Научная статья на тему 'СУЕВЕРИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ'

СУЕВЕРИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
иррационализация общественного сознания / суеверия при совершении преступлений / судебно-психиатрическая экспертиза / сверхъестественное / irrationalization of public consciousness / superstitions in the commission of crimes / forensic psychiatric examination / the supernatural

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Роман Георгиевич Ардашев

В статье указано, что вера в сверхъестественное является обычной и распространенной в обществе. Иррациональность общественного сознания может проявляться в совершении общественно опасных действий, обусловленных существующими суевериями. Показана роль судебнопсихиатрических экспертиз в качественном определении деформации психики правонарушителей по суеверным мотивам. Рассматриваются мотивы веры в сверхъестественное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Superstitions in law enforcement as an indicator of irrationality of public consciousness

The article states that belief in the supernatural is usual and widespread in a society. Irrationality of public consciousness can manifest itself in committing socially dangerous acts caused by existing superstitions. The article also highlights the role of forensic psychiatric examinations in identifying an offender's mental deformation motivated by superstitions. Reasons for belief in the supernatural are explored.

Текст научной работы на тему «СУЕВЕРИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ»

УДК 343.98 ББК 67.52 + 60.0

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10553

СУЕВЕРИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Роман Георгиевич АРДАШЕВ, старший преподаватель-методист отдела организации учебного процесса управления учебно-методической работы Академии управления МВД России, кандидат юридических наук E-mail: ardashev.roman@gmail.com

Научные специальности: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность; 09.00.11 — социальная философия

Аннотация. В статье указано, что вера в сверхъестественное является обычной и распространенной в обществе. Иррациональность общественного сознания может проявляться в совершении общественно опасных действий, обусловленных существующими суевериями. Показана роль судебно-психиатрических экспертиз в качественном определении деформации психики правонарушителей по суеверным мотивам. Рассматриваются мотивы веры в сверхъестественное.

Ключевые слова: иррационализация общественного сознания, суеверия при совершении преступлений, судебно-психиатрическая экспертиза, сверхъестественное.

Annotation. The article states that belief in the supernatural is usual and widespread in a society. Irrationality of public consciousness can manifest itself in committing socially dangerous acts caused by existing superstitions. The article also highlights the role of forensic psychiatric examinations in identifying an offender's mental deformation motivated by superstitions. Reasons for belief in the supernatural are explored.

Keywords: irrationalization of public consciousness, superstitions in the commission of crimes, forensic psychiatric examination, the supernatural.

Системный общественный кризис, имевший место в последние годы существования СССР, сопровождался отчетливым снижением престижа науки и образования. В конце XX в. на политическом уровне произошел резкий всплеск национализма и регионализма, на идеологическом уровне — тотальное и повсеместное возрождение религиозных и оккультных практик.

Массовая утрата общественных ориентиров, растерянность и паника всегда способствуют распространению в обществе религиозности и мистических настроений, веры в потусторонние (или инопланетные) загадочные «силы». Устранение цензуры, ранее не допускавшей пропаганду религии и оккультизма, рыночные отношения

в практике СМИ, погоня за массовым читателем и зрителем привели к широкому распространению псевдонаучных сенсаций, вымыслов, реанимации давно отвергнутых верований1.

И не случайно, что в современной России научное высказывание уравнялось с дилетантским, а полки книжных магазинов оказались заполненными востребованными «трудами» по колдовству, астрологии, различным видам гадания (мантики)2.

Нами в 2019 г. было проведено исследование на тему «Формы иррациональности общественного сознания», в котором приняли участие 2200 человек в возрасте от 18 до 75 лет, разных социально-демографических групп, проживающих на территории Сибири и Дальнего Востока (по месту работы автора данной статьи).

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

Результаты исследования. Наличие сверхъестественных явлений отметили 67% респондентов. Женщины чаще замечают сверхъестественное (66%), чем мужчины (44%).

Мы выявили мотивы доминирования тех или иных аргументов в объяснении событий или явлений личной или социальной жизни.

Для мужчин доминирующим мотивом является нежелание брать ответственность на себя за свой выбор, и тогда фигурируют такие аргументы, как «карма», «судьба» (24,4%).

На втором месте — надежда на высшие силы (Бога, духов-покровителей) — 23,5%.

Третье место занимает увлеченность оккультной литературой (16,5%).

У женщин на первом месте стоит увлеченность эзотерической культурой и литературой (24,4%), на втором месте — нежелание брать ответственность за рациональный выбор (20,5%), на третьем месте — влияние семейных ценностей (19,4%).

Оба аргумента позволяют опираться на кого-то другого (высшие силы или свою семью, но не на самих себя), что может свидетельствовать об инфантилизме3.

В контексте изложенного мы обратили внимание на такой аспект изучаемой проблемы, как связь суеверий с совершением общественно опасных деяний, посягающих на жизнь человека.

В России издававшийся с 60-х годов Х1Х в. «Журнал Министерства Юстиции» обращал значительное внимание на суеверие как источник преступлений, и на его страницах можно было периодически найти публикации по данному вопросу.

В 1896 г. в Санкт-Петербургском юридическом обществе прозвучал очень содержательный и уникальный по собранному материалу доклад известного ученого-криминалиста A.A. Левен-стима «Суеверие и уголовное право», который вышел в свет в номерах 1 и 2 «Журнала Министерства Юстиции» за 1897 г., и в том же году был издан отдельной книгой4.

Интересны пункты оглавления книги: человеческое жертвоприношение, колдовство и порча, розыск преступника, упыри и разрытие могил, народная медицина, кражи, мошенничество, мнимые преступления и др.

О том, что содержание труда A. Левенстима, изданного в позапрошлом веке, остается во многом актуальным в наше время, убедительно свидетельствуют, например, защищенные в России диссертации, посвященные методике расследования ритуальных убийств5.

Однако не подлежит сомнению тот факт, что оба автора диссертаций, рассматривая «ритуальный» мотив убийств, не берут более широкий аспект деяния — «из суеверных побуждений». Именно суеверием населения объяснимы случаи совершения убийства так называемых «колдунов», хотя в данном деянии нет определенного ритуала.

Такие самосуды над «колдунами» известны с древних времен в разных странах6. Приведем сообщение ТАСС, опубликованное в газете «Правда»: «Разъяренная толпа в поселке Квама-шу в южноафриканской провинции растерзала двух человек, заподозренных в колдовстве. Оба были убиты, прежде чем силы правопорядка смогли вмешаться. Тело одного из них было немедленно предано огню. Гнев африканцев по отношению к колдунам объясняется многочисленными случаями ритуальных убийств, совершаемых некоторыми последователями традиционных культов»7.

В прошлом веке на юридическом факультете Боннского университета была защищена докторская диссертация Герберта Шеффера, изданная затем в виде книги. По подсчетам ее автора, только в конце 50-х годов XX в. количество активно действовавших в Западной Германии лиц, совершавших «оккультные преступления», включая убийства колдунов, достигало две — три тысячи в год, в то время как количество жителей, подверженных суевериям, колебалось от 6 до 8 млн человек8.

В СССР факты расправы населения над колдунами старались умалчивать; одновременно Президиум Верховного Суда РСФСР в своем постановлении по делу С. указал: «...В тех случаях, когда негодное покушение по явному невежеству субъекта (например, колдовство) не представляет собой общественной опасности, оно не может влечь уголовной ответственности»9.

Анализ материалов уголовных дел, изучение соответствующих публикаций показывают, что в нашей стране так называемые «ритуальные» убийства, убийства из суеверных побуждений нередко совершаются лицами, страдающими психическими заболеваниями, увлекающимися чтением оккультной литературы.

Так, в ночь на Пасху 8 апреля 1993 г. в монастыре Оптина пустынь Калужской области неизвестный преступник убил колющими ударами в спину троих священнослужителей. На месте преступления остался большой кинжал, напоминающий римский меч, и финский нож с гравировкой «666» — оккультным «знаком Сатаны».

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

По «горячим следам» был задержан преступник. Им оказался 30-летний Николай Аверин, долгое время увлекающийся чтением оккультной литературы. Убийство священнослужителей он объяснил желанием «убить Бога на земле». Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза, проведенная в Центре имени В.П. Сербского, установила, что Аверин страдает хроническим психическим заболеванием. Он был направлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу10.

В другом случае житель сибирского села Вершина Нижнеудинского района Иркутской области Николай И. зарядил свое охотничье ружье и двумя прицельными выстрелами убил жительницу соседнего дома Б.

На допросе Николай И. пояснил, что соседка Б. имеет в селе репутацию «ведьмы», ее боятся все жители, и он может объяснить болезнь своей жены «колдовскими действиями» Б., которую ему пришлось убить.

При изучении материалов данного уголовного дела нами установлено, что внешний облик потерпевшей Б. соответствовал стереотипу образа ведьмы в старинных источниках фольклора: «Пожилая женщина, высокая, тонкая, худая, костлявая, несколько сгорбленная, растрепанные или выбившиеся из-под платка волосы, сердитый взгляд, широкий рот и выдающийся вперед подбородок»11.

Стационарная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза обнаружила у 70-летнего Николая И. психическое расстройство в форме органического поражения центральной нервной системы, параноидный синдром. Определением Нижнеудинского районного суда Иркутской области от 14 сентября 2000 г. он был направлен на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа12.

Мы солидарны с мнением, высказанным судебным медиком и криминалистами, что убийство, совершенное психически больным, — это не культовое убийство, поскольку лицо действует под влиянием бреда, болезни и не осознает характер своих действий; судебно-медицинский эксперт не имеет права утверждать, что смерть причинена по ритуальным мотивам13.

Мы разделяем мнение, что по уголовным делам названной категории в обязательном порядке должны быть проведены стационарные судебные экспертизы психики живых лиц (подозреваемый, обвиняемый) либо посмертные судеб-

ные психолого-психиатрические экспертизы14. Аналогичные экспертизы требуются и при расследовании мошенничества, совершаемого экстрасенсами, магами, колдунами15.

Таким образом, иррациональность мышления наших современников, обусловленная верой не в рациональность и прогресс, а в сверхъестественность многих происходящих событий, определяет ряд жизненных приоритетов и сценариев. Мистичность сознания вызвана высокой долей веры в сверхъестественное.

1 Александров Е.Б. Проблемы экспансии лженауки // В защиту науки. Бюллетень № 1. М., 2006. С.17.

2 Александров Е.Б. Феномен лженауки в современном обществе и меры по противодействию лженаучным проявлениям // В защиту науки. Бюллетень № 13-14. М., 2013. С. 9—18.

3 Ардашев Р.Г. Вера в сверхъестественное как показатель иррациональности общественного сознания // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: Матер. 1У Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Иркутск. 24 апреля 2020 г. Иркутск: ИГУ, 2020. С. 243—247.

4 Левенстим А. Суеверие и уголовное право. СПб., 1897.

5 См.: Костылева Г.В. Методика расследования убийств, связанных с исполнением религиозного обряда: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004;

Холопов А.В. Методика расследования ритуальных убийств: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.

6 Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. СПб., 1896. С. 210—214.

7 Правда. 1989. № 237. 25 авг.

8 Продль Гюнтер. Охотник за ведьмами // Человек и закон. 1974. № 1. С. 134.

9 Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1963. № 4. С. 6.

10 Клименко Т. Слуга сатаны в Оптиной пустыне // Записки криминалистов. Вып. 3. М., 1994. С. 165—169.

11 Иванов П. Народные рассказы о ведьмах и упырях: Сб. Харьковского историческо-филологического общества. Т. 3. Харьков, 1891. С. 193.

12 Архив Нижнеудинского районного суда Иркутской области. 2000 г. Уголовное дело № 85356.

13 См.: Путинцев А., Китаев Н. Определение ритуального (культового) характера телесных повреждений на трупе // Судебно-медицинская экспертиза. 1997. № 4. С. 40—41;

Протопопов А. Ритуальное убийство с точки зрения криминалистики // Законность. 2002. № 8. С. 36—39.

14 Китаев H.H., Китаева В.Н. Судебно-психологическая экспертиза и судебные экспертизы с участием психолога: Библиографический указатель. 1901 — 2016 гг. Иркутск, 2018. С. 72—74.

15 См.: Нугаева Э.Д. Особенности расследования мошенничества при оказании оккультных услуг: Дис. . канд. юрид. наук. Уфа, 2018;

Китаев Н.Н., Китаева В.Н. Судебная экспертиза при изобличении мошенников-«экстрасенсов» // В защиту науки. Вып. 11. М., 2012. С. 56—59.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.