47
© П.А. Мачинский, С.В. Тишков, 2014 УДК 340.6
П.А. Мачинский, С.В. Тишков
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУПОВ ПЛОДОВ И НОВОРОЖДЕННЫХ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Сообщение 1. О понятиях «Новорожденность» и «Детоубийство»
Курс судебной медицины (зав. курсом - доц. С.В. Тишков) ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
В современном понимании традиционный юридический термин детоубийство устарел, поскольку он перестал ограничиваться сроками его совершения только во время или сразу же после родов. Судя по комментариям к ст. 106 УК РФ, детоубийство теперь захватывает весь период новорожденности (т.е. от 0 до 28 дней после родов). Поэтому традиционное судебно-медицинское понимание новорожденности (как периода, ограничиваемого пределами только 1 суток после родов) тоже устарело.
Ключевые слова: новорожденность, детоубийство.
A FORENSIC MEDICINE INVESTIGATION OF FETUS AND NEWBORN BABY CORPSES IN THE PROCESS OF LEARNING MEDICINE.
Report 1. On the notions of the “Newborn” and the “Feticide”
P.A. Machinsky, S.V. Tishkov
In the present-day interpretation, the traditional juridical term “infanticide” has become obsolete, for it is no longer limited by the time of the commitment during or immediately after the baby delivery. According to commentaries to Article 106 of the Russian Federation Criminal Code, the infanticide now embraces the whole period of pregnancy, i.e. from 0 to 28 days after the delivery. For this reason, the traditional forensic medicine conception of the newborn baby, as a period limited by one dry after the delivery, has also become obsolete.
Key words: newborn, infanticide.
Судебно-медицинская экспертиза (исследование) трупов плодов и новорожденных является составной частью раздела судебно-медицинской танатологии. Среди всех экспертиз (исследований) трупов частота их составляет около 0,1% [1]. При изучении этой темы у студентов старших курсов, которые прошли акушерство, неонато-логию, педиатрию и другие смежные дисциплины, часто возникают вопросы, касающиеся терминологии.
Цель настоящей работы и всех последующих - попытаться устранить некоторые противоречия относительно специфики судебно-медицинской и юридической терминологии, которые возникают между преподавателями и студентами в процессе изучения темы «Судебно-медицинское исследование трупов плодов и новорожденных».
По мере развития медицины и дифференциации ее на различные специальности у врачей различного профиля сложились совершенно разные представления о продолжительности периода новорожденности. Например, акушерское понятие новорожденности включало в себя только ранний период - от первого вдоха до момента отпадения пуповины (т.е. первые 4-7 дней). Педиатрическое понятие новорожденности включало в себя не только ранний, но и поздний период новорожденности - от момента отпадения пуповины до адаптации ребенка к новым условиям жизни вне организма матери (в среднем до 3-4 недель) после родов [3, 12].
Существовало мнение, что длительность периода новорожденности индивидуальна и зависит от того, насколько быстро новорожденный ребенок способен приспособиться (адаптироваться) к меняющимся условиям внешней среды. Считалось, что у доношенных младенцев период новорожденности короче, а у недоношенных длиннее. Поэтому в целом длительность периода ново-рожденности различные авторы определяли по-разному с разбросом показателей в пределах 2-8 недель и даже более [19]. В настоящее время в связи с вступлением в силу МКБ-10 (1995) эти разногласия врачей-клиницистов были формально устранены. Теперь период новорожденности (неонатальный период) исчисляется от момента рождения до 28 полных дней внеутробной жизни включительно. Он в свою очередь условно делится на ранний период
новорожденности (первые 7 дней жизни включительно) и поздний период новорожденности (после 7 полных дней жизни и до 28 полных дней жизни).
Традиционное судебно-медицинское понятие ново-рожденности, существенно отличается от акушерского и педиатрического. Традиционно с судебно-медицинских позиций новорожденным признавался ребенок, который родился мертвым или прожил после родов в течение очень короткого промежутка времени (обычно не более 1 суток). Такое специфическое и достаточно узкое понятие новорожденности существует в судебной медицине до сих пор, хотя делаются попытки подвести его под общепринятые стандарты.
Например, В.Л.Попов [8] в учебнике по судебной медицине пишет: «Существующее в судебной медицине понятие «новорожденность» появилось одновременно с таким преступлением, как «детоубийство». Это понятие исходило от органов правосудия и сводилось не к новорожденности как таковой, а к состоянию матери во время и сразу после родов, когда она в силу своего психофизического состояния не совсем понимала, что с ней происходит и что она делает. Поначалу, вводя это понятие, законодатель не до конца раскрыл его суть. Эта неопределенность в четком ограничении периода новорожденнос-ти законом определила на долгие годы споры и дискуссии судебных медиков о том, какой же временной период вкладывать в это понятие и нужно ли это понятие вообще. Поэтому неудивительно, что в трудах ведущих судебных медиков (Н.В. Попов, В.М. Смольянинов, М.И. Райский, М.И. Авдеев) нет четких рекомендаций по определению периода новорожденности, не было таких указаний и в соответствующих регламентирующих документах. Между тем «этим суткам» есть следующие объяснения:
- медицинские - продолжительность родов условно можно принять за 1 сутки, к исходу которых психика женщины без отягощенного анамнеза, согласно мнению психиатров, должна прийти в норму;
- юридические - совершение женщиной, родившей ребенка, какого-либо преступления спустя 1 сутки после родов должно рассматриваться как умышленное». Рассмотрим это более подробно.
48
Юридический аспект понятия новорожденность.
Юридический термин «детоубийство» в нашей стране традиционно применяли только к новорожденному ребенку, которого убивала мать во время или сразу же после родов (в срок не более 1 суток). Когда новорожденного ребенка убивала не мать, а отец или какой-то другой человек (пусть даже по просьбе матери новорожденного), то это деяние квалифицировалось уже не как детоубийство, а как убийство. Если ребенка убивала его мать через 1 сутки после рождения или в более поздние сроки (т.е. когда он с юридических, а, следовательно, и судебно-медицинских позиций переставал быть новорожденным), то это тоже считалось не детоубийством, а убийством [7].
Соколова З.Ю., И.В. Буромский с соавт. [11], провели историко-правовой анализ того, как в России и других странах определяли статус новорожденного ребенка с юридических позиций. Они отмечают, что убийство матерью новорожденного ребенка в обиходе юристы и эксперты, называют исторически сложившимся термином «детоубийство». Это с позиций закона является неточным, поскольку это понятие официально не фигурирует ни в одной статье уголовного законодательства, а упоминается лишь в комментариях к некоторым статьям закона. Упоминание термина детоубийство имеется только в инструктивном письме № 2 Уголовно-кассационной коллегии Верховного суда РСФСР от 1926 г. К началу ХХ века в ряде стран (в отличие от России) законодателями уже была юридически определена продолжительность периода новорожденности. Так, согласно Саксонскому, Вюртембергскому, Брауншвейгскому и Баденскому уголовным законам период новорожденности был определен, как интервал равный 24 ч, а по Баварскому законодательству - до 3-х дней. В действующей на настоящее время в ст. 106 УК РФ [16] так и не уточнили время, в течение которого убийство матерью своего ребенка правомочно квалифицировать как убийство новорожденного.
Медицинский аспект понятия новорожденность.
С медицинских позиций ограничение юристами и судебно-медицинскими экспертами периода новорож-денности сроком только до одних суток было связано с представлением о том, что рожающая женщина находится в особом психическом состоянии, которое было описано еще в середине XIX века. Оно получило название аффект растерянности или синдром Ашаффенбурга [7, 12]. Хорошо известно, что уже во время беременности в организме женщины происходят гормональные сдвиги, которые влекут за собой изменения ее психики (появляются повышенная раздражительность, плаксивость, отвращение к определенным запахам, агрессивность и др.). Ее состояние еще больше изменяется во время физиологических родов или сразу же после них. У женщины возникает своеобразное временное острое расстройство психики в форме аффекта (иногда вплоть до родового или послеродового психоза). В этот период женщина не всегда в состоянии воспринимать рождающегося ребенка как самостоятельную личность (человека), продолжая видеть в нем плод и ощущая его как источник боли и страдания. Такая женщина с измененной психикой не способна в полной мере критически оценивать и контролировать свои поступки. Поэтому в процессе родов или тотчас после них она по отношению к новорожденному может либо бездействовать, либо совершать какие-то импульсивные, непредсказуемые и необдуманные действия. Например, она может оставить своего новорожденного ребенка без надлежащего ухода, причинить ему повреждения или даже убить его.
Детоубийство может быть активным или пассивным. Активное детоубийство - убийство матерью своего ново-
рожденного ребенка с применением различных факторов внешней среды (механических, термических, химических и др.). Пассивное детоубийство - оставление матерью своего новорожденного ребенка без надлежащего ухода и помощи. Смерть в последнем случае обычно наступает от общего переохлаждения.
Только к концу первых суток после физиологических родов психика женщины обычно приходит в норму. Поэтому неправомочные деяния (действия или бездействие) женщины в этот период, которые были направлены на лишение жизни своего ребенка, с юридических позиций расценивались уже не как детоубийство, а как убийство.
Вышеприведенные данные объясняют причину того, что у юристов и судебно-медицинских экспертов длительное время существовало довольно специфическое и достаточно узкое понятие новорожденности (короткий промежуток времени от момента рождения до конца 1 суток).
Ситуация стала изменяться с момента принятия УК РФ [16], когда впервые убийство матерью новорожденного ребенка было выделено в отдельную статью. В ней (ст. 106 УК РФ) под юридическим термином детоубийство понимают «убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью своего ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости». Следовательно, в настоящее время закон выделяет три вида детоубийства: а) во время родов или сразу же после родов; б) в условиях психотравмирующей ситуации; в) в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.
Убийство матерью своего новорожденного ребенка во время или сразу же после родов (первая ситуация) не обязательно связывается с каким-либо психическим расстройством матери. Этот вид детоубийства юристами и судебно-медицинскими экспертами традиционно ограничивался пределами только 1 суток после родов.
Остальные два вида детоубийства, указанные в ст. 106 УК РФ не ограничиваются столь узким промежутком времени, а затрагивают весь период новорожденности. Это касается тех случаев, когда мать убивает своего новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.
Психотравмирующая ситуация может быть вызвана самыми различными факторами. Например, отец новорожденного ребенка отказался от него, родители матери или другие лица унижают и оскорбляют ее за рождение ребенка вне брака, у матери нет средств на уход за ребенком и т.д.
Убийство в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, может иметь место, когда у матери новорожденного ребенка налицо расстройство психики. Поэтому она не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст. 22 УК РФ). В подобных случаях следователю необходимо назначить судебно-психиатрическую экспертизу для решения вопроса о вменяемости матери-детоубийцы.
По некоторым данным у всех матерей в течение 1 мес. после родов риск послеродового психоза возрастает в 7 раз. Пик начала психоза приходится на 2 нед. после родов. Небольшой, но существенный риск отмечают, по крайней мере, в течение 2 лет после родов, особенно у первородящих женщин [2].
Детоубийство наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными
49
работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ). Тогда как убийство (ст. 105 УК РФ), то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет. Следовательно, ныне действующий УК РФ (1996) рассматривает детоубийство, как особый вид убийства, совершенного при смягчающих обстоятельствах.
К моменту принятия УК РФ (действует с 1 января 1997 года) уже вступили в силу приказ-постановление МЗ РФ и Госкомстата Рф № 318/190 от 04.12.1992г. [9], информационное письмо главного судебно-медицинского эксперта от 17.11.1993 года № 1528/01-04 [5], а также МКБ-10 (1995). В этих нормативных документах с медицинских позиций определены единые границы неонатального периода для врачей всех специальностей (от момента рождения до 28 полных дней внеутробной жизни включительно), а также критерии живорождения и мертворождения.
Традиционное понимание новорожденности до сих пор пока еще встречается в судебной медицине в силу живучести старых традиций и представлений. Об этом свидетельствуют практически все учебники и справочники по судебной медицине, которые были изданы после 2000 года, т.е. когда уже прошло достаточно много времени от момента принятия вышеперечисленных нормативных документов. В том числе это относится к издательской деятельности и таких авторитетных судебных медиков, как В.В. Томилин, Г.А. Пашинян [10], Л.Е. Кузнецов [6], В.Н. Крюков [14], Ю.А. Неклюдов [12], В.В. Хохлов [17]. При
этом авторы учебников обычно пишут, что с точки зрения судебной медицины новорожденным является младенец, который обладает признаками, которые с несомненностью свидетельствуют о его недавнем рождении, имея в виду так называемые «признаки новорожденности». С современных позиций такое понимание термина «признаки новорожденности», является устаревшим.
Волков В.Н., А.В. Датий [4], Ю.Д. Гурочкин, Ю.Д. Со-седко [15] в своих учебниках по судебной медицине вообще пропустили раздел, посвященный судебно-медицинскому исследованию (экспертизе) трупов новорожденных. Видимо авторы просто не захотели приводить устаревшие данные по этой теме, которые касаются не только понятия новорожденность.
Таким образом, в современном понимании традиционный юридический термин детоубийство устарел, поскольку он перестал ограничиваться сроками его совершения только во время или сразу же после родов. Судя по комментариям к ст. 106 УК РФ, детоубийство теперь захватывает весь период новорожденности (т.е. от 0 до 28 дней после родов). Поэтому традиционное судебномедицинское понимание новорожденности (как периода, ограничиваемого пределами только 1 суток после родов) тоже устарело. В связи с этим преподавателям ВУЗов необходимо внести соответствующие коррективы в учебный процесс. Следует избегать использования термина «признаки новорожденности», заменив его терминами «признаки недавних родов» или «признаки раннего (позднего) неонатального периода».
Литература:
1. Ардашкин А.П., Недугов Г.В. Судебно-медицинская экспертиза трупов плодов и новорожденных (экспертно-правовая характеристика, гистологическая диагностика). — Самара: Офорт. 2006. — 145 с.
2. Акушерство и гинекология. Дифференциальная диагностика от А до Я / под ред. Тони Холлингуорта; пер. с англ. под ред. Н.М. Подзолковой. — М.: ГЭОТАР- Медиа, 2010. — 400 с.
3. Буромский И.В., Клевно В.А., Пашинян Г.А Судебно-медицинская экспертиза: Термины и понятия: Словарь для юристов и судебно-медицинских экспертов. — М.: Норма. — 2006. — 256 с. — (Словари для юристов-профессионалов).
4. Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 639 с.
5. Информационное письмо главного судебно-медицинского эксперта от 17.11.1993 года N 1528/01-04 «О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения».
6. Кузнецов Л.Е. Судебно-медицинская экспертиза. Книга практического врача. — Москва 2002. — 640 с.
7. Купов И.Я., Уткин В.М., Сутулов Ю.Л., Торсуева М.В. Судебно-медицинская экспертиза трупа новорожденного. — Рязань,-1981. — 85 с.
8. Попов В.Л. Судебная медицина: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002. — 608 с.
9. Приказ-постановление Минздрава РФ и Госкомстата РФ Ns 318/190 от 04.12.1992г. «О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения».
10. Руководство по судебной медицине. /Под ред. В.В. Томилина, Г.А. Пашиняна. — М.: Медицина, 2001. — 576 с.
11. Соколова З.Ю., Буромский И.В., Туманов Э.В., Башкирева Е.А., Кильдюшов Е.М. О правомерности установления факта новорожденности ребенка на основании экспертизы его трупа // Судебно-медицинская экспертиза N 2. — 2011. — С. 53-56.
12. Судебная медицина: справочник /Ю.А. Неклюдов. — М.: Дрофа, 2007. — 608 с.
13. Судебная медицина: Учебник для юрид. вузов. /Под общ. ред. В.Н. Крюкова. — М.: Норма, 2005. — 437 с.
14. Судебная медицина: Учебник для юридических вузов. / Под общ. ред. проф. В.Н. Крюкова. — М.: Норма, 2004. — 448 с.
15. Судебная медицина: Учебник для юридических и медицинских вузов / Ю.Д. Гурочкин, Ю.И. Соседко. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 320 с.
16. Уголовный кодекс Российской Федерации (действует с 1 января 1997 г.) Москва «Новая Волна», 1997.
17. Хохлов В.В. Судебная медицина: Руководство. Изд-е 3-е перераб. и доп. — Смоленск, 2010. — 992 с.
18. Хохлов В.В., Гусаков Ю.А. Энциклопедический словарь судебно-медицинских и криминологических терминов. Видные судебные медики. — Минск: Медисонт, 2000. — 276 с.
19. Хрущелевски Э., Шперль-Зейфридова Г. Секция трупов плодов и новорожденных. Патологоанатомическая и судебно-медицинская диагностика и техника. Издательство медицинской литературы МЕДГИЗ. — 1962. — Москва. — 224 с.