Научная статья на тему 'Повреждения грудной клетки и дифференциальная диагностика травмы пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия внутри салона автомобиля'

Повреждения грудной клетки и дифференциальная диагностика травмы пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия внутри салона автомобиля Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2154
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Козлов А.И. Авдеев. С.В.

Представленная методика применениядискриминантно-го анализа разработана с целью выявления закономерностей повреждений мягких тканей, костного каркаса и органов грудной клетки, обнаруживаемых при судебно-медицинском исследовании трупов лиц, погибших в салонах автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления в результате дорожно-транспортных происшествий. Изучены и математически обработаны характерные повреждения, выявляемые при секционном исследовании и имеющие дифференциально-диагностическое значение для установления местонахождения пострадавших в салоне автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия. Установлена определенная закономерность повреждений в области грудной клетки, характерная для водителей и пассажиров. Разработана дифференциально-диагностическая таблица стандартизованных коэффициентов, позволяющая установить, управлял ли пострадавший в момент дорожно-транспортного происшествия автомобилем, или находился на пассажирском сиденье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Козлов А.И. Авдеев. С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIAL DIAGNOSTICS OF TRAUMA RECEIVED INSIDE PASSENGER COMPARTMENT AT CAR ACCIDENT

The presented technique of the discriminative analysis application is designed with the purpose of finding out the principles of soft-tissue injury, bone skeleton and thoracic organs revealed under judicial-medical investigation of corpes/ dead bodies died inside passenger compartment with a right-handed steering control as a result of car accident. The definite types of traumas revealed under sectional survey are investigated and mathematically monitored. They have differential-diagnostic value for the determination of victims’ location inside passenger compartment at the moment of motor vehicle accident. Certain regularity of damages in the thoracic organs for drivers and passengers is determined The differential-diagnostic chart of adjusted rate is developed, allowing ascertaining, what place the victim was taking at the moment of accident (a driver or a passenger).

Текст научной работы на тему «Повреждения грудной клетки и дифференциальная диагностика травмы пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия внутри салона автомобиля»

4. Allison P. // Surg. Gyn. Obstet. 1951. Vol. 92. P. 419-431.

5. Anvari M. // Surg. Endosc. 1996. Vol. 10. P. 199-201.

6. Bonavina L., Evander T., De Meester et al. // Amer. J. Surg. 1986. Vol. 151, № 1. P. 25-34.

Значимость проведения судебно-медицинской экспертизы смертельной травмы внутри салона автомобиля в настоящее время все более возрастает, а дифференциальная диагностика и установление лица, управлявшего автомобилем в момент дорожно-транспортного происшествия (особенно в случае смертельной травмы), представляется одной из наиболее сложных и актуальных проблем судебной медицины. В ходе расследования уголовных дел, как следственным путем, так и при помощи проведения судебно-медицинских и автотехнических экспертиз, необходимо установить местонахождение погибших в салоне автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия [3].

Повреждения людей в салоне автомобиля обычно возникают в результате столкновения автомобиля с другим транспортным средством или с неподвижными предметами, а также при опрокидывании автомобиля или его падении с высоты. Резкое снижение скорости автомобиля или его внезапная остановка приводят к смещению пассажиров и водителя в силу инерции вперед и вверх, что способствует соударению головы водителя о потолок, ветровое стекло и выступающие части салона автомобиля, кроме того, происходит удар грудной клеткой и (или) животом о рулевое колесо. Наружные повреждения при данном виде травмы локализуются, как правило, на передней поверхности тела. Водитель при дорожно-транспортном происшествии находится в более выгодном положении, так как его внимание сконцентрировано, а тело более фиксировано упором на педали и рулевое колесо, особенно в последние мгновения перед аварией. Пассажиры находятся преимущественно в отно-

7. Koufman J.A. // Laryngoscope (Suppl. 53). 1991. Vol. 1, P. 1-78.

8. Kuhn J. Toohill R.J., Uvualp S.O. et al. //Laryngosopre. 1998. Vol. 108, P. 1146-1149.

сительно расслабленном состоянии и не всегда успевают понять происходящее и вовремя сконцентрироваться, что ведет к более легкому их смещению по направлению к травмирующим предметам [1]. Это обусловлено тем, что частота смертельных повреждений у водителей и пассажиров неодинакова, пассажиры переднего сиденья погибают в 7 раз чаще водителей и 5,5 раза чаще пассажиров заднего сиденья [5].

На локализацию и характер повреждений оказывает влияние расположение и форма частей салона, скорость движения автомобиля, масса и положение тела пострадавшего и другие факторы. Чем больше скорость движения автомобиля и внезапнее остановка, тем выше сила инерции, а следовательно, и сила удара тела человека о части салона [I, 3-5].

Дифференциальная диагностика травмы лиц, находившихся внутри салона автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия при невыясненных обстоятельствах, представляет значительные трудности [3, 4]. Поскольку одной из основных задач судебно-медицинской экспертизы дорожно-транспортного происшествия является реконструкция событий и установление точного местонахождения лиц в салоне автомобиля, мы поставили перед собой задачу изучить особенности повреждения груди, определить диагностические признаки и их коэффициенты, составить таблицы для дифференцировки рассматриваемых видов травм.

Материалы и методы

Нами было изучено 100 трупов лиц, погибших в салонах автомобилей, из них 50 были лица, управлявшие

□□□

УДК 340.264.2 : 617.54 - 001-07 А.И. Авдеев. C.B. Козлов

ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ТРАВМЫ ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ВНУТРИ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

(достоверно установлено) автомобилем в момент ДТП, а 50 находились в момент ДТП на пассажирском сиденье. Во всех исследованных случаях были автомобили японского производства с правым расположением рулевого управления. 60 указанных случаев составил архивный материал Хабаровского краевого бюро судебной медицины за 2003-2005 г., а 40 случаев — собственные наблюдения за аналогичный период. Среди погибших за рулем автомобиля было 46 мужчин в возрасте преимущественно от 18 до 40 лет и 4 женщины примерно аналогичного возраста. Среди погибших пассажиров было 26 мужчин в возрасте от 18 до 70 лет и 24 женщины в возрасте от 18 до 60 лет. При секционных исследованиях и анализе изучали морфологические особенности повреждений мягких тканей и костей грудной клетки, внутренних органов груди с последующей математической обработкой полученных данных. Данные заносились в электронные таблицы и в последующем обрабатывались методом дискриминантного анализа [2]. По полученным результатам была составлена ма-тематико-вероятностная таблица дифференциальной диагностики указанных видов травмы. При работе над диагностической таблицей все обнаруженные при исследовании трупов повреждения в области груди (с учетом их локализации, расположения и характера) были обозначены как самостоятельные признаки.

Таким образом, в результате проведенного исследования создана диагностическая таблица, содержащая шкалу из 75 признаков-повреждений (в ходе обработки был исключен ряд первоначально взятых признаков, как не имеющих диагностической ценности). В окончательный вариант таблицы включены 42 признака-повреждения, оказавшиеся наиболее информативными для дифференциальной диагностики вида травмы (таблица).

Значимость дискриминантных функций определяется на основе критерия хи-квадрата Пирсона, рассчитываемого при помощи лямбды Уилкса [2]. Этот критерий проверяет, значимо ли различает дискрими-нантная функция групповые средние. Если различие значимо, дискриминантная функция пригодна для дискриминации и может быть проинтерпретирована. В ходе произведенных расчетов в дискриминантной функции было получено значение лямбды Уилкса — 0,4432, критерий хи-квадрат Пирсона — 62,6409, р-величина — 0,0210.

Таким образом, получено значение р-величины — менее 0,05, что соответствует статистической достоверности с вероятностью более 95%. Полученная дискриминантная функция пригодна для разделения наблюдения на 2 группы.

Результаты и обсуждение

В ходе разделения исследуемого материала по признаку водитель — пассажир, были получены 2 группы, в которых совпадения составил 88% у водителей и 86% у пассажиров. Таким образом, общий процент корректной классификации составил 87%. Коэффициенты диагностики (в дальнейшем стандартизованные коэффициенты) сформированы из полученных в ходе математической обработки (методом дискриминантного анализа) стандартизованных коэффициентов. Для простоты обработки данные коэффициенты были умножены на 100. Из функции дискриминантного анализа «Group Centroids» были

Резюме

Представленная методика применениядискриминантно-го анализа разработана с целью выявления закономерностей повреждений мягких тканей, костного каркаса и органов грудной клетки, обнаруживаемых при судебно-медицинском исследовании трупов лиц, погибших в салонах автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления в результате дорожно-транспортных происшествий.

Изучены и математически обработаны характерные повреждения, выявляемые при секционном исследовании и имеющие дифференциально-диагностическое значение для установления местонахождения пострадавших в салоне автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия. Установлена определенная закономерность повреждений в области грудной клетки, характерная для водителей и пассажиров. Разработана дифференциально-диагностическая таблица стандартизованных коэффициентов, позволяющая установить, управлял ли пострадавший в момент дорожно-транспортного происшествия автомобилем, или находился на пассажирском сиденье.

A.I. Avdeev, S.V. Kozlov

DIFFERENTIAL DIAGNOSTICS OF TRAUMA RECEIVED INSIDE PASSENGER COMPARTMENT AT CAR ACCIDENT

Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary

The presented technique of the discriminative analysis application is designed with the purpose of finding out the principles of soft-tissue injury, bone skeleton and thoracic organs revealed under judicial-medical investigation of corpes/ dead bodies died inside passenger compartment with a right-handed steering control as a result of car accident.

The definite types of traumas revealed under sectional survey are investigated and mathematically monitored. They have differential-diagnostic value for the determination of victims' location inside passenger compartment at the moment of motor vehicle accident. Certain regularity of damages in the thoracic organs for drivers and passengers is determined The differential-diagnostic chart of adjusted rate is developed, allowing ascertaining, what place the victim was taking at the moment of accident (a driver or a passenger).

получены следующие результаты распределения стандартизованных коэффициентов: для водителей — от 0 до -110, для пассажиров — от 0 до +110.

При использовании данной таблицы необходимо после проведения судебно-медицинского исследования трупа погибшего в результате дорожно-транспортного происшествия внимательно изучить все наружные и внутренние повреждения, локализованные в области грудной клетки, при этом необходимо иметь ввиду, что один признак может учитываться только один раз. Полученный результат полностью зависит от внимательной оценки выявленных повреждений при определении их в качестве признаков повреждений. Таким образом, используя результат, полученный путем сложения выявленных при исследовании трупа стандартизованных

Дифференниально-диагностические признаки повреждений грудной клетки у водителей и пассажиров автомобилей с правым расположением рулевого управления

№ признака повреждения Наименование признака-повреждения Число признаков Стандартизованный коэффициент

XI Очаговые ссадины передней поверхности грудной клетки 22 - 12

Х.2 Полосовидные ссадины передней поверхности грудной клетки 14 - 18

X 3 Полосовидные ссадины задней поверхности грудной клетки 6 -13

Х.4 Кровоподтеки передней поверхности грудной клетки 7 +30

Х.5 Кровоизлияния в мягкие ткани передней поверхности грудной клетки 70 -14

Х.6 Кровоизлияния в мягкие ткани левой боковой поверхности груди 37 + 10

Х.7 Кровоизлияния в мягкие ткани правой боковой поверхности груди 28 +8

Х.8 Кровоизлияния в мягкие ткани задней поверхности грудной клетки 24 -4

Х.9 Перелом ключицы слева 12 +56

X 10 Перелом ключицы справа 10 -30

Х.11 Перелом грудины (одиночный) 19 -1

X. 12 Сгибательные переломы ребер по передней поверхности грудной клетки слева (окологрудинная и средняя ключичная линии) 30 + 19

X. 13 Сгибательные переломы ребер по левой боковой поверхности грудной клетки(передняя, средняя и задняя подмышечные линии) 19 -9

X 14 Сгибательные переломы ребер по задней поверхности грудной клетки слева(околопозвоночная и лопаточная линии) 8 -7

Х.15 Разгибательные переломы ребер по передней поверхности грудной клетки слева(окологрудинная и средняя ключичная линии) 9 +10

Х.16 Разгибательные переломы ребер по левой боковой поверхности грудной клетки (передняя, средняя и задняя подмышечные линии) 17 +22

X 17 Разгибательные переломы ребер по задней поверхности грудной клетки слева(околопозвоночная и лопаточная линии) 18 -15

Х.18 Сгибательные переломы ребер по передней поверхности грудной клетки справа (окологрудинная и средняя ключичная линии) 22 -23

X 19 Сгибательные переломы ребер по правой боковой поверхности грудной клетки (передняя, средняя и задняя подмышечные линии) 12 +14

Х.20 Сгибательные переломы ребер по задней поверхности грудной клетки справа(околопозвоночная и лопаточная линии) 12 -29

Х.21 Разгибательные переломы ребер по передней поверхности грудной клетки справа (окологрудинная и средняя ключичная линии) 12 -5

Х.22 Разгибательные переломы ребер по правой боковой поверхности грудной клетки (передняя, средняя и задняя подмышечные линии) 13 +23

Х.23 Разгибательные переломы ребер по задней поверхности грудной клетки справа (околопозвоночная и лопаточная линии) 13 -5

X 24 Перелом грудного позвонка 10 -3

Х.25 Повреждения спинного мозга 4 + 11

Х.26 Одиночные разрывы левого легкого (по передней поверхности) 3 + 15

Х.27 Одиночные разрывы левого легкого (в области корня) 12 +23

Х.28 Множественные разрывы левого легкого (по передней поверхности) 11 -1

Х.29 Множественные разрывы левого легкого (по задней поверхности) 9 -8

Х.ЗО Одиночные разрывы правого легкого (в области корня) 17 + 14

Х.31 Множественные разрывы правого легкого (по передней поверхности) 8 +3

Х.32 Множественные разрывы правого легкого (по задней поверхности) 10 -12

Х.ЗЗ Кровоизлияния под плеврой и в паренхиме левого легкого 68 +5

Х.34 Кровоизлияния под плеврой и в паренхиме правого легкого 67 + 12

Х.35 Кровоизлияние в левую плевральную полость 51 -10

Х.36 Кровоизлияние в правую плевральную полость 50 +43

X 37 Кровоизлияние в средостение 36 -95

Х.38 Кровоизлияние в сердечную сорочку 16 +15

X 39 Кровоизлияние в сердечную мышцу 6 -39

X 40 Разрывы правого желудочка 5 -23

Х.41 Разрывы левого предсердия 5 +27

Х.42 Разрывы левого желудочка 5 -24

коэффициентов соответствующих признакам повреждений, можно с вероятностью 88% для водителей и 86% для пассажиров установить, где находился потерпевший в момент дорожно-транспортного происшествия.

Например, при обработке полученных в ходе исследования трупа данных выявлено: Пример 1.

Х.1+Х.15+Х.21+Х24+Х.33+Х.34+Х.37= (-12)+Ю+(-5)+(-3)+5+12+(-95)=-88 Пример 2.

Х.4+Х.29+Х.30+Х.33+Х.34+Х.35+Х.36= 30+(-8)-1-14+5+12+(-10)+43=86. Из полученных результатов видно, что случай, показанный в примере 1, соответствует водителю, случай в примере 2 — пассажиру.

Выводы

Таким образом, в представленной таблице показаны характерные повреждения, получаемые при дорожно-транспортном происшествии пострадавшими, находившимися в салоне автомобиля. Используя разработанную нами математико-вероятностную диффе-

ренциально-диагностическую таблицу, можно определить месторасположение пострадавшего в автомобиле с правосторонним расположением рулевого управления в момент дорожно-транспортного происшествия.

Литература 1. Ардашкин А.Д. Морфологические особенности, механизмы и математическая диагностика травмы водителей и пассажиров внутри автомашины: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1986. 19 с.

2. Дюк В. Обработка данных на ПК на примерах. СПб.: Питер, 1997. 231 с.

3. Гедыгушев И.А. Ростошинский Э.Н. // Суд. -мед. эксперт. 1994. №4. С. 7-10.

4. Иванов В.К., Сидоров Ю.С. // Судебно-медицин-ская экспертиза механических повреждений: Респ. сб. науч. тр. М„ 1988. С. 80-82.

5. Клепче И.К., Югов Г.Г. // Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы. Пермь, 1977. С. 46-48.

□□□

УДК 340.624.1 : 611.77 -001 А.И. Авдеев, К.А. Чернышов

ЗАВИСИМОСТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И МЕТРИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КОЛОТО-РЕЗАНЫХ РАН ОТ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПОВРЕЖДЕНИЙ НА ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА

Дальневосточный государственный медицинский университет, ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» МЗ Хабаровского края, г. Хабаровск

В настоящее время достаточно хорошо изучены морфологические свойства колото-резаных повреждений, идентификация колюще-режущего орудия по совокупности признаков колото-резаных ран [1-12]. Однако при этом отсутствуют четкие критерии зависимости мор-фометрических свойств повреждений от локализации в различных областях тела человека, отсутствуют данные о рекомендуемых областях проведения экспериментальных исследований ножей (как орудий травмы), кроме рекомендаций наносить экспериментальные повреждения в ту же область, что и оригинальные повреждения; нет сведений о возможных кожных заменителях как следовоспринимаюших объектах, которые могли бы в полной мере отображать свойства ножа как следообразу-ющего объекта. Указанные выше причины определяют актуальность и своевременность экспериментального исследования.

По данным литературы [3, 6, 13], прочностные свойства кожи зависят от совпадения направления действующей силы относительно ориентации коллагеновых волокон (линий Лангера). Максимальное сопротивление кожа оказывает при совпадении направления воздействия с ориентацией этих волокон, удельная прочность кожи

на растяжение вдоль линий Лангера требует нагрузки почти в 3 раза большей, чем в поперечном направлении. Однако нет четких данных о степени растяжимости (эластичности) кожи вдоль и поперек этих линий. Состояние кожи, ее тонус (тургор) изменяются как при возникновении патологии, так и с возрастом — заметные возрастные изменения проявляются после 30-40 лет [6, 13]. В то же время путем исследования ультразвуком установлено, что толщина кожи остается неизменной до 70 лет [14]. С возрастом изменяется эластичность кожи — уменьшается эластическая деформация.

Материалы и методы

Нами изучено 285 судебно-медицинских экспертиз трупов лиц, скончавшихся в результате причинения колото-резаных повреждений. Для проведения экспериментальных наблюдений были выбраны биоманекены в возрастной группе 31-40 лет, нормального тургора кожи. Экспериментальные повреждения (100 наблюдений) наносили в 5 областей: шею, грудь, живот, спину, бедро.

Для прогнозирования, учета характера и механизма разрушения кожи нами учитывались следующие характеристики:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.