УДК 75.01
Л.И. Решетова (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.: (4872) 35-74-37, e-mail: [email protected]
Слово - картина - диалог в творчестве художника Александра
Майорова
В статье впечатления от выставки заслуженного художника России А.И. Майорова увязаны с проблемой восприятия живописи постмодерна. В ней рассматриваются особенности диалога реципиента с современной картиной, отмечается своеобразие постмодернистской живописи А.И. Майорова, важность предварительного знания для выявления смысла его интертекстуальных работ и их интерпретации.
Ключевые слова: картина, живопись, зритель, постмодерн, интерпретация, игра, портрет.
Составители каталога выставки А.И. Майорова «Дары и Хранители» репрезентирует ее экспозицию четырьмя разделами: «Символы и версии», «Представление персонажей», «Неслучайные сюжеты», «Избранные ассамбляжи». Относительно их свою интерпретацию работ предлагает во вступительной статье искусствовед Е. Короткая [1]. Однако зритель вправе дать и свои версии толкования картин, что он обязательно и сделает, так как работы художника не просто приглашают к диалогу, а втягивают в него.
Искусство А.И. Майорова, продолжающее традиции авангарда и модернизма, существует в пространстве постмодерна и, как правило, есть результат мыслящего взгляда, что предполагает работу мысли и зрителя, глубина смысла изображения непостижим вне интеллигибельности.
Одной из особенностей постмодернистской живописи А.И. Майорова является не линейно-сюжетное построение, а одно моментно-клиповая организация пространства, которая приобщает зрителя к новому для него визуальному опыту, опыту, который обусловлен современной визуальной культурой.
Зритель постмодернистской живописи неизбежно втягивается в «игровые действия» с нарисованными артефактами в процессе восприятия и интерпретации картин. «Играя» реципиент может расположить их по своему усмотрению, или, задавшись вопросом, почему именно так они расположены, каково значение этих цветов, не встречаемых в реальности, каков смысл форм, линий, пуститься в путешествие по волнам своей памяти. Принципы и правила постмодернистской игры с культурным наследием предельно свободны. К разгадке смыслов картин А.И. Майорова наряду с красками, композицией, сюжетом картины причастны и образы предметно-вещного мира, которыми насыщены работы мастера. Разгадывая их, зритель будет прослеживать ассоциативные ряды автора и выстраивать собственный дискурс. Такой картиной, где игра как композиционный принцип отчетливо видна, является
«Маятник», поэтому неслучайно она одна из первых в экспозиционном сценарии.
Необходимо выделить два момента, важные для создания зрителем своего интерпретационного интертекста: название картины и предварительное знание, которое не ограничивается сведениями из истории живописи. Постичь смысл работ художника зритель может, включая в свое истолкование сведения из истории, географии, литературы, художественной культуры в целом.
Строя собственный диалог с картиной А.И. Майорова, зритель обязательно отметит их удивительно мелодичные названия, они читаются как первая строка некого стихотворного произведения. Вероятно, и здесь автор предлагает реципиенту включиться в игру и продолжить строки, которые могут восприниматься как стих: «Вспоминая адмирала...», «Веер с сиренью и дамы портрет...».
«Веер с сиренью и дамы портрет». Веер и портрет дамы, помещенный в рамку, два равноправных предмета, сложившихся в живописную композицию, веер без дамы, дама без веера. Зритель может составить свою композицию, производя некоторые «игровые» действия, и представить себе эту даму с этим веером, самостоятельно упорядочивая то, что нарисовал художник.
На выставке есть портретные изображения, которые определенно относятся к жанру картины-портрета, когда человека репрезентирует не столько лицо, которое зеркало души, сколько предметно-вещный мир, рассказывающий о его деяниях. В таком случае портретное сходство как бы необязательно, что не делает работу менее убедительной. «Предполагаемый портрет тульского аптекаря Крафта» из такого рода портретов-картин, так же как и работа «Два моих прадеда». Зритель не видит лиц, художник знаками -георгиевской лентой и звездой Давида определяет их национальную идентичность, таким образом, заявляя о себе как хранителе двух культурных традиций: христианской и иудейской. Подтверждение этому легко найти и в иных экспонатах выставки, прежде всего на сюжет о еврейском портном, который хорошо известен в мировой художественной культуре.
Отдельные картины есть своего рода объяснение художника в любви к Испании. Не случайно одна из предыдущих выставок А.И. Майорова была названа: «Испания в созвездии Модернизма». В картине «Я люблю Веласкеса» признание в любви исходит от инфанты Маргариты - образе-цитате из «Менин» испанца, что позволяет говорить об интертекстуальности иконического текста. Подобной цитацией отмечена и картина «Художник с оленем (Прогулка Пиросмани)». И далее переходя от картины к картине, считывая их смыслы, посетитель выставки «Дары и хранители» будет признавать в отдельных образах цитаты из самых разных произведений, актуализируя свои знания и свой человеческий опыт, вступая в игру, которую ему предложит живописец.
В картинах А. И. Майорова культурно и социально значимое содержание отмечено камерными интонациями. В наш век визуальной агрессии его образам присущи деликатность и изящество, таким и может быть искусство
интеллигентное по сути, поэтому несмотря на тематическую насыщенность оно не утомляет, наоборот, с ним не хочется расставаться.
Живопись А.И. Майорова провоцирует работу мысли зрителя, и в ее движении им совершаются самые разные, порой неожиданные открытия, выстраиваются интерпретационные дискурсы, в этом ее несомненное достоинство как явления современной художественной культуры.
Литература
1. Короткая Е. Смыслы и образы // Александр Майоров. Дары и хранители.
Тула: Борус, 2014. С. 8-10.
L.I. Reshetova
THE WORD - PICTURE - DIALOGUE IN THE ARTIST ALEXANDER
MAYOROV
In the article the impressions from the exhibition of honored artist of Russia Aieiaaa linked to the problem of perception of painting postmodern it discusses the features of the dialogue recipient with modern painting, noted the peculiarity of the post-modernist painting Aigaiou, the importance of prior knowledge to identify the meaning of his intertextual works and their interpretation.
Keywords: painting, painting, the viewer, the postmodern interpretation, game, portrait.