СУИЦИД В УГОЛОВНОМ ЗАКОНЕ
Дроздова Е.А. Аксенова А.В.
8.17. СУИЦИД В УГОЛОВНОМ ЗАКОНЕ И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
Дроздова Елена Анатольевна, канд. юрид. наук. Должность: Научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-3. E-mail: [email protected]
Аксенова Анна Владимировна. Должность: Научный сотрудник. Место работы: Научно-исследовательский институт ФСИН России. Подразделение: НИЦ-3. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы суицида в Российской Федерации. Иллюстрируются нормы уголовного законодательства, предусматривающие ответственность доведение до самоубийства и отражаются проблемы конструкции существующих норм. Затрагиваются и анализируются нововведение в Уголовном кодексе Российской Федерации предусматривающие уголовную ответственность за доведения до суицида. Предлагаются пути решения.
Ключевые слова: суицид, самоубийство, уголовная ответственность.
SUICIDE IN THE CRIMINAL LAW AND ITS SOCIAL CONDITIONALITY Drozdova Elena Anatolievna, PhD at law. Position: Researcher. Place of employment: research Institute of FPS Russia. Department: SIC-3. E-mail: [email protected] Aksenova Anna Vladimirovna. Position: Scientific Researcher. Place of employment: Research Institute of FPS Russia. Department: SRC-3. E-mail: [email protected]
Annotation: In article suicide questions in the Russian Federation are considered. The standards of the criminal legislation providing responsibility bringing to suicide are illustrated and problems of a design of the existing norms are reflected. Are mentioned and analyzed an innovation in the Criminal Code of the Russian Federation providing criminal liability for bringing to a suicide. Solutions are offered.
Keywords: suicide, suicide, criminal responsibility.
Вопросы, связанные с обеспечением личной безопасности несовершеннолетних в нашей стране, остаются весьма актуальными, поскольку широкое распространение сети Интернет дает возможность совершать преступления дистанционно.
Особо остро стоит вопрос об увеличении количества суицидов среди несовершеннолетних, которые совершаются не без помощи посторонних лиц, в том числе посредством Интернет ресурсов.
Так, по официальным данным Всемирной организации здравоохранения Россия находится на третьем месте по количеству зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидов среди молодежи (14-24 года) [1].
Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании. Мощным фактором, влияющим на под-
ростка, является система его социальных связей, прежде всего семья [1].
Анализируя эту информацию складывается ситуация при которой, решение существующей проблемы возможно только кардинальным способом.
Механизмы воздействия при этом должны и могут быть различными, наиболее радикальными средствами защиты жизни и здоровья человека, в том числе и несовершеннолетних, выступает применение Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК). В настоящее время существует огромное количество статей в УК направленные на уголовно-правовую охрану жизни и здоровья человека.
Вместе с тем не так давно законодатель ввел новые статьи в УК направленные на усиление уголовной ответственности связанные с суицидом, чем привел в недоумение соотношением санкций и несовершенством норм. Полагаем, что данная мера не будет способствовать снижению суицидов среди несовершеннолетних, напротив может привести к куда более худшим последствиям, но об этом чуть позже, поскольку хочется более подробно остановиться на нововведениях и дополнениях в УК, а именно статьях 110, 110.1, 110.2 УК. Стоит также оговориться, что суицид и самоубийство в этой статье мы рассматриваем как аналогичные понятия по смыслу и значению.
Ранее статья 110 УК имела одну часть, диспозицией которой предполагалось осуществление общественно-опасных деяний направленных на доведения до самоубийства различными способами как физическими, так и моральными, санкция предусматривала максимум пять лет лишения свободы.
Безусловно, статья не была совершенная, поскольку при применении данной нормы необходимо установить умысел на совершения указанного преступления, что в практической деятельности является наиболее сложной задачей. В науке уголовного права по поводу умысла в ст. 110 УК ведутся бурные дебаты и по сей день.
Так, одни авторы утверждают, что это преступление может быть совершено с косвенным умыслом, когда субъект преступления осознавал свои действия или бездействия, предвидел вероятность наступления общественно опасных последствий, не желал, но осознано допускал эти последствия или относился к ним безразлично.
Н.И. Загородников писал, что «если у лица имеется умысел на доведение до самоубийства, то совершенное им надлежит рассматривать как убийство особым способом» [2]. Схожей точки зрения придерживался С.В. Бородин, по его мнению «виновный определяет цель довести потерпевшего до суицида и подготавливает такие условия, при которых потерпевший совершает суицид [3]. В таком случае деяние необходимо квалифицировать как убийство совершенное особым способом. Обстоятельство, при котором лишение жизни реализуется руками самого потерпевшего, а не виновным, для оценки содеянного не имеет значения, поскольку в доктрине уголовного права известно о таком понятии как «посредственное виновничество».
Р.З. Авакян опровергал утверждение тех ученых, которые считали, что в случае прямого умысла на доведение до суицида деяние квалифицируется как убийство. Так, как при доведении до суицида, в отличие от убийства, виновный не совершает деяний, которые приведут к гибели потерпевшего. Потерпевший сам принимает решение распрощаться с жизнью и лично
3'2018
Пробелы в российском законодательстве
приводит этот замысел в исполнение, руководствуясь своим сознанием и волей [4]. Эти объяснения выглядят вполне убедительными.
Высказывалась и точка зрения, согласно которой доведение до суицида возможно с любой формой вины [5]. Сторонники в подтверждение своих взглядов приводят правило, закрепленное в ч. 2 ст. 24 УК.
Существует еще множество позиций, которые, так или иначе, отстаивают свою точку зрения.
Безусловно, подобные споры не разрешали существующей проблемы, а тем временем если обратиться к официальной статистике, то мы увидим, что количество осужденных по ст. 110 УК РФ неизменно падает.
Так, в 2010 г. - 19, 2011 - 18, 2012 - 17, 2013 - 15, 2014 - 8, 2015 - 15, 2016 - 10 [6].
Это еще раз свидетельствует о сложной юридической конструкции и наличие проблем в практике применения.
В этой связи возникает закономерный вопрос, для чего законодатель внес изменения в УК и дополнил его аналогичными статьями 110.1 и 110.2 УК.
Статья 110.1 УК звучит, как «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», при отсутствии признаков доведения до самоубийства. Статья 110.2 УК носит название «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства»
Обращаясь к Общей части УК, мы наглядно можем проиллюстрировать положения ст. 30 УК, в которых речь идет о приготовлении и покушении на преступление. Нормой указанной статьи предусмотрено, что относится к приготовлению и покушению на преступление. Данная норма фактически отражает положение статьи 110.2 УК в расширенном ее толковании (часть 1 и 3 ст. 30 УК).
Возникает справедливый вопрос, нельзя ли было эти усилия направить на совершенствования статьи 110 УК РФ, а не писать новые статьи, фактически отражающие институт Общей части УК под «лозунгом» борьбы с суицидами среди несовершеннолетних.
Вместе с тем существует еще одна проблема наличия этих статей. В несогласованности санкций. За простое убийство максимальное наказание равно максимальному наказанию по ст. 110, 110.1,110.2 УК.
При этом максимальное наказание по ст. 110 УК, то есть доведения до самоубийства в отношении несовершеннолетнего или в отношении двух и более лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в отношении женщин в состоянии беременности, может быть назначено до 15 лет лишение свободы и такое же наказание может быть назначено по ст. 110.1 УК, склонение к совершению самоубийства и повлекшие самоубийство двух и более лиц в отношении несовершеннолетнего или в отношении двух и более лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в отношении женщин в состоянии беременности.
То есть, в равных условиях за склонение к самоубийству наказание будет равное, также как и при доведении до самоубийства и за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, сопряженное с публичными выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или сети Интернет.
Вопрос на который не найти ответ. Простое высказывание в адрес лица в порыве гнева «Да, бросься под поезд» или «Да, застрелись» может привести к привлечению к уголовной ответственности за склонение к совершению самоубийства по ст. 110.1 УК, в случае если лицо в порыве эмоций лишит себя жизни.
Между тем, возвращаясь к теме суицида среди несовершеннолетних, необходимо отметить, что существует огромное количество нормативных правовых актов направленных на профилактику доведения до самоубийства среди несовершеннолетних.
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3.
Полагаем, что в целях профилактики суицидов необходимо обратиться не только к усилению уголовного законодательства, но и к мерам связанным с расширением кругозора несовершеннолетних, обучением безопасного поведения в сети Интернет увеличением бесплатных кружков по всей территории Российской Федерации, предоставлением бесплатных анонимных консультаций психологов-специалистов, по проблемным вопросам складывающихся в семье, предоставление рабочих мест подросткам, проведения обширной агитации по наличию различных образовательных направлений и программ для несовершеннолетних.
Список литературы:
1. Ефимова О.И., Кретова Н.О. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних как социально-педагогическая технология // Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции. / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, Е.Г. Артамонова. М.: АНО «ЦНПРО», 2013.-С. 40-51. URL: http: // cipv.ru / images /all 1 / pdf_2012/ Sbornik_materialov . pdf (дата обращение: 03.04.2018 ).
2. Загородников, Н.И. Преступления против жизни по советскому уголовному праву / Н.И. Загородников. -М.: Госюриздат, 1961. - С. 233.
3. Бородин С.В. Преступления против жизни / СПб.: Издательство Юридический центр Пресс, 2003. - 467 с.
4. Авакян, Р.З. Доведение до самоубийства как уголовно наказуемое деяние / Р.З. Авакян. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1971. - С. 71-76.
5. Уколова, Ю.А. Форма вины при доведении до самоубийства / Ю.А. Уколова // Российский следователь. - 2007. - № 12. - С. 19-20.
6. Данные судебной статистики http://www.cdep.ru/index. php?id=79 (дата обращение: 03.04.2018).
7. Джантуханов В.З. Джантуханова М. В. К вопросу о проблемах уголовно-правого регулирования преступлений, связанных с самоубийством // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 5. - С. 115117.
8. Байрамкулов А. М. Ковлагина Д. А. О некоторых проблемах определения общественной опасности преступления, предусмотренного ст. 1101 УК РФ // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 6. - С. 19-23.
СУИЦИД В УГОЛОВНОМ ЗАКОНЕ
Дроздова Е.А. Аксенова А.В.
Рецензия
на статью «Суицид в уголовном законе и его социальная обусловленность» Е.А. Дроздовой, кандидата юридический наук, научного сотрудника НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России и А.В. Аксеновой научного сотрудника НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России
Суицид в Российской Федерации является важной социальной проблемой национального масштаба.
Вместе с тем, если Законодательного определения данного термина не существует. При этом под доведением до самоубийства, что часто приравнивают к суициду необходимо понимать преступное поведение субъекта, направленное на лишение жизни другого лица, за которое наступает ответственность в рамках уголовного закона.
До июня 2017 года статья о доведении до самоубийства имела в своем содержании лишь один основной состав ст. 110 Уголовного кодекса российской Федерации (далее - УК). Федеральным законом № 120 от 07.06.2017 г. указанная норма права была дополнена частью 2, то есть квалифицирующими признаками. Это означает, что законодатель ужесточил наказание за доведение до суицида.
Также этим же законом законодатель ввел еще две статьи связанные с суицидом ст. 110.1 и 110.2 УК. Все это говорит о значимости и актуальности темы статьи предоставленной на рецензирование авторами.
Авторы статьи рассматривают вопросы суицида не только в рамках УК, но и в разрезе социальной проблемы.
Статья «Суицид в уголовном законе и его социальная обусловленность» написана грамотно, изложена доступным для восприятия стилем, выдержана структурно.
Оригинальность текста, по результатам проверки в системе «Антиплагиат» составляет 82,05 %.
Вывод: статья Е.А. Дроздовой и А.В. Аксеновой может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.
Ведущий научный сотрудник центра изучения проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России, доктор экономических наук, профессор М.Н. Козин
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 82,05%