С. А. Егорычева, Л. И. Решетова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА А. И. МАЙОРОВА КАК РЕСУРС В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
В статье рассматривается творчество художника А. И. Майорова как ресурс в эстетическом образовании и воспитании. Анализируются картины цикла «Пасьянс накануне семнадцатого». Предлагается проект виртуального музея художника А. И. Майорова и образовательный проект «Современные художники. Творчество Александра Ильича Майорова».
Ключевые слова: эстетическое образование, эстетическое воспитание, современное искусство, А. И. Майоров, символ, краеведение, виртуальный музей.
S. A. Egorycheva, L. I. Reshetova
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)
TWE ARTIST A. I. MAYOROVA AS RESOURCE IN AESTHETIC EDUCATION
The article discusses the work of artist A. I. Mayorova as a resource in aesthetic education. Analyzes the paintings of the series «Solitaire on the eve of the seventeenth». It is proposed the project of a virtual Museum of artist A. I. Mayorova and educational project «Work of A. I. Mayorova».
Keywords: aesthetic education, contemporary art, A. I. Mayorov, symbol, history, a virtual Museum.
В современном обществе существует запрос на знания в области изобразительного искусства. Его инициируют как потребители художественного продукта, так и эксперты. Петербургский куратор, работающий над проектами современного искусства Надежда Чернякевич [8], в своем интервью упрекает потенциальных реципиентов современного искусства в невежестве. Полагаем, что преодолеть его возможно при активной работе педагогов по приобщению зрителя с юных лет к осмыслению художественных практик.
Мир искусства очень разнообразен, имеет долгую историю, и один из первых вопросов, с которым сталкивается педагог: необходимо ли придерживаться исторической последовательности или возможно сразу погружать детей в мир современных образов и форм визуальности?
Распространено мнение, что классическая живопись современным детям и подросткам кажется скучной и не интересной, в отличие от провокативных и оригинальных арт-объектов актуального искусства. Такое положение вещей делает ретроспективную парадигму изучения искусства вполне оправданной. Кроме того, в творчестве современных мастеров, возможно увидеть следы диалога с предшествующей творческой традицией, ее преодоление и трансформацию.
Путь к пониманию искусства целесообразнее всего начинать с тех авторов, чье творчество доступно для восприятия в выставочном пространстве, предполагает живое общение с автором на его встречах со зрителями. Это позволит неискушенному интересанту ощутить живую ауру произведения, а наставнику использовать самые разные формы работы по приобщению к искусству.
В каждом регионе есть Мастер, чье творчество может быть образовательным и воспитательным ресурсом такого рода. В нашем Тульском регионе одним из достойных в этом отношении ресурсом является творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента РАХ Александра Ильича Майорова, доктора искусств (степень присуждена аккредитационным и аттестационным комитетом ЮНЕСКО), профессора ТГПУ им. Л. Н. Толстого [2].
Его работы помогают понять своеобразие современной живописной системы и осознать их укорененность в творческих традициях.
Прежде всего, зритель отмечает символическую природу творчества А. И. Майорова. Представители символизма, утвердившегося в России на рубеже веков, стремились проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам [3].
Это все есть необходимая преамбула для объяснения смыслов произведений нашего современника. Анализируя работы А. И. Майорова, мы видим, что все его творчество отличает символическая образность. На картинах повторяются звезда Давида, плод граната, бабочка, менора, часы, луна, ночь, являющиеся символами разных культур и религий, и поэтому могут истолковываться различно в зависимости от контекста произведения. Так, менора (семисвечник) является национальным символом иудаизма, обозначает Божественный свет, Мудрость, Еврейский народ, а в христианстве символом Духа Божьего [3]. Плод граната в христианском искусстве является символом Воскресения, а также единения многих под одним началом, то есть символом Церкви - по ассоциации с множеством семян [3]. Символы тысячелетиями вбирали в себя разнообразные значения. Присутствие символов в живописи заставляет реципиента активно думать, чувствовать, задействовать подсознание, интуицию - с целью лучше понять задумку художника. Каждый зритель сможет интерпретировать символы по-своему, вводя их в собственный культурный контекст.
Некоторые искусствоведы относят А. И. Майорова к неосимволистам, поскольку живописец сочетает принципы символизма и авангардные решения, и называют художником-символистом «новой волны». Доктор искусствоведения Никита Воронов подчеркивает, что художник создает собственный мир символов - «майоровских архетипов: рыбка, символ раннего христианства, птицы в тонкой золотой клетке, бокал или сосуд с густым, как кровь, вином, колесики часов, свитки, образ библейского старца» [1] .
Как одну из особенностей творческой практики А. И. Майорова искусствовед Е. Н. Короткая отмечает его намеренный уход от четкого деления на жанры, свободу в смешении манер и техник. Отсюда сложность жанрового определения, один из вариантов его философские притчи, живописные размышления [5].
В октябре 2016 года А. И. Майоров представил в Выставочном зале г. Тулы экспозицию под названием «Пасьянс накануне семнадцатого», посвященную событиям предреволюционной России. Художник старается перенестись на сто лет назад в 1916-й, и предлагает зрителю диалог о трагическом и переломном периоде в истории страны, о связи времен и поколений, наследии русского «Серебряного века», преемственности культурной традиции.
В этом цикле представлены 49 работ. Шесть картин уже экспонировались ранее, но они не случайно возникают в данной экспозиции, так как взаимосвязаны с темой.
Работа «Два моих прадеда» - это картина в картине. На фоне темно-синего ночного неба с высокой луной - мольберт с законченной картиной, на которой изображены прадеды художника: один в военной офицерской форме с портупеей, другой в одежде интеллигента - в пальто, шляпе. Оба стройные и изящные. На мольберте лежит палитра, на которой две кисти, георгиевский крест и нарисованная звезда Давида. Такое образное решение автора определяет национальность предков и собственную идентичность как их потомка. Перед прадедами клетка с птицей. Клетка как символ не раз появится в работах цикла. Что означает этот символ - ясно непосвященным - отсутствие свободы, неволя, то, что ждет впереди героев полотна. Живописец обращается к интересному приему написания персонажей со спины, который использовал и в других работах. Каждый по-своему интерпретирует этот композиционный прием. Варианты истолкования его различны: начиная от того, что автор не знал их и они для него закрытая книга и до того, что лицо в наше время может немного сказать о человеке. Картина приковывает внимание зрителя, и заставляет долго задержаться около неё. А знаем ли мы своих предков, прадедов? Размышляя об истории своей семьи, художник заставляет задуматься и зрителя о судьбах своих предков, об истории России в целом.
Триптих «Память» и диптих «Очевидцы» посвящены ужасному событию истории ХХ века - Холокосту. На триптихе «Память» перед зрителем предстают свиток и книга, пальто с нашитой звездой Давида, повторяющее очертания человеческого тела, сломанная скрипка, пустая клетка с распахнутой дверцей. И действительно, генеалогия каждого уходит в глубокую древность. Символами этого долгого исторического пути выступают свиток Торы и вечная книга - Библия, написанные в первой части триптиха. Предметы центральной части триптиха вызывают в памяти зрителя жуткие ассоциации о трагической судьбе еврейского народа с кадрами из кинохроники времен Второй мировой войны, кинофильмов, сюжетами художественной литературы, которые сплетаются в единое полотно вместе с представленными картинами, и вызывают мурашки по телу и ком в горле. Четко, лаконично и в самое сердце.
Художник размышляет о том, как хрупка жизнь человека, и что предметы материального мира переживают своих владельцев, но кроме них от человека остаются мысли, заветы потомкам в книгах, письмах, дневниках.
Картины из экспозиции собственно «Пасьянс накануне семнадцатого» -игральные карты - как символы случая в жизни, а живописец, нарисовавший их, разложил «пасьянс» истории и культуры Серебряного века. Персонажи картин - карточные «короли», «валеты» и «дамы» из начала прошлого века в различных образах: светских дам в широкополых шляпах, актеров и поэтов в костюмах Пьеро, словно вышедших из «Балаганчика» А. А. Блока.
«Хотим мы того или нет, все мы раскладываем некий условный пасьянс в своей жизни, не понимая того, что высшие силы, во власти которых мы находимся, тасуют наши судьбы, как карты, и мы становимся в руках провидения участниками пасьянса загадочной раскладки» [5], - отмечает Александр Ильич. Карточный пасьянс как символ случая в жизни, какие кому выпадут карты, как сложится пасьянс? Человек никогда не знает, что ждет его завтра - война, революция, смерть или любовь? Поколению, изображенному на картинах, выпали страшные «карты» - Первая мировая война, революция.
На картине «Роман в письмах» зритель видит две игральные карты: на одной вместо привычной карточной фигуры - портрет сестры милосердия, на другой - солдата с орденом на груди, между ними два цветка красный и синий, под картами стопка раскрытых пожелтевших писем, в которых мы можем прочесть отдельные слова, целые предложения. Художник мастерски выстраивает композицию, создает у зрителя ощущение, что письма написаны разными людьми, и зритель оказывается втянутым в их диалог. Автор старается передать характер героев через почерк. Солдат и сестра милосердия -участники Первой мировой войны. Если внимательно всмотреться в картину и прочитать письма, можно узнать имена героев: Вера и Алексей. Они выбраны не случайно, они символичны. Алексей в переводе с греческого означает защитник [3]. Имя Вера как символ веры человека. Несмотря на то, что герои оказались в водовороте ужасных событий: «много раненых», «наступление», сколько нежности и тепла в строках «Дорогой мой Алёшенька», «всегда помню о тебе, любовь моя», «храни бог», «молились о тебе»... Художник рассказал нам типичную историю любви в трагичное время. Из картины мы не узнаем, чем закончился «роман в письмах», выжили герои или нет. Ясно одно- любовь и вера давала им обоим силы для того, чтобы жить, сражаться, и поэтому в их глазах не растерянность и ужас, а свет и надежда.
В произведениях цикла «Пасьянс накануне семнадцатого» А. И. Майоров прибегает к приему введения текста в композиции работ. Под игральными картами на картинах изображены пожелтевшие страницы дневников, писем, строки стихотворений. Художник наносит на картину стихи поэтов Серебряного века: Блока А., Ахматовой А., Северянина И., Агнивцева Н. строки стихов оживают на картинах, и после просмотра хочется взять и перечитать Блока, Ахматову, Северянина, услышать пение Александра Вертинского.
Эти текстовые включения выполнены не в строгом стиле печатных заголовков советских газет, как например, в работах Эрика Булатова, а в очень изысканной и элегантной манере рукописных дневников, в духе Серебряного века, к которому нас отсылает мастер. Тексты не случайно появляются в работах, автор напоминает нам о таких культурных практиках, как ведение дневников, переписка. На ум приходит еще одна культурная практика - чтение стихов, книг вслух среди друзей или в семейном кругу.
Интересны неживописные работы цикла «Пасьянс накануне семнадцатого» такие, как коллаж и инсталляция. Коллаж, посвященный Александру Вертинскому, и инсталляции «Пьеро 1» и «Пьеро 2». Инсталляция «Пьеро 2» представляет собой металлическую клетку, в которую помещена книга. Почему в клетке оказалась книга? Она символизирует культуру, искусство, которые ждут тяжелые времена.
Примечательно, что для создания данных работ художник использует подлинные предметы начала века: страницы газет, журнала «Аполлон», книг, стихов Блока, афиши концертов А. Вертинского и фарфоровую куклу в костюме Пьеро из атласа, отображающую сценический образ Вертинского. В инсталляции, посвященной Вертинскому, поза куклы динамично повторяет позу певца - в руках, устремленных к публике, артист узнаваем и спустя столетие. Эти подлинные объекты начала ХХ века, введенные художником в экспозицию, создают атмосферу того времени, дают возможность почувствовать эпоху.
Во вступительном слове к альбому-каталогу, выпущенному к этой выставке, Александр Ильич пишет: «Я видел прадеда один раз, в 1964-м, когда он, уже «свободный», приехал из Сибири посмотреть на меня и подарить серебряные карманные часы». Художник задается вопросом, «Может быть, прадед отдал их мне, шестилетнему, для того, чтобы сегодня я ввел в их в композицию первой работы нового цикла?..» [2]. Так возникает тема связи поколений, которую А. И. Майоров разрабатывает на материале истории собственной семьи. Зрителю предлагается определенная модель выстраивания диалога со своими предками, где проводниками памяти будет служить то наследие, что дошло до нас, их потомков: письма и дневники, личные вещи, будь-то дедушкины часы или бабушкин журнал и кукла, ведь они хранят тепло их рук, их эмоции и переживания. Они, как и часы прадеда художника впитали в себя все переживания и страдания, выпавшие на его долю и долю его поколения, которые художник выплеснул на свои полотна, чтобы напомнить нам - своим современникам о трагических событиях ХХ столетия и предостеречь от их повторения.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что экспозиция «Пасьянс накануне семнадцатого» имеет большое образовательное и воспитательное значение. Цифровые копии рассмотренных картин можно использовать на уроках литературы, истории, посвященных культуре, поэзии и живописи Серебряного века. Так картина «Кукла со стихами Блока», как и другие, ранее называвшиеся, могут выступить своеобразным квестом, который расшифровать могут только знатоки культуры Серебряного века.
Картина «Карта короля поэтов» репрезентирует творчество Игоря Северянина, его сборник «Ананасы в шампанском» (1915). На ней нарисована карта, на которой изображена ваза с фруктами: ананасом, бананами, мандаринами, на заднем плане кусочек узорчатой ткани, ниже написаны строки стихов поэта: «Корабли оякорили бухты: привезли тропические фрукты. Привезли узорчатые ткани, привезли мечты об океане». При первом взгляде на картину у зрителя возникают вопросы, ответы на которые он получает в процессе восприятия и анализа картины. Только сопоставив название картины, изображение, текст стихов, включенный в композицию, у реципиента складывается полное понимание замысла художника. Используя репродукцию картины на уроке литературы можно в увлекательной форме познакомить школьников с творчеством поэта Игоря Северянина. В одном только названии содержится познавательная информация. В феврале 1918 года в Москве на вечере в Политехническом музее И. Северянин был избран «королем поэтов», победив в открытом соревновании В. Маяковского [3].
Образовательный потенциал творчества заслуженного художника А. И. Майорова, его содержательная значимость, следование традициям классического искусства и одновременная принадлежность современному художественному процессу, позволяют говорить о создании Виртуального музея художника А. И. Майорова. Воплощение такого проекта в реальности позволит обеспечить визуальное сопровождение ряда изучаемых тем по таким предметам, как история и литература, будет востребован при изучении школьных и университетских курсов краеведческой направленности в темах «Культура Тульской области начала XXI века». Одновременно в таком музее осуществляется вхождение в мир изобразительного искусства.
Предлагаем проект «Современные художники. Творчество Александра Ильича Майорова».
Реализация проекта предполагает несколько этапов.
1. Подготовительный этап. Создание виртуального музея А. И. Майорова с соответствующим программным обеспечением. Подготовка презентации о художнике А. И. Майорове и методических материалов о его творчестве.
2. Основная часть:
Первый этап - презентация на тему современного искусства; беседа о современном искусстве.
Второй этап - рассказ о художнике А. И. Майорове, об особенностях его техники и стилистики, о направлении, в котором он работает. Обсуждение виртуальной выставки работ А. И. Майорова и презентации на тему его творчества.
Третий этап - посещений выставок, экспозиций современных художников Тульского края, в том числе А. И. Майорова в Дворянском собрании с последующим обсуждением.
Четвертый этап. Встреча с художником.
Таким образом, обращение к художественной практике А. И. Майорова, использование его творчества как образовательного ресурса, будет
способствовать введению неподготовленного зрителя в контекст современного искусства, способствовать воспитанию эстетического вкуса, обогащению эстетических представлений и культурного кругозора в целом.
Литература
1. Александр Майоров: альбом-каталог / сост. А. И. Майоров; Российская академия художеств. Тула: Борус, 2009. 224 с.
2. Александр Майоров. Пасьянс накануне семнадцатого: альбом-каталог / сост. А. И. Майоров; Российская академия художеств. Тула: Борус, 2016. 79 с.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2012 [Аудиовизуальный документ]. Электрон. текст. и граф. дан. М.: Кирилл и Мефодий, 2012. 2 электрон. опт. диска (DVD ROM).
4. В Туле открылась выставка Александра Майорова [Электронный ресурс] // Московский Комсомолец в Туле: сайт. URL: http://tula.mk.ru/articles/2016/11/05/v-tule-otkrylas-vystavka-aleksandra mayorova.html (дата обращения: 25.11.2016).
5. Майоров Александр Ильич - «И всяк на земле прохожий...» [Электронный ресурс] // Историко-патриотический сайт города Тула. URL: http://tulamen.ru/publ/6-1 -0-75 (дата обращения: 25.11.2016).
6. Решетова Л. И. Слово-картина-диалог в творчестве художника Александра Майорова [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2014. № 2 (10). С. 77-79. URL: http://www.tsput.ru/fb/hum/2( 10)2014/index.html#76 (дата обращения: 24.11.2016).
7. Рунов Ю. И. Неосимволизм в современном изобразительном искусстве: философское прочтение [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2008. № 4 (17). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neosimvolizm-v-sovremennom-izobrazitelnom-iskusstve-filosofskoe-prochtenie (дата обращения: 03.12.2016).
8. Чернякевич Н. Не современное искусство маргинально, а люди невежественны [Электронный ресурс] // Петербургский авангард: сайт. URL: http://avangard.rosbalt.ru/interview/nadezhda-chernyakevich-ne-sovremennoe-iskusstvo-marginalno-a-lyudi-nevezhestvenny/ (дата обращения: 17.12.2016).
Bibliography
1. Alexander Mayorov: catalogue album / comp.by А. I. Mayorov; Russian Academy of Arts. Tula: Borus, 2009. 224 p.
2. Alexander Mayorov. Patience on the eve of the seventeenth: catalog album / comp.by А. I. Mayorov; Russian Academy of Arts. Tula: Borus, 2016. 79 p.
3. Great Encyclopedia of Cyril and Methodius, 2012 [Audiovisual document]. Electron. text. and graphic. data Moscow: Cyril and Methodius, 2012. 2 electron. opt. discs (DVD ROM).
4. V Tule otkrylas' vystavka Aleksandra Mayorova [Exhibition of Alexander Mayorov opened in Tula] [Electronic resource] // Moskovsky Komsomolets Tula: site. URL: mayorova.html http://tula.mk.ru/articles/2016/11/05/v-tule-otkrylas-vystavka-aleksandra (reference date: 25.11.2016).
5. Mayorov Aleksandr Il'ich - «I vsyak na zemle prokhozhiy...» [Mayorov Alexander Il'ich - 'and everyone is a passer-by on the earth...' [Electronic resource] // Historical and patriotic site of Tula. URL: http://tulamen.ru/publ/6-1 -0-75 (reference date: 25.11.2016).
6. Reshetova L. I. Slovo-kartina-dialog v tvorchestve khudozhnika Aleksandra Mayorova [The word-picture-dialogue in the artist Alexander Mayorov's works] [Electronic resource] // Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2014. No 2 (10). P. 77-79. URL: http://www.tsput.ru/fb/hum/2( 10) 2014/index.html#76 (reference date: 24.11.2016).
7. Runov Yu. I. Neosimvolizm v sovremennom izobrazitel'nom iskusstve: filosofskoye prochteniye [Neo-symbolism in contemporary art: a philosophical view] [Electronic resource] // Vestnik of Pushkin Leningrad State University . 2008. No. 4 (17). URL: http ://cyberleninka. ru/article/n/neosimvolizm-v-sovremennom-izobrazitelnom-iskusstve-filosofskoe-prochtenie (reference date: 03.12.2016).
8. Chernyakevich N. Ne sovremennoye iskusstvo marginal'no, a lyudi nevezhestvenny [Not contemporary art is marginal but people are ignorant] [Electronic resource] // Petersburg Avant-Garde: site. URL: http://avangard.rosbalt.ru/interview/nadezhda-chernyakevich-ne-sovremennoe-iskusstvo-marginalno-a-lyudi-nevezhestvenny/ (reference date: 17.12.2016).