Научная статья на тему 'Суфизм в Санкт-Петербурге на примере ордена нимутуллахи: к постановке проблемы'

Суфизм в Санкт-Петербурге на примере ордена нимутуллахи: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
705
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / СУФИЗМ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ / ОРДЕН / НИМАТУЛЛАХИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коваленко Владимир Дмитриевич

Статья посвящена проблеме развития и функционирования суфийского ордена Ниматуллахи в Санкт-Петербурге. В статье концептуализируется понятие суфизма, его взаимоотношение с прочими течениями ислама, проводится анализ интернет-контента и функционирования суфийского сообщества в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Суфизм в Санкт-Петербурге на примере ордена нимутуллахи: к постановке проблемы»

СООБЩЕНИЯ

УДК 323.2 ББК 86.38

Владимир Коваленко

СУФИЗМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА ПРИМЕРЕ ОРДЕНА НИМУТУЛЛАХИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития и функционирования суфийского ордена Ниматуллахи в Санкт-Петербурге. В статье концептуализируется понятие суфизма, его взаимоотношение с прочими течениями ислама, проводится анализ интернет-контента и функционирования суфийского сообщества в социальных сетях.

Ключевые слова: ислам, суфизм, Санкт-Петербурге, орден, Ниматуллахи

Становление политического ислама как глобального фактора международной политики заставляет исследователей переводить фокус научных поисков с радикальных на небольшие исламские религиозные группы. В контексте России особенно остро стоит вопрос противоборства между суфийской традицией и традицией са-лафитской (не всегда радикальной, а в некоторых случаях ортодоксальной).

Причем, для некоторых регионов России суфизм является древней и укоренённой религиозной традицией, связанной с исламом, как к примеру, в Дагестане1 во время боевых действий и конфликта конца XX - начала XXI вв. происходила борьба между, по сути, консервативными суфийскими силами и «обновленческими» сала-фитскими. В то же время, на территории Башкирии, где суфийская традиция была слабее, салафиты выступают в роли консервативных сил, а орден «Хаккания» в роли «обновленцев»2.

В данной статье автор не ставит своей целью развитие вопросов феноменологии суфизма, приведение цитат чисто

1 Юсупова Г.И., Алиева Д.А. Суфизм в Дагестане // «Исламоведение». - 2012. - №1. - С. 97-103.

2 Цибенко В.В. Борьба за «молчаливое большинст-

во»: тарикат хакканийа против салафийа // «Про-

блемы востоковедения». - 2016. - №1 (71). - С.36-

37

религиозных текстов и выведения из данных текстов некоего номинального результата. Ссылки на информацию самих суфиев в настоящей статье имеются ввиду абсолютного отсутствия какой-либо литературы по современному состоянию ислама в Санкт-Петербурге.

Цель данной работы - постановка проблемы появления идентифицирующих себя с суфизмом общностей в социуме Санкт-Петербурга и описание одного суфийского братства - Ниматуллахи - на территории города.

Санкт-Петербург традиционно является полиэтничным и полирелигиозным городом, в котором история проживания православных и мусульманских групп начинается с момента основания северной столицы3.

В обыденном сознании особо остро вопрос взаимоотношений между исламом и прочими конфессиями встал после террористического акта в Санкт-Петербургском метрополитене 3 апреля 2017 года. Однако, факт спецоперации по задержанию террористов в Кировском

3Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Ислам и православно-мусульманские отношения в России в зеркале истории и социологии. - М: Культурная революция, 2010. - 312 с.

районе Санкт-Петербурга4 в 2016 году уже являл собой подтверждение тому, что радикальные элементы исламизма проникли и крепко обосновались в Санкт-Петербурге.

Развитие городов с большим населением неизменно порождает большое количество общностей внутри данного города, в том числе и небольших мистических течений вроде суфизма. Безусловно, суфизм представляет собой укоренённое в российском религиозном атласе явление, свойственное для народов, населяющих Северный Кавказ и Урало-Поволжье, где в последнем случае распространение суфизма началось непосредственно с XII века5, однако, не имеет столь крепкие позиции в современности.

К сожалению, точное и единое определение суфизма как конкретного религиозного учения с культовой атрибутикой весьма сложно, ввиду большого количества тарикатов (братств), толкований и последователей. Как отмечает Р.Ю. Рахма-туллин: «... в суфизме представлено разноликое множество антропологических школ: от учений различных наставников-шарлатанов, зарабатывающих деньги на неискушенных в тонкостях ислама неофитах, до гармонизирующегося с классическим исламом учения аль-Газали»6. Поэтому автор настоящего исследования снимает вопрос четкого и единого определения суфизма как течения в исламе, ориентируясь исключительно на религиозную и культовую самоидентификацию верующих: если та или иная группа определяет себя как суфии, то, следовательно, их стоит рассматривать как принадлежащих к

4 Задержание террористов в Питере: спецназовцы прячутся за деревьями // «Федеральное агентство новостей», 17 августа 2016 года. URL: https://riafan.ru/546754-zaderzhanie-terroristov-v-pitere-specnazovcy-pryachutsya-za-derevyami-fan-tv (Режим доступа свободный).

5 Сулейманов Р.Р. Суфизм в Татарстане в постсоветский период: разнообразие групп, распространение, влияние на умму региона // «Религиоведческие исследования». - 2016. - №2 (14). - С.87-124

6 Рахматуллин Р.Ю. Основные противоречия между салафизмом и суфизмом // «Молодой ученый». -2014. - №12 (71). - С.410

данной традиции. Несмотря на множество форм и направлений, можно отметить, что суфизм в любом своем проявлении - это мистифицированная форма исламской религии, принимающая в определенном виде доисламские формы поклонения сакральным силам. Суфизм не может быть неисламским, точно также, как протестантизм не может быть нехристианским.

В современном Санкт-Петербурге проживает по разным оценкам около 1 миллиона этнических мусульман, которые разделяются по национальному и региональному признаку: татары, дагестанцы, узбеки и т.д. Даже Соборная мечеть Санкт-Петербурга отличается тем, что ее высшем руководством традиционно являются представители татарского этноса.

В то же время в исламской среде в Санкт-Петербурге присутствуют и суфийские братства.

Одним из наиболее активно занимающихся прозелитизмом новых участников на просторах сети Интернет является орден Ниматуллахи, который возник в Иране около XIV и назван в честь Шаха Ниматуллы Вали (1330-1431)7 и имеет свой филиал в городе Санкт-Петербурге . На момент написания статьи в группе в социальной сети «Вконтакте» у данного сообщества насчитывалось 3 519 участников9, из самого Петербурга коих было 410.

Организация также представлена сайтом, на котором можно обнаружить литературу, видео-файлы и основную информацию об ордене. Данная религиозная организация занимается изданием журнала «Суфий» на русском языке, в котором публикуются отрывки из трудов по суфизму, философские эссе. Орден также представлен в русскоязычном сегменте Интер-

7 О братстве Ниматуллахи. - В кн.: Нурбахш Дж. Беседы о суфийском Пути / Пер. с англ. - М.: Ри-элетивеб, 2009. - С.213-215.

8 Центры ордена // «Суфийское братство Ниматуллахи». URL: http://nimatullahi.sufism.ru/nash-orden/16-tsentry-ordena.html (Режим доступа свободный).

9Суфизм. Духовная традиция и современность //

«Вконтакте». URL: https://vk.com/club7392286 (Режим доступа свободный).

нета, в социальных сетях и целым рядом упоминаний на разного рода сайтах.

Как заявлено на главной странице сайта ордена: «В основе духовной практики суфийского ордена Ниматуллахи лежит самоотверженное служение и любовь ко всем людям. Наши духовные усилия опираются на практику непрестанного поминания Бога в мыслях, словах и делах. Наши главные принципы твердо укоренены в традиции рыцарственности (по-арабски — футувва, а по-персидски — джаванмарди), распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, где отношения между людьми были основаны на бескорыстном служении и предпочтении интересов других людей своим собственным. Под руководством и по инициативе д-ра Джавада Нурбахша (1926-2008), предыдущего главы братства Ниматуллахи, орден начал вести благотворительную деятельность в каждом из своих центров по всему миру для оказания социальной и материальной помощи нуждающимся в ней. Наши двери открыты для любого искреннего искателя, жаждущего духовного руководства и самоотверженного служения. Если Вы заинтересовались и хотите посетить наш центр, пожалуйста, пишите и договаривайтесь о встрече»10.

Стоит отметить, что в текстах ордена (как на сайте, так и в публикациях журнала «Суфий») отсутствует/сведено к минимуму упоминания связи с исламом как таковым, а «Аллах» - центральная категория для любой исламской теологии, обозначается как «Бог».

Факт функционирования ордена как благотворительной организации подчеркивает работу данного ордена с финансами, что говорит о появлении в Санкт-Петербурге очередного, связанного с глобальной сетью филиалов проторелигиоз-ного института, который функционирует совместно с прочими региональными центрами Ниматуллахи, имеющими широкую географию. На сегодняшний день орден Ниматуллахи имеет свои общины в США (11 центров), Канаде (3 центра), Мексике

10 Главная страница // «Суфийское братство Ниматуллахи». URL: http://nimatullahi.sufism.ru (Режим доступа свободный).

(1 центр), Западной (12 центров) и Восточной Европе (в 10 городах, включая Смоленск, Самару, Москву, Санкт-Петербург, Минск), Африке (5 центров), Австралии (1 центр) и Новой Зеландии (1 центр)11. В данном контексте мы акцентируем внимание на отсутствии филиалов на территории Ближнего Востока и присутствии ордена почти полностью на территории традиционно считающихся неисламскими стран.

Подобная география филиалов, упор в своем учении на «любовь», отмежевание от ислама приводит исследователей к заключению, что орден Ниматуллахи являет собой новое религиозное движение в исламе, функционирующее на международном уровне и, что особенно любопытно, пришедшее в Россию, в том числе и в Санкт-Петербург, не с мусульманского Востока, а с Запада. Вот как описывают деятельность Ниматуллахи в России исследователи: «Эти организации, подобно бахаитам, предпочитали вести миссионерскую работу среди людей православной культуры, однако большая часть критики в их адрес исходила от дагестанских тарика-тистов. Приверженцы муршида Саида-афанди Чиркейского на своих порталах «Ислам.ру» и «Суфизм.ру» обвиняли лидера ордена Ниматуллахи [в России] Леонида Тираспольского, издателя русскоязычного сетевого журнала «Суфизм», в преднамеренном искажении суфизма и приписывание ему полирелигиозного ха-рактера»12

Проблематика возникновения новых религиозных движений весьма актуальна, и появление новых форм их функционирования ставит перед исследователями ряд новых и сложных вопросов, которые, в свою очередь, расширяют возможные горизонты будущих исследований.

11 Центры ордена // «Суфийское братство Ниматуллахи». URL: http://nimatullahi.sufism.ru/nash-orden/16-tsentry-ordena.html (Режим доступа свободный).

12 Силантьев Р.А. Современная география исламского сообщества России. - М.: РИСИ, ФИВ, 2016. - С.22

Источники и литература:

1. Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Ислам и православно-мусульманские отношения в России в зеркале истории и социологии. -М: Культурная революция, 2010. - 312 с.

2. Задержание террористов в Питере: спецназовцы прячутся за деревьями // «Федеральное агентство новостей», 17 августа 2016 года. URL: https://riafan.ru/546754-zaderzhanie-terroristov-v-pitere-specnazovcy-pryachutsya-za-derevyami-fan-tv (Режим доступа свободный).

3. Наш орден // «Суфийское братство Ни-матуллахи». URL: http://nimatullahi.sufism.ru/nash-orden.html (Режим доступа свободный).

4. Нурбахш Дж. Беседы о суфийском Пути / Пер. с англ. - М.: Риэлетивеб, 2009. - 224 с.

5. Рахматуллин Р.Ю. Основные противоречия между салафизмом и суфизмом // «Молодой ученый». - 2014. - №12 (71). -С.409-411

6. Силантьев Р.А. Современная география исламского сообщества России. - М.: РИ-СИ, ФИВ, 2016. - 248 с.

7. Сулейманов Р.Р. Суфизм в Татарстане в постсоветский период: разнообразие групп, распространение, влияние на умму региона // «Религиоведческие исследования». - 2016. - №2 (14). - С.87-124

8. Суфизм. Духовная традиция и современность // «Вконтакте». URL: https://vk.com/club7392286 (Режим доступа свободный).

9. Центры ордена // «Суфийское братство Ниматуллахи». URL: http://nimatullahi.sufism.ru/nash-orden/16-tsentry-ordena.html (Режим доступа свободный).

10. Цибенко В.В. Борьба за «молчаливое большинство»: тарикат хакканийа против салафийа // «Проблемы востоковедения». -2016. - №1 (71). - С.34-40

11. Юсупова Г.И., Алиева Д.А. Суфизм в Дагестане // «Исламоведение». - 2012. -№1. - С. 97-103.

Vladimir Kovalenko

SUFISM IN ST. PETERSBURG ON THE EXAMPLE OF THE NIMATULLAHI ORDER:

TO THE PROBLEM

Summary: The article is devoted to the development and functioning of the Sufi order Nimatullahi in Saint Petersburg. In the paper a concept of Sufism, its relationship with other Islamic movements, the analysis of Internet content and functioning of the Sufi community in social networks.

Keywords: Islam, Sufism, St. Petersburg, order, Nimatullahi

Sources and Literature:

1. Gavrilov Yu.A., Shevchenko A.G. Islam and Orthodox-Muslim relations in Russia in the mirror of history and sociology. - Moscow: Cultural Revolution, 2010. - 312 p. (in Russian)

2. Detention of terrorists in St. Petersburg: special forces hide behind trees // «Federal 'noe agenstvo novostey», August 17, 2016. URL: https://riafan.ru/546754-zaderzhanie-terroristov-v-pitere-specnazovcy-pryachutsya-za-derevyami-fan-tv (Free access) (in Russian).

3. Our Order // "Sufiyskoe bratstvo Nimatullahi". URL: http://nimatullahi.sufism.ru/nash-orden.html (Free access) (in Russian).

4. Nurbakhsh J. Conversations about the Sufi Way / Translated by English. - Moscow: Rieletievab, 2009. - 224 p. (in Russian)

5. Rakhmatullin R.Yu. The main contradictions between Salafism and Sufism // "Molodoy ucheniy". - 2014. - № 12 (71). -P.409-411 (in Russian)

6. Silantiev R.A. Modern geography of the Islamic community of Russia. - Moscow: RISI, FIV, 2016. - 248 p. (in Russian)

7. Suleymanov R.R. Sufism in Tatarstan in the post-Soviet period: diversity of groups, distribution, influence on the regional Ummah // "Religiovedcheskie issledovaniya". - 2016. -№ 2 (14). - P.87-124 (in Russian)

8. Sufism. Spiritual Tradition and Modernity // Vkontakte. URL: https://vk.com/club7392286 (Free access) (in Russian).

9. The centers of the order // " Sufiyskoe bratstvo Nimatullahi'. URL: http://nimatullahi.sufism.ru/nash-orden/16-tsentry-ordena.html (Free access) (in Russian).

10. Tsibenko V.V. The struggle for the "silent majority": Tarikat hakkaniya against Salafiy /

/ "Problemi vostokovedeniya". - 2016. - № 1 (71). - P.34-40 (in Russian)

11. Yusupova G.I., Aliyeva D.A. Sufism in Dagestan // "Islamovedenie". - 2012. - №1. -P. 97-103 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.