УДК 316.624-053.6 ББК 60.524.258 Ч-12
В.С. Чагин,
аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79184448820, e-mail: [email protected]
Ф.К. Тугуз,
доктор философских наук, доцент, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79286685578, e-mail: [email protected]
СУИЦИД КАК ОСОБАЯ ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
(Рецензирована)
Аннотация. Представленная статья посвящена исследованию основных социокультурных причин суицидального поведения в молодежной среде. Автором предпринята попытка проанализировать основные факторы суицидального поведения как наиболее опасной формы девиации, используя существующие теоретические подходы социологической науки.
В статье отмечается, что в качестве одного из основных факторов развития различных форм девиантного поведения в молодежной среде выступает специфика формирования личности индивида в подростковый период. По мнению автора, для подросткового возраста характерна трансформация психического состояния личности и разрушение сформировавшихся взаимоотношений с индивидами, изменение условий жизнедеятельности. Возрастные переживания имеют крайние проявления и являются провоцирующим фактором к агрессии.
Используя различные методологические подходы к исследуемой проблеме, автор определил основные детерминанты, обуславливающие суицидальные проявления в молодежной среде, распределив их по следующим сферам социального устройства: семейная сфера, гендерные коммуникации и их специфика, определяющаяся вызванными возрастными и половыми особенностями, уровнем кон-фликтогенности в социальных группах, субкультурное многообразие социальной среды, нарастающее влияние масс-медийных и иных интернет-сообществ.
В статье также отмечается, что сам по себе ни один из названных факторов не способен самостоятельно провоцировать суицидальное поведение. Автор считает, что к данным девиациям может привести лишь определенная совокупность причин влияния. Он также делает вывод о том, что все обозначенные факторы, провоцирующие суицидальные наклонности молодого поколения, обладают определенными характерными особенностями, присущими данному феномену.
Исходя из вышеизложенного, автор делает вывод о том, что феномен молодежного суицида непосредственно обусловлен специфическими признаками общества, в том числе социокультурными. Он подчеркивает, что суицидальное поведение необходимо анализировать как многообразный феномен, зависимый от характера социальных взаимосвязей. Анализируя проблематику суицидального поведения молодежи, также необходимо учитывать характеристику данного социального слоя. В то же время исследование данного феномена неосуществимо без учета особенностей современной социокультурной среды.
Ключевые слова: девиантное поведение, дезадаптация, молодежь, суицид, суицидальные наклонности, социализация, социальная группа, социокультурные условия.
V.S. Chagin,
Post-graduate student of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe
State University, Maikop,ph..: +79184448820, e-mail: [email protected]
F. K. Tuguz,
Doctor of Philosophy, Associate Professor, Vice-Rector of Educational Work and
Social Affairs, Adyghe State University, Maykop, tel.: +79286685578, e-mail:
SUICIDE AS A SPECIAL FORM OF DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE: THEORETICAL ASPECT
Abstract. The presented article is devoted to the study of the main sociocultural causes of suicidal behavior among young people. The author attempts to analyze the main factors of suicidal behavior as the most dangerous form of deviation, using existing theoretical approaches of sociological science.
The article shows that one of the main factors for the development of various forms of deviant behavior among young people is the specificity of the formation of the personality of the individual during the adolescent period. According to the author, adolescent age is characterized by the transformation of the mental state of the person and the destruction of the formed relations with individuals, as well as the change of living conditions. Age experiences have extreme manifestations and are a provoking factor to aggression.
The author uses integrative and interdisciplinary approaches to identify the main social and sociocultural causes of youth suicide, such as: family contradictions, conflicts with members of the opposite sex caused by age and sex factors of influence, interpersonal conflicts in the collective, influence of the sociocultural environment (subcultural diversity, influence of network communities, etc.).
However, the author notes that none of the reasons listed can be sufficient to commit suicide without interacting with other factors. He also concludes that all identified youth suicide phenomena have certain characteristics covering different aspects of the phenomenon. In all reasons, the author sees the influence of social and sociocultural factors as a condition that provokes suicide.
Based on the aforesaid, the author concludes that the phenomenon of suicidal behavior among young people has a direct relationship with the structure of society, its specific characteristics, including sociocultural ones. He stresses that suicidal manifestations should be examined as a complex phenomenon arising from the appropriate nature of social relations. In the process of research of youth suicide, the specifics of this social group should also be taken into account. At the same time, the study of the present phenomenon among young people is not feasible without taking into account contemporary sociocultural conditions.
Keywords: deviant behavior, disadaptation, youth, suicide, suicidal tendencies, socialization, social group, sociocultural conditions.
Проблема отклоняющегося поведения в среде молодежи и подростков продолжает оставаться актуальной и значимой для современного российского общества. Подтверждением этому может служить очевидная активизация научных исследований, посвященных анализу специфики, типоло-гизации и систематизации основных форм девиантного поведения
представителей данной демографической группы.
В то же время, в контексте проблем развития гражданского общества, многими учеными отмечается и устойчивая динамика развития асоциальных проявлений в подростковой среде. Так, Е.В. Змановская в одном из своих исследований пишет: «Современному молодому поколению присущи разнообразные
проявления социально нежелательного поведения - агрессия, вредные привычки, противозаконные действия и т.д., которые способны привести индивида к крайней степени девиации, в частности суициду. Де-виантное поведение понимается как устойчивое поведение личности, которое отклоняется от важных социальных норм и причиняет ущерб обществу или самой личности, а также сопровождается ее социальной дезадаптацией» [1].
Согласно многочисленным исследованиям по настоящей проблематике, поведение с признаками отклонений можно подразделить на следующие несколько подвидов:
- антисоциальное - это делинк-вентное поведение, проявляющееся в правонарушениях;
- асоциальное - это аморальное поведение, проявляющееся в сексуальных девиациях, агрессии, вовлеченности в азартные игры и т.д.;
- аутодеструктивное - это саморазрушительное поведение, характеризующееся отклонениями от психологической нормы и проявляющееся в зависимостях, фанатизме и суицидальном поведении.
В данном аспекте особое внимание уделяется проблематике суицидального поведения как особого вида девиации. А.Г. Абрамова в одной из своих работ отмечает: «Суицидальное поведение является следствием социальной дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и представляет собой один из видов общеповеденческих реакций индивида в экстремальных ситуациях» [2].
Теоретическое осмысление проблемы суицидального поведения позволяет утверждать, что большинству исследований присущ междисциплинарный характер. Основы теоретического анализа суицидального поведения в среде молодежи как вида девиации заложены такими учеными, как С.П. Иваненков, И.М. Ильинский, Ю.А. Клейберг, А.И. Ковалева, И.Ю. Кузнецова,
Е.Н. Куриленко, И.В. Леонова, А.Г. Сапрунов, C.JI Сибиряков, А.Н. Тесленко, В.А. Шапинский и др.
Особое место в общем объеме теоретических исследований суицида, занимает подход, обосновывающий данный феномен как особую форму девиантного поведения. Так, один из исследователей данной проблематики С.Г. Смидович отмечает: «Суицид является «крайней формой социальной патологии» и одной из форм девиантного поведения. Он определяется как осознанное преднамеренное действие, направленное на добровольное лишение себя жизни» [3].
Вместе с тем, по признанию ряда ученых (Я.И. Гилинский, Г.А. Румянцева), суицид является «продуктом состояния общества», уровень и динамика самоубийств служат одним из важнейших индикаторов социокультурной, экономической, политической ситуации и ее изменений, показателем жизнедеятельности общества, его благополучия [4].
Исследуя вопрос об особенностях данной формы девиантного поведения молодежи, следует отметить, что в качестве основного фактора ее развития выступает специфика формирования личности индивида в подростковый период. Общеизвестно, что существуют следующие характерные признаки данной возрастной группы:
- чувство зрелости;
- формирование абстрактного мышления;
- способность к сопереживанию;
- формирование самооценки.
Вместе с тем для подросткового
возраста характерна трансформация психического состояния личности и разрушение сформировавшихся взаимоотношений с индивидами, изменение условий жизнедеятельности. Возрастные переживания имеют крайние проявления и являются провоцирующим фактором к агрессии [5].
Следовательно, именно возрастные особенности являются главным
образующим элементом суицидальных проявлений как вида девиации. В связи с этим в девиантологии выделяются следующие концепции формирования суицидальных наклонностей индивидов:
- социологическая (социальные условия влияют на суицидальное поведение);
- психопатологическая (острые и хронические психические расстройства влияют на суицидальное поведение);
- социально-психологическая (социальные, психологические и индивидуальные факторы личности влияют на суицидальное поведение).
Следует отметить, что «поведение» в социологии трактуется как совокупность поступков индивида, его действий в обществе. В свою очередь, суицидальное поведение личности опосредовано спецификой взаимодействия с обществом и системой характеристик личности субъекта [6].
Данные характеристики обозначены в классификации суицидального поведения, используемой зарубежными и отечественными исследователями данной проблематики:
- демонстративное поведение -индивид обращает на себя внимание, демонстрируя неспособность справиться со своими проблемами. Попытки суицида в данном случае реализуются не для того, чтобы лишить себя жизни, а для того, чтобы заставить людей акцентироваться на проблемах суицидента;
- аффективное поведение - человек совершает суицидальный поступок под воздействием сильных негативных эмоций, поддавшись которым индивид не в состоянии действовать обдуманно, вследствие чего совершает суицидальную попытку;
- истинно суицидальное поведение - личность с таким видом поведения сознательно готовится к совершению суицида, имея продуманный план действий [7].
Проблема отклоняющегося поведения, в том числе суицидальных
проявлений, в свое время исследовалась представителями классической социологии (Э. Дюркгейм, Р. Мер-тон, Т. Парсонс). Э. Дюркгейм в своей работе, посвященной настоящей проблеме, которую он назвал «Самоубийство», пишет: «Социокультурные причины, оказывающие влияние на формирование суицидальных наклонностей, взаимосвязаны непосредственно с социальным окружением, с социальными процессами и явлениями, окружающими самоубийцу» [8].
В современном обществе социальной средой молодых индивидов являются их родственники, одноклассники, товарищи, которые также находятся в зависимости от социальных процессов и явлений. Подростки в большей степени подвергаются разнообразным рискам, поскольку принадлежат, как правило, к различным субкультурным течениям.
Интегративный и междисциплинарный подходы к изучаемой проблеме позволили определить основные социальные и социокультурные причины подросткового суицида:
- семейные противоречия;
- конфликты с представителями противоположного пола, вызванные возрастными и половыми факторами влияния;
- межличностные конфликты в коллективе;
- влияние социокультурной среды (субкультурное многообразие, влияние сетевых сообществ и т.д.).
Стоит отметить, что ни одна из перечисленных причин не может являться достаточной для совершения суицида без взаимодействия с другими факторами. Таким образом, все обозначенные явления молодежных суицидов обладают определенными характеристиками, охватывающими разные аспекты данного феномена. Во всех причинах можно наблюдать влияние социальных и социокультурных факторов - как условие, провоцирующее совершение суицида.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что феномен суицидального поведения имеет непосредственную взаимосвязь со структурой общества, его специфическими признаками, в том числе социокультурными. Необходимо подчеркнуть, что суицидальные проявления следует рассматривать как сложный феномен, обусловленный соответствующим характером социальных отношений. В процессе исследования молодежного суицида следует учитывать специфику данной социальной группы. Изучение данного феномена в молодежной среде неосуществимо без учета современных социокультурных условий.
Существующая современная социальная система обуславливает необходимость комплексного анализа в сфере девиантного поведения молодежи. Особенно недостаточно практических исследований в сфере молодежной суицидологии. Для разработки эффективных мер превенции необходимы не только усилия со стороны государственных и общественных институтов, но и верное осознание исследуемой проблематики, выработка соответствующих механизмов по защите и социальной поддержке молодежи, призванных оптимизировать негативные социальные процессы, происходящие в современной молодежной среде.
Примечания:
1. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. Москва: Академия, 2014.
2. Абрамова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. Москва, 1978.
3. Смидович С.Г. Самоубийства в зеркале статистики // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 74.
4. Гилинский Я.И., Румянцева Г.А. Основные тенденции динамики самоубийств в России. URL: http://www.narcom.ru/ideas/socio/28.html (дата обращения: 29.07.2019).
5. Возрастная психология: учеб. для бакалавров. Москва: Юрайт, 2013.
6. Моховиков А.Н. Суицидология. Прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. Москва, 2011.
7. Эрдынеева К.Г., Филиппова В.П. Суицидальное поведение: сущность, факторы и причины. Москва: Академия Естествознания, 2010.
8. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Москва, 1994.
References:
1. Zmanovskaya E.V. Deviantology: Psychology of deviant behavior: a manual for students of higher educational institutions. 2nd ed., rev. M.: Academia, 2014.
2. Abramova A.G. Individual psychological aspects of suicidal behavior // Actual problems of suicidology. M., 1978.
3. Smidovich S.G. Suicides in the mirror of statistics // Sociological studies. 1999. No. 4. P. 74.
4. Gilinsky Ya.I., Rumyantseva G.A. The main trends in the dynamics of suicides in Russia. [Electronic resource]. Access mode: http://www.narcom.ru/ideas/socio/28. html (access date: 29.07.2019).
5. Age Psychology: a textbook for Bachelors / L.F. Obukhova. M.: Urait Publishing house, 2013.
6. Mokhovikov A.N. Suicidology. The past and the present: The problem of suicide in the works of philosophers, sociologists, psychotherapists and in literary texts. M., 2011.
7. Erdyneeva K.G., Filippova V.P. Suicidal behavior: nature factors and causes. M.: Academy of Natural Sciences, 2010.
8. Durkheim E. Suicide: a study in Sociology. M., 1994.