Научная статья на тему 'Судебная политика как важнейшая составная часть правоохранительной политики'

Судебная политика как важнейшая составная часть правоохранительной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько А. В., Семикин Д. С.

Судебная политика исследуется как важнейшая составная часть правоохранительной политики, обозначаются цели и задачи судебной политики. Авторы показывают, каким образом судебная политика влияет на формирование и развитие политики правоохранительной. Приводится соотношение понятий «судебная политика», «правозащитная политика», «правоохранительная политика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судебная политика как важнейшая составная часть правоохранительной политики»

А. В. Малько, Д. С. Семикин

СУДЕБНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ [1]

Судебная политика исследуется как важнейшая составная часть правоохранительной политики, обозначаются цели и задачи судебной политики. Авторы показывают, каким образом судебная политика влияет на формирование и развитие политики правоохранительной. Приводится соотношение понятий «судебная политика», «правозащитная политика», «правоохранительная политика».

Ключевые слова: судебная политика, правозащитная политика, правоохранительная политика, правоохранительные органы, судебная система.

A. V. Malko, D. S. Semikin

JUDICIAL POLICY AS THE MAJOR COMPONENT OF LAW-ENFORCEMENT POLICY

Judicial policy is researched as the major component of law-enforcement policy, objectives and problems of judicial policy are determined. The authors show how the judicial policy influences upon formation and development of the law-enforcement policy and give the correlation of such concepts as judicial policy, human rights policy, and law-enforcement policy.

Keywords: judicial policy, human rights policy, law-enforcement policy, law-enforcement agencies, judicial system.

Учитывая заметный кризис в системе правоохранительных органов, сложно

переоценить роль правоохранительной политики. Ее можно определить как научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных

структур по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны, по

выстраиванию полноценной правоохранительной системы.

Правоохранительная политика имеет вполне конкретное содержание, цели, задачи, функции, приоритетные направления.

Ее сущность заключается в выработке и практической реализации охранительных идей и целей стратегического свойства.

В основе этой политики заложены

интеграционные начала. В силу своей природы она способна объединить для достижения общих правоохранительных задач многие разновидности

правовой политики: судебную, правозащитную и т. д.

В частности, под судебной политикой понимается научно обоснованная,

последовательная и системная

деятельность государственных и

негосударственных структур по созданию эффективного правосудия, по выработке и реализации комплекса мер в области судебной деятельности.

Сущность данной разновидности правовой политики состоит в выработке и практической реализации комплекса идей, мер, задач, программ в сфере судебной деятельности.

Судебная политика обладает определенными целями и задачами. Основной целью судебной деятельности традиционно является поддержание в обществе мира и порядка посредством урегулирования социальных конфликтов. Цели судебной политики, в свою очередь, носят меняющийся характер и зависят от того, какие

аспекты социального предназначения суда в конкретной исторической ситуации выходят на первый план и становятся наиболее актуальными. Исходя из положений Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства». Таким образом, основная цель судебной политики должна заключаться в повышении уровня защищенности прав и законных интересов человека в России.

Из целей вытекают и задачи, к которым С. И. Орешкин в настоящий момент справедливо относит следующие: обеспечение законности

и обоснованности судебных решений и приговоров; совершенствование исполняемости судебных решений; повышение доступности правосудия; ускорение судопроизводства; улучшение материально-технического

обеспечения судов; оптимизация судебной нагрузки; борьба с коррупцией в сфере

правосудия; развитие примирительных форм правосудия [2].

Эти задачи должны рассматриваться субъектами судебной политики в качестве приоритетных направлений развития в области правосудия.

Вместе с тем следует отметить, что политика судебная является частью, прежде всего, правозащитной политики.

Последняя представляет собой научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и

негосударственных структур по оптимизации средств и способов правозащиты.

Содержание правозащитной политики не исчерпывается только вопросами защиты прав и свобод личности. Правозащитная политика призвана создавать соответствующие условия и предпосылки для защиты конституционного строя, нравственности, других жизненно важных интересов и ценностей современного

общества.

Главной задачей правозащитной политики в рамках политической системы современного российского общества является создание надлежащих политико-правовых и организационно-

управленческих условий, гарантий, механизмов для эффективной реализации и защиты

важнейших конституционных ценностей нашего общества [3].

Задачи правозащитной политики гораздо шире задач судебной политики. Данное обстоятельство еще раз подтверждает нашу мысль о том, что понятие «правозащитная политика» шире понятия «судебная политика».

Более того, А. А. Редько в качестве

приоритетного направления правозащитной

политики современной России называет формирование эффективной и справедливой

судебной системы [4].

Понятия «судебная политика»,

«правозащитная политика» и

«правоохранительная политика» соотносятся

следующим образом. Судебная политика

является самым узким понятием из вышеназванных и входит в состав политики правозащитной. Последняя, включая судебную политику, является составной частью правоохранительной политики. При этом судебная политика является ядром, центральным элементом правоохранительной политики.

Необходимость выработки и реализации научно обоснованной стратегии развития

государства в сфере правоохранительного регулирования диктуется важностью укрепления правового государства и постоянно находится в поле зрения главы государства, что подтверждается ежегодными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Еще Б. Н. Ельцин в 1994 г. в своем первом Послании Федеральному Собранию РФ отметил, что главную роль в охране и защите права везде играет судебная власть. Ее сила в том, что она лишена (во всяком случае, должна быть лишена) каких бы то ни было политических интересов. Ее главный и единственный интерес — право как самостоятельная ценность [5].

В следующем Послании Президент говорит о двух важнейших приоритетах как правоохранительной политики, так и правовой политики в целом. Во-первых, это повышение действенности правовой защиты личности. Во-

вторых, это совершенствование

законодательства, регулирующего

рассматриваемую сферу общественных отношений [6].

В Послании 2001 г. В. В. Путин анализирует степень доверия граждан к государству. «Степень этого доверия напрямую определяется тем, как оно защищает своих граждан от произвола рэкитиров, бандитов и взяточников. Однако ни орган законодательной и исполнительной власти, ни суд, ни правоохранительной структуры здесь еще не дорабатывают. В результате — нарушаются права и интересы граждан, подрывается авторитет власти в целом. И потому проблема эта носит политический характер» [7].

Так же, как и первый Президент, В. В. Путин говорил о судебной реформе. «Отечественная судебная система отстает от жизни и на практике мало помогает проведению экономических преобразований. Не только для предпринимателей, но и для многих людей,

пытающихся законно восстановить свои права, суд так и не стал «ни скорым, ни правым, ни справедливым» [8].

Выступая на съезде судей, проходившем со 2 по 4 декабря 2008 г. в Москве, Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что основы судебной системы, заложенные Конституцией России и конституциями республик, краев, областей,

уставами, федеральными законами, незыблемы. Но необходима тщательная отладка самого механизма правосудия, дальнейшая

модернизация законодательства о суде,

направленная на повышение качества его работы

[9]. Высказанные предложения дают новый импульс для развития как судебной, так и правоохранительной политики в целом.

В Послании 2009 г. Д. А. Медведев ставит на повестку дня вопрос борьбы с коррупцией: «Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования

законодательства, работы правоохранительной и судебной систем — до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла. ... Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать

открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Именно на это направлены и соответствующие законы, которые вступают в силу в следующем году: об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов» [10]. Резюмируя, глава государства отметил, что «качество работы судебной системы в

значительной степени зависит от положения дел в правоохранительных органах, а здесь далеко не все благополучно» [11]. В этом проявляется связь правоохранительной и судебной систем.

Президент России в своем Послании 2010 г. обращает внимание на необходимость новых стандартов «в деятельности органов госуправления и оказании публичных услуг, высокое качество работы судебной и правоохранительной системы» [12].

Анализ посланий Президента Федеральному Собранию как основного средства формирования и реализации его правовой политики приводит нас к мысли о том, что высшее руководство страны, определяя курс внутренней политики государства, преобразования в правоохранительной системе н еизбежно связывает с качественными изменениями в системе судебной.

Решение поставленных задач возможно посредством судебной системы, которая может быть эффективной при проведении поступательных, комплексных мероприятий, направленных на достижение целей и ориентиров судебной системы. Последняя, являясь центральным звеном системы

правоохранительных органов, во многом определяет основные направления их развития.

В целом из вышеизложенного следует, что судебная политика играет все более заметную роль в выстраивании правоохранительной политики. Так, проводимая в стране судебная реформа при всей ее непоследовательности стала локомотивом преобразований всей правоохранительной деятельности. Выработка концептуальных положений правоохранительной политики невозможна без судебных органов. Суды как субъекты данной разновидности правовой политики осуществляют свою деятельность

посредством конституционного, уголовного, гражданского, административного и

арбитражного судопроизводства, а также через органы судейского сообщества. Последние, в свою очередь, формируют основные положения правоохранительной политики, разрабатывая актуальные вопросы перспективного развития судебной системы, которые непосредственно затрагивают смежные системы

правоохранительных органов, что позволяет определить единые подходы в охране права.

Проведение судебной реформы, определение ее целей, задач и основных направлений — это и есть не что иное, как реализация судебной политики со стороны государства.

В Постановлении Правительства от 21 сентября 2006 г. № 583 «О Федеральной Целевой Программе “Развитие судебной системы” на 2007—2011 годы» [13] говорится, что в целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в России необходимо

утвердить данную программу. Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности

рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.

Для реализации целей Программы необходимо решить следующие задачи:

— обеспечение открытости и прозрачности правосудия;

— повышение доверия к правосудию, в том

числе путем повышения эффективности и

качества рассмотрения дел;

— создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

— обеспечение независимости судей;

— повышение уровня исполнения судебных решений.

Для достижения целей и решения задач

Программы необходимо, в частности,

совершенствовать судоустройство.

Думается, что, руководствуясь именно данными программными установками, государство в течение последних нескольких лет проводит последовательную судебную политику по развитию системы судов и принятию ряда законов, необходимость которых обсуждалась не один год. Прежде всего мы имеем ввиду федеральные конституционные законы от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ «О

Дисциплинарном судебном присутствии» [14], от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [15], федеральные законы от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [16], ФЗ от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации

о деятельности судов в Российской Федерации» [17].

Посредством принятия данных законов государство формирует механизм, с помощью которого общество будет иметь возможность удовлетворять свой интерес к судебной системе.

Таким образом, судебная политика, являясь ключевым звеном политики правоохранительной, предопределяет основные направления развития последней.

Список библиографических ссылок

1. Статья написана при поддержке РФФИ (проект № 09-06-00156).

2. Орешкин С. И. Введение в судебную политику. Элиста, 2007. С. 26—29.

3. См.: Редько А. А. Правозащитная политика и ее место в правовой политике (теоретикоправовой анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 17.

4. См: Там же. С. 23—24.

5. Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики): послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 г. // Рос. газ. 1994. 25 февр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. О действенности государственной власти в России: послание Президента РФ Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 г. // Рос. газ. 1995. 17 февр.

7. Не будет ни революций, ни контрреволюций: послание Президента РФ Федеральному Собранию // Рос. газ. 2001. 4 апр.

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Рос. газ. 2001. 4 апр.

9. См.: http://президент.рф (дата обращения: 07.02.2011 г.).

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // Рос. газ. 2009. 13 нояб.

11. Там же.

12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 г. // Рос. газ. 2010. 1 дек.

13. О Федеральной Целевой Программе «Развитие судебной системы» на 2007—2011 годы: постановление Правительства от 21 сентября 2006 г. № 583 // СЗ РФ. 2006. № 41. Ст. 4248.

14. О Дисциплинарном судебном присутствии: ФКЗ от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ // Рос. газ.

2009. 11 нояб.

15. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: ФКЗ от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ // Рос. газ. 2011. 11 февр.

16. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): ФЗ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ // Рос. газ. 2010. 30 июля.

17. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: ФЗ от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ // Рос. газ. 2008. 26 дек.

© А. В. Малько, Д. С. Семикин, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.