Научная статья на тему 'СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, КАК СЛЕДСВИЕ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, КАК СЛЕДСВИЕ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
455
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
депрессия / суицид / подростки / дети / аффективные расстройства. / depression / suicide / adolescents / children / affective disorders.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колодина Мария Ивановна, Марусева Анастасия Александровна, Эсатова Элина Серверовна, Шурыгина Дарья Александровна, Примышева Елена Николаевна

По данным фонда ООН (ЮНИСЕФ), в России каждый двенадцатый подросток в возрасте 13-17 лет пытается совершить самоубийство. Одной из причин суицидального поведения у несовершеннолетних является депрессивное расстройство. В Республике Крым за 2018 год число детей в возрасте от 0 до 14 лет с психическими расстройствами и расстройствами поведения составило 8.636, а за 2019 год – 9.215 человек. У детей в возрасте от 15 до 17 лет данный показатель составляет за 2018 год 2.071, а за 2019 год – 2.088 человек. По этой причине в статье рассматривается суицидальное поведение, как следствие аффективных расстройств, чаще всего депрессивных, у детей и подростков, проводится определение причин, клинических проявлений и способов предотвращения данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колодина Мария Ивановна, Марусева Анастасия Александровна, Эсатова Элина Серверовна, Шурыгина Дарья Александровна, Примышева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUICIDAL BEHAVIOR AS A CONSEQUENCE OF AFFECTIVE DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

According to the United Nations Foundation (UNICEF), in Russia, one in twelve teenagers aged 13-17 years tries to commit suicide. One of the causes of suicidal damage in minors is depressive disorder. In the Republic of Crimea in 2018, the number of children in the age range from 0 to 14 years with mental and behavioral disorders was 8,636, and in 2019 9,215. In children aged 15 to 17 years, this value is 2,071 in 2018, and 2,088 in 2019, so the article considers suicidal behavior as a consequence of affective disorders, most often depressive, in children and adolescents, determining its causes, clinical manifestations and ways to prevent it.

Текст научной работы на тему «СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, КАК СЛЕДСВИЕ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

<<ш1кшетим~^©и©ма[1>>#здаш©2© а medical sciences

45

2. Slobodchenkov I. Emotional burnout in professional activity, 2018.

3. Thomas test: Behavior in conflict [Electronic resource] // https://hrportal.ru/tool/test-tomasa-povedenie-v-kon..

4. Varaeva N.V. The program for the prevention of emotional burnout of specialists "Work in joy", 2013.

5. Methods for diagnostics of professional "burnout" (K. Maslach, S. Jackson, adapted by N. E. Vodopyanova) [Electronic resource] // https://dippsi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/meto.. -professionalnogo-vygoraniya-kmaslach-s-dzhekson-v-adaptacii-ne-vodopyanovoj

УДК: 616.89 - 008

Колодина Мария Ивановна, Марусева Анастасия Александровна, Эсатова Элина Серверовна, Шурыгина Дарья Александровна Примышева Елена Николаевна, к.м.н., ассистент Медицинская Академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского», кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии

DOI: 10.24412/2520-2480-2020-3587-45-49

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, КАК СЛЕДСВИЕ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Kolodina Maria Ivanovna, Maruseva Anastasia Alexandrovna, Esatova Elina Serverovna, Shurygina Daria Alexandrovna, Primysheva Elena Nikolaevna, Ph.D., assistant Medical Academy by S.I. Georgievsky Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "KFU by V.I. Vernadsky", Department of psychiatry, narcology, psychotherapy with a course of general and medical psychology

SUICIDAL BEHAVIOR AS A CONSEQUENCE OF AFFECTIVE DISORDERS IN CHILDREN AND

ADOLESCENTS

Аннотация.

По данным фонда ООН (ЮНИСЕФ), в России каждый двенадцатый подросток в возрасте 13-17 лет пытается совершить самоубийство. Одной из причин суицидального поведения у несовершеннолетних является депрессивное расстройство. В Республике Крым за 2018 год число детей в возрасте от 0 до 14 лет с психическими расстройствами и расстройствами поведения составило 8.636, а за 2019 год - 9.215 человек. У детей в возрасте от 15 до 17 лет данный показатель составляет за 2018 год 2.071, а за 2019 год - 2.088 человек. По этой причине в статье рассматривается суицидальное поведение, как следствие аффективных расстройств, чаще всего депрессивных, у детей и подростков, проводится определение причин, клинических проявлений и способов предотвращения данного явления.

Abstract.

According to the United Nations Foundation (UNICEF), in Russia, one in twelve teenagers aged 13-17years tries to commit suicide. One of the causes of suicidal damage in minors is depressive disorder. In the Republic of Crimea in 2018, the number of children in the age range from 0 to 14 years with mental and behavioral disorders was 8,636, and in 2019 - 9,215. In children aged 15 to 17years, this value is 2,071 in 2018, and 2,088 in 2019, so the article considers suicidal behavior as a consequence of affective disorders, most often depressive, in children and adolescents, determining its causes, clinical manifestations and ways to prevent it.

Ключевые слова: депрессия, суицид, подростки, дети, аффективные расстройства.

Keywords: depression, suicide, adolescents, children, affective disorders.

Актуальность: Проблема суицида на сегодняшний день является очень актуальной, особенно в Российской Федерации, которая занимает 2-ое место в мире по количеству людей, закончивших жизнь вследствие самоповреждения [1]. Большое количество специалистов занимается вопросами возникновения, предотвращения и профилактики данной проблемы. Несмотря на глобальный объем

работы, проведенной в этой области, каждые 40 секунд один человек лишается жизни в результате совершения самоубийства. За год количество смертей вследствие самоповреждения составило 800 000, из которых 62.000 подростков [2]. Масштабы этой проблемы значительны еще и потому, что число попыток самоубийства существенно больше, чем число завершенных самоубийств. В большинстве случаев, число попыток самоубийства превышает

46

MEDICAL SCIENCES / <<е®УУШШШ=^ШШа[>>#Шда,2®2®

число совершённых самоубийств в 10-20 раз, но в некоторых группах населения - до 40 раз. Во всем мире на втором месте по причинам смерти стоит суицид, в России - на пятом [2, 3]. Все эти ужасающие цифры являются неточными. В реальности они превышают свое значение, так как статистический подсчет основан на явно выраженных случаях. В то же время, смерть вследствие передозировки лекарственными препаратами или падения с высоты, не считается суицидом.

По данным фонда ООН (ЮНИСЕФ), в России каждый двенадцатый подросток в возрасте 13-17 лет пытается совершить попытку самоубийства [4]. Детский суицид практически всегда можно предотвратить. Условием для этого является внимательное отношение к ребенку для своевременного определения тревожных сигналов. Ни один ребенок не примет решения уйти из жизни спонтанно и не воплотит свое намерение в реальность за короткий срок. Подобные мысли будут формироваться в сознании ребенка в течение длительного времени, и за этот период он косвенно привлекает внимание окружающих людей к своему состоянию различными способами, тем самым как бы взывая и прося помощи.

Одной из причин суицидального повреждения у несовершеннолетних является депрессивное расстройство. По современным данным, депрессия в детско-подростковом возрасте часто встречающееся, не всегда распознаваемое тяжелое расстройство, распространенность которого постоянно увеличивается и составляет от 20% до 85% [5].

В результате анализа статистических данных по РФ за период 2005-2016 гг. можно отметить, что количество несовершеннолетних с психическими расстройствами непсихотического уровня уменьшилось [6], но если рассматривать на уровне Республики Крым, то значения обратные. За 2018 год число детей в возрасте от 0 до 14 лет с психическими расстройствами и расстройствами поведения составило 8.636, а за 2019 год-9.215 человек. У детей в возрасте от 15 до 17 лет данные показатели составили за 2018 год 2.071, а за 2019 год - 2.088 человек [7, 8].

Цели и задачи. Изучить актуальность проблемы суицидального поведения у детей и подростков, исследовать причины и выяснить эффективные методы профилактики данной проблемы.

Материалы и методы: включали интернет-обзор открытых источников информации и данных литературы.

Результаты исследования: В результате анализа интернет источников и литературных данных можно отметить важную особенность - это проявление самоповреждающего поведения при родителях или близких родственниках. Данный факт является доказательством того, что для детей и подростков в большей степени характерен псевдосуицид и стремление привлечь внимание к своей личности и своей психологической проблеме.

Можно выделить следующие причины, которые стали «катализатором» данного поведения об-

следуемых. К самой распространенной причине относится дезадаптация в коллективе, конфликты в семье и связь с плохой компанией.

Такой высокий процесс явления дезадаптации может быть следствием отсутствия выработки социальных навыков внутри семьи, так как именно семья является одним из главных институтов социализации, который формирует границы усваиваемых социальных норм. Так, Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис подчеркивают, что семейные представления имеют как свою содержательную специфику, так и различия по степени своей активации, вследствие этого при возникновении проблемы у человека, он «вспоминает» определенный поведенческий паттерн, который заложен в его опыте, и, исходя из него, принимает решение [9].

Есть описание двух типов семей: «с пониженной активацией» и «с развитой активацией» семейных представлений. Родители «с развитой активацией» семейных представлений обладают образом чувств и мыслей ребенка, знанием его действий в определенных ситуациях. Семьи «с пониженной активацией» семейных представлений не могут прогнозировать последствия своих решений, они ориентируются на внешние события или обстоятельства происходящего, а не на чувства и мысли людей, принимающих участие в ситуации. В таких семьях наблюдаются сложности с установлением причинно-следственных связей в проблемной ситуации, вследствие чего у них наблюдается неспособность в нужное время идентифицировать изменения в поведении ребенка, приводя к затруднению своевременного реагирования взрослого в отношении возникшей ситуации. При возникновении первых признаков заболевания это выражается в несвоевременном обращении за медицинской помощью, что в итоге может привести к суициду [9, 10].

Особенности поведения детей и подростков заключаются в выраженном проявлении чувства печали, уныния, раздражительности, вины и стыда. Два последних чувства особенно ярко наблюдались при проявлении деструктивного поведения. Обследуемые были беспокойны, прекращали общение со сверстниками, становились более критичными к своему внешнему виду, сильнее переживали неудачи и конфликты, странно для окружающих описывали свои чувства и эмоции. Наблюдались проблемы с аппетитом и сном, им часто снились кошмары. После лечения каждый из них отрицал мысли о самоубийстве.

При проведении анализа суицидального поведения у детей и подростков, несмотря на большое количество сходных черт с аналогичным поведением у взрослых, можно отметить ряд отличий. Данные особенности связаны со спецификой физиологических и психологических механизмов, которые типичны для растущего организма и формирующейся личности в период социально-психологического становления. Так, например, частые случаи суицидального поведения при аффективных расстройствах в детско-подростковом возрасте связаны с повышенной «психической уязвимостью».

«ш[кшетим~^©и©ма[1>>#здаш©2© / medical sciences

47

Причины, которые вызывают депрессивное реагирование, разнообразны. Они могут быть как индивидуальными, так и проявляться в результате влияния окружающих людей. Серьезные ситуации для детей и подростков, но незначительные для взрослых людей, и склонность к подражанию приводят к суицидальным действиям, носящим импульсивный характер [11, 12].

Суицид условно делится на истинный и псевдосуицид. Истинный суицид - это досконально продуманное, подготовленное и спланированное мероприятием, цель которого - лишение себя жизни без учета мнения окружающих людей. Оно проявляется у 10% несовершеннолетних. Задачей псевдосуицида является привлечение внимания семьи и друзей на личность и ее проблемы, поэтому он совершается в определенное время и в определённом месте, когда, вероятно, он может быть предотвращен. Это характерно для 80% попыток самоубийств [13, 14].

При изучении подростков, которые перенесли эндогенные приступы депрессии субпсихотического уровня, течение которых в большей степени происходит без контроля психиатра, тем самым увеличивая риск суицида, было определено, что около 1/3 обследуемых имели суицидальные тенденции [15]. Данное обследование дало возможность выделить основные формы суицидальных действий, в известной степени связанные с особенностями депрессивного синдрома.

В зависимости от преобладания оттенка депрессивного компонента выявлены определенные типы депрессивных состояний:

• астенический,

• меланхолический,

• тревожный,

• дисфорический,

• апато-динамический.

Суицидальные тенденции отсутствовали только при астеническом типе депрессии.

При адинамических депрессиях, в процессе которых происходит снижение витально-энергетического тонуса на фоне блеклости и невыраженности собственно аффективного синдрома, суицидальные намерения возникали вследствие монотонной депрессии без психогении и с наличием идей собственной неполноценности, рассуждений о стремлении окружающих людей извлечь выгоду в любых ситуациях и об их мелочности. При этом типе депрессии в большинстве случаев не характерны попытки самоубийства, но если все же они были предприняты, то имеют рецидивирующий характер и совершаются без осведомленности окружающих, то есть втайне.

При таких типах депрессивных состояниях, как меланхолический, дисфорический и тревожный, суицидальные действия осуществляются сразу же после объективно незначительной проблемы, которая активирует имеющиеся стертые депрессивные переживания и приводит к их обострению. Суицидальная решимость длится короткое время, что связано с быстрым ослаблением эмоционального напряжения.

Можно отметить большое число научных работ, основанных на определении истинных причин суицидов детей и подростков. Основными из них являются следующие.

В зарубежной литературе распространена «ко-гортная» теория. Ее суть заключается в наличии строгой пропорциональной связи между значениями количества суицидов и количеством подростков этой же возрастной когорты. Когорта представляет собой социальную общность или группу людей, которые переживают одно важное событие в формативные годы, то есть в период социализации в жизни индивидов. При достижении высоких значений возрастной когорты начинается тяжелая «борьба» за образование, работу и т.д. В итоге, при невозможности удовлетворения насущных потребностей из-за высокой конкурентности, у несовершеннолетних наблюдается склонность к деприва-ции и аутодеструктивным действиям [16 - 18].

В отечественной литературе популярной является концепция А.Г. Амбрумовой, согласно которой «суицидальное поведение - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микроконфликта» [19]. К особенностям суицида в молодом возрасте относится неспособность адекватного оценивания конечного результата своего поступка. Дети и подростки хотят увидеть реакцию окружающих на их смерть, они представляют, как окружающие люди будут раскаиваться, что уделяли им недостаточно внимания. Они не понимают точное значение смерти и воспринимают ее, как «второе рождение». Взрослые относятся несерьезно к мотивам, которые вызывают у несовершеннолетних попытки самоубийства, они считают проблемы детей незначительными, что вызывает сложности в распознавании суицидального поведения. Можно проследить связь между отклоняющимся поведением и попытками самоубийства [20].

Ю.В. Попов и А.В. Бруг объясняют попытки самоубийства, как способ быстрого решения проблем, что связано с отсутствием позитивного опыта решения таких проблем, как стресс, который длится в течение длительного времени, а также конфликтные ситуации в семье и в коллективе. Таким образом, попытки суицида - это своеобразный крик о помощи. Повторение такого поведения связано с аффективным реагированием, поэтому при столкновении с трудностями ребенок или подросток будет использовать метод, который был эффективным в прошлом [21].

По некоторым данным, более трети детей и подростков, совершивших самоубийство, имели близких родственников с психическими заболеваниями. Высокий риск возможности закончить жизнь с помощью суицида отмечается у несовершеннолетних с нетрадиционной ориентацией. Они от 2 до 6 раз чаще совершают попытки самоубийства, чем их гетеросексуальные сверстники [21 -23].

П.Б. Зотов отмечает, что суицидальное поведение формируется в течение длительного времени, и для совершения самоубийства нужен «внешний

48

MEDICAL SCIENCES / <<Ш^Ш(МУМ~ЛЩУ®Ма[1>>#3даШ©2©

ключ», представляющий из себя важное событие, которое увеличивает значимость имеющихся переживаний [24].

В.Т. Кондратенко выделил следующие этиологические факторы суицида [25]:

• психотические расстройства (10%),

• невротические состояния (15%),

• тяжелые соматические заболевания (1%),

• сложная семейная ситуация (12%),

• сложная романтическая ситуация (18%),

• проблемы самореализации в референтной группе (15%),

• боязнь ответственности за совершенные действия (7%),

• дидактогении (8%),

• употребление алкоголя и наркотических веществ (5%),

• невыясненные причины (9%).

Для своевременного предотвращения попытки самоубийства необходимо знать о суицидальном поведении для своевременного предотвращения попытки суицида.

К внутренним формам суицидального поведения относятся:

• суицидальные мысли,

• представления,

• переживания,

• суицидальные тенденции, подразделяющиеся на замыслы и намерения.

Данное разделение отображает шкалу глубины этих форм или готовности к переходу во внешние формы суицидального поведения, которая состоит из 3 ступеней.

Перед ними выделяются антивитальные переживания, к которым относятся рассуждения об отсутствии смысла жизни и способа разрешения имеющейся сложной ситуации.

Первая ступень состоит из суицидальных мыслей, которые направлены на фантазирование собственной смерти.

Вторая ступень включает суицидальные замыслы, представляющие активную форму суици-дальности, осуществляется планирование способа самоубийства, места и времени.

В состав третьей ступени входят суицидальные намерения, состоящие из замысла решения и волевого компонента.

Существует переходный период, называющийся предсуицидальным, который обозначает время от появления суицидальных мыслей до осуществления их попыток. Он делится в зависимости от длительности на острый и хронический предсуи-цид, так же есть разделение на два типа:

• аффективно-напряженный, для которого характерна активная позиция личности, наблюдается концентрация внимания на имеющиеся эмоциональные переживания. Предсуицидальный период сильно выражен и имеет острый характер.

• аффективно-редуцированный, проявляющийся пассивной позицией личности. Предсуицидальный период длительный и в поведении практически не проявляется.

Внешние формы суицидального поведения состоят из суицидальных попыток и завершенных суицидов [26, 27].

Заключение: Характерным проявлением аффективных расстройств является депрессия, которая в итоге может привести к суицидальным попыткам. Для предотвращения данного исхода необходимо быть внимательным к детям и подросткам для выявления изменений в их поведении и своевременного обращения к специалисту. При наличии конфликтных ситуаций в семье нужно показывать пример их правильного разрешения для формирования правильного алгоритма поведения при ссорах. При этом нельзя обесценивать проблемы, которые волнуют детей и подростков. Нужно разбирать тяжелые для несовершеннолетних ситуации, выслушивать их мысли. Нельзя высмеивать ситуации, в которых ребенок или подросток проявил физическую или моральную слабость, необходимо оказать поддержку и предложить решение возникшей проблемы, что поможет сблизиться с ребенком и вселит в него уверенность, в том, что в любой ситуации он может положиться на своих родных. Также необходимо обсудить с несовершеннолетним работу экстренной психологической помощи и дать соответствующие номера телефонов, для использования в ситуациях, когда ему будет легче поделиться возникшими трудностями с незнакомым человеком.

Используемая литература:

1. World Health Organization. (2014). preventing suicide: A global imperative. World Health Organization.

2. World health statistics 2019: monitoring health for the SDGs, sustainable development goals. Geneva: World Health Organization; 2019.

3. World Health Statistics (World Health Organization) (Дата обращения:24.11.2020г)

4. Смертность российских подростков от самоубийств // Доклад, выполнен в ФБГУ «Центральный научно-исследовательский Институт организации и информатизации здравоохранения» по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации. - М., 2011. - 132 с.

5. Забозлаева И. В., Малинина Е. В., Колмогорова В. В. Депрессии у детей и подростков: диагностика, клиника, терапия: учебное пособие. - Челябинск: Пирс, 2015. - 96 с.

6. Здравоохранение в России. 2019: Стат.сб./Росстат. - М., 2019. - 170 с.

7. Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2019 году. Статистические материалы. Часть VI // Сборник подготовлен специалистами Департамента мониторинга, анализа, и стратегического развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации (директор Котова Е.Г., к.м.н.) и специалистами ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации (директор Стародубов В.И., академик РАН, д.м.н., профессор) - М.,2020.

<<ш1шетУМ~^©Угма[к>>#здаш©2© а medical sciences

49

8. Общая заболеваемость детского населения России (15-17 лет) в 2019 году. Статистические материалы. Часть VI // Сборник подготовлен специалистами Департамента мониторинга, анализа, и стратегического развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации (директор Котова Е.Г., к.м.н.) и специалистами ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации (директор Стародубов В.И., академик РАН, д.м.н., профессор) - М.,2020.

9. Эйдемиллер Э. Г. , Юстискис В. В. Психология и психотерапия семьи.СПб. : Питер, 1999. 394 с

10. Разварина Ирина Николаевна, Кондакова Наталья Александровна Семья как социальный институт развития личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте // Проблемы развития территории. 2014. №6 (74). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/semya-kak-sotsialnyy-institut-razvitiya-lichnosti-rebenka-v-podrostkovom-i-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 24.11.2020).

11. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2011. № 4. С. 4-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра. М. : Практическая медицина, 2011.

13. Лукашук А.В., Филиппова М.Д., Сомкина О.Ю. Характеристика детских и подростковых суицидов // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/harakteristika-detskih-i-podrostkovyh-suitsidov (дата обращения: 24.11.2020).

14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977.

15. Данилова Л.Ю. Суицидальное поведение при эндогенных депрессиях подросткового возраста. Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: Тезисы доклада 3-го Съезда невропатологов и психиатров. Таллин, 1989; 2: 58-60.

16. Easterlin RA. Birth and fortune. NY: Basic Books 1980.

17. Holinger PC, Offer D. Prediction of adolescent suicide: a population model. Am J Psychiat 1982; 52 (3): 302-7.

18. Науэн Милана Сергеевна Метод когорт-ного анализа в социологии // ЖССА. 2006. №3. URL : https ://cyberleninka.ru/article/n/metod-

kogortnogo-analiza-v-sotsiologii (дата обращения: 22.11.2020).

19. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности. Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978; с. 6-28.

20. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. М., 1978.

21. Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддиктивноесуици-дальное поведение подростков// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева.2005. № 1. С. 24-26.

22. Меринов А.В. Суицидологические характеристики молодых людей, воспитанных в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью //Суицидология. 2012. № 4. С. 22-28.

23. Меринов А.В. Особенности детей, выросших в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью [Электронный ресурс] / А.В. Меринов, А.В. Лукашук // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 4 (7). Режим доступа: http://humjour-nal.rzgmu.ru/art&id=109 (дата обращения: 24.11.2020).

24. Зотов П.Б. Суицидальное поведение: роль «Внешнего ключа», как элемента суицидальной динамики и объекта психотерапии // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suitsidalnoe-povedenie-rol-vneshnego-klyucha-kak-elementa-suitsidalnoy-dinamiki-i-obekta-psihoterapii (дата обращения: 24.11.2020).

25. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 2005. С. 7783

26. Эрдынеева, Клавдия Гамбожаповна. Суицидальное поведение: сущность, факторы и причины (кросскультурный анализ) [Текст] : учебное пособие / К. Г. Эрдынеева, В. П. Филиппова. -Москва : Акад. естествознания, 2011. - 147 с.

27. Каршибаева, Г. А. Факторы суицидального поведения, влияющие на формирование подросткового поведения / Г. А. Каршибаева, В. М. Маджи-дова, О. Э. Эшмуратов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/ar-chive/235/54457/ (дата обращения: 24.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.