Научная статья на тему 'Судебная система России: историко-правовой обзор'

Судебная система России: историко-правовой обзор Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1752
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ЗАКОН / КОДЕКС / JUDICIAL REFORM / SYSTEM ANALYSIS / LAW / CODEC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Карина Викторовна, Меркулова Мария Сергеевна, Мышевская Карина Владимировна

В данной статье рассмотрен процесс формирования организационного обеспечения деятельности судов. Определены стадии судопроизводства в России на протяжении длительного времени. Проведен исторический обзор в различные временные рамки. Проанализирована цикличность отдельных проявлений деятельности судов в России на основании повторяемости развития истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The judicial system of Russia: historical and legal review

This article is about the process of or ganizational support formation of courts activity. During a long time, there were defined different stages of legal proceedings in Russia. The historical review was carried out in different times. Also, there was analyzed cyclone of individual manifestation of courts in Russia based on repeatability of history.

Текст научной работы на тему «Судебная система России: историко-правовой обзор»

УДК 34(47+57)(094) «9/19»

К. В. Иванова, М. С. Меркулова, К. В. Мышевская

Судебная система России: историко-правовой обзор

В данной статье рассмотрен процесс формирования организационного обеспечения деятельности судов. Определены стадии судопроизводства в России на протяжении длительного времени. Проведен исторический обзор в различные временные рамки. Проанализирована цикличность отдельных проявлений деятельности судов в России на основании повторяемости развития истории.

This article is about the process of or ganizational support formation of courts activity. During a long time, there were defined different stages of legal proceedings in Russia. The historical review was carried out in different times. Also, there was analyzed cyclone of individual manifestation of courts in Russia based on repeatability of history.

Ключевые слова: судебная реформа, системный анализ, закон, кодекс.

Key words: judicial reform, system analysis, law, codec.

Историко-правовой обзор судебной системы Российского государства необходим для определения многообразного государственного механизма -организационного обеспечения деятельности судов.

Историко-правовой обзор развития судебной власти позволяет сделать вывод о том, что организационное обеспечение деятельности судов в России на протяжении длительного времени, вплоть до XIX в., не являлось самостоятельной функцией какого-либо органа. Органы власти и управления сдерживали самостоятельность судов [9, с. 69; 15, с. 6].

Первым сводом законов древнерусского права является Кодекс - «Русская Правда», дошедший до нас в трех редакциях. Это - «Краткая Правда», «Пространная Правда» и «Сокращенная Правда».

Кодекс был основан на обычном праве. Цель Кодекса - поиск истины, справедливое рассуждение и решение спорных вопросов.

Система Русской Правды регулировала в основном вопросы уголовного права, но также касалась и вопросов, относящихся к области гражданского или процессуального (судебного) права [3, с. 37; 4, с. 93].

© Иванова К.В., Меркулова М.С., Мышевская К.В., 2016

32

В период феодальной раздробленности Руси особый интерес в плане организации правосудия вызывают Новгородская и Псковская республики. В XV в. в данных республиках появляются собственные судные грамоты, в основу которых легли источники, такие как Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями и др.

Например, Псковская судная грамота 1467 г., регулировала гражданско-правовые отношения, судебное право, обязательственное право, рассматривала некоторые виды политических и государственных преступлений. Впервые дела, разрешенные судом, пересмотру не подлежали [1, с. 64; 4, с.101; 18, с. 366].

В ходе развития феодальных отношений усовершенствовались юридические понятия и формы судопроизводства. Исполнение судейских функций переходило в вид постоянной профессиональной государственной деятельности. Это требовало установления единообразия судопроизводства и влекло за собой появление процессуальной процедуры, создание законодательных основ правосудия [15, с. 6].

В XV-XVI вв. гражданско-правовые отношения постепенно формируются в определенную сферу, которая регулировалась специальными нормами, включенными в различные сборники (грамоты, судебники и др.).

В это время основными источниками общерусского права были: великокняжеское (царское) законодательство, постановления Земских соборов, «приговоры» Боярской думы, отраслевые распоряжения приказов, а также создавались более сложные формы законодательства: общерусские кодексы (Судебники, Соборное уложение). Были сформированы уставная книга Разбойного приказа, указные книги Поместного и Земского приказов «Новоуказные статьи» стали промежуточным этапом кодификации русского права в период между Судебниками и Соборным уложением (первая половина XVII в.) [7, с. 88; 21, с. 274].

В данный период времени существовали следующие типы уставных грамот:

- кормленные или наместничьи (фиксируют размеры «корма», судебных пошлин, штрафов, другие сборы в пользу должностных лиц);

- таможенные (определяют размер таможенных пошлин с различных видов товаров и с разных категорий купцов);

- губные (оформляют передачу губным старостам преследования разбойников и суд по разбойным делам);

- земские (регулируют организацию управления посадскими людьми, черными, дворцовыми крестьянами и делятся на уставные - главным образом

33

определяют сбор налогов с населения; судные - определяют порядок судопроизводства) [2, с. 159].

В связи с образованием Русского централизованного государства (XV -XVII вв.) на смену великокняжеского законодательства Боярской думы и Земских соборов появились общероссийские Судебники (1497 и 1550 гг.).

Одна из главных целей Судебника 1497 г. - это распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства. Данный свой законов стал инструкцией для организации судебного процесса и суда в целом. Со времени создания Судебника можно говорить об окончательном разделении компетенции между церковным и светским судами и об образовании на Руси суда - государственного учреждения правосудия [9, с. 70].

Судебник 1550 г. - первый в истории Руси нормативно-правовой документ, официально признанный единственным источником власти и включающий в себя принципы уголовного, гражданского и земельного права. Судебный процесс при Иване Грозном делился на две формы:

- состязательный процесс - рассматривались гражданские и уголовные дела по менее тяжким преступлениям при помощи свидетельских показаний и присяги;

- розыскной процесс - ведение уголовных дел по более серьезным преступлениям (например, убийство или разбой).

В период становления абсолютной монархии основным источником права являлось Соборное уложение 1649 г. Оно было создано на основе как российского, так и зарубежного законодательства (Судебники 1497 и 1550 гг., Литовский статут 1588 г., указные книг, челобитные и др.).

В Уложении впервые была реализована систематизация законодательства (967 статей в 25 главах), разграничение норм права по отраслям. Судебное право в Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса, а также произошло четкое разделение судебного процесса на две формы: «суд» и «розыск».

В гл. 10 Уложения подробно описываются процедуры суда. Например: «суд» начинался с «вчитания», подачи челобитной жалобы. Затем происходил вызов приставом ответчика в суд. Ответчик мог представить поручителей. Ему предоставлялось право дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины (отсутствие, болезнь), но после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота [1, с. 142 с; 10, с. 250].

Что касается розыска, то он применялся по наиболее серьезным уголовным делам. Особое внимание отводилось преступлениям против государ-

34

ства. Дело в розыскном процессе начиналось с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления или с обычного наговора. После этого в дело вступали государственные органы. Потерпевший подавал заявление, и пристав с понятыми отправлялся на место преступления для проведения дознания. Процессуальными действиями был «обыск», т. е. допрос всех подозреваемых и свидетелей [17, с. 463].

Если прежде вершители суда кормились за счет поборов, взимавшихся за разрешение судебных дел, то в дальнейшем был наложен запрет «брать посулы». Устанавливался конкретный размер пошлины в зависимости не от усмотрения судьи, а от характера дела и оспариваемой суммы. Основная часть пошлины шла в пользу великого князя, остальная распределялась между судьями [15, с. 6].

В 1719 г. Петром I была проведена судебная реформа. В 1722 г. вместо нижних судов были созданы провинциальные суды в составе воевод и заседателей, в 1727 г. упразднились надворные суды. Их функции передавались губернаторам. Дела по политическим обвинениям решались в органах политической полиции и в Сенате, а также лично императорам.

По мнению многих учёных, существенным недостатком дореформенных судов была их сословность, практически каждый социальный слой имел «свой» суд. К концу XVIII в., например, сформировались суды отдельно для крепостных и государственных крестьян, для торговцев и ремесленников, для дворян, для военных и чиновников и др.

В конце XVIII - начале XIX в. состоялось упразднение верхних, а потом и отдельных нижестоящих судов. В целом же судов было большое количество, каждый из которых имел свои особенности.

Одной из отрицательных сторон суда того времени являлось негласное разбирательство дел. Например, рассмотрение дела проходило без участия сторон, в том числе подсудимых и т. д. Это способствовало неограниченному произволу судебных чиновников, в том числе и судей. Эти и другие недостатки деятельности судов заставили власть задуматься над необходимостью изменить судебную реформу. Во многих европейских странах это уже было сделано [1, с. 275].

В 1718-1720 гг. произведено преобразование органов городского самоуправления. Были учреждены магистраты, которые подчинялись губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился. Он пополнился адаптированными иностранными актами, такими как манифест, устав, регламентам, объявленный указ, утвержденными резолюциями монарха докладами и актами других форм.

В связи с огромным числом издаваемых актов требовалось проведение систематизации. Палата об уложении, учрежденная в 1700 г., кодифицировала правовые нормы.

Для законодательной деятельности периода абсолютизма присуще подробная регламентация всех сторон частной и общественной жизни. Оттого особое внимание уделялось правовому регулированию и формам правовых актов (регламенты, манифесты, именные указы, уставы).

В результате кодификационной работы первой четверти XVIII в. были созданы:

• Воинский артикул 1715 г. - свод военно-уголовного законодательства. Структура кодекса заимствовала родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренней иерархией по важности деяния. Каждый артикул излагал отдельный вид правонарушения и назначал санкцию;

• Генеральный регламент (Устав коллегиям) 1720 г., который охватывал все стороны нового административного законодательства. В основу регламента был положен шведский Канцелярский устав 1661 г. Структура Устава коллегиям: положения об обязанностях и должностях коллегий и государственных учреждений (определены нормы административной ответственности, установлены состав и категории служащих и др.);

• «Пункты о вотчинных делах» 1725 г., в основу которых легли нормы частного права из Указа о единонаследии и других последующих актов о наследовании. Данный свод законов обобщил судебную практику и толкование закона по правоприменению, дополнял и изменял предыдущее законодательство о наследовании.

Формы законодательных актов петровского времени:

- регламенты: Кригскомиссариат (о выдаче жалованья в полках -1711 г.), Штат-контора (о государственных расходах - 1719 г.), Коммерц-коллегия (о торговле - 1719 г.), Камер-коллегия (о государственных доходах - 1719 г.), Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий -1720 г.), Главный магистрат (о городском устройстве - 1721 г.), Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении - 1721 г.). Регламенты были актами, с помощью которых определялась общая структура, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений;

- манифесты, которые издавались только монархом с его подписью и были обращены к населению и всем учреждениям (например, объявление о вступлении монарха на престол, начале войны или подписании мира);

- именные указы, издаваемые и подписываемые также только монархом, адресовались Сенату, коллегиям, губернаторам, конкретным государственным учреждениям или должностным лицам с каким-либо решением. Именные указы дополнялись уставами, учреждениями или регламентами;

- указы, издаваемые монархом или от его имени Сенатом и направленные на решение определенного дела, введение или отмену каких-либо норм и принципов. Они адресовались определенному органу или лицу. В форме указа выносились судебные решения Сената;

- уставы - сборники с нормами, которые относились к конкретной сфере государственной деятельности (1716 г. - Воинский устав, 1720 г. - Морской устав, 1729 г. - Вексельный устав).

В Воинском артикуле 1715 г. была создана первая систематизация уголовно-правовых норм. Система преступлений петровского времени включала преступления против порядка управления и суда (срывание и истребление указов наказывалось смертной казнью).

В Кратком изображении процессов или судебных тяжб (1715) указывалась регламентация судебного процесса того времени.

Принципы организации суда: - коллегиальное устройство судов; - попытки разделения судебной организации от административной; - учреждение контроля над деятельностью судов со стороны специально учрежденных органов (прокуроров, фискалов, аудиторов); - совмещение гражданской и военной юстиции.

Процесс состоял из трех частей: - первая начиналась оповещением о начале процесса и заканчивалась получением показаний ответчика;

- вторая (само разбирательство) длилась до вынесения приговора;

- третья - от вынесения приговора до его исполнения.

14 декабря 1766 г. Екатерина II издает манифест - созыв депутатов для работы в Уложенной комиссии. Главная задача: кодификация громадного количества нормативно-правовых актов, существующих в стране, поскольку многие документы друг другу противоречили, отсутствовал единый свод законов. Для проведения работы по кодификации документов Екатерина II написала «Наказ». Основой для его написания стали труды: Ш. Монтескьё «О духе законов», Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях», «Энциклопедия» Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера.

Губернская реформа 1775 г. укрепила власть губернаторов и усилила положение местного административного аппарата. Таких же целей преследовали специально созданные полицейские, карательные органы и судебная система.

Возглавлял уездную администрацию земский исправник, который избирался уездным дворянством.

Земский суд управлял земской полицией, а также наблюдал за проведением законов и решений губернских правлений. Для руководства городами была создана должность городничего, а управление губерниями поручалось генерал-губернатору. Он считался главнокомандующим на своем участке, мог непосредственно обращаться с докладом к императору, мог вводить чрезвычайные меры. Генерал-губернатору подчинялись губернаторы.

В процессе судебной реформы была сформулирована и укреплена сословная судебная система. Например, для дворян в каждом уезде создан был уездный суд, члены которого избирались дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, который состоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и десяти заседателей, избранных на три года дворянством.

1779 - 1781 гг. был составлен Устав благочиния, его публикация состоялась в 1782 г.

Главная задача полиции - сохранение общественного порядка, сохранение городского хозяйства, торговли, контроль за исполнением законов и решением местных органов власти, соблюдение церковных порядков. Полиция осуществляла предварительное следствие и розыск преступников, проведение предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции.

Проектом Основных положений судоустройства (1862) сформулированы новые принципы организации судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации; состязательность; гласность; устность судопроизводства; оценка доказательств судом; отделение следствия от суда; всесословность; равенство; несменяемость судей и следователей; прокурорский надзор; выборность.

В 1864 г. - судебная реформа Александра II. Утверждены и вступают в силу основные акты судебной реформы: учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Российская реформа проводилась с учетом специфики эконо-

38

мических, социальных, политических и прочих условий, сложившихся на территории России.

Реформой судебной системы закрепляются новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей.

Измененные функции прокуратуры: общий надзор за законностью; надзор за деятельностью судов; поддержание обвинения в суде; надзор за органами следствия и дознания; надзор за местами лишения свободы.

Сформирован новый институт - адвокатура (присяжные поверенные).

Основой преобразований был положен принцип разделения властей, отделение судебной власти от законодательной, исполнительной, административной. Провозглашается равенство всех перед законом.

Судебная реформа несла на себе целый ряд пережитков прошлого: ограничение компетенции суда присяжных, особый порядок придания суду должностных лиц, недостаточное ограждение судейской независимости от администрации. Все эти факторы ослабляли эффективность проводимой реформы. Специальный Закон о полицейском надзоре 1882 г. усиливает систему всех проводимых мероприятий.

В 1881 г. было принято специальное Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия, закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка. В 1889 г. вступает в действие Положение о земских участковых начальниках, разрушившее идею о раздельности судебной и административной властей. В 1903 г. вступило в силу новое Уголовное уложение. Оно состояло из 37 глав и 687 статей. Число составов преступлений было сокращено в нем до 615. Уложение принимало трехстепенное деление: тяжкое преступление, преступление, проступок.

Впервые давалось определение пространства действия закона: он распространялся на всю территорию России, одинаково на всех лиц, на ней пребывающих. Система наказаний была упрощена, все наказания делились на главные, дополнительные и заменяющие. Сословная принадлежность преступника и жертвы учитывалась судом при определении наказания.

Судебный процесс в пореформенный период включал в себя принципы и институты, выработанные в ходе Судебной реформы 1864 г.: всесослов-ность суда, процессуальное равенство сторон, обеспечение защиты и участие присяжных заседателей, свободная оценка доказательств и др.

Таким образом, реформы Александра I предполагали осуществить в определенных пределах разделение властей (Государственный совет, императорская Канцелярия, Комитет министров), сохраняя доминирующее положение императорской власти. Министерская реформа способствовала дальнейшей централизации управления. Одновременно (уже при Николае I) усиливается роль политической полиции и государственного надзора. Была завершена кодификация права, начатая еще Петром I и Екатериной II. Все изданные с 1649 г. правовые акты в хронологическом порядке были собраны в Полном собрании законов. Избранные из него действующие акты в систематическом порядке (по отраслям) были включены в Свод законов.

Основные законы составили комплекс государственного права. Впервые систематически были изложены положения гражданского права. Вместе с тем сферу уголовного права уже вскоре после принятия Свода пришлось обновлять (в соответствии с изменившимися условиями), для чего в 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Наиболее радикальной буржуазной реформой стала судебная реформа. Все же новые принципы судоустройства и судопроизводства (состязательность, гласность, отделение от администрации и т. п.) носили ярко выраженный либеральный характер.

Ученые считают, что Судебную реформу 1864 г. и ее основные результаты нельзя оценивать односторонне и однозначно, поскольку они несли в себе как положительный, так и отрицательный потенциал [12, с. 177; 13, с. 222].

Таким образом, общеметодологический принцип системного анализа, предполагающий выявление причинных, структурно-динамических, (истори-ко-правовых) аспектов организационного обеспечения деятельности судов в досоветской России, продемонстрировал влияние на эти процессы социально-исторических обстоятельств конкретных эпох. Так, организация судебных систем в Древней Руси (IX - XII вв.); при междоусобице (XII - XV вв.); в Московском княжестве (XV - XVII вв.); в дореформенных судах (XVIII вв.); в период Судебной реформы 1864 г. существенно отличаются друг от друга.

Вместе с тем наблюдается определенная преемственность отдельных проявлений организационного обеспечения деятельности судов в России. Она объективна по причине концентричности, цикличной повторяемости развития истории. Это позволяет выявить определенные аналогии в элементах организации деятельности судов различных периодов.

Список литературы

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - М.: Территория будущего, 2005. - 800 с.

2. Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций. - М., 1859. - 589 с.

3. Дьяконов М. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. - СПб.: Наука. - 384 с.

4. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2005. - 335 с.

5. Исаев М.А. Лекции по истории русского права и государства. Вып. 1. - М.: МГИМО, 1996. - 240 с.

6. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт Древней Руси. - М., 1847. - 327 с.

7. Кавелин К.Д. Устройство гражданских судов от Уложения ц. А.М. до Петра В. - М., 1859. - 422 с.

8. Калачев Н.В. О значении кормчей в системе древнерусского права. - М., 1850. - 215 с.

9. Корякин И.И. Развитие судебной власти в России // Рос. юстиция. - 2007. -№ 1. - С. 69-75.

10. Неволин К.А. История Российских гражданских законов // Собр. соч. -СПб., 1858. - Т. 3. - 399 с.; Т. 4. - 412 с.

11. Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. -М.: Г.А. Леман, 1913. - 337 с.

12. Полянский Н.Н. Уголовный процесс. Уголовный суд, его устройство и деятельность. - М.: Тов. Д.И. Сытина, 1911. - 203 с.

13. Российское законодательство X-XX веков. Судебная реформа. Т. 7,8 / под ред. Б.В. Виленского. - М.: Юрид. лит., 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Российская юстиция. 2003. - № 1. - С. 6-9.

15. Российский судья. 2003. - № 2. - С. 4-7.

16. Самоквасов Д.Я. Курс истории русского права. - М.: Тип. Моск. ун-та, 1908. - 813 с.

17. Сергеевич В.И. Лекции и исследования по истории русского права. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1883. - 664 с.

18. Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. - Юрьев: Тип. К. Маттесена, 1914. - 794 с.

19. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / под ред. Ю.П. Титова и О.И. Чистякова. - М.: Юрид. лит. - 479 с.

20. Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII в. - М., 1856. - 624 с.

21. Чичерин Б.Н. Опыты из истории русского права. - М.: Тип. Эрнста Барф-киехта, 1848. - 402 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.