Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г.
КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ
Е. Д. Мелешко
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
ОТ РЕДАКТОРА: СУДЕБ СКРЕЩЕНЬЕ...
В октябре этого года в нашем городе состоялось знаменательное культурное событие - художественная выставка «Пасьянс накануне 1917» члена корреспондента Академии художеств, доктора искусств, профессора факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого А. И. Майорова.
Выставка привлекла внимание значительной части российской интеллигенции, имела большой успех и получила блистательные отзывы известных российских деятелей культуры и искусствоведов.
Резонанс выставки продолжился в научной конференции преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов гуманитарных факультетов ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Культурные контексты 17-го года» в стенах выставочного зала, перед художественными полотнами мастера. По сути дела - это было продолжение диалога художника со зрителем, восприятие этих полотен вылилось в размышления, которые предложены нами в статьях рубрики «Судеб скрещенье».
Несколько слов, предваряющих диалог-обсуждение. Я много лет занимаюсь исследованием творчества Л. Н. Толстого, поэтому имею право на аналогии. Толстой присутствует на этой выставке, прежде всего, как великий художник и философ, контекст и смысл произведений которого связан с поиском Истины. Именно его присутствие обозначает скрещение творческих судеб, ведь понятие со-бытия - нерв художественного соприкосновения.
Картины Майорова - это не только художественное полотно в красках, это, прежде всего, обращение к слову, к литературе, его картины надо осмысливать и вспоминать, они символичны, а значит - имеют «двойное дно», скрытый философский контекст. В этом его постоянное обращение к творчеству художников и поэтов «серебряного века». Эпоха накануне 17-го символически обозначена художником в серебряных часах, подаренными ему его дедом, как символике времени, которое для многих людей начала XX века оказалось «перевернутым». Поэтому часы - один из главных символов его художественных полотен.
В работах Майорова прослеживается глубокая экспрессия воспоминаний, выраженная в символике прошлых лет: это и сам пасьянс, как атрибут интеллигентской культуры того времени, обернувшимся «пасьянсом судьбы» (см.: «Роман в письмах»), время, которое не властно над сердцами («Из пасьянса 1»), задумчивый Пьеро с глазами А. Вертинского («Из пасьянса 3») и «Юность пиковой дамы» с веером из павлиньих перьев.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г.
Толстой в своих теоретических рассуждениях резко критиковал нововведения творцов этого направления, однако, именно символизм превалирует в его последних произведениях, которые он ценил, в духовных рассказах. Евангелический символизм народных рассказов Толстого нашел свое отражение в творчестве Н. Ге, художника, чье творчество последних лет жизни, находилось под влиянием учения Л. Н. Толстого («Распятый Христос», «Что есть истина»), как евангелический символизм в искусстве.
Символ - это высшее проявление культурной ментальности. «Судеб скрещенье», наверное, проявилось и в том, что художественное творчество А.И. Майорова продолжает традиции русского евангелического символизма, одной из сущностных черт которого - донесение до зрителя тех переживаний Души, которые не лежат на поверхности, но выказывают «молчаливую» ее суть. В этом и заключена Истина, которая заставляет ощутить эмоциональную сопричастность с замыслом художника, невинность и чистоту его Души. И каждый понимает эти символы и ауру художественного созидания по-своему, продолжая долгий диалог с художником. В этом свобода и незаангажированность художественного творчества А. И. Майорова, которое так ценил Л. Н. Толстой.