освободительной войны, помогло Сухарто избежать трибунала и пойти дальше по военной карьерной лестнице.
Проводя сравнительный анализ развития Республики Индонезия во времена Сукарно и Су-харто, одним из главных аспектов данного анализа является отношение обоих исторических личностей к религии. Сукарно всегда критиковали за его откровенно слабую мусульманскую позицию. Если поначалу это скрашивалось присутствием на политической арене вице-президента Мухаммеда Хатты, который был уважаем мусульманской частью населения за свою правоверность, то после того, как в 1956 году Хатта из-за разногласий с президентом покинул свой пост, критика стала еще более острой. Одной из причин жесткой критики стала личная жизнь Сукарно, которая, по мнению большей части индонезийского общества, не соответствовала религиозным канонам не только Ислама, но и других религий и конфессий. Официально первый президент Индонезии был женат девять раз [11]. Среди этих девяти жен особняком стоит особа шестой жены президента японки Наоко Немото, принявшей после свадьбы имя Картика Сари Де-ви Сукарно. Однако не это главное, оценивая политику Сукарно в 50-е годы, его «Управляемую демократию», Насаком и т. д., можно прийти к выводу, что сама по себе религия Сукарно не была нужна, а иногда и мешала, что вылилось в сближение Сукарно с Компартией, идеология которой отметала любую религию кроме самой коммунистической идеологии. В своих речах Сукарно постоянно повторял, что занимается строительством национального государства, а не мусульманского [13]. Он считал, что только национальная идея может объединить сотни народностей, проживающих на территории Индонезии. Сукарно прекрасно понимал, что даже малейшее изменение Конституции в сторону тео-кратизации, приведет к сепаратизму и развалу унитарной Республики Индонезия. Сложно с этим не согласиться, исходя из того, что, несмотря на то, что превалирующее большинство населения составляют мусульмане, однако и большинство
этих мусульман проживает на Яве, самом населенном острове страны, и большинство из этого большинства являются последователями течения «аЬа^ап» — своеобразного синтеза Ислама и старых индуистско-буддистских традиций. Ис-ламизация, которую требовала определенная, но далеко не самая большая часть индонезийского общества, скорее всего, привела бы к выходу (однозначно насильственному) из состава Индонезии таких территорий, как остров Бали, большинство населения которого составляют индуи-сты, острова, относящиеся к Нуса Тенггара Тен-гах (Флорес, Сумба, Сумбава и т. д.). Исламизация однозначно бы усложнила процесс присоединения к Индонезии Западного Папуа, да и просто бы отрицательно повлияла бы на международное положение Индонезии. Восстания Картосувирд-жо на Западной Яве и Кахара Музаккара на Су-лавеси, целью которых было построение Даруль Ислама, исламского государства, убедили умеренное в своих взглядах население Индонезии в правильности курса Сукарно. Приход к власти Сухарто возродил надежды консервативного мусульманского крыла на возможность построения исламского государства, особенно им казалось это реальным после полного разгрома Компартии Индонезии. Однако здесь, пусть по разным причинам и убеждениям, мнения Сукарно и Сухарто сошлись. Второй президент Индонезии и не думал делать ставку на исламское движение в стране, своей опорой, что вполне естественно, он выбрал армию. Логично, что политик Сукарно выбирает своим союзником партию, вначале собственную Национальную партию, а потом Компартию, а военный Сухарто — армию. Сухарто, создав свою партию Голкар, дал возможность военным принять активное участие в политической жизни страны. Другой важнейшей причиной того, что Сухарто не допустил исламизации Индонезии, был тот факт, что Сухарто опирался не только на мощь армии, но и на финансовую мощь чуконгов, крупных предпринимателей китайского происхождения, чьи семьи веками жили в Индонезии и держали в своих руках почти весь средний и крупный бизнес [13]. И когда после истребления левых сил в стране начались китайские погромы, которые проводились силами, состоящими из представителей правого мусульманского крыла, Сухарто силами армии сразу же восстановил безопасность в стране, а потом под своим контролем провел несколько межконфессиональных съездов для полного решения данно-
го вопроса. Позже, уже в начале 90-х годов ХХ столетия. Сухарто стал заметно более религиозным. В 1991 году он совершил хадж в Мекку и стал называться Хаджи Мухаммад Сухарто [16]. Он начал искать поддержку среди известных индонезийских бизнесменов малайского происхождения, которые обычно были правоверными мусульманами. Сухарто издал приказ, в соответствии с которым бизнесмены-малайцы получали ряд льгот по сравнению с этническими китайцами, однако этот приказ мало что изменил, что еще раз подтвердило огромную роль чуконгов в жизни страны.
Женщинам было разрешено носить джильбаб (платок), покрывающий волосы. Обучение теории Ислама в школах было углублено, были установлены довольно суровые наказания для тех, кто каким-либо образом публично оскорбит Ислам. Однако назвать эти точечные реформы ислами-зацией никак нельзя. Вместе с мечетями строились католические костелы и протестантские молитвенные дома, индуистские и буддистские храмы.
С точки зрения семейной морали, Сухарто однозначно больше устраивал общество Индонезии, чем его предшественник. Женат он был один раз, его жена Раден Айю Сити Хартина, более известная под прозвищем Тьен, имела огромное влияние не только в стране, но и за ее пределами, ее смерть в 1996 году нанесла серьезный моральный удар по самому Сухарто [7]. После ее смерти в семье начались ссоры между детьми Сухарто и Тьен. Да и сам президент заметно постарел, оставшись без поддержки своей главной соратницы.
Сукарно — это своеобразный концентрат чистого политика, который своей харизмой объединял массы и заряжал энергией на дальнейшие свершения. Однако яркие речи, сложные лозунги довольно быстро пресыщают народные массы, которые начинают требовать хлеба реального. И в этом аспекте, а точнее в экономике и финансах, Сукарно, мягко говоря, силен не был, что не мешало ему довольно уверенно развивать свои идеи относительно экономического развития Индонезии. Сухарто же в данной ситуации поступал намного мудрее: понимая, что самому не хватает нужных экономических навыков, он окружил себя специалистами в данной области. Экономикой Индонезии занялась так называемая «мафия Беркли», группа индонезийских технократов, закончивших американский университет
Беркли, и которая действительно добилась значительных результатов, управляя экономикой и финансами Республики Индонезия, несмотря на все слухи, связывающими их с американским планом по созданию из Индонезии марионеточного государства. «Золотая эра» «Нового Порядка, пришедшаяся на 80-е годы ХХ века, во многом это их заслуга. Возросшее влияние «мафии Беркли» обеспокоили чуконгов и армию, которые добились ограничения полномочий этих технократов.
Коррупция, неопозитивизм, взаимное покрывание свойственны всем государствам в той или иной мере. Однако в Индонезии времен Сухарто данный феномен достиг небывалого размаха, что и отличает режим «Нового Порядка» от времен правления Сукарно. Взятки в Индонезии были обыденным явлением и во времена нидерландского колониализма, и во времена японской оккупации, и в независимое время, но до уровня эндемического заболевания коррупция дошла уже в сухартовские времена. Еще на заре своего правления в 1970 году Сухарто был вынужден применять военную силу против студентов-манифестантов, протестующих против коррупции. Сухарто, его семья, родственники, друзья, приближенные получат название, что роднит их с европейскими и американскими криминальными семьями, — семья Чендана, по названию улицы, где проживал Сухарто с семьей [6].
Государственный девиз Республики Индонезия «БЫппека Tunggal 1ка», что в переводе с древ-неяванского значит «Разные, но единые», как нельзя лучше подходит для сравнительного анализа фигур двух индонезийских президентов Су-карно и Сухарто. Будучи абсолютно разными, как в проводимой политике, так и по своим личностным характеристикам, они похожи в одном: в желании единолично возглавлять сильное государство. Авторитарность, присущая обоим
политикам, на определенном этапе была жизненной необходимостью существования самой Индонезии, ее целостности, однако и Сукарно, и Сухарто, увлекаясь собственным величием, теряли ощущение реальности, что и привело, в конце концов, к крушению их режимов.
—т—-
1. Adams C. Sukarno: an Autobiography as Told to Cindy Adams. New York: Bobbs Merrill, 1997.
2. Anwar R. H. Soekarno, Tentara, PKI. Jakarta: Yayasan Bogor Indonesia, 2007.
3. Brackman A. Indonesia: the Gestapu Affair. New York: AAEE, 1969.
4. Darmawan M. M. Sukarno Bapak Bangsa Indonesia. Bandung: Hikayat Dunia, 2005.
5. Denny J. Jatuhnya Suharto dan Transisi ke Demokrasi. Jakarta: Jayabaya University Press, 1999.
6. Elson R. Suharto: a Political Biography. Campbridge: Campbridge University Press, 2002.
7. Enklof S. Indonesian Politics in Crysis: the Long Fall of Suharto, 1996-1998. Copenghagen: NIAS, 1999.
8. Fatah E. S. Konflik, Manipulasi dan Kebangkrutan Orde Baru. Jakarta: Burung Merak Press, 2010.
9. Fattah A. Demiliterisasi Tentara Pasang Surut Politik Militer 1945-2004. Yogyakarta: LKiS, 2005.
10. Finaldin T., S. Iskandar. Presiden RI dari Masa ke Masa. Bandung: Jabar Education and Enterpreneur Center, 2006.
11. Hering B. Soekarno. Founding Father of Indonesia: A Biography. Jakarta: Hasta Mitra-KITLV, 2003.
12. Isak J. 100 Tahun Bung Karno. Jakarta: Hasta Mitra, 1999.
13. Di Bawah Bayang-Bayang Soekarno, Soeharto: Tragedi Politik Islam Indonesia dari Orde Lama hingga Orde Baru. Jakarta: Darul Falah, 1999.
14. Koto I. Tragedi-Tragedi Kemanusian di Indonesia. Jakarta: Laksana, 2012.
15. Legge J. D. Sukarno: a Political Biography. Sydney: Allen & Unwin, 1985.
16. Lesmana T. Dari Soekarno Sampai SBY. Jakarta: Gramedia Pustaka Utama, 2009.
17. Roeder O. C. The Smiling General: President Soeharto of Indonesia. Djakarta: Gunung Agung, 1969.
18. Suharto. Pikiran, ucapan dan tindakan saya. Jakarta: Penerbitan Gramedia, 1995.
A. R. Galushka-Aidakin
International Slavonic University, Kharkov, Ukraine Soekarno and Suharto: Two Presidents of one Different Indonesia
The article contains the comparative analysis of some aspects of Indonesian development in the presidency of Soekarno and Suharto, the first and the second presidents consequently. Together with social, political and economic aspects of the evolution of the Indonesian society at the second half of the 20 century the article also focuses on the both presidnts' personal features.
Key words: Indonesia, president, regime, Soekarno, Suharto.