Научная статья на тему 'Судьбы курсив - курсив литературы: к юбилею профессора Нэлли Михайловны щедриной: междунар. Сб. Науч. Тр. / сост. В. А. Скрипкина, Н. М. Щедрина. М. : ИИУ МГОУ, 2014. 472 с'

Судьбы курсив - курсив литературы: к юбилею профессора Нэлли Михайловны щедриной: междунар. Сб. Науч. Тр. / сост. В. А. Скрипкина, Н. М. Щедрина. М. : ИИУ МГОУ, 2014. 472 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
141
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Холиков Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судьбы курсив - курсив литературы: к юбилею профессора Нэлли Михайловны щедриной: междунар. Сб. Науч. Тр. / сост. В. А. Скрипкина, Н. М. Щедрина. М. : ИИУ МГОУ, 2014. 472 с»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Судьбы курсив — курсив литературы: К юбилею профессора Нэлли Михайловны Щедриной: Междунар. сб. науч. тр. / Сост. В.А.Скрипкина, Н.М.Щедрина. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 472 с.

Далеко не всякий юбилейный сборник статей становится научным событием. Рецензируемое издание принадлежит к числу считаных исключений, и причина тому - широта исследовательских интересов юбиляра, профессора кафедры русской литературы ХХ века Московского государственного областного университета Н.М. Щедриной (в последнем разделе опубликована полная библиография ее научных и учебно-методических трудов). Каждый, кто занимается отечественной литературой прошедшего столетия (в том числе русским зарубежьем), сможет найти для себя в этой книге материал, достойный внимания. Однако структура сборника, вопреки сложившейся традиции такого типа изданий, подчинена не тематическому и даже не жанровому принципу.

Первый раздел (с предшествующей ему автобиографической заметкой «О времени, о людях, о себе...») посвящен учителям и наставникам, с которыми судьба связала Н.М. Щедрину. Крупным планом представлены А.И. Пауткин, С.М. Петров, В.С. Синенко, В.П. Скобелев, Л.А. Финк, М. Заградка. О каждом из них приводится краткий биографический очерк с характеристикой научной деятельности, дается личностный портрет, основанный на живых воспоминаниях от общения, а это ценнейший материал для историков науки (в будущем не менее значимыми могут оказаться непривычно подробные сведения об участниках данного сборника, помещенные в самом конце). На сегодняшний день количество мемуаров о литературоведах (в особенности не первого ряда либо живших в провинции) крайне невелико. В большинстве случаев ушедшие из жизни исследователи (будь то преподаватели или кабинетные ученые) не представимы для потомков как личности. Их мировоззренческие установки, человеческие поступки и качества быстро стираются из коллективной памяти. В этом же разделе републикуются значимые, с точки зрения составителей, работы упомянутыхучителей: «Образ М.В. Ломоносова в советской исторической прозе» (А.И. Пауткин), «У истоков русского исторического романа» (С.М. Петров), «"Домострой" как поэтическая

реальность трилогии Василия Розанова» (В.С. Синенко), «Возникновение и эволюция романа в трактовке А.Н. Веселовского» (В.П. Скобелев), «"Город" и города в названиях литературных произведений» (М. Заград-ка). В одном ряду с ними - мемуарное повествование Л.А. Финка «И одна моя судьба». Его автор, арестованный в двадцать один год и семнадцать лет проведший в заключении, глубокий исследователь творчества Л. Леонова, К. Симонова, Д. Гранина и др., размышляет о своем лагерном опыте в контексте суждений В. Шаламова и А. Солженицына.

Второй раздел включает статьи учеников Н.М. Щедриной: Г. П. Александровой, С.А. Саловой, А.И. Смирновой, В.В. Тулупова, А. В. Татари-нова, Ю.В. Шевчук, А.В. Полупановой, Е.К. Холодковой, Е.С. Шлома, Э.Л. Карасевой. По преимуществу публикуемые исследования (порядок расположения обусловлен временем появления их авторов на жизненном пути юбиляра) сосредоточены вокруг проблемы художественного переживания истории либо ее отрицания (на материале современной русской прозы и стихотворений А. Ахматовой 1920-х гг.), а также - творчества В. Астафьева (дополнительно привлекаются произведения С. Довлатова, В. Распутина, Б. Екимова и др.). Речь, в частности, идет о «музыкальном "тексте"» в прозе писателя; об изображении еды как средства формирования русского национального характера; об осмыслении судьбы женщины-матери в его соотнесенности с образом России в поздних рассказах и «за-тесях»; наконец, о связи финала с названием дилогии «Прокляты и убиты».

Через Астафьева (см. публикации Г.М. Шленской, В.Г. Швецовой, П.А. и П.П. Гончаровых, Т.Н. Федь) протягивается нить к следующему разделу сборника, куда вошли статьи коллег и друзей Н.М. Щедриной из самых разных городов нашей страны (Москвы, Санкт-Петербурга, Благовещенска, Иркутска, Казани, Красноярска, Перми, Ульяновска и др.), а также Белоруссии, Украины, Болгарии, Сербии, Чехии. Несмотря на то что принцип расположения материала - хронологический, а состав статей обусловлен прежде всего научными интересами коллег: от Батырши, идеолога башкирского восстания 1755 г., автора «Доношения императрице Елизавете Петровне» (Р.К. Амиров), восприятия творчества Жюля Верна взрослым человеком и ребенком (В.Л. Гопман), к рецепции А. Пушкина в Черногории (Б. Косанович), до модификации «драмы абсурда» в современной русскоязычной драматургии Белоруссии (С.Я. Гон-чарова-Грабовская), связи жизни и творчества в автобиографических рассказах Л. Петрушевской (Т.Г. Прохорова) и др. - можно выделить две узловые для данного раздела темы.

А.А.Холиков

Прежде всего, творчество А. Солженицына, с которым Н.М. Щедрину связывает написание фундаментальной монографии («"Красное Колесо" А. Солженицына и русская историческая проза второй половины ХХ века», 2010) и личные переживания: «В процессе чтения "Красного Колеса" рушились прежние представления об эпохе революционного движения и о Ленине...» (с. 14). Именно это произведение исследуется в основательных статьях А.В. Урманова («"Тот самый Ахеронт...": Роль мифологической символики в "Красном Колесе"») и В.В. Гуськова («Рыцарь с открытым забралом и рыцарь поверженный в исторической эпопее А.И. Солженицына "Красное Колесо"»). Еще одно ключевое направление научных поисков Н.М. Щедриной - литература русского зарубежья. Оно представлено в работах Т.И. Дроновой («Структурно-семантические функции музыкальных произведений в трилогии М.А. Алданова "Ключ. Бегство. Пещера"»), Т.В. Есиной («Палитра рассказов художника Коровина»), М.В. Михайловой и Э.С. Малыхиной («".красота в борще или мыльной пене?" (изображение быта русской эмиграции в цикле Н.Н. Берберовой "Рассказы не о любви")»), А.Г. Тоне («"Перехваченные письма" А. Вишневского в контексте художественно-документальной прозы»).

Особое место в третьем разделе сборника отведено статьям, в которых рассматриваются философские и эстетические проблемы отношения искусства к действительности. Так, Т.Н. Фоминых прочитывает рассказ Б. Грифцова «Двойник» как «диалог», который вели между собой Гриф-цов-филолог и Грифцов-художник. В работе И. Захариевой эксплицируется - посредством анализа труда А.Ф. Лосева «Эрос у Платона» -«устремленность к междисциплинарности в деятельности ученого» (с. 264). В свою очередь, А.А. Дырдин на примере романа «Вор» демонстрирует, как метафизическая субстанция эстетики «скрепляет Леонова с метафизикой русской литературы, и шире - с метафизикой национального самосознания» (с. 256). К перечисленным исследованиям примыкает (в связи с вопросом о биографических истоках образа отца в творчестве А. Платонова) работа Н.М. Малыгиной.

Четвертый раздел объединяет коллег Н.М. Щедриной по кафедре русской литературы ХХ века МГОУ. Серебряный век, которому посвящена одноименная статья покойной Л.А. Смирновой, учителя для большинства членов кафедры, оказался в сфере внимания недавно ушедшей из жизни В.А. Скрипкиной («Воспоминания и мемуарные очерки С. Соловьева 1920-х годов»), А.О. Тихомировой («Отзвуки поэзии Е.А. Баратынского в ранней лирике А.А. Ахматовой»), В.Н. Климчуковой («Традиции русско-

го классического романтизма в сборнике Н.С. Гумилева "Костер"»). Тематически выбиваются из этой сферы статьи В.Б. Белуковой («"Город-чудовище, город-пожарище, город Голгофа": образ Петербурга в лирике Алексея Гессена»), С.В. Крыловой («Олег Павлов: критик и антикритик (по книге О.О. Павлова "Антикритика", 2005)»), С.М. Червоненко («Перипетии чувств в рассказе А. Толстого "Для чего идет снег"»).

Как видно, сборник организован по такому принципу, который позволил включить в него и научные работы, и эгодокументы (автобиографические и мемуарные тексты о В. Астафьеве, М. Шагинян, А. Солженицыне, Ю. Ковале и др.), и даже художественные произведения однокурсников Н.М. Щедриной: рассказы С. Панасенко (Уфа), стихотворения С. Либер-ман-Рыжевской (Израиль). Главное же, выбранный составителями путь (от учителей к ученикам и коллегам) не только соответствует профессии педагога («вначале учишься у других, затем в этой роли выступаешь сам»), но и сохраняет утрачивающее (в современном научном мире) смысл понятие «школа» как символ преемственности и связи поколений, ибо «в ученичестве и в учительстве кольцо смыкается» (с. 22).

А.А.Холиков

Сведения об авторе: Холиков Алексей Александрович, доктор филол. наук, старший преподаватель кафедры теории литературы филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.