Научная статья на тему 'Суицид как объект социологического исследования'

Суицид как объект социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1672
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / SUICIDE / DESTRUCTIVE PROCESSES / DESTRUCTIVE FORMS OF OUTLOOK / SOCIAL INSTITUTES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кононенко Наталья Сергеевна

В статье рассматривается социальная составляющая суицида, обосновывается необходимость комплексного социологического исследования проблемы суицида. Исследуется вопрос о взаимосвязи между состоянием основных структурных компонентов общественной организации и динамикой возникновения случаев суицида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suicide as object of sociological research

The social component of the phenomenon of suicide is considered, need of complex sociological research of a problem of a suicide locates. The formulation of the question about interrelation between a condition of the main structural components of public organization and dynamics of emergence of cases of a suicide is made.

Текст научной работы на тему «Суицид как объект социологического исследования»

Кононенко Наталья Сергеевна

адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Суицид как объект социологического исследования

В статье рассматривается социальная составляющая суицида, обосновывается необходимость комплексного социологического исследования проблемы суицида. Исследуется вопрос о взаимосвязи между состоянием основных структурных компонентов общественной организации и динамикой возникновения случаев суицида.

Ключевые слова: суицид, деструктивные процессы, деструктивные формы мировоззрения, социальные институты.

N.S. Kononenko, Adjunct of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Suicide as object of sociological research

The social component of the phenomenon of suicide is considered, need of complex sociological research of a problem of a suicide locates. The formulation of the question about interrelation between a condition of the main structural components of public organization and dynamics of emergence of cases of a suicide is made.

Key words: suicide, destructive processes, destructive forms of outlook, social institutes.

Развитие общества представляет собой сложную совокупность конструктивных и разрушительных процессов. Отражение одной лишь его идеальной структуры, равно как и описание исключительно сферы социальной деструктивности, представляет собой несомненную теоретическую абстракцию, на уровне которой невозможно адекватное отражение складывающейся ситуации. На деле основной интерес представляет сложный момент пересечения конструктивных и деструктивных тенденций, на уровне которого происходит установление социального баланса либо его смещение в какую-либо из сторон. Постановка актуальной социальной проблемы требует не только определения основных принципов развертывания деструктивных процессов, но также и основных защитных функций социальной системы с последующим отражением актуальной ситуации. Такой подход значительно усложняет исследование отдельных явлений, однако способствует построению целостной системы знания, а также делает возможным выход на уровень практического применения знания.

Именно такого комплексного исследования заслуживает проблема суицида. Ее актуальность определяется двумя серьезными основаниями: безусловно деструктивным характером явления, а также высоким уровнем динамики его развития. Это свидетельствует о следующих важных моментах: во-первых, проблема суицида еще не нашла конструктивно-

го разрешения на уровне социального знания; во-вторых, в условиях современного общества происходит интенсификация условий возникновения фактов суицидального действия. Уже эта постановка вопроса свидетельствует о том, что необходимо как целостное определение сущности явления, так и отражение ряда сопутствующих факторов, оказывающих непосредственное влияние на динамику его развития. В связи с этим актуализируется вопрос о выборе адекватного теоретико-методологического основания исследования.

Одной из особенностей научного познания является стремление к определению исследуемого предмета, понятийного аппарата, теоретических предпосылок исследования и основных методологических установок. Определение того, в рамках какой дисциплины может быть реализовано наиболее полное конкретное исследование познаваемого объекта, представляет собой одну из первостепенных задач исследователя. Именно по этой причине постановка вопроса о природе изучаемого явления одновременно является постановкой вопроса о его дисциплинарной принадлежности [1]. Сложность заключается в том, что различные явления обладают высокой степенью взаимосвязи, при этом на один и тот же объект может одновременно оказываться воздействие совершенно различных по своей природе сил [2]. Поэтому в настоящее время все большую роль приобретают междисциплинарные исследования, для которых первостепенную роль

274

играет не дисциплинарная определенность теоретико-методологических оснований изучения поставленной проблемы, но ее общая специфика и установка на отражение изучаемого предмета во всей полноте его проявлений, с учетом совокупности факторов, определяющих его состояние. Следует, однако, отметить, что вопрос о природе исследуемого явления не утрачивает свою актуальность: он предстает в новой форме. Речь идет о приоритетности конкретной сферы, ее определяющем значении.

Сложность и многообразие предметов познания, а также наличие сложившегося ряда методологических установок приводит к тому, что в каждом конкретном случае реализуется комбинаторное соединение ряда методологических установок, имеющих общетеоретическое и специальное значение. Одной из основных проблем в данном случае является то, что теоретические установки, лежащие в основании отдельных методологических подходов, могут противоречить друг другу [1]. Иными словами, на настоящем этапе вопрос о построении целостной системы знания даже в какой-либо одной области представляется затруднительным, причем чем более сложным является исследуемый объект, тем выше возможная противоречивость и эклектичность оснований его изучения. Особенно сильно эта проблема актуализируется на уровне гуманитарного знания, разработка предметных рамок которого в настоящее время находится на этапе активного становления.

Проблема суицида длительное время являлась объектом психологического исследования. Данное направление характеризуется уклоном в сторону детализации индивидуального аспекта проблемы. Хотя существуют общие принципы, определяющие психологическое состояние человека, типы его реакций на окружающую ситуацию, устойчивость по отношению к негативным воздействиям и т.д., исследование психологического аспекта суицида направлено, в первую очередь, на выявление механизмов нарушения защитных функций человека, направленных на самосохранение. Самоубийство рассматривается как результат существенного сбоя психической функции, ведущего к преодолению базовых инстинктов человека и последующему саморазрушению. Исходной точкой психологического исследования является представление о норме психического состояния, частично связанное с биологическим знанием о системе инстинктов, среди которых инстинкт самосохранения занимает одно из первостепенных мест. Уже эта постановка вопроса свидетельствует о том, что самоубийство может свидетельствовать о наличии одного из двух возможных условий: болезни, вызывающей нарушение базовых функций

психической деятельности (к которым, безусловно, относится сохранение жизни), либо о наличии сильной детерминанты человеческой деятельности, на отдельных этапах вытесняющей основные инстинкты и всецело определяющей характер его действия. Как показывают результаты ряда исследований, существенная часть субъектов суицидального действия являются психически здоровыми людьми. Это не отменяет важное значение общего психологического состояния, однако свидетельствует о том, что основания самоубийства не исчерпываются одним лишь психическим состоянием человека. Таким образом, вопрос о детерминанте поведения человека, преобладающей над биологически обусловленными формами поведения, приобретает несомненную значимость.

Психологическое знание не исчерпывается отражением одного лишь уровня инстинктов. Поведение живых существ имеет различные уровни организации, и в этом отношении человек выступает в качестве обладателя наиболее сложной и развитой психики из всех известных форм жизни. При этом уже на уровне фрейдовского психоанализа в объектив психологического знания попадает социальная обусловленность структуры личности, что отражается на уровне категорий Я и Сверх-Я. По сути, исследование человеческой психики не может быть полным без отражения сложного взаимодействия между базовой системой психических функций человека и его социально обусловленным поведением. Именно здесь, в категории вытеснения, производится первоначальная попытка отражения высокой значимости социального аспекта человеческого существования в формировании личности и основных направлений ее развития. Иными словами, одним из ведущих компонентов психологического знания является знание социальное. Таким образом, на уровне психологии производится детализация социального аспекта человеческого существования на уровне индивидуальных форм его проявления. Здесь реализуется важный момент: психология отражает ряд внутренних механизмов развития отдельных процессов внутри личности человека, однако многие условия формирования этих процессов пролегают в области культуры, межличностной коммуникации, социального устройства. Таким образом, психология может дать ответ на вопрос о том, каким образом реализуется развитие того или иного отклонения, однако вопрос о первоначальных (и зачастую общих для большого количества членов общества) причинах данных отклонений остается за рамками психологического исследования. В силу этих причин видится перспективным выход на более высокий по своему масштабу уро-

275

вень исследования с целью получения целостного, исчерпывающего знания в исследуемой области. По этой причине в качестве приоритетного направления исследования проблемы суицида следует брать социальный аспект существования людей, в то время как результаты психологических исследований рассматривать на прикладном уровне, с целью детализации отдельных аспектов исследуемой проблемы.

Здесь сразу необходимо сделать важную оговорку. Говоря о том, что на уровне психологии раскрывается вопрос о том, каким образом реализуется выход человека на уровень деструктивной деятельности, направленной на саморазрушение, мы, однако, не отрицаем возможностей социального знания по раскрытию специфики суицидального действия. Речь идет, скорее, о том, что в рамках социологии рассматривается более общий набор причин и оснований, определяющих выход человека на уровень самоделинквентного поведения. Рассмотрим подробнее исследовательскую перспективу социологического подхода к раскрытию проблемы суицида.

Во-первых, на уровне социогуманитарно-го знания производится раскрытие содержательного аспекта культуры, определяющей социальное поведение людей. С учетом того, что суицид представляет собой действие, неестественное с точки зрения биологических детерминант поведения человека, следует рассматривать его в качестве социально обусловленного действия. Социальный характер суицида означает, что вне общества он невозможен. Следовательно, внутри общественной структуры существуют устойчивые основания, определяющие его возможность. Здесь интересна позиция, с точки зрения которой семья является тем социальным институтом, который сдерживает деструктивные тенденции, и, напротив, деструкция института семьи приводит к тенденциям коллективного и индивидуального саморазрушения [3]. Гипотетически можно выделить два ряда оснований: ослабление инстинктов в силу их вытеснения социальной составляющей личности человека и возникновение положительных (не по своему значению, а по вектору своей ориентированности) установок на саморазрушение.

Неестественный характер самоубийства как действия делает необходимым условием суицидальной деятельности существование ее как модели в сознании людей. Иными словами, вне модели суицидального действия направленность на саморазрушение не может найти крайнюю свою реализацию. Следует отметить, что речь идет не только о принципиальном вопросе существования суицида как модели действия в сознании людей. Применимость модели действия определяется множеством

факторов - от ее социальной приемлемости (оценочный фактор) до частоты ее трансляции в актуальном поле культуры. Когда определенная модель поведения «на слуху», значительно более вероятным является ее применение. По этой причине средства массовой информации, а также содержание различного рода информационной продукции существенным образом определяют вероятность возникновения фактов суицида. Среди факторов, стимулирующих са-моделинквентность, может выступать экстремистская литература, в то время как, с позиции современных исследователей, возможны случаи сублимации суицидальности в террористической и экстремистской деятельности [4].

Следует отметить, что возможность совершения самоубийства определяется не только непосредственной трансляцией идеи суицида, но также и спецификой отношения к жизни, принятого в конкретном обществе. И здесь существует сразу несколько перспективных направлений исследования.

1. Отношение к жизни и смерти во многом определяется спецификой религиозного сознания. В зависимости от разновидности религии, к которой причисляют себя члены общества, самоубийство может представлять собой крайне отрицательно оцениваемое действие (как это имеет место на уровне христианства) либо как нейтральное или даже положительное действие. Известны случаи массовых самоубийств, совершенных представителями отдельных сект, что свидетельствует о высокой роли религиозного сознания в противодействии проблеме суицида (или, в зависимости от типа религиозного сознания, - ее усугублении). По большому счету важность в данном случае имеет не только уровень развития религиозного сознания, но в целом отношение к суициду, принятое в обществе. Как отмечает Э. Дюркгейм в своей работе «Самоубийство. Социологический этюд», в отдельных обществах имеет место мода на самоубийство, что непосредственно определяет как частоту случаев суицида, так и степень значительности причин, достаточных для того, чтобы направить человека на суицидальное действие [5].

2. Отношение человека к жизни определяется доступными в социальном сознании моделями и критериями самореализации. В случае, если самореализация человека определяется достижениями, реализация которых доступна малой части членов общества, неудовлетворенность собственным положением будет широко распространена, что непосредственно определяет частоту оценки людьми собственного положения в качестве безысходного. Так, преобладание в обществе материальных ценностей над духовными является серьезным деструктивным фактором, ставящим самооценку

276

людей в зависимость от экономической ситуации. Напротив, актуализация духовных ценностей в обществе является тем основанием, которое определяет устойчивость людей к различного рода негативным процессам.

3. В зависимости от отношения человека к окружающей социокультурной ситуации, оценки самоубийства как модели действия, прочности социальных связей и отношения к жизни и перспективам самореализации можно предположить наличие специфического типа мировоззрения, характеризующегося наивысшей подверженностью угрозе суицида. Распространение такого негативного мировоззрения является одной из причин учащения случаев самоубийства в обществе. Выделение специфических признаков мировоззрения, определяющего подверженность человека угрозе суицида, представляет собой важное теоретическое основание для выработки эффективной системы мер по противодействию проблеме суицида в обществе. В частности, деятельность по фальсификации негативных установок и, напротив, формирование положительных ценностных установок в социальном сознании представляет собой важное направление социального регулирования, оптимизирующее ситуацию в обществе.

Отдельного внимания заслуживает состояние социальной структуры как фактор развития проблемы суицида. На уровне основных социальных институтов реализуется ряд защитных функций общества. Напротив, нарушение функциональности основных социальных институтов влечет за собой рост числа случаев делинквентного поведения, одной из крайних форм которого является суицид. Как отмечает Э. Дюркгейм, увеличение числа само-

1. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

2. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

3. Плотников В. В. Деструктивные факторы дисфункции института семьи // Теория и практика общественного развития. 2015. № 6. С. 13-15.

4. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях информатизации и глобализации социума: постановка проблемы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3. С. 65-69.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Sociolog/Durkgeim/08.php

убийств приходится на этапы социального развития, характеризующиеся перестроением социальной структуры, причем речь идет как о деструктивных сдвигах, так и о резком улучшении социальной ситуации [5]. Связано это с тем, что серьезные изменения социальной ситуации, независимо от своего характера, носят кратковременный кризисный характер, что связано с перестроением отдельных социальных институтов и их временной дисфункцией. Со-отвественно, общая стабилизация социальной структуры является одним из тех оснований, которые определяют возможность стабилизации социальной ситуации.

Подводя итог проведенному обзору, следует отметить, что проблема суицида имеет ярко выраженный социальный характер и находится в непосредственной взаимосвязи с состоянием социальной структуры, характером ценностных установок членов общества, критериями самореализации, а также актуальным содержанием информационного пространства общества. Адекватное противодействие проблеме суицида возможно в том случае, если будет произведено детальное исследование проблемы по основным рассмотренным направлениям, с выработкой соответствующей системы мер. При этом в качестве одного из приоритетных направлений социальной регуляции выступает оптимизация деятельности основных социальных институтов, эффективное проведение которой способствует общей стабилизации социальной ситуации. Это связано как с общим повышением уровня удовлетворенности потребностей членов общества, так и с активизацией ведущих защитных функций социальной структуры.

1. Kun T. Structure of scientific revolutions. Moscow, 1977.

2. Lacatos I. Falsification and methodology of research programs. Moscow, 1995.

3. Plotnikov V.V. Destructive factors of dysfunction of the family institution // Theory and practice of social development. 2015. № 6. P. 13-15.

4. Kubyakin E.O. Youth extremism in the information society and globalization: problem // Historical and socio-educational thought. 2011. № 3 P. 65-69.

5. Durkheim E. Suicide: sociological etude. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ BuksSociolog/Durkgeim/08.php

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.