щий фактор суицидальных действий // Ж. невропат. и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1990. - Том 90, № 2. - С. 55-58.
14. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года // Бюллетень Федеральной службы Государственной статистики. - Москва, 2012. -548 с.
15. Conner K., Li Y., Meldrum S. et al. The role of drinking in suicidal ideation: Analises of project MATCH data // J. Stud. Alcohol. - 2003. - Vol. 64, № 3. - P. 402-408.
16. Wielosz, M. Rola czynnikow psygholo-gicznospolecznych I klinicznych w Samobojstwach usilowanych (w materiale osroka ostrich zatruc) // Psychiatr. Pol. - 1988. - Vol. 22, № 1. - Р. 14-20.
SUICIDAL BEHAVIOR OF ALCOHOLICS IN OLD AGE OF ALCOHOL WITHDRAWAL (IN SOUTH OF TYUMEN REGION)
P.B. Zotov, M.S. Umansky
Tyumen State Medical Academy, Russia Tyumen regional drug abuse clinic, Russia
In 83.6% of patients with alcoholism in old age with signs of alcohol withdrawal are identified various forms of suicidal behavior, the structure of which is dominated by suicidal ideation (41.4%). Share blackmailing forms is only 2.2%. Factors increased suicidal activity attributed adverse social conditions (42.0%), of which the leading light of retirement, reduced financial security, loss of social status, etc. Less commonly called a conflict in the family (18.7%), heavy drinking (14.3%) and poor health (12.9%). These data suggest the authors consider in developing prevention and correction of suicidal behavior of alcoholics.
Key words: suicidal behavior, suicide, alcohol, alcoholism.
УДК: (616.89-008.441.44:39) (571.54)
СУИЦИДОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ В БУРЯТИИ: ВОПРОСЫ ВЛИЯНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ И ПАССИОНАРНОСТИ ЭТНОСОВ
С.В. Цыремпилов
Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия
Контактная информация:
Цыремпилов Сергей Владимирович, к.м.н., заместитель декана медицинского факультета, старший преподаватель кафедры анатомии и физиологии, ФБГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» г. Улан-Удэ, телефон: 8 (3012) 44-82-55, e-mail: [email protected]
В статье приводятся данные о высоком уровне суицидов в Республике Бурятия. Приводятся факторы, влияющие на уровень суицидов в Бурятии. Обосновывается необходимость применения фактора «пассионарность» при определении риска суицида.
Ключевые слова: суицид, буряты, пассионарность, повышенный риск
В России наиболее неблагополучная суи-цидогенная ситуация отмечается в Сибирском федеральном округе (СФО), где в 2009 году показатель самоубийств составил 41,5 случая на 100000 населения, что превышало средний показатель по России в 1,5 раза, критический уровень ВОЗ - в два раза, а среднемировой показатель - в 2,6 раза [7]. В 2010 году этот показатель несколько снизился - 34,5 [8].
Согласно классификации ВОЗ, во всех регионах СФО отмечался только высокий и сверхвысокий уровень. При этом только 4 субъекта были относительно благополучны -Томская, Омская, Новосибирская области и Красноярский край. Остальные 11 территорий
характеризовались сверхвысоким уровнем частоты суицидов.
По данным на 2008 год самый высокий в СФО уровень частоты самоубийств отмечался в Бурятии - 73,3 случая на 100000 населения. Наивысшие относительные показатели суицидов зарегистрированы и среди городского (56,9 случая), и среди сельского (93,4 случая) населения [7]. При этом наибольшее количество суицидов регистрировалось в возрасте от 16 до 25 лет. В 2007 г. - 30,1% от общего числа суицидов [6].
Особую тревогу вызывает ситуация в Кижнгинском, Еравнинском, Хоринском, Окинском, Северобайкальском районах республики, где количество самоубийств за по-
49, 2012 Суицидология
следние годы неоднократно превышала 100 случаев на 100 тыс. населения, а так же отмечались случаи массового суицида среди подростков. Кижнгинский, Еравнинский, Хоринский районы населены преимущественно бурятами, Окинский - почти полностью сойотами, Северобайкальский - частично эвенками.
Данная неблагоприятная ситуация обязательно требует анализа причин ее возникновения. В настоящее время считается, что популя-ционная частота суицидов зависит от трех групп факторов: социально-экономических, медико-организационных и этнокультураль-ных.
Социально-экономические факторы в Бурятии можно отнести к наиболее суицидоген-ным. В 2008 году по индексу развития человеческого потенциала населения Бурятии занимала 65 место из 80 регионов России [15]. По данным Правительства Бурятии [10] в 2010 году количество людей с доходами ниже прожиточного минимума оставалось на уровне 2009 года и составило 19,7%, что значительно превышает аналогичный российский показатель (13,5%). Это количество людей находящихся в «абсолютной бедности», поставленных на грань физического выживания, голодающих. Среди данной социальной группы риск суицида многократно увеличивается [3].
Согласно определению, предложенному в 1964 году Молли Оршански и применяемому ныне в большинстве развитых стран мира, бедность - это состояние, при котором более 1/3 бюджета домашнего хозяйства тратится на покупку продуктов питания. В Бурятии согласно данному критерию в 2010 году к беднякам относится 34,8% населения [9]. Таким образом, можно предположить, что более чем у трети населения Бурятии риск суицида значительно повышен.
Немаловажное значение имеют и медико-организационные факторы, включающие целый комплекс как профилактических, так и лечебно-реабилитационных мероприятий. В этом аспекте, отсутствие суицидологической службы в Бурятии можно так же расценивать как негативный фактор, ограничивающий доступность людей к специализированной помощи, и, соответственно, негативно влияющий на суицидогенную обстановку во всем регионе. Сочетанное влияние социально-экономических
и медико-организационных факторов может только усугублять ситуацию.
Понятно, что данное положение неприемлемо и требует системного анализа, а так же создания системы превенции и помощи при суициде. Опыт других регионов свидетельствует о достаточной эффективности отдельных моделей превенции, в том числе включающих определение лиц с повышенным суицидальным риском и проведением специальной коррекци-онной работы [12]. Однако он не может быть автоматически перенесен на территории с другими этносами и отличной культурой.
По нашему мнению, создание суицидологической службы в Бурятии, как территории, включающей самые различные этносы, должно обязательно методологически основываться на изучении этнокультуральных факторов. Тем более, что в настоящее время нет единства взглядов к оценке их влияния на суицидальную активность, а мнения отдельных авторов прямо противоположны. Так, например, по мнению профессора Б.С. Положего, буддийская религия у бурят способствует «формированию мыслей о допустимости суицида» [7], а профессор И.С. Урбанаева, напротив, считает что «...для буддиста самоубийство недопустимо» [13].
Между тем, этнокультуральные факторы, вероятно, имеют достаточно большое значение, так как известно, что региональные различия по распространенности смертности от самоубийств достигают в отдельных территориях Российской Федерации до 100-120 раз [2, 4]. Наименьшие цифры суицида наблюдаются в регионах Северного Кавказа (Республика Ингушетия - 0; Чеченская республика - 0,2; Республика Дагестан - 3,5), а одни из самых больших - в Сибирском Федеральном округе -34,5 случаев на 100000 населения в 2010 г. [8].
Степень выраженности суицидального риска (вероятность осуществления суицидальных действий) можно определить путем сопоставления суицидогенных и антисуицидальных факторов личности, а также степенью влияния личностно-ситуационных (характер и значимость суицидогенного конфликта) и средовых (социально-демографических) факторов. И здесь, по нашему мнению, можно предположить, что в данном сопоставлении определяющим, «перевешивающим со знаком минус» компонентом может выступить фактор пассио-
Суицидология № 3, 2050
нарности, а точнее уровень пассионарной энергии данного конкретного этноса, определяемый фазой этногенеза данного этноса. Л.Н. Гумилев в труде «Этногенез и биосфера Земли» пишет: «. без пассионарности, люди менее приспособлены к жизни на Земле, чем животные. Те в стабильных и благоприятных условиях не вымирают.... На этом (низком) уровне пассио-нарности кончаются этногенезы». Согласно теории этногенеза Гумилева Л.Н. уровень пассионарной энергии, присущий определенной фазе этногенеза, определяет этнический характер (менталитет) конкретного этноса. По определению Ю.В. Чернявской [14], «этнический (национальный) характер (менталитет) есть особый психический склад народа, возникающий на основе всего его социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности, оказывающих воздействие на ее представителей и "вылепливающих" ее образ как в сознании самой этой общности, так и в представлении других. Это целостная система черт, особенностей восприятия, мышления и поведения, которые могут встречаться и у других народов, но именно в таком выражении и соотношении отличают именно этот этнос». Этнический характер этноса определяет этнические ценности этноса и этнокультурные доминанты психики, императивно обусловливающие тот или иной этнический стереотип поведения, ценностные ориентиры, в частности, отношение к смерти, что в свою очередь влияет на возможность совершения суицида [14]. Этносы с повышенным риском развития суицида, к примеру, циркумполярные, арктические монголоиды (в т.ч. эвенки) рядом авторитетных исследователей-суицидологов рассматриваются как реликтовые этносы [1, 11], что по определению Л.Н. Гумилева, означает находящиеся в фазе биоценоза с окружающей средой. Уровень пассионарной энергии данных этносов низок, что не позволяет им приспособиться к непрерывно изменяющимся условиям развивающегося мира и в конечном итоге эти причины выступают определяющим суицидогенным фактором. Важность учета и возможного введения показателя «уровень пассионарности», в первую очередь, в вероятностные модели развития суицида, а затем и в клиническую практику, в том числе, определения потенциальных суицидентов, на
наш взгляд, несомненна, и отчасти подтверждена данными литературы [1, 5, 11]. Более того, можно предположить, что бурят-монгольский этнос как неотъемлемая часть Pax Mongolica, как и остальные монгольские племена переживший пассионарный подъем, и сохранивший память об этом в письменных и устных эпосах и преданиях «... Когда виноград прилипал к копытам лошадей и колесам телег.», ныне переживает фазу обскурации с соответствующим стереотипом поведения и соответствующими фатальными последствиями.
Таким образом, необходимо дальнейшее изучение этнокультурных доминант поведения различных сибирских этносов, в т.ч. фактора пассионарности применительно к теории и практике суицида, в первую очередь, для оценки риска развития суицида, для возможного решения данной проблемы.
Литература:
1. Галактионов О.К., Шорин В.В. Транскульту-ральная психиатрия. Владивосток.: Время, ЛТД. - 416 с.
2. Говорин Н.В., Сахаров А.В., Ступина О.П. Алкогольный фактор в суицидогенезе в Забайкалья // Забайкальский медицинский вестник. -2007. - Том 1. - С. 12-17.
3. Дмитриева Т.Б., Положий Б.С.Социальные и клинические проблемы суицидологи в системе мер по снижению преждевременной смертности и увеличению продолжительности жизни населения // Вестник РАМН. - 2006. - № 8. - С. 18-22.
4. Дмитриева Т. Б. После ночи всегда наступает день // Медицинский вестник. - 2009. - № 3-4. -С. 4.
5. Доржиева О.Э., Доржиева О.Э., Малишевский С.А., Ушакова Ю.В., Харин А.Г., Цыремпилов С. В. Знание студентов медицинского ВУЗа об этногенезе, теории этногенеза, теории этногенеза Л.Н. Гумилева // Материалы 9-й региональной научной конференции студентов и молодых ученых «Медицина завтрашнего дня». - Чита, 2011. - С. 236-237.
6. Лубсанова С.В., Югов К.Д. Оценка динамики завершенных суицидов в Республике Бурятия за 2005-2007 гг. (по материалам бюро СМЭ РБ) // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2009. - № 2. -С. 196-198.
7. Положий Б. С. Суицидальная ситуация в Сибирском федеральном округе и пути ее улучшения // Материалы научно-практической конферен-
5 1, 2012 Суицидология
ции "Актуальные вопросы суицидологии: проблемы и пути их решения в Республике Бурятия». - Улан-Уде: Пресс, 2010. - С. 8-12.
8. Положий Б.С. Реформирование системы суиц-дологической помощи - необходимое условие совершенствования охраны общественного здоровья // Российский психиатрический журнал. -2011. - № 6. - С. 11-17.
9. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах по субъектам Российской Федерации / Статистический бюллетень федеральной службы государственной статистики «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах» в 2010 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств), Москва, 2011 г.
10. Постановление Правительства Республики Бурятия от 30 сентября 2011 г. №507 «О Программе Республики Бурятия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2011-2012 годы» // Общественно-политическая газета «Бурятия -официальный вестник», от 6 октября 2011 г., № 11 (1095). - С. 9.
11. Семке В.Я., Бохан Н.А., Галактионов О.К. Очерки этнопсихологии и этнопсихотерапии. Томск.: изд-во ТГУ, 1999. - 158 с.
12. Узлов Н.Д., Узлов А.Н. Модель превенции суицида в условиях учебного заведения // Суици-дология. - 2010. - № 1. - С. 75-78.
13. Урбанаева И. С. Философский подход к анализу причин роста суицида в Бурятии: Буддизм и
факторы суицидального риска // Материалы научно-практической конференции "Актуальные вопросы суицидологии: проблемы и пути их решения в Республике Бурятия». - Улан-Уде: Пресс, 2010. - С. 22-28.
14. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции. http://www. gu-mer.info/bibliotek_Buks/Culture/Chern/index.php. - С. 24-39.
15. National Human Development Report, Russian Federation, 2010, Pages 138-139 // гu.wikipedia.org/wiki/ИРЧП_субъектов_Российс кой_Федерации
SUICIDES IN REPUBLIC BURYATIYA; THE IMPACT OF ETHNOCULTURAL FACTORS AND PASSIONARITY ETHNIC GROUPS
S.V. Tsyrempilov
Buryat State University, Ulan-Ude, Russia
In clause data about a high level of suicides in Republic Buryatiya are cited. The factors influencing a level of suicides in Buryatiya are resulted. Necessity of application of the factor «passionarity» proves at definition of risk of a suicide.
Keywords: suicide, buryats, passionarity, the raised
risk
Суицидология № 3, 252