Научная статья на тему 'Судебно-медицинская оценка переломов грудных позвонков у пострадавших в салоне современного легкового автомобиля при ДТП'

Судебно-медицинская оценка переломов грудных позвонков у пострадавших в салоне современного легкового автомобиля при ДТП Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
179
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
травма в салоне легкового автомобиля / переломы позвонков / trauma in the passenger compartment / vertebral fractures

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Седых Е.П.

Исследованы повреждения позвоночника у погибших при ДТП в салоне движущегося современного легкового автомобиля, оборудованного средствами безопасности (ремнями и подушками безопасности для водителя и пассажира переднего сиденья) у 85 водителей, у 55 пассажиров переднего сиденья, у пассажиров заднего сиденья: 15 – слева, 18 – в центре и 14 – справа. Установлена максимальная частота переломов грудных позвонков у водителей и пассажиров переднего сидения, минимальная – у пассажиров заднего сиденья. У водителя наблюдается множественность переломов позвонков, чаще на нескольких уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Седых Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC MEDICAL EVALUATION OF FRACTURES OF THE THORACIC VERTEBRAE IS AFFECTED IN THE MODERN INTERIOR OF THE CAR DURING THE ACCIDENT

Investigated injuries to the spine has perished in an accident in the cabin of a moving modern car equipped with safety belts and airbags for driver and front passenger seat) 85 drivers with 55 passengers front seat, back seat passengers: 15 left, 18 in the center and 14 on the right. Set the maximum frequency of fractures of the thoracic vertebrae of the drivers and passengers front seat, minimum – passengers in the rear seat. The driver observed the multiplicity of fractures of the vertebrae, often on several levels.

Текст научной работы на тему «Судебно-медицинская оценка переломов грудных позвонков у пострадавших в салоне современного легкового автомобиля при ДТП»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 4 ■ Октябрь

Таблица 1 - Клиническая характеристика основной группы

Характеристика Среднее значение Мальчики Девочки

Средний возраст (годы) 6,7±0,063 7,0±0,098; 6,4 ±0,104

Среднее значение SKORAD 23,1±0,68 23,7±1,3 22,4±0,4

Тяжелое течение АД 9,7±0,47 12,4±1,0 6,6±0,3

Среднетяжелое течение АД 58±0,8 58,9±1,5 56,1±1,7

Легкое течение АД 24±0,7 27,9±1,4 19,8±1,3

Литература

1. Гостищева Е. В. Исследование психоэмоционального статуса у детей с атопическим дерматитом /Е. В. Гостищева // Актуальш питання фармацевтично! i медично! науки та практики. - 2013. - № 3. - С. 21-23.

2. Миченко А.В. Атопический дерматит: аспекты психосоматических расстройств, их классификация и комплексная терапия. Автореф. дис. канд. мед. каук. - М., 2000. - 18 с.

3. Чернышов П.В. Атотчний дерматит та яшсть життя хворо! дитини та и родини / П. В. Чернишов// Укра!нський журнал дерматологи, венерологи, косметологи. - 2007,-№1.С.21-23

4. Ткаченко О. Я. Актуальшсть вивчення показника якосл життя в дггей з алерпчними захворювання /О. Я. Ткаченко// Здоровье ребенка.-2013.-№8 (51).-С. 16-19.

References

1. Gostishheva E. V. Issledovanie psihojemocional'nogo statusa u detej s atopicheskim dermatitom /E. V. Gostishheva // Aktual'ni pitannja farmacevtichno! i medichno! nauki ta praktiki. - 2013. - № 3. - S. 21-23.

2. Michenko A.V. Atopicheskij dermatit: aspekty psihosomaticheskih rasstrojstv, ih klassifikacija i kompleksnaja terapija. Avtoref. dis. kand. med. kauk. - M., 2000. - 18 s.

3. Chernyshov P.V. Atopichnij dermatit ta jakist' zhittja hvoro! ditini ta u rodini / P. V. Chernishov// Ukra!ns'kij zhurnal dermatologi!, venerologi!, kosmetologi!. - 2007,-№1.S.21-23

4. Tkachenko O. Ja. Aktual'nist' vivchennja pokaznika jakosti zhittja v ditej z alergichnimi zahvorjuvannja /O. Ja. Tkachenko// Zdorov'e rebenka.-2013.-№8 (51).-S.16-19.

Седых Е.П.

Аспирант кафедры судебной медицины Первого Московского государственного медицинского университета

имени И.М. Сеченова

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ОЦЕНКА ПЕРЕЛОМОВ ГРУДНЫХ ПОЗВОНКОВ У ПОСТРАДАВШИХ В САЛОНЕ СОВРЕМЕННОГО ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ ПРИ ДТП

Анотация

Исследованы повреждения позвоночника у погибших при ДТП в салоне движущегося современного легкового автомобиля, оборудованного средствами безопасности (ремнями и подушками безопасности для водителя и пассажира переднего сиденья) - у 85 водителей, у 55 пассажиров переднего сиденья, у пассажиров заднего сиденья: 15 - слева, 18 - в центре и 14 - справа. Установлена максимальная частота переломов грудных позвонков у водителей и пассажиров переднего сидения, минимальная - у пассажиров заднего сиденья. У водителя наблюдается множественность переломов позвонков, чаще на нескольких уровнях.

Ключевые слова: травма в салоне легкового автомобиля, переломы позвонков.

Sedykh E.P.

Postgraduate, Department of forensic medicine of the First Moscow state medical University named after I. M. Sechenov,

FORENSIC MEDICAL EVALUATION OF FRACTURES OF THE THORACIC VERTEBRAE IS AFFECTED IN THE MODERN INTERIOR OF THE CAR DURING THE ACCIDENT

Abstract

Investigated injuries to the spine has perished in an accident in the cabin of a moving modern car equipped with safety belts and airbags for driver and front passenger seat) - 85 drivers with 55 passengers front seat, back seat passengers: 15 left, 18 in the center and 14 on the right. Set the maximum frequency of fractures of the thoracic vertebrae of the drivers and passengers front seat, minimum - passengers in the rear seat. The driver observed the multiplicity of fractures of the vertebrae, often on several levels.

Keywords: trauma in the passenger compartment, vertebral fractures.

Использование средств индивидуальной безопасности в современных автомобилях изменило характер повреждений у пострадавших в салоне движущегося автомобиля при ДТП, что делает актуальным исследование данного вида автомобильной травмы [1]. Сравнительный анализ полученных при ДТП повреждений у пострадавших может быть использован для судебно-медицинской диагностики местоположения в салоне легкового автомобиля. Проведенные нами исследования повреждений органов брюшной полости показали перспективность такого похода [2, 3]. В то же время работ, в которых приводится подробный анализ повреждений позвоночника при ДТП крайне мало [4]. Вышеизложенное определило цель и задачи настоящего исследования.

Целью работы явилось изучение особенностей повреждений позвоночника у пострадавших при ДТП в салоне движущегося современного легкового автомобиля, оборудованного средствами безопасности (ремнями и подушками безопасности для водителя и пассажира переднего сиденья).

67

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 4 ■ Октябрь

Материалы и методы исследования. Материалом исследования явились архивные данные судебно-медицинских экспертиз проведенных в г. Москва за период с 2005 по 2012 гг. Все обстоятельства ДТП и местоположение погибших были известны из обстоятельств дела. Исследованы повреждения у 85 водителей, 55 пассажиров переднего сиденья (ППС), 15 пассажиров заднего сиденья слева (ПЗС-Л), 18 в центре (ПЗС-Ц) и 14 справа (ПЗС-П). Половая характеристика потерпевших в данной работе не учитывалась, все потерпевшие были в возрасте 20-65 лет. В работе использовались сравнительный и морфометрический методы исследования. Для получения общих сведений о характере переломов позвонков учитывали их характер: переломы тела, поперечных, остистых отростков, дуг, суставных отростков.

Результаты собственных исследований и их обсуждение.

I. Количественная характеристика повреждений позвонков у пострадавших в салоне автомобиля.

В исследованных случаях у водителей было повреждено 278 позвонков, в среднем 3,3 на одно наблюдение. У ППС диагностировано 63 поврежденных позвонков, т.е. 1,1 на одно наблюдение, у ПЗС-Л - 20 повреждений позвонков, или 1,3 на один случай, у ПЗС-Ц - 23, также 1,3 на одно наблюдение, у ПЗС-П выявлено 14 повреждений -1 повреждение на 1 случай (рис. 1). Таким образом, наибольший показатель поврежденных позвонков был отмечен у водителя ТС, наименьший у ППС и ПЗС-П.

II. Морфологические особенности переломов позвонков в зависимости от местоположения пострадавшего в салоне автомобиля.

Для установления основных морфологических различий был исследован характер переломов позвонков образующихся при травматизации грудного отдела позвоночника в условиях дорожно-транспортного происшествия.

Повреждения у водителей.

Повреждения грудного отдела проявлялись преимущественным переломом верхних (59%) и средних (36%) позвонков.

Двойные переломы (32) верхне-грудных позвонков формировались несколько чаще одиночных (29 переломов), в одном случае отмечен тройной перелом. Наблюдалось 16 одиночных и 22 двойных перелома средне -грудных позвонков. Было отмечено 2 одиночных и 3 двойных перелома нижне-грудных позвонков.

Повреждения верхне-грудных позвонков характеризовались компрессионными переломами тел грудных позвонков (чаще III-го и несколько реже II-го) с разрывами межпозвоночных дисков, преимущественно между II, III и IV грудными позвонками, а также разрывом передней продольной связки.

Повреждения средне-грудных позвонков были представлены компрессионными переломами тел грудных позвонков (чаще VI-го и VII-го) с разрывами межпозвоночных дисков, преимущественно между V, VI и VII грудными позвонками, с разрывом передней продольной связки.

Повреждения нижне-грудных позвонков характеризовались однотипными переломами тел IX и X грудных позвонков, разрывами межпозвонковых дисков между IX и X грудными позвонками, и разрывом передней продольной связки. При этом плоскость перелома в телах позвонков располагалось сверху вниз и спереди назад.

Описанные морфологические особенности повреждений верхне- и средне-грудных позвонков связаны с вертикальной компрессией и сгибанием туловища кпереди в сагиттальной плоскости, а характер переломов тел нижне-грудных позвонков указывает на сгибательно-разгибательный механизм [2].

Повреждения у пассажиров переднего сиденья.

Повреждения позвонков грудного отдела были одноуровневыми, характеризовались компрессионными переломами тел преимущественно ThI и Th II (50% от всего числа поврежденных грудных позвонков) и ThIII и ThIV (25%) позвонков. Указанные переломы позвонков формировались в результате вертикальной компрессии [6] и сгибания туловища кпереди в сагиттальной плоскости, что подтверждается локализацией поврежденных позвонков, характером перелома и сохранностью передней продольной связки. При этом интенсивность сгибания позвоночника у ППС была менее интенсивной, что отражается на формировании одноуровневых и преимущественно одиночных переломов [2].

Повреждения у пассажиров заднего сиденья слева.

В случаях повреждения грудных позвонков (Th IV и Th XI - по одному наблюдению) отмечены компрессионные переломы тел позвонков, где плоскость излома проходила в направлении спереди назад и сверху вниз.

Повреждения у пассажиров заднего сиденья в центре.

В случаях повреждения грудных позвонков отмечены компрессионные переломы тел верхне- и нижне-грудных позвонков. На уровне ThI-ThIV позвонков происходило истончение межпозвонковых дисков с понижением высоты тел позвонков и незначительным искривлением позвоночного столба в виде дуги в направлении вправо и немного кзади.

На уровне ThIX-ThXII наблюдался перелом тел позвонков в верхней трети со смещением верхней замыкательной пластинки кпереди и вправо. Плоскость изломов проходила в направлении спереди назад и сверху вниз.

Повреждения у пассажиров заднего сиденья справа. У ПЗС-П повреждения грудных позвонков не были выявлены.

Таким образом, максимальная частота переломов грудных позвонков наблюдаются у водителя, минимальная у ППС и ПЗС-П.

У ППС повреждения позвонков грудного отдела были одноуровневыми, характеризовались компрессионными переломами тел преимущественно ThI и Th II (50% от всего числа поврежденных грудных позвонков) и ThIII и ThIV (25 %) позвонков.

Для ПЗС-Л характерна меньшая частота травматизации грудного отдела и большая частота повреждаемости шейного и поясничного отделов позвоночника.

Для ПЗС-Ц характерна значительная частота травматизации грудного отдела.

68

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 4 ■ Октябрь

У ПЗС-П, в отличие от других пострадавших травмировался преимущественно поясничный отдел позвоночного столба.

У водителя наблюдается более интенсивное сгибание и разгибание позвоночника при внутрисалонной травме, что подтверждается многоуровневостью и множественностью переломов позвонков.

Рисунки

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5 0

Водитель ППС ПЗС-Л ПЗС-Ц ПЗС-П

Рис. 1 - Среднее количество поврежденных позвонков на один случай у пострадавших в салоне движущегося

автомобиля при ДТП

100% и

90% -80% -70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рис. 2 - Частота травмирования шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника у пострадавших в салоне

движущегося автомобиля при ДТП.

Литература

1. Пиголкин Ю.И., Попов В.Л., Дубровин И.А., Судебная медицина. Учебник. МИА, 2011 - 424 с.

2. Пиголкин Ю.И., Дубровина И.А., Николенко Н.В., Дубровин И.А. Судебно-медицинская оценка условий тупой травмы живота по повреждениям печени (обзор литературы). Вестник Авиценны - 2014. - № 1. - С. 136-138.

3. Пиголкин Ю.И., Дубровина И.А., Дубровин И.А.,Чирков Р.Н., Мосоян А.С., Хачатурян Б.С., Даллакян В.Ф. Характеристика разрывов двенадцатиперстной кишки в зависимости от ее топографо-анатомических особенностей и обстоятельств тупой травмы живота. Судебно-медицинская экспертиза. - 2013. - № 4. - С. 7-11.

4. Коновалов А.И., Крюков В.Н., Новоселов В.П., Плаксин В.О., Саркисян Б.А., Янковский В.Э.. Диагностикум механизмов и морфологии переломов при тупой травме скелета. Том 3. Механизмы и морфология повреждений позвоночника. - Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1998. - 140 с.

5. Пиголкин Ю.И., Дубровин И.А., Седых Е.П., Мосоян А.С. Судебно-медицинская оценка переломов шейных позвонков у водителя и пассажира переднего сиденья при травме в салоне современного легкового автомобиля при ДТП. Судебно-медицинская экспертиза. - 2015. - № . - С.

6. Неотложная травматология / Томас А. Скарлетта, Джефри Дж. Шнайдер; пер. с англ. - М.: ООО «МИА», 2005. - 744с

References

1. Pigolkin Ju.I., Popov V.L., Dubrovin I.A., Sudebnaja medicina. Uchebnik. MIA, 2011 - 424 s.

2. Pigolkin Ju.I., Dubrovina I.A., Nikolenko N.V., Dubrovin I.A. Sudebno-medicinskaja ocenka uslovij tupoj travmy zhivota po povrezhdenijam pecheni (obzor literatury). Vestnik Avicenny - 2014. - № 1. - S. 136-138.

69

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 4 ■ Октябрь

3. Pigolkin Ju.I., Dubrovina I.A., Dubrovin I.A.,Chirkov R.N., Mosojan A.S., Hachaturjan B.S., Dallakjan V.F. Harakteristika razryvov dvenadcatiperstnoj kishki v zavisimosti ot ee topografo-anatomicheskih osobennostej i obstojatel'stv tupoj travmy zhivota. Sudebno-medicinskaja jekspertiza. - 2013. - № 4. - S. 7-11.

4. Konovalov A.I., Kijukov V.N., Novoselov V.P., Plaksin V.O., Sarkisjan B.A., Jankovskij V.Je.. Diagnostikum mehanizmov i morfologii perelomov pri tupoj travme skeleta. Tom 3. Mehanizmy i morfologija povrezhdenij pozvonochnika. - Novosibirsk: Nauka. Sibirskoe predprijatie RAN, 1998. - 140 s.

5. Pigolkin Ju.I., Dubrovin I.A., Sedyh E.P., Mosojan A.S. Sudebno-medicinskaja ocenka perelomov shejnyh pozvonkov u voditelja i passazhira perednego siden'ja pri travme v salone sovremennogo legkovogo avtomobilja pri DTP. Sudebno-medicinskaja jekspertiza. - 2015. - № . - S.

6. Neotlozhnaja travmatologija / Tomas A. Skarletta, Dzhefri Dzh. Shnajder; per. s angl. - M.: OOO «MIA», 2005. - 744s.

Скакодуб А. А.

Кандидат медицинских наук, доцент, кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии,

Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова СЛИЗИСТАЯ ОБОЛОЧКА ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ С РЕВМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Аннотация

Целью нашего исследования явилось повышение уровня диагностики и лечения патологии слизистой оболочки полости рта у детей с ревматическими заболеваниями. Основными задачами нашего исследования явилось: выявить все виды патологических изменений слизистой полости рта у детей с данной патологией; на основании клинических, морфологических и иммуно-гистохимических исследований слизистой оболочки полости рта - определить основные диагностические признаки каждой нозоологии; а так же установить зависимость между длительностью течения основного заболевания, применяемой базисной терапией и патологией слизистой оболочки полости рта у детей с ревматическими заболеваниями. Мы надеемся, что наши исследования помогут в диагностике основных признаков каждой нозоологической формы ревматических заболеваний у детей и выбрать правильную тактику лечения патологии слизистой, что способствует уменьшению присоединения вторичной инфекции и осложнений течения основного заболевания у детей.

Ключевые слова: патология слизистой оболочки у детей с ревматическими заболеваниями, системная красная волчанка, системная склеродермия, дерматомиозит, ревматоидный артрит.

Skakodub A.A.

Academic adviser - MD, assosiate professor,

Chair of Pediatric Dentistry and Orthodontics,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University ORAL MUCOSA IN CHILDREN WITH RHEUMATIC DISEASES

Abstarct

The purpose of our research is to raise the level of diagnostics and treatment of mouth cavity's mucous membrane pathology of children with rheumatismal diseases. The main aims of our research are to educe all the sorts of pathological changements of mouth cavity's mucosa of children with this pathology; based on clinical, morphologic and immunohistochemical researches of mouth cavity's mucous membrane to define basic diagnostic characteristics of each nosology; also to determine the dependence between the time duration of the main disease applied by baseline therapy and by mouth cavity's mucous membrane pathology of children with rheumatismal diseases. We hope that our researches will help in diagnostics of main characteristics of each nosological form of children's rheumatismal diseases and to choose the right tactics in mucosa's treatment that will favor to the decrease of postprimary infection joining and complications of the children's main course disease.

Keywords: mouth cavity's mucous membrane pathology of children with rheumatismal diseases, systemic lupus erythematosus, systemic scleroderma, dermatomyositis, rheumatoid arthritis.

Modern Rheumatology combines a number of diseases in a group of systemic connective tissue diseases, which are characterized not only the morphological changes of the last, but to some extent impaired immune processes (Geppe N.A., Liskina G.A., 2011); particularly significant for these violations of autoimmune and immune-complex diseases in which they constitute the core mechanism of pathogenesis. In clinical practice, the most frequent 4 groups of systemic connective tissue diseases are: rheumatism, diffuse disease (systemic lupus erythematosus and systemic scleroderma, dermatomyositis, etc.), systemic vasculitis and rheumatoid arthritis (Nasonova V.A. 2008). These chronic diseases are often characterized by severe course, the defeat of all organs and systems and lead to disability of patients.

Many years of experience in providing dental care to these children (Skakodub AA 2000) suggests that the diagnosis and treatment of lesions of the oral mucosa (OM) of these children leads dentists, pediators, rheumatologists to a standstill because there is no literature which clearly describes the main diagnostic features of OM lesions characteristic of each nosological form rheumatic diseases in children. In this regard, the goal was set - to identify the main diagnostic features of lesions of the oral mucosa for each nosological form and identify the manifestations of secondary infection in the mouth, caused by prolonged intake or immunosuppressive glucocorticosteroid therapy of children with rheumatic diseases.

Under our observation were 246 children aged 3 to 17 years with rheumatic diseases who are on continuous treatment and dispensary observation of children's diseases in the clinic of the Moscow Medical Academy. Moscow Medical Academy, one with systemic lupus erythematosus (SLE) 115 children with rheumatoid arthritis (RA) 105, with dermatomyositis (DM), 20 with systemic scleroderma (SSD), 36 children.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.