П. А. Пронин, Е. Н. Чеснова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫСТАВКИ А. И. МАЙОРОВА «ПАСЬЯНС НАКАНУНЕ СЕМНАДЦАТОГО»
Статья посвящена рассмотрению особенностей художественного творчества заслуженного художника Российской Федерации, член-корреспондента Российской академии художеств (РАХ), члена Творческого союза художников России (ТСХР), члена международной федерации художников (IFA) А. И. Майорова. «Философия искусства» А. И. Майорова рассматривается на основе анализа его персональной выставки «Пасьянс накануне семнадцатого» (г. Тула, с 21 октября по 27 ноября 2016 год). В статье раскрывается культурно-историческое значение выставки для современного зрителя. Выставка «Пасьянс накануне семнадцатого» рассматривается как особый вербальный и невербальный медиатекст, обладающий экспозиционным пространством, медиа- и арт-объектами, которые служат основанием для возникновения диалога между художником и зрителем.
Ключевые слова: А. И. Майоров, Серебряный век, выставка, медиатекст, диалог художника.
P. A. Pronin, E. N. Chesnova
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)
CULTURAL OR HISTORICAL SIGNIFICANCE EXHIBITION AI MAYOROV «PATIENCE ON THE EVE OF THE SEVENTEENTH»
The article considers the peculiarities of artistic creativity Honored Artist of the Russian Federation, corresponding member of Russian Academy of Arts (RAA), a member of the Creative Union of Artists of Russia (TSHR), a member of the International Federation of Artists (IFA) A. I. Mayorov. «Philosophy of Art» A. Mayorov considered on the basis of the analysis of his solo exhibition «Patience on the Eve of the Seventeenth» (Tula, from October 21 to November 27, 2016). The article deals with the cultural and historical value of the exhibition for the contemporary viewer. The exhibition «Patience on the Eve of the Seventeenth» is regarded as a special nonverbal and verbal media text, which has exhibition space, media and art objects that serve as the basis for the emergence of a dialogue between the artist and the viewer.
Keywords: A. I. Mayorov, The Silver Age, exhibition, media text, the dialogue of the artist.
«... я «раскладываю пасьянс», где карты - картины, персонажи -«дамы», «короли», «валеты» из 1916 года. Снова пишу часы - теперь
настенные. Их пытается удержать в руках персонаж работы «В память о постаревшем валете». Часы удержать можно, время - нельзя» [1, с. 8].
В современной живописи мы можем встретить множество направлений от «искусства взаимоотношений» («эстетика взаимоотношений») до Ви-Джей арта. Но ни одно из них не дает нам приобщиться к символизму в чистом виде, к тому, «что можно назвать высокой чистотой впечатления ... глубоким культурным и, в частности, литературным контекстом и подтекстом» [4, с. 5].
Критик, писатель Павел Басинский, находит подлинный символизм в работах Александра Ильича Майорова. Президент Российской академии художеств (РАХ) З. К. Церетели выделяет творчество А. И. Майорова, считая его особым, характеризующимся «неординарностью живописных и сюжетных решений» [5, с. 4]. Заслуженный работник культуры Российской Федерации М. Н. Кузина, обращаясь к исследованию творчества А. И. Майорова, отмечает: «Сформулировать творческое кредо художника А. И. Майорова непросто и, вместе с тем, притягательно с точки зрения его философии в искусстве, непохожести и оригинальности цветового видения в выборе сюжетных мотивов. ... Сложный философский мир художника загадочен и многомерен во времени и пространстве. Мысли и образы овладевают художником в постоянстве поисков новых живописных и пластических приемов и на каждом этапе творческого пути обретают свою систему обобщения» [3, с. 4]. Особый символический мир, неповторимая и оригинальная «философия искусства», культурный и литературный контекст, отсылающие зрителя к знаковым вехам, личностям в отечественной и зарубежной истории создают медиатекст, выступающий в едином «пространственно-временном континууме» [7] выставки вместе с медиа- и арт-объектами. Именно это происходит в творчестве А. И. Майорова, дает возможность возникновения диалога между художником и зрителем, характеризует его персональную выставку «Пасьянс накануне семнадцатого», прошедшую на родине художника в Туле с 21 октября по 27 ноября 2016 года. Выставка, название которой наполнено символизмом и глубоким историко-культурным контекстом, соединяющим как личную историю (историю семьи), так и историю страны, народа; как историческое прошлое (1916 год, накануне 1917 года), так и современность (2016 год, накануне 2017 года). Центральным смыслом и задачей расклада любого пасьянса выступает не только стремление приоткрыть тайное, сокрытое, забытое, это на основе расклада, но и главное - интроспекция, обращение внутрь себя для того, чтобы понять свое предназначение и истинный смысл событий, которые происходят в жизни совершающего расклад, в жизни его близких, родных. Движение жизни, жизненный цикл событий, изменения, подвластные и не подвластные человеку, выступают главным лейтмотивом любого пасьянса, в том числе и «Пасьянса накануне cемнадцатого». Это дополняется обращением к символам времени и его течения - часы (карманные, настенные, песочные), фазы луны, сеча, фонарь, поезд с железной дорогой, символам этапов жизни - свитки древних книг, закрытые книги и так далее. Неслучайно выставка начинается и заканчивается работой А. И. Майорова - «ANNO DOMINI» (120х79, 2008, 2016 г.). «Наша эра» является краеугольным символом, связующим время прошедшее и время настоящее в единое, выступая своеобразным хронотопом. Знакомство с произведениями А. И. Майорова переносит посетителей выставки в эпоху наивысшего расцвета русской культуры - Серебряный век. В данный период в изобразительном искусстве наблюдается постепенный переход от четкой регламентации деятельности по созданию произведений искусства к свободному творческому
поиску, который в современном искусстве является неотъемлемым требованием.
Автор стремится к передаче атмосферы, сложившейся в русской общественной жизни накануне больших социальных потрясений. В представленных образах можно угадать предчувствие надвигающихся трагических событий: развязку «Великой войны» (Первой мировой войны 19141918 годов), последовавших за ней развала Российской Империи, Февральской и Октябрьской революций 1917 года и, ставшей своеобразной кульминацией, Гражданской войны, репрессий. То, что выпадет на долю многих наших соотечественников, что характеризует «злосчастья уцелевшего» прадеда самого художника [1, с. 8]. А. И. Майоров акцентирует внимание зрителя на отдельных типажах, характеризующих данную историческую эпоху. Каждый образ представляет определенный социальный слой или профессиональную группу, которые в той или иной степени были свидетелями и участниками вышеуказанных трагических событий.
Посетители выставки неизбежно включаются в диалог с художником посредством ощущения атмосферы, изображаемой автором в своих работах. «Сложный философский мир художника загадочен и многомерен во времени и пространстве» [3, с. 4], поэтому зрителю очень трудно не поддаться соблазну проследить дальнейшую судьбу представленных персонажей и определить их роль в исторических событиях. Такая рефлексия помогает каждому человеку по-иному взглянуть на свою собственную жизнь, историю своей семьи, родственников, понять роль и место каждого отдельного человека в истории, влияния самого себя на происходящие в мире события.
Наиболее заинтересованный зритель будет пытаться угадать смысл, заложенный автором в каждое произведение. На это влияет «культурный багаж», способность взаимодействовать в родной культуре и истории, знание коллективных архетипов и символов, психологии, приемов и техник, используемых в изобразительном искусстве и так далее. Само экспозиционное пространство влияет на зрителя [См.: 6]. Например, выбор экспонируемых работ и их последовательность по пути следования зрителя по выставке, включение арт-объектов (страницы из журналов «Апполон», «Пробуждение» за 1916 год, «разрозненный фарфор Гарднера и Кузнецова, ручная швейная машина «Зингер», фигурка Наполеона, открытки...» [1, с. 8], фигурка Пьеро, живые люди, играющие персонажей эпохи Серебряного века и так далее). Арт-объекты оказывают большое воздействие на формирование у зрителей определенных ассоциаций и образов. Они выступают артефактами изображаемой эпохи, являются материальными носителями русской культуры начала XX века, своеобразными свидетелями исторических событий, и позволяют мысленно перенестись в атмосферу того времени для осознания ситуации, в которой оказались представленные персонажи. Живыми арт-объектами на открытии выставки являлись «гостьи», дамы, облаченные в соответствующие исторические наряды, безмолвно прогуливавшиеся среди зрителей. Они также способствовали погружению в эпоху Серебряного. «Гостьи» создавали полный эффект присутствия человека в ином культурно-
историческом пространстве, служили дополнительным связующим элементом взаимодействия медиатекста выставки со зрителем.
Не может остаться без внимания посетителей использование автором разнообразных техник, которые обусловлены тем, что «мысли и образы овладевают художником в постоянстве поисков новых живописных и пластических приемов и на каждом этапе творческого пути обретают свою систему обобщения» [3, с. 4]. В виду этого огромное влияние на восприятие зрителя оказывают работы с объемным изображением - фактурой, достигающейся путем послойного наложения красок. У реципиента возникают новые ассоциативные ряды, которые переплетаются друг с другом и вызывают процесс активной рефлексии. А. И. Майоров вступает в диалог со зрителем, применяя технику, которая предполагает наличие текста в картине. А. И. Майоров так описывает данное композиционное и техническое решение: «В композиции цикла ввожу стихи: Блока, Ахматовой, Северянина, Агнивцева... Еще и потому, что тогда было в ходу переписывать стихи от руки, наполняя ими дневники и альбомы, вскоре сгоревши в печках» [1, с. 8]. Сочетание образов с литературными произведениями поэтов Серебряного века способствует пониманию атмосферы, присущей данному периоду русской истории и культуры. Появляется стремление к сравнению смыслов, заложенных в текстовом и образном изображении в каждой работе, а также к поиску основополагающей идеи, заложенной в экспозиции в целом.
Огромный визуальный эффект имеет использование в рамках выставки особенного приема - полиптиха. Когда произведение состоит из большого количества (до тридцати штук) фрагментов, представляющих собой отдельную картину. Каждый из них не только является частью единого целого образа, но и несет свой неповторимый глубинный смысл. Для А. И. Майорова характерно использование диптиха и триптиха в создании живописной композиции. В живописном цикле «Пасьянс накануне семнадцатого» присутствуют триптихи: «Память» (речь о нем пойдет дальше в статье); «Из пасьянса 1» (60х50, 2016 г.) [центральным персонажем картины выступает Дама треф, которая считается картой природной интуиции, доходящей до экстрасенсорики, дополнительными символами выступают карманные часы, находящиеся в ногах карты, и два сердца, находящиеся в голове карты], «И пасьянса 2» (60х50, 2016 г.) [центральным персонажем выступает трефовый Джокер в образе шута с комбинацией карт пасьянса, задним фоном выступают рукописи, во многом данный персонаж перекликается с символом Дурака в Старших Арканах Таро], «Из пасьянса 3» (60х50, 2016 г.) [центральным персонажем выступает червовый Джокер с символом сердца в руках и в окружении сердец, задним фоном выступают рукописи]. Также есть два диптиха: «Два моих предка» и «Очевидцы».
Выразительным символом выставки является использование автором карточных образов в каждой работе. Персонажи «Пасьянса» представлены главными картами колоды королями, тузами, дамами, валетами, Джокерами. Данный подход обосновывается самим названием выставки - «Пасьянс накануне семнадцатого». В представленных на выставке картинах каждая карта
имеет определенную масть, свое сакральное значение, символ, архетип, образ. Это придает каждому произведению собственное неповторимое выражение.
Стоит отметить, что у каждого человека могут проявляться свои собственные ассоциации при восприятии экспозиции в целом и ее элементов по отдельности. Сочетание образов и карт, заложенных в значении каждой работы, вызывает собственные ассоциативные ряды у зрителя, индивидуальное прочтение зрителем смыслов картины и эмоциональный, интеллектуальный отклик. В этом заключается умение автора сформировать своеобразный диалог с ним [См.: 2].
Символизм и глубинное значение, смысл прослеживается и в названиях картин. Каждый реципиент в процессе восприятия стремиться ответить на вопрос «Почему данную работу автор назвал именно так, а не иначе?». Такая рефлексия позволяет перенестись в представленную эпоху, осознать ее прекрасные и трагичные моменты, а также определить ее взаимосвязь с современной жизнью. В картине «Безумный кутюрье» (100х80, 2016 г.) А. И. Майоров стремиться обратить внимание зрителей на осознание ответственности за совершаемые поступки. Перед нами предстает образ революционера, который пытается построить новый мир на остатках уничтоженного старого, не задумываясь о последствиях своих действий и их влиянии на современников. Но также «безумный» является отсылом и к современным реалиям, где многое лишено традиционного понимания, поставлено вверх тормашками, потеряло свою ценность.
Тема разделения российского общества на два непримиримых блока прослеживается в работе «Два моих предка» (данная картина включена А. И. Майоровым в цикл из предыдущего живописного цикла, выступая связующим звеном в непрерывной цепи всего его творчества). Мы видим два образа -кадрового офицера и представителя интеллигенции, которые под влиянием сословных предубеждений и сложившейся социальной ситуации вынуждены враждовать друг с другом. О непримиримости идеалов свидетельствует направленность взгляда персонажей в разные стороны. Об ушедшей эпохе, о глубине различий и укорененности в истории свидетельствует композиционное решение - фигуры видны нам со спины. Автор стремиться предостеречь людей от принятия поспешных решений, пытается активизировать внимание на необходимости в обдумывании каждого своего действия. Например, это можно увидеть в символах читаемых в картине «Поэт и Пегасик» (90х70, 2016 г.). В данной картине явно читается, что в дальнейшем судьба молодого и талантливого ни о чем не подозревающего поэта приведет его в казенный дом, тюрьму или сумасшедший дом, больницу, так как туз треф находится у него под левой ногой. Судьба многих поэтов, как и других представителей интеллигенции Серебряного века, окончилась трагически (убийствами, самоубийствами, травлей, репрессиями, «философским пароходом» и так далее). Предостережение и предопределение мы можем проследить в работе «Станция ангела» (80х55, 2016 г.). На картине мы видим остановившийся поезд, который через некоторое время отправиться дальше. На картине мы видим ряд смыслообразующих символов - луна, червовый туз, девушка,
песочные часы, поезд на железной дороге, фонарный столб. Символ растущей луны - движение по интуиции, обдумывание, бессознательное, тайны души, ее самые темные закоулки, фантазии, грезы, мечты. Туз червей - любовь, любовное гнездо, семью. Песочные часы символизируют линейное, неумолимое течение жизни, бренность жизни, смерть. Женский образ выступает символом женственности, возрождения. Фонарь - символ внутреннего света, озарение. Поезд на железной дороге - символ духовного прорыва, движущейся жизни. Вместе данный многослойный символический ряд может читаться и пониматься, например, как человек, который обдумывает стратегические цели своего существования и выбирает способы их достижения, осознавая всю ответственность перед следующими поколениями.
Особенным элементом экспозиции выставки «Пасьянс накануне семнадцатого» является акцентирование внимания посетителей на беспрецедентном трагическом событии, имевшем место в мировой истории -Холокосте. Данный период в истории человечества (1938-1945 гг.) ознаменовался попыткой группы людей, объявившими себя представителями «высшей» расы, полностью уничтожить другие «неполноценные» народы. Кульминацией данного процесса стало так называемое «окончательное решение» включавшее в себя события получившие названия: Холокост (попытка массового истребления евреев) и Параимос (попытка уничтожения цыганского населения Европы). Они привели к гибели огромного количества людей и оказали негативное воздействие на жизнь всего мирового сообщества. А. И. Майорову удалось полностью передать атмосферу сложившейся ситуации в диптихе «Очевидцы» (2 - 85х45, 2015 год). На нем мы видим образы типичных представителей еврейской нации, которые характеризуют их социальное положение, а также отношение к ним правящей элиты. Об отделенном от другого мира положении свидетельствуют изображенные автором атрибуты профессий (древний свиток, скрипка), люди, не по своей воле ставшие социальными изгоями. Это прослеживается и в изображаемых знаках отличия, например, пиджак со звездой Давида в триптихе «Память» (85х70, 2 (85х45), 2016 год). В данном триптихе мы также видим множество символов. Например, свиток на книге, полная луна, сломанная скрипка, потухшая свеча, пустая птичья клетка, треснутый от времени и всевозможных событий сервиз. Все это свидетельствует о прошедшем и уже трагически невозвратном. Воспринимая образы свидетелей времени, зритель втягивается в процесс активной рефлексии. Он стремиться понять, какое место занимают представленные персонажи в трагических событиях. Являются ли они обитателями «гетто», ожидающими неминуемого уничтожения или они уже потеряли всех близких людей и утратили смысл в дальнейшем существовании, являются ли они репрессированными советской властью за их профессию, социальный статус, вероисповедание, национальность. Все это объединяется возникающим чувством обреченности и усиливается цветовым решением картин. Так как даже сам цвет имеет свою индивидуальную смысловую нагрузку в картине. Эту особенность художественного творчества А. И. Майорова, например, отмечала М. Н. Кузина. Она писала, что «у Майорова
сложился собственный и непререкаемый подход к решению пространственной среды путем достижения цветовой гармонии. Каждый цвет на картине организован и несет свою смысловую нагрузку» [3, с. 4]. Это подтверждают работы живописного цикла «Пасьянс накануне семнадцатого», выполненные в темных и светлых тонах, которые могут служить своеобразной дополнительной рамой заключающей центральный персонаж, символы картины, преобладающими цветами палитры выступают «белый навахо», бледные желтые, желто-зеленые, тускло розовые, кремовые оттенки, которые создают эффект времени, старины, древности рукописей, карт пасьянса, высвечивая их символические значения. Данное цветовое решение создает эффект присутствия времени и возможности погружения зрителя в него.
Таким образом, восприятие произведений А. И. Майорова не может оставить равнодушным и заставит задуматься любого человека, которому не безразлична история своей страны. Современная действительность показывает, что игнорирование исторических событий прошлого часто приводит к их повторению в еще более ужасающих формах. Культурно-историческое значение выставки А. И. Майорова «Пасьянс накануне семнадцатого» заключается в мысленном переносе зрителей в эпоху, предшествующую трагическим событиям в русской истории на рубеже 1916-1917 гг. на фоне осознания взаимосвязи с событиями, произошедшими за столетие, которое отделяет их от современной жизни. Автор стремиться предостеречь современное общество от ошибок прошлого и не допустить повторения трагических событий. Данное предзнаменование имеет особое значение в виду происходящих в современной мировой и отечественной политике процессов. Наличие медиа (взаимодействия), диалога художника и зрителя достигается тем, что каждый зритель может выстроить свои ассоциативные ряды под впечатлениями от посещения выставки и сложить свой «пасьянс». Таким образом, он переноситься в представленную автором эпоху и осознает тесную взаимосвязь происходивших тогда событий и их влияние на социальную, политическую и культурную жизнь современного общества.
Литература
1. Александр Майоров сентябрь 2016 г. // Майоров А. И. Пасьянс накануне семнадцатого: альбом-каталог / сост. А. И. Майоров. Тула: Борус-Принт, 2016. С. 8-9.
2. Короткая Е. Смыслы и образы // Дары и хранители / Александр Майоров. Тула: Борус, 2014. С. 8-10.
3. Вступительное слово к каталогу выставки // АРТ-Казна: каталог выставки / М. Н. Кузина [и др.]. Тула: Борус-Принт, 2013. С. 3-6.
4. Павел Басинский, критик, писатель // Майоров А. И. Пасьянс накануне семнадцатого: альбом-каталог / сост. А. И. Майоров. Тула: Борус-Принт, 2016. С. 5.
5. Президент Российской академии художеств З. К. Церетели // Майоров А. И. Пасьянс накануне семнадцатого: альбом-каталог / сост. А. И. Майоров. Тула: Борус-Принт, 2016. С. 4.
6. Решетова Л. И. Слово-картина-диалог в творчестве художника Александра Майорова [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2014. № 2 (10). С. 77-79. URL: http://www.tsput.ru/fb/hum/2( 10)2014/index.html#76 (дата обращения: 24.11.2016).
7. Сидорова С. Ю. Современная выставка как медиатекст: опыт прочтения и алгоритм редактирования [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2014. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/1672 (дата обращения: 8.11.2015 г.).
Bibliography
1. Alexander Mayorov September 2016 // Mayorov A. I. Patience on the eve of the seventeenth: catalog album / comp.by А. I. Mayorov. Tula: Borus-Print, 2016. P. 8-9.
2. Korotkaya E. Smysly i obrazy [Meanings and images] // Dary i khraniteli [Gifts and keepers] / Alexander Mayorov. Tula: Borus, 2014. P. 8-10.
3. Vstupitel'noye slovo k katalogu vystavki [Foreword to the exhibition catalogue] // ART-Kazna: exhibition catalogue / M. N. Kuzina [et al.]. Tula: Borus-Print, 2013. P. 3-6.
4. Pavel Basinskiy, kritik, pisatel' [Pavel Basinskiy, critic, writer] // Mayorov A. I. Patience on the eve of the seventeenth: catalog album / comp.by А. I. Mayorov. Tula: Borus-Print, 2016. P. 5.
5. President of the Russian Academy of Arts Zurab K. Tsereteli //Mayorov A. I. Patience on the eve of the seventeenth: catalog album / comp.by А. I. Mayorov. Tula: Borus-Print, 2016. P. 4.
6. Reshetova L. I. Slovo-kartina-dialog v tvorchestve khudozhnika Aleksandra Mayorova [The word-picture-dialogue in the artist Alexander Mayorov's works] [Electronic resource] // Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2014. No 2 (10). P. 77-79. URL: http://www.tsput.ru/fb/hum/2q0) 2014/index.html#76 (reference date: 24.11.2016).
7. Sidorova, S. Yu. Sovremennaya vystavka kak mediatekst: opyt prochteniya i algoritm redaktirovaniya [Modern exhibition as a media text: experience of reading and editing algorithm] [Electronic resource] // Electronic scientific journal 'Mediaskop' . 2014. Issue 4. URL: http: //www.mediascope.ru/the node/ 1672 (reference date: 8.11.2015).