Моисеев А.А.
судебные и несудебные способы защиты от коррупции
цель: Рассмотрение судебных и несудебных способов защиты от коррупции. Методология: Применялись диалектический метод, анализ, синтез, сравнительно-правовой метод. Результаты: В статье представлены основные механизмы противодействия коррупции - судебный и несудебный. Также описаны рычаги регулирования антикоррупционного законодательства и суть защиты от коррупции как защиты конституционных прав человека.
Новизна/оригинальность/ценность: Данная статья обладает определенной научной ценностью, поскольку раскрывает одно из существенных препятствий реализации конституционных прав человека и развития современного правового общества.
Ключевые слова: коррупция, защита от коррупции, основное конституционное право.
Moiseev A.A.
JUDICIAL AND NON-JUDICIAL wAYS OF PROTECTION AGAINST CORRUPTION
Purpose: Consideration of judicial and non-judicial ways of protection against corruption. Methodology: Dialectical method, analysis, synthesis, comparative legal method were used. Results: This article presents the main mechanisms of combating corruption - judicial and non-judicial. Also, the levers of regulation of anti-corruption legislation and the sense of understanding of protection from corruption, as protection of constitutional human rights, are described.
Novelty/originality/value: This article has a high scientific value, as it reveals one of the significant obstacles to the implementation of Constitutional human rights and the development of a modern legal society. Keywords: corruption, protection against corruption, basic constitutional law.
1. Судебная защита от коррупции
Конституцией Российской Федерации в статье 46 установлено право на судебную защиту. Данное право закреплено как гарантируемое независимо от общественного или иного статуса гражданина, что в условиях противодействия коррупции является значимым фактором. Прежде чем рассматривать судебную защиту как один из механизмов противодействия коррупции, необходимо рассмотреть, что представляет собой процесс судебной защиты.
По смыслу статьи 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Аналогичная позиция закреплена в статье 1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Кодексом судейской этики от 19.12.2012 (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) предусмотрено, что судебная защита прав и свобод человека может быть обеспечена только компетентным и независимым правосудием, осуществляемым на началах справедливости и беспристрастности. Такое правосудие предполагает соблюдение каждым судьей правил профессиональной этики, честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, проявление должной заботы о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти.
Что касается международного права, то в решениях Европейского суда по правам человека содержится широкая интерпретация права на судебную защиту, по терминологии данного органа - «права на суд» [1]. В них затрагиваются и гарантии судебной защиты, в частности говорится о законном составе суда. Согласно правовой позиции Европейского суда словосочетание «суд, созданный на основании закона» относится не только к правовому основанию самого существования суда, но и к составу суда по каждому делу. К числу таких гарантий суд относит и надлежащее исполнение судебных решений, указывая, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда». Европейский суд отметил также, что было бы невообразимо, если бы п. 1 ст. 6 Конвенции подробно описывал процессуальные гарантии процессуальных сторон - справедливого, публичного и своевременного судебного разбирательства, при этом оставляя без защиты исполнение судебных решений. Аналогичной позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации (в Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.07.2013 № 18-П «По делу о проверке конституционности положений
пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова»).
Использование механизма судебной защиты как инструмента по защите от коррупции отождествляется с рядом проблем эффективной работы данного механизма в реализации права на судебную защиту, так как само по себе такое социально опасное явление, как коррупция, не затрагивает какую-то определенную сферу, поскольку проявление коррупции присутствует в каждой сфере, тем самым усложняя реализацию права на судебную защиту в борьбе с данным социальным явлением.
Кроме того, усугубляет реализацию данного права и само несовершенство судебной системы при отправлении правосудия.
В настоящий момент основными международными правовыми актами, направленными на борьбу с коррупционной составляющей, являются Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 и Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003. Ратификация Российской Федерацией данных Конвенций выявила необходимость принятия в 2008 году Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который в основе своей содержит концепцию государства и является основным документом в сфере противодействия коррупции. С его принятием были внесены значительные изменения в федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, в том числе значительные модификации и в уголовное законодательство.
На многие вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дел коррупционной направленности, даны достаточно исчерпывающие разъяснения Верховным Судом Российской Федерации. Прежде всего это постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», от 09.07.2013 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
Также в связи с совершенствованием антикоррупционного законодательства Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» внесены изменения в отдельные нормативные акты. Данные изменения служат для улучшения качества проверки до-
стоверности и полноты информации о доходах, имуществе и обязательствах отдельных категорий должностных лиц в соответствии с антикоррупционным законодательством Российской Федерации. Так, внесены изменения в следующие федеральные законы: «О банках и банковской деятельности», «О прокуратуре Российской Федерации», «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О полиции», «О Следственном комитете Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и целый ряд других законов, а также в Гражданский, Уголовный, Налоговый, Уголовно-процессуальный и Трудовой кодексы Российской Федерации.
На сотрудников государственных органов, корпораций, фондов, организаций, предприятий распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции, а также статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в связи с принятием которого Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Данные нормативно-правовые акты позволили контролировать доходы и расходы чиновников.
Также в целях создания прозрачного механизма отражения доходов и расходов чиновников Федеральным законом от 29.12.2012 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» внесены изменения в отдельные нормативно-право-
евразийская
> 6 (31) 2017 <
адвокатура
вые акты Российской Федерации. В частности, изменения коснулись Закона о противодействии коррупции. Одним из наиболее продуктивных способов борьбы с коррупцией является уголовное законодательство. Уголовное преследование коррупционных деяний - это перманентный процесс развития уголовного права, связанный, в том числе, и с применением механизмов международного права. Уголовное законодательство, в первую очередь, должно давать сигнал о невыгодности и опасности коррупционного поведения.
В России подавляющее большинство коррупционных преступлений расследуется следственными органами, а деятельность по противодействию коррупции является одним из приоритетных направлений.
Согласно статистике, представленной судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, в 2016 г. по составам коррупционных преступлений было вынесено 19905 обвинительных приговоров, в то время как в 2014 и 2015 гг. - 10784 и 11499 соответственно.
Таким образом, попытки государства искоренить коррупцию путем вынесения дополнительных нормативных актов, а также ужесточения наказания в период с 2014 по 2016 г. привели к улучшению эффективности борьбы с коррупцией. Рост обвинительных приговоров свидетельствует о работе государственных органов по искоренению коррупции.
2. Иные (несудебные) способы защиты от коррупции
Прежде чем приступить к рассмотрению данного вопроса, стоит определить сам термин «несудебная защита» и обозначить ряд характерных признаков и форм данного института.
Несудебная защита прав человека - это деятельность, регулирующая общественные отношения по защите права, не прибегая к судебному урегулированию. Данное определение носит общий характер понятия «несудебная защита» и относится к защите не только от коррупции, но и от других негативных явлений, которые направлены на нарушения прав.
Если же рассматривать данный термин в рамках защиты от коррупции, то он будет определяться как государственный конституционно-правовой институт, возможности которого позволяют преодолевать коррупциогенные факторы на самых разных участках, в том числе в правоотношениях, складывающихся при реализации гражданами своих законных прав.
К формам защиты можно отнести самозащиту гражданских прав, забастовку, деятельность
органов по защите прав человека. На мой взгляд, наличие и формирование эффективных средств и институтов несудебной защиты наиболее необходимы именно в такой сфере, как борьба с коррупцией, так как зачастую данный способ защиты прав является единственным, коррупция пронизывает все сферы деятельности государства, в том числе и судебную систему. Изменить ситуацию можно исключительно посредством внедрения в государственный правозащитный механизм разнообразных форм общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Речь идет об общественном контроле, который, в свою очередь, должен решать такие проблемы, как: обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти; противодействие коррупционным практикам в органах государственной власти; стимулирование гражданской активности при принятии управленческих решений органами государственной власти, что исключит возможность принятия важных решений под влиянием коррупционной составляющей; участие граждан в управлении делами государства; обеспечение соблюдения и защиты прав человека и гражданина.
Но не только «общественный контроль» способен кардинально поменять ситуацию с несудебной защитой от такого социально опасного явления, как коррупция. Не стоит забывать, что в современной России очень велик уровень так называемой «бытовой коррупции», которая процветает в повседневной жизни и становится обычным явлением. На данный момент отсутствует целый пласт общественной идеологии по воспитанию в обществе отрицательного восприятия такого социально опасного явления, как коррупция.
В процессе социализации личности роль образования нельзя недооценивать. Привитие нетерпимого отношения к коррупционным явлениям, воспитание в человеке ответственности перед обществом и государством должно соотноситься с ответственным отношением государства к правам и свободам человека и гражданина.
Рассматривая образование как неотъемлемую часть процесса социализации человека, необходимо принимать во внимание, что право на достойное существование опосредованно связано с образованием, поскольку для полной реализации человеком своих способностей необходимо получить перечень навыков и знаний, которые будут выступать средством достижения целей, поставленных личностью. Неоценимое значение имеет также фундаментальная наука, рассматривающая коррупцию как многоаспектное явление, которое
поражает все общественные сферы, ее негативное влияние отражается также и в научной среде.
С распадом СССР произошел отказ от ценностей периода советской истории. Взятый руководством новой России курс от социализма к капитализму стал питательной средой для расползания коррупции во все сферы жизнедеятельности граждан Российской Федерации. Не стоит забывать и о том факте, что переходный период был связан с такими явлениями, как резкая, несправедливая имущественная дифференциация: бедность и нищета значительной части населения, смена нравственных ориентиров, направленных на безудержное преступное корыстное накопление и потребление материальных благ, сложившиеся антагонистические субкультуры бедности и богатства с различными потребностями, интересами, ценностными ориентациями [2].
Противодействие коррупции - это деятельность всех государственных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по профилактике и борьбе с коррупцией. Борьба с коррупцией в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита конституционных прав человека; законность; прозрачность деятельности государственных структур; неотвратимость ответственности за коррупционные преступления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
Помимо вышеизложенного, следует отметить и другие способы защиты. Например, противодействию коррупции способствует вновь воссозданный институт третейского суда, формально не относящийся к судебной системе, который намного эффективнее справляется с поставленными пред ним задачами в рамках своей компетенции. В большинстве случаев обращения сторон в третейский суд позволяют избежать коррупционной составляющей, которая может возникнуть при обращении в Федеральный суд. Прежде всего, это связано с процветающей бюрократией на разных уровнях судебной системы. Стоит отметить, что именно бюрократия является источником коррупции, о чем свидетельствуют разного рода социологические исследования, как например «Социологический анализ бюрократии и фундаментальные противоречия современных административных реформ в России» [3].
Хотелось бы отметить тот факт, что система несудебной защиты от коррупции на сегодняш-
ний момент в Российской Федерации находится в стадии становления, поэтому в каждом из способов несудебной защиты существует ряд проблем, над которыми нужно работать путем создания выверенного правового механизма, способствующего реализации такого необходимого права, как несудебная защита.
Представляется, что в целях искоренения коррупции необходимо в первую очередь повысить заработную плату некоторым государственным служащим. Ведь, к примеру, налоговый инспектор, имеющий доход около 15000 рублей в месяц, либо судебный пристав, зарабатывающий около 20000 рублей в месяц, будет в первую очередь стараться получить какие-либо дополнительные привилегии в денежном выражении или без такового. Наряду с увеличением заработной платы чиновников, необходимо ужесточить наказание за взяточничество - увеличить реальные тюремные сроки, штрафы, ввести конфискацию имущества. Кроме того, необходимо ужесточить контроль над работой государственных органов.
Что касается контроля за соответствием расходов чиновников их доходам, то необходимо перманентно производить мониторинг имущественного положения не только должностного лица, но и членов его семьи. Что касается депутатов, то им необходимо установить оклад, которого будет хватать на проживание. Дополнительные надбавки и премии необходимо выплачивать только по достижении какого-либо результата, например при улучшении уровня жизни населения.
Кроме того, хотелось бы также добавить, что борьба с коррупцией невозможна только посредством законодательного контроля. Требуется также внедрение в сознание чиновников морально-этических норм. Чиновник либо должностное лицо обязаны понимать, что, совершая преступление коррупционной направленности, они не только рискуют оказаться «за решеткой», но, в первую очередь, умаляют авторитет Государства. Для этих целей в учебных заведениях, а также в средствах массовой информации необходимо пропагандировать морально-этические нормы, порицание коррупции.
Пристатейный библиографический список
1. Кощеева Е.С. Значение решений Европейского суда по правам человека в толковании права на суд // Вестник ВятГУ. 2012. Вып. 1. Т. 2.
2. Миненок М.Г. К вопросу о борьбе с коррупцией // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 9.
евразийская
6 (31) 2017
адвокатура
3. Павроз А.В. Социологический анализ бюрократии и фундаментальные противоречия современных административных реформ в России // Вестник СПбГУ. 2010. Сер. 12. Вып. 2.
References (transliterated)
1. Koshheeva E.S. Znachenie reshenij Evropejskogo suda po pravam cheloveka v tolkovanii prava na sud // Vestnik VjatGU. 2012. Vyp. 1. T. 2.
2. Minenok M.G. K voprosu o bor'be s korrupciej // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2013. Vyp. 9.
3. Pavroz A.V. Sociologicheskij analiz bjurokratii i fundamental'nye protivorechija sovremennyh adminis-trativnyh reform v Rossii // Vestnik SPbGU. 2010. Ser. 12.
Vyp. 2.
НАЙДЕМ АДВОКАТА
«Найдем Адвоката» - это не юридическая фирма
Мы бесплатный сервис по подбору юристов и адвокатов необходимой Вам специализации во всех регионах России и мира.
Подбор юристов и адвокатов осуществляется бесплатно и в течение одного часа.
С нами работает более 1700 тщательно отобранных узкоспециализированных юристов и адвокатов в более чем 50 странах мира.
За два года работы Проекта мы помогли более чем 3000 клиентов, которым были подобраны юристы и адвокаты, решившие их проблемы.
Вам или Вашим близким нужен юрист или адвокат? Тогда оставьте заявку на сайте naidemadvokata.ru или позвоните нам по номеру: 8 (800) 775-07-20 (звонок по России бесплатный).