Научная статья на тему 'Судебная риторика как составная часть ораторского искусства'

Судебная риторика как составная часть ораторского искусства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5702
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / КОММУНИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ ЮРИСТА / COMMUNICATION / PROFESSIONAL LAW LANGUAGE / JUDICIAL RHETORIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федулова Мария Николаевна

В статье описывается место языка в профессиональной деятельности юриста. Автор подчеркивает, что умение говорить публично является необходимым профессиональным качеством юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the problems of judicial rhetoric as a component of public speaking. Language is connected with all the spheres of human-being. The author points out the importance of professional law language knowledge to lawyers.

Текст научной работы на тему «Судебная риторика как составная часть ораторского искусства»

М.А. Федулова

СУДЕБНАЯ РИТОРИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

В статье описывается место языка в профессиональной деятельности юриста. Автор подчеркивает, что умение говорить публично является необходимым профессиональным качеством юриста.

Ключевые слова: язык, коммуникации, профессиональная речь юриста.

Законодатель формирует нормы права при помощи языка. Под языком мы, вслед за Т.Г. Поповой [2, 77] понимаем систему объективно существующих и социально закрепленных фонетических, лексических, грамматических единиц, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также систему правил их употребления и сочетаемости.

Мастерство публичного выступления определяется ясно сформулированной идей, убедительной аргументацией, соразмерным сочетанием рациональных и эмоциональных элементов, хорошим контактом с аудиторией и, конечно же, живой и образной речью. Говоря иными словами, красноречие - это мастерство, искусство

ЛИНГВИСТИКА

ЛИНГВИСТИКА

речи, способность говорить интересно, живо, убедительно, на высоком уровне культуры. Оно достигается в результате длительного совершенствования, специального обучения, а также умелого владения языком.

Риторика также оперирует понятием «слово», которое представляет собой основной инструмент профессиональной деятельности юриста. Именно от того, насколько юрист владеет словом, во многом зависит результат его работы. Действительно, чтобы испортить впечатление от речи и мнение об ораторе, иногда бывает достаточно одного неточно употребленного слова, неудачного оборота или неправильного ударения.

Система классической риторики охватывала процесс от момента начала подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей (инвенции, диспозиции, элокуции, меморио и акцио), что прослеживается и в современной риторике. Инвенция (от латинского «нахождение», «изобретение») включает выбор темы, ее название, сбор и систематизацию эмпирического материала.

Диспозиция (от латинского «расположение») включает выбор жанра публичного выступления, составление плана, а также композицию текста. Третья часть риторики как прикладной лингвистической науки - элокуция (от латинского «словесное выражение»). Она рассматривает учение о выборе слов, их сочетаний, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка.

Четвертая часть риторики - это меморио (от латинского слова «запоминание»), учение о памяти оратора, приемах запоминания. Пятая часть риторики - акцио (от латинского «произнесение», «исполнение») является заключительным разделом, включающим учение о владении средствами выразительной устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерой поведения оратора в аудитории.

Авторитет юриста не в последнюю очередь зависит от его ораторских способностей, от культуры его речи. Под культурой речи мы понимаем такой выбор и организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Проведем небольшой экскурс в судебную риторику. На развитие судебного красноречия в Древней Греции во многом повлияли

законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. В то время в роли обвинителя мог выступать каждый человек, поскольку института прокуроров не существовало. Что касается обвиняемого, то он должен был защищаться сам. Судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, и лиц говорящих не было видно. Это делалось для того, чтобы создать впечатление объективности и каким-то образом нейтрализовать психологическое воздействие.

Условия судебной процедуры в Афинах были сложными: не все обладали даром красноречия, чтобы расположить к себе слушателей. Следовательно, было необходимо учиться выступать перед аудиторией, говорить красиво и убедительно или искать тех, кто мог бы составить выступление, чтобы заучить его наизусть и произнести на суде. Таких сочинителей называли логографами.

Именно подобным образом стали появляться ораторы, чей публичный опыт изучается и ныне. Создателями искусства красноречия считаются мыслители древности: Платон (У-1У вв. до н.э.), Аристотель (IV в. до н.э.), Горий (У в. до н.э.), Демосфен (IV в. до н.э.) и т.д.

В области судебного красноречия выдающимся оратором был Лисий (459 - 380 гг. до н.э.), который заложил основы судебной речи и создал эталон стиля, композиции и аргументации.

В Древнем Риме во II веке до нашей эры знаменитыми судебными ораторами были Марк Порций Катон Старший - автор трудов по юриспруденции, Гай Скрибоний Курион, который, по мнению Цицерона, представлял собой блистательного оратора, Гай Папи-рий Карбон, принимавший участие во многих процессах по уголовным и гражданским делам, Красс и Квинт Гортензий Гортал.

Одним из самых известных ораторов был Марк Тулий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), который являлся главой римского сената, автором трактатов «Об ораторе», «Брут» и «Оратор». Из сочинений Цицерона сохранилось 58 судебных и политических речей, более 800 писем, 19 трактатов по риторике, философии, политике.

Франция также знаменита своими ораторами. Это - архиепископ Фенелон, философы Мирабо, Вольтер, Дидро, Патрю, Комен, Жюль Фавр и др. В России ценный вклад в науку о красноречии внес М.В. Ломоносов.

Развитию ораторского искусства в России во многом способствовали юристы-ораторы. Многие писатели, поэты и художники по образованию были юристами. Это А.Н. Радищев, А.С. Грибо-

ЛИНГВИСТИКА

ЛИНГВИСТИКА

едов, Л.Н.Андреев, А.Н. Апухтин, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, И.Э. Грабарь, А.Н. Бенуа. И.Я. Билибин, М.В. Добужинский.

В 1864 г. в России ввели суд присяжных. Стали публиковаться труды по судебной риторике, написанные известными юристами П.С. Пороховщиковым и А.Ф. Кони, которые обладали огромным запасом знаний, острым, наблюдательным умом, строгой логикой мышления, незаурядным литературным мастерством, а также тонким пониманием человеческой души и умением дать правильный анализ человеческим поступкам [1, 37].

Как полагал П.С. Пороховщиков [1, 37], речь судебного оратора представляет собой художественное произведение. Следовательно, в речи судебного оратора должны присутствовать три части. Во-первых, это - объяснение дела. Во-вторых, это - нравственная и законная оценка преступления. В-третьих, в речи судебного оратора должно присутствовать решение вопроса о виновности/ невиновности подсудимого. Для того, чтобы в речи имелись все три части, необходимо, чтобы судебный оратор владел точным слогом, а также знанием функционирования языка.

Ф.Н. Плевако также являлся выдающимся оратором. Его характерная особенность - способность словесно воссоздать на суде картину преступления.

Говоря об известных юристах России, нельзя не упомянуть имя В.Д. Спасовича, который был блестящим лектором, одаренным юристом, а также литератором, публицистом и критиком. В.Д. Спасович - оратор огромной эрудиции, большой художник, глубокий знаток истории и литературы. Его речи отработаны в мельчайших подробностях. Они поражают силой чеканного слова, богатством языка и глубиной мысли, умелым использований сравнений. В речи В.Д. Спасовича нет усложненных фраз, стиль речи прост и доходчив, высказывание строится в строгом логическом порядке.

Касаясь ораторского творчества В.Д. Спасовича, следует также отметить вслед за известным сборником судебных речей известных юристов [3, 6], что «из замечательной плеяды дореволюционных адвокатов никто так умело и широко не пользовался научными знаниями, как Спасович. Глубокие, поистине энциклопедические знания были его могучим оружием в судебном поединке».

Как оратор известен и К.Ф. Хартулари. Для его речи характерна уравновешенность, внимание к фактам, доказательствам и ули-

кам. Выступления К.Ф. Хартулари в суде отличаются обстоятельным и глубоким разбором доказательств, умением найти в деле основные моменты и дать им правильное освещение. Характерной особенностью его речей является тщательная отделка, соразмерность их частей, глубоко продуманная подача материала.

«Речи К.Ф. Хартулари не блещут драгоценными эффектами выводов, как у Спасовича, - пишет о нем Б. Глинский, - они лишены глубокого научного антуража последнего, но производят подчас такое сильное впечатление совершенно иными достоинствами -простотой, безыскусственностью, спокойствием, детальной разработкой улик и стремлением оратора к нравственно-педагогическим выводам, долженствующим воздействовать благотворно на весь социальный строй общества» [3, 310].

Поскольку умение говорить публично издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста, мы можем сделать вывод о важной роли риторического образования юристов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванова А.П. О языке законов. М., 2007.

2. Попова Т.Г. Национально-культурная семантика языка и когнитивно- социком-муникативные аспекты (на материале английского, немецкого и русского языков). М., 2003.

3. Судебные речи известных русских юристов: Часть 1. М., 2009.

ЛИНГВИСТИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.