Научная статья на тему 'Особенности повреждений от действия осколков автомобильного стекла у водителя и пассажира переднего сиденья'

Особенности повреждений от действия осколков автомобильного стекла у водителя и пассажира переднего сиденья Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1347
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМА / АВТОМОБИЛЬНОЕ СТЕКЛО / ВОДИТЕЛЬ / ПАССАЖИР ПЕРЕДНЕГО СИДЕНЬЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Кудреватых К. А., Светлаков А. В.

Показаны некоторые особенности повреждений, возникающих при автомобильной травме у водителя и пассажира переднего сиденья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Кудреватых К. А., Светлаков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности повреждений от действия осколков автомобильного стекла у водителя и пассажира переднего сиденья»

ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

© К.А. Кудреватых, А.В. Светлаков, 2012 УДК 340.624

К.А. Кудреватых, А.В. Светлаков ОСОБЕННОСТИ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОТ ДЕЙСТВИЯ ОСКОЛКОВ АВТОМОБИЛЬНОГО СТЕКЛА У ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРА ПЕРЕДНЕГО СИДЕНЬЯ

Кафедра судебной медицины с курсом правоведения (зав. кафедрой - доц. А.В. Светлаков)

ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А. Вагнера» Показаны некоторые особенности повреждений, возникающих при автомобильной травме у водителя и пассажира переднего сиденья.

Ключевые слова: травма, автомобильное стекло, водитель, пассажир переднего сиденья.

FEATURES OF DAMAGES FROM ACTION OF SPLINTERS OF AUTOMOBILE GLASS AT THE DRIVER AND THE PASSENGER OF THE FORWARD SEAT K.A. Kudrevatyh, A.V. Svetlakov Some features of the damages arising at an automobile trauma at the driver and the passenger of a forward seat are shown.

Key words: a trauma, automobile glass, the driver, the passenger of a forward seat.

Актуальность смертельной транспортной травмы в условиях современных мегаполисов не вызывает сомнений, причем повреждения, возникающие у пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) внутри салона автомобиля, как показывает практика, отличаются разнообразием и нередко вызывают определенные трудности относительно их судебно-медицинской диагностики. При исследовании трупов лиц, погибших в ДТП в условиях неочевидности, помимо вопросов, касающихся характера, локализации и механизма образования повреждений, судебному медику по заданию следствия нередко приходится решать вопрос относительно обстоятельств случившегося. Применительно к внутрисалонной травме при наличии нескольких пострадавших, принципиально важной для следствия является информация о месте расположения участников ДТП в салоне автомобиля на момент катастрофы. Одним из ключевых моментов в данной ситуации будет установление лица, управлявшего транспортным средством. Травмы осколками разбившихся автомобильных стекол встречаются, как правило, у водителей и пассажиров передних сидений, что навело на мысль о возможности разработки дополнительных критериев судебно-медицинской дифференциальной диагностики повреждений от действия осколков разбившегося стекла при травме внутри салона легкового автомобиля.

Для решения поставленной задачи было изучено 370 заключений судебно-медицинской экспертизы трупов лиц, погибших в салонах транспортных средств на дорогах Перми в период 2004-2008 гг. Повреждения водителей и пассажиров переднего сиденья осколками стекла отмечены в 41 случае, что составило 11% от общего числа таких пострадавших. Информация о расположении водителя и

пассажиров в салоне автомобиля на момент ДТП базировалась на данных установочной части постановлений о назначении судебно-медицинской экспертизы и в дальнейшем была подтверждена в ходе следствия; 20 человек на момент получения травмы управляли автомобилем, 17 являлись пассажирами переднего сиденья. В четырех случаях информации о расположении участников ДТП в изучаемой документации не имелось, при этом во всех взятых за основу заключениях была зафиксирована достаточно четкая морфологическая картина, свойственная повреждениям от осколков разбившегося лобового/боковых стекол, что также было отмечено в большинстве экспертных выводов.

Анализ экспертных заключений, помимо количества, характера и морфологии травм, обнаружения в ранах, на теле и одежде пострадавших осколков разбившихся автомобильных стекол, в первую очередь учитывал точную анатомическую локализацию повреждений.

В таблице 1 представлено количественное соотношение частоты встречаемости повреждений в зависимости от локализации и места расположения участников ДТП в салоне автомобиля.

Как следует из таблицы, наиболее часто повреждаемыми анатомическими областями стеклом, вне зависимости от места расположения пострадавших в салоне, являлись открытые участки тела: лицо (щечно-скуловые, лобная и межбровные области), область запястий и тыльная поверхность кистей. Реже повреждались область носа (спинка и крылья), губы и подбородок, повреждения височных областей, передней и боковых поверхностей шеи были отмечены только у пассажиров. Численное соотношение частоты встречаемости повреждений в зависимости от

Таблица 1

Водитель Пассажир переднего сиденья

Лицо (без указания точной локализации) 5 6

Лобная и межбровная области 7 6

Щечно-скуловые области 5 10

Область носа 2 3

Губы и подбородок 3 4

Височные области и волосистая часть головы - 2

Передняя и боковые поверхности шеи - 2

Разгибательная поверхность предплечий 4 2

Область запястья и тыл кистей 9 5

Грудная клетка 1 1

Примечание: В таблице учитывались данные пострадавших, место расположения которых в салоне автомобиля на момент ДТП было известно согласно установочной части Постановления о назначении экспертизы.

локализации и места расположения участников ДТП в салоне автомобиля, свидетельствует о том, что наибольшей травматизации осколками стекла у водителей подвержены разгибательная поверхность предплечий, область запястий, тыльная поверхность кистей и пальцев. Это можно объяснить особенностями положения рук относительно конструктивных элементов салона: кисти водителя всегда находятся на рулевом колесе и, в момент столкновения, пытаясь справиться с управлением, водитель, как правило, сохраняет их первоначальное положение. Достаточно характерной локализацией травм у пассажиров передних сидений, согласно таблице, является лицо (щечно-скуло-вые области). Можно полагать, что кисти и предплечья пассажиров разбившимся стеклом травмируются в меньшей степени, поскольку располагаются чаще на коленях или бедрах, т.е. вне зоны прямого действия осколков.

Во всех случаях нами отмечен достаточно четкий полиморфизм изучаемых травм. Повреждения осколками автомобильного стекла представлены разнообразной формы ссадинами (участками осаднения), ранами, иногда внутрикожными кровоизлияниями, как правило, они множественные, располагаются беспорядочно, хаотично, имеют различное направление и ориентацию концевых отделов, на отдельных участках сливаются и пересекаются между собой, образуя сплошную иссеченную раневую поверхность, местами рассеиваются. В некоторых случаях такие участки принимают сложную геометрическую форму. Среди морфологических особенностей ссадин отмечены размеры и различная их форма, чаще линейная, иногда овальная, волнистая или неопределенная. В большинстве же случаев от действия осколков разбившегося стекла отмечены множественные, чаще поверхностные раны, некоторые переходящие в ссадины. Форма их самая различная, как правило, линейная, щелевидная, Г-образная или углообразная, иногда неправильной линейной формы или в виде извилистых линий, размерами от «точечных» до 4,5 см длиной. Края ран в большинстве случаев описаны как ровные, иногда как ровные и мелковолнистые (мелкофестончатые), концы в основном остроугольные, иногда приостренные или закругленные. В 24 случаях (58,5%) в просвете или глубине ран были выявлены мелкие (длиной менее 0,1 см) и довольно крупные (размерами до 0,4х0,4х0,5 см), различной формы осколки стекла. Подобного вида осколки обнаруживались в карманах и складках одежды водителей и пассажиров.

Таким образом, проведенный анализ экспертных заключений позволяет сделать вывод, о том, что осколками стекла вне зависимости от места расположения пострадавших в салоне автомобиля, как правило, повреждаются открытые участки тела - лицо, предплечья и кисти, при этом все повреждения обладают достаточно четко выраженным полиморфизмом. У лиц, управляющих транспортным средством, наибольшей травматизации разбившимся стеклом подвержены разгибательная поверхность предплечий, область запястий, тыльная поверхность кистей и пальцев, в отличие от пассажиров передних сидений, для которых более характерны повреждения лица (щечно-скуловых областей).

© С.И. Индиаминов, С.А. Блинова, 2012 УДК 340.624

С.И. Индиаминов, С.А. Блинова УЧАСТИЕ СТРУКТУР ГОЛОВНОГО МОЗГА В ТАНАТОГЕНЕЗЕ ПРИ КРОВОПОТЕРЕ И ГЕМОРРАГИЧЕСКОМ ШОКЕ

Кафедра судебной медицины и патологической анатомии (зав.кафедрой - доц. С.И.Индиаминов) и гистологии (зав.кафедрой - доц. Ф.С.Орипов) Самаркандского государственного медицинского института

Определение соотношения перицеллюлярного, периваскулярного отёков позволил установить, что участие нервных и сосудистых структур головного мозга в танатогенезе при разных видах кровопотери неодинаков. При острой, массивной кровопотере и геморрагическом шоке определяется преимущественное поражение нейронов в продолговатом мозге. В гипоталамусе наряду с нейронами в танатогенезе участвуют также и внутримозговые сосуды. При геморрагическом шоке не всегда сохраняется тип танатогенеза, проявляющийся при аналогичном ранении. Роль сосудистой системы мозга в танатогенезе более всего проявляется в коре полушарий ГМ.

Ключевые слова: головной мозг, кровопотеря, геморрагический шок, танатогенез.

PARTICIPATION OF BRAIN STRUCTURES IN THANATOGENESIS AT HEMORRHAGE AND HEMORRHAGIC SHOCK S.I. Indiaminov, S.A. Blinova

Definition of the correlation of pericellular and perivascular edemas has allowed to establish, that participation of nervous and vascular structures of brain in thanatogenesis at different kinds of hemorrhage is not the same. At acute,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.