Научная статья на тему 'Суфийские организации на современном этапе развития России'

Суфийские организации на современном этапе развития России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
570
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Авилова Д.

«Образ жизни в России: История и современность», М., 2007 г., с. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Суфийские организации на современном этапе развития России»

ходящимися в Туркменистане. Разрешительный порядок выезда за рубеж открыто используется властями в качестве инструмента политического контроля за населением. Одновременно предпринимаются различные шаги, ограничивающие контакты с иностранцами, свободу передвижения и выбора места жительства внутри страны. В ряде случаев это ведет к грубому нарушению гражданских прав и находится в очевидном противоречии с международными обязательствами Туркменистана и даже внутренним туркменским законодательством.

Подводя итоги вышеизложенного, конкретизируя отдельные вопросы регулирования миграционной политики в Прикаспийских государствах, в том числе и в Российской Федерации, следует отметить, что, несмотря на принятие целого ряда законов в этой области, целостной политики в государствах по-прежнему не существует. Новые законы должны очень скоро вступить в силу, но подзаконных актов и разъяснений к ним так и не поступает. Ответственность по применению законов и реализации различных программ в области миграции переложена на плечи исполнителей в регионах. Но отсутствие на самых верхних этажах власти понимания того, как регулировать миграционные процессы и что, собственно, надо делать с тем огромным количеством мигрантов, которые буквально обрушились на страны в последние годы, существенно затрудняет ее регулирование. В заключение можно привести слова бывшего губернатора Астраханской области Анатолия Гужвина: «Ничего страшного в самой миграции нет... Сама миграция носит не только негативный оттенок. В ней есть свои позитивные моменты, которые работают в пользу России, и мы должны научиться управлять этими процессами, в том числе и на уровне глав местного самоуправления».

«Каспийский регион: Политика, экономика, культура», Астрахань, 2007, № 1(10), с. 17-25.

Д. Авилова,

историк

СУФИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Изучение исламского мистицизма на современном этапе развития России обладает особой актуальностью, так как в новой трансформирующейся социокультурной среде современного рос-

57

сийского общества особенно ярко проявляется многообразие религиозных объединений, приобретающих все большее число последователей. Исторически сложилась так, что в период социальных и политических потрясений люди, стремясь к обновлению личностных ориентиров, погружаются в эзотерические, оккультные или мистические учения. Это продиктовано личностным поиском и стремлением человека к философскому самоопределению и самопознанию. В связи с этим изучение суфизма как мистического течения в исламе и его влияния на каждую личность в отдельности и духовную атмосферу общества в целом является на сегодняшний день актуальным. Кроме того, рассмотрение исламского мистицизма в историческом контексте предполагает возможность прогнозирования перспектив развития этого явления, что позволит выбрать адекватную политику по отношению к суфийским объединениям. Следовательно, научное осмысление различных сторон мусульманского мистицизма является актуальным и представляет собой несомненный теоретический и практический интерес для исторической науки. Суфизм, являясь религиозно-мистическим учением, исторически развил те институты ислама, которые, прежде всего, апеллировали к сфере психической культуры мусульманина. Обращаясь к традиции становления и развития суфизма на территории России, важно отметить необходимость более тщательного и объективного изучения истории распространения и существования суфизма в Волго-Уральском регионе, выявления особенностей влияния суфизма на ход исторических событий, на развитие философской мысли в Поволжье и на Урале. Также необходимо подчеркнуть заметный вклад суфийской практики в утверждение ислама у дагестанских народов. Суфийские традиции имеют в Дагестане многовековую историю, более того, они сохраняются и продолжаются в деятельности многочисленных суфийских братств в современном Дагестане.

Распространению суфийского учения в конце XX в. в серьезной степени способствовали визуальные и электронные средства информации. Функцию распространения суфизма в современной России берут на себя Интернет, онлайновые конференции и т.д. Говоря о суфийских организациях на современном этапе развития России необходимо подчеркнуть, что основным регионом распространения исламского мистицизма по-прежнему остаются Дагестан и некоторые республики Северного Кавказа, где суфийская традиция до сих пор достаточно сильна. Исследование деятельности су-

58

фиев в Центральной России вызывает некоторые затруднения, очевидно связанные с преимущественным распространением классического ислама на большей территории России, закрытостью суфийских организаций в исторически нетрадиционных для суфизма районах, недостаточной зрелостью условий для распространения суфийской традиции на территории Российской Федерации и в ее регионах. Профессор университета Аль-Азхар (Египет), преподаватель Исламского института в Москве Мухаммад Басирш, специалист по истории суфизма, также выделяет традиционным регионом распространения суфизма Республику Дагестан и отмечает отсутствие на территории современной России каких-либо суфийских течений. Суфии, не имея организованной структуры, представлены в Центральном регионе России в малом количестве. В основном это суфии кадиритского толка, которые не действуют в рамках определенного ордена или общины и, как следствие, не имеют какой-либо документации своей деятельности. В этой связи изучение данного направления суфизма в России, и в частности в Москве, вызывает определенные затруднения.

Так как одним из направлений деятельности суфиев традиционно можно считать благотворительность, то косвенным фактом деятельности суфиев на территории России можно считать благотворительные мусульманские фонды. Одним из таких является фонд «Ихлас», который имеет свои филиалы в Москве и ряде других городов России (Уфа, Новосибирск и др.). Несмотря на то, что в уставе фонда нет каких-либо указаний на суфийскую направленность его деятельности, руководители московского филиала фонда подчеркивают свою принадлежность к суфийской традиции. Свою деятельность они видят в распространении основ классического ислама, объясняя это неподготовленностью современного российского мусульманского общества к восприятию суфийских основ мировоззрения. Кроме того, подчеркивается закрытость суфийской традиции в России, несмотря на то, что значительное число мусульманского духовенства, так или иначе, соприкасается с суфизмом, считая его неотъемлемой частью ислама. Все это указывает на то, что в России, возможно, еще не созрели подходящие социокультурные предпосылки для распространения исламского мистицизма. Ислам же, наряду с активным распространением новых эзотерических религиозных течений в России, остается наиболее сильной из всех религий в своем классическом проявлении.

59

Несмотря на то что в России еще объективно не сложились условия для постепенного становления суфийской традиции, свою деятельность могут осуществлять зарубежные традиционные суфийские ордены, беря на себя, таким образом, функцию распространения традиционного исламского мистицизма. Наиболее известной подобной организацией является суфийский орден «Ниматуллахи».

Таким образом, исследуя проблему распространения суфизма в России на современном этапе, необходимо отметить, что современное российское общество создает благоприятные условия для сохранения ислама в его ортодоксальном виде. Ислам в России остается наиболее сильной из всех религий в своем классическом проявлении, не допуская распространения в своей религиозной системе мистических течений на том уровне, как это происходит, например, в христианстве. Исследование суфизма в России позволяет расширить представления о месте и роли исламского мистицизма в мусульманской культуре, а также в современном российском обществе.

Орден «Ниматуллахи», как и другие суфийские ордены, является одним из звеньев непрерывной цепи духовной преемственности. Название «Ниматуллахи» происходит от имени шаха Нима-туллы Вали, который основал орден в конце XIV в. и являлся одним из наиболее влиятельных суфийских мастеров Ирана. При приеме новых членов орден всегда отличался большой разборчивостью, тем самым завоевав славу «аристократической» организации. Вплоть до конца XVIII в. мастера ордена жили в Индии. И лишь в 1775 г. центр ордена был перенесен обратно в Иран. До недавнего времени орден «Ниматуллахи» существовал только в Иране, и подавляющее большинство суфиев «Ниматуллахи» были иранцами и жили в Иране. В настоящее время это самый активно действующий орден на территории Ирана. В 1953 г. мастером ордена стал доктор Джавад Нурбахш, и в последующие годы он основал более сотни ханак и многочисленные библиотеки и музеи в Иране. В 70-е годы в Иране появились американцы и европейцы, принявшие посвящение в орден. По их возвращении на родину возникла необходимость в местах для собраний. В связи с этим в 1975 г. в Сан-Франциско была основана первая ханака вне Ирана. С этого времени новые ханаки были открыты в США, Канаде, Западной Европе, а также в Австралии и Африке. Эти духовные центры создавались как благотворительные организации.

60

Орден издает ежеквартальный журнал Sufi на персидском, английском, испанском языках.

Что касается истории ордена «Ниматуллахи» в России, то первым русским последователем данного тариката стал А.Е. Бер-тельс, сын выдающегося русского востоковеда Е.Э. Бертельса. А.Е. Бертельс занимался исследованием творчества шаха Ниматул-лы, а также являлся автором множества основополагающих трудов по суфизму. Свою благотворительную деятельность в России орден осуществляет через некоммерческую организацию - благотворительный фонд «Ханикахи Ниматуллахи», который существует с 22 июля 2002 г. Основной целью деятельности фонда является содействие духовному развитию человека, укреплению мира, дружбы и согласия между народами. «Наличие в нашем многонациональном обществе неполной, искаженной информации о культуре и духовности Востока, нарастающий антагонизм и спекуляции на светлых идеалах великих духовных традиций побудили создателей фонда направить свою деятельность в область популяризации знаний и предоставления информации, в том числе и научной, об истинной сути и первоистоках этих учений. Формирование в умах и сердцах людей положительного образа Востока является, на наш взгляд, необходимой платформой для дальнейшего поиска единства и взаимопонимания между народами». С января 2003 г. фондом была разработана долгосрочная благотворительная программа «Диалог культур и религий: Традиция и современность». Программа не имеет политической или религиозной направленности. Одним из основных направлений деятельности фонда является также распространение знаний о духовной традиции Востока - суфизме. В рамках благотворительной деятельности фонд реализует следующие мероприятия: передача библиотекам книг, осуществление переводческой деятельности, содержание интернет-портала, предоставление материалов для публикаций. Второе направление деятельности ордена - милосердие, оказание помощи и поддержки детским домам, приютам, домам престарелых и инвалидов. «Один из принципов, о котором должен помнить суфий, - это принцип служения людям, ведь нет большей радости в жизни, чем сделать счастливыми других людей».

Говоря о духовных принципах ордена «Нимматуллахи», которые также изложены на их официальном сайте, к важнейшим социальным и этическим аспектам относятся следующие:

61

- отказ от затворничества, с предпочтением внутренней уединенности в присутствии других;

- строгое порицание использования гашиша и других наркотиков, вызывающих привыкание; требование от суфиев конструктивной деятельности и отказ от праздности;

- ношение обычной одежды - для того, чтобы не становиться объектом повышенного внимания и не вырабатывать склонность к нарочитому поведению, цель которого - произвести впечатление на других; сердечное отношение к людям любого вероисповедания и этнической принадлежности, а также ко всем, чья жизнь проникнута добрым отношением к божьим созданиям;

- мастер и шейхи ордена посвящают и наставляют всех достойных искателей, никого не отвергая.

Также Орден издает литературу по суфизму на русском языке. Среди них такие работы автора Д. Нурбахша, руководителя Фонда в Иране, как: Психология суфизма. Дел ва нафс (Сердце и Душа); Рай суфиев; Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме; Беседы о суфийском пути и др. С 2005 г. Орденом издается журнал «Суфий» на русском языке. Журнал «Суфий» является русскоязычной версией журнала Sufi, который издается орденом «Нима-туллахи» на английском языке с 1988 г. На его страницах можно познакомиться с произведениями выдающихся суфийских мастеров прошлого, а также с опытом и размышлениями современников. Среди авторов журнала такие известные ученые, как А.-М. Шиммель, С.Х. Наср, У. Читтик, К. Эрнст и др., а также дервиши различных суфийских братств. Журнал может быть полезен всем, кто интересуется духовной традицией суфизма, мистическими учениями и историей культурно-философской и религиозной мысли. В России орден «Ниматуллахи» осуществляет свою деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. В регионе ближнего зарубежья Фонд имеет свои центры в Баку, Минске, и Киеве.

Таким образом, исследуя деятельность ордена «Нимма-туллахи» в России, необходимо подчеркнуть, что он успешно осуществляет функцию распространения традиционного исламского мистицизма. Это особенно важно в условиях того, что в России еще объективно не сложились условия для постепенного становления суфийской традиции.

«Образ жизни в России: История и современность»,

М., 2007г., с. 3-6.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.