-^jjjj^r.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
зуются творческим потенциалом данного рода деятельности и поэтому существенно влияют на организацию как законотворческого процесса, так и на формирование системы законодательства в государстве. Составляющие ее элементы носят системный характер и показывают эффективность или неэффективность законотворчества. Хотелось бы особо выделить такие ее компоненты, как лоббирование, рецепция права, так как использование их программных установок позволяет выйти на качественно новый уровень в формировании административного управления путем создания отдельных узаконений.
В правовом государстве нельзя построить полностью совершенное законодательство. Меняются идеологические установки политической элиты, совершенствуется юридическая наука государственного управления, поэтому процесс принятия законов носит неустойчивый характер. Но важно заложить как законодательную основу для такого процесса, так и
создать современные механизмы принятия политических решений, выраженных в законах, что выступает основным направлением проводимой в государстве законодательной политики. При возрастании роли законодательства в регулировании общественных отношений в государстве повышается интерес к научной регламентации этой деятельности, что позволяет утверждать об успешном взаимопроникновении наук, изучающих право и политику.
Органы законодательной власти должны иметь ориентиры проводимой в стране формирования законодательства правового государства. Законодательная политика выступает таким ориентиром по формированию законодательства государства. Поскольку законодательство является главным инструментом регулирования общественных отношений в государстве, следовательно, грамотная и научно реализуемая законодательная политика является необходимым условием существования целостного государства.
СУДЬБА ЗАКОНОПРОЕКТА «О ДВОЙНЫХ И ПРОСТЫХ СКЛАДСКИХ
СВИДЕТЕЛЬСТВАХ»
Д.А. МАТВЕЕВ,
адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право.
Е-шаП: [email protected]
Научный руководитель: кандидат исторических наук, кандидат юридических наук,
доктор экономических наук, профессор Н.Д. Эриашвили
Аннотация. Для принятия закона «О двойных и простых складских свидетельствах» необходимо устранить противоречия концептуального характера, содержащиеся в нем. Приведены доводы о необходимости принятия законопроекта для правого регулирования оборота складских свидетельств.
Ключевые слова: складские свидетельства, варрант.
Из рецензии. «...В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что законопроект необходимо принять для устранения противоречий в правовом регулировании складских свидетельств. В статье определено основное содержание законопроекта, его краткая хронология и доводы о необходимости принятия данного законопроекта».
THE FUTURE OF THE FEDERAL LAW «ON DOUBLE AND COMMON WAREHOUSE CERTIFICATES»
D.A. MATVEEV,
graduate Student of The Department of Civil Law and Legal Proceedings of Moscow University of The Ministry of Home Affairs of Russian Federation
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Annotation. The analysis of the draft law «On Double and Common Warehouse Certificates» allows concluding that it is necessary to remove conceptual contradictions in this draft law so the draft law could be passed. The author gave arguments for the necessity of passing the draft law for legal regulation of warehouse certificates. Keywords: warehouse certificates, warrant.
¿¡¡F*'
5 сентября 1998 г. в Государственную Думу депутатами В.А. Тарачевым, Г.В. Кулик и Н.Н. Савельевым был внесен законопроект «О двойных и простых складских свидетельствах». 10 сентября 1998 г. законопроект был принят к рассмотрению в Государственной Думе. Предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с выдачей, обращением на рынке ценных бумаг и погашением двойных складских свидетельств, их частей — складских свидетельств и залоговых свидетельств, простых свидетельств.
Законопроект «О двойных и простых складских свидетельствах» состоял из 21 статьи, объединенных в три главы. Глава 1 содержит общие положения, определяющие основные понятия, в том числе двойное и простое складское свидетельства, правила, предъявляемые к форме договора складского хранения и порядку залога товара, принятого на хранение. Глава 2 содержит правила выдачи и погашения двойных и простых складских свидетельств товарным складом. В гл. 3 определены права держателей (владельцев) двойных и простых складских свидетельств.
12 апреля 2001 г. закон был принят Государственной Думой в третьем чтении, но 16 мая 2001 г. отклонен Советом Федерации и возвращен в Государственную Думу, где по нему была создана согласительная комиссия. 19 ноября 2003 г. закон был вновь принят Государственной Думой в третьем чтении в редакции согласительной комиссии, но 26 ноября 2003 г. Совет Федерации снова отклонил закон, повторно создав по нему согласительную комиссию.
Законопроект «О двойных и простых складских свидетельствах» отклонялся прежде всего по причине внутренних противоречий этого нормативного акта, а также по причине противоречия положений акта нормам ГК. Так, в нарушение норм § 2 гл. 47 законопроект допускал возможность выдачи складских свидетельств в бездокументарной форме.
В соответствии со ст. 7 законопроекта «О двойных и простых складских свидетельствах» товар, принятый на хранение с выдачей простого или двойного складского свидетельства, находится в собственности или в хозяйственном ведении держателя свидетельства.
По мнению специалистов Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, указание на принадлежность товара поклажедателю на определенном праве противоречит п. 4 ст. 912 ГК, не содержащему таких ограничений1. Это замечание является правильным, поскольку товар, помещаемый на хранение, может находиться у поклажедателя на праве не только собственности или хозяйственного ведения, но и оперативного управления, на основании договора комиссии, поручения, агентского договора либо договора доверительного управления. В ст. 7 законопроекта должны быть внесены соответствующие исправления.
Отдельную статью, посвященную двойному складскому свидетельству, содержал предлагаемый В.А. Беловым законопроект «О ценных бумагах»2. В соответствии с п. 1 ст. 49 законопроекта двойное свидетельство товарного склада определялось как каузальная товарораспорядительная бумага. В этой статье подробно определены реквизиты двойного складского свидетельства, а также порядок передачи прав по этой ценной бумаге и ее частям.
Согласно постановлению Государственной Думы от 7 ноября 2007 г. № 5286-4 ГД законопроект «О двойных и простых складских свидетельствах» снят с дальнейшего рассмотрения и помещен в архив текущего созыва ввиду того, что последняя редакция законопроекта не была поддержана заинтересованными федеральными органами государственной власти, поскольку содержала недостатки концептуального характера. Более того, с момента принятия Государственной Думой постановления о создании согласительной комиссии по законопроекту прошло более трех лет. За это время были прекращены полномочия большинства членов Совета Федерации, входивших в согласительную комиссию.
Чтобы запустить новый финансовый инструмент в оборот, недостаточно лишь одного федерального закона, посвященного обращению складских свидетельств. Для этого необходимо разработать комплекс-
1 Заключение правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 ноября 2003 г. № 2.2-1/974.
2 Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М., 1996. С. 382.
НАУКИ
ную правовую базу, которая будет содержать ряд положений, регламентирующих отношения между владельцами свидетельств, товарными складами и органами государственной власти.
Практика применения складских свидетельств приобретает бурное развитие в российских регионах за последние 15 лет. При этом не учитывалось совпадение регионального и федерального законодательства. Разное понимание правовой природы складских свидетельств порождали ошибки и заблуждения. Отсутствие единого представления о складских свидетельствах встречается на всех уровнях — от руководителей организаций до начальников налоговых и финансовых служб.
Часто полагали, что складское свидетельство могло быть выдано под несуществующий товар либо когда в качестве товарного склада выступал сам производитель товара и сам же являлся поклажедателем. В таком случаи договор хранения оказывался заключенным с самим собой, и выдача складского свидетельства неправомерна.
До недавнего времени отдельные субъекты Федерации, используя пробелы в федеральном законодательстве, пытались самостоятельно регулировать вопросы выдачи и обращения складских свидетельств. Так, в Республике Марий-Эл, в Чувашской Республике, в Свердловской области эти инструменты применялись
на протяжении двух лет. Однако принятые в этих регионах правовые акты оказались неоднородными по кругу решаемых вопросов и по сфере устанавливаемых правовых норм. В соответствии с Конституцией РФ и ГК гражданское законодательство находится в ведении России. Для этого необходим именно федеральный закон, который сможет прекратить нежелательную практику принятия разнородного регионального законодательства.
Не решенные проблемы, связанные с внедрением и использованием складских свидетельств, затрудняют использование значительного потенциала новых ценных бумаг. Имеется разнообразная отработанная практика в странах с развитой рыночной экономикой, где успешно применяется система складских документов, посредством которых осуществляется залог товаров, находящихся на складском хранении. Все это подтверждает необходимость ускорение принятия уже обсужденного в Государственной Думе законопроекта «О двойных и простых складских свидетельствах». Реальное функционирование такого закона позволит обеспечить эффективное использование основных качеств складских свидетельств как ценных бумаг во благо укрепления финансово-экономического положения сельскохозяйственных коммерческих организаций и предприятий.
Конституционно право России; 4-е изд., перераб. и доп.: учебник / под ред. А.С. Прудникова, Б.С. Эбзеева, В.И. Авсеенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 615 с.
Конституционное право России
ш
Ю н и т и UNITY
В учебнике подробно рассматриваются вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права. В частности, в нем нашли отражение такие институты, как конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. При рассмотрении названных институтов использованы как традиционные подходы к их исследованию, так и обращение к общественной практике, обусловливающей действие Конституции Российской Федерации. Большое внимание уделено избирательной системе с учетом изменений, произошедших в избирательном законодательстве.
Для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), студентов юридических вузов и факультетов, практических работников, а также для всех, кто интересуется проблемами отечественного конституционного права.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru