2. Asafyev B.V. Muzykalnaya forma kak protsess [Musical form as a process]. Leningrad, 1971. 376 p.
3. Medushevskiy V.V. Yazykom chego yavlyaetsya muzyka? [Language of what is music?]. Moscow, 1992.
4. Medushevskiy V.V. Intonatsionnaya forma muzyki [Intonation form of music]. Moscow, 1993. 268 p.
5. Medvedeva M.V. Horovaya aranzhirovka. Programma dlya muzykalnyh vuzov [Choral arrangement: program for musical higher education institutions]. Moscow, 1990. P. 65-76.
6. Кuznetsov E. Iz proshlogo russkoy estrady [From the past of the Russian stage]. Moscow, 1958.
7. Volkova P.S. Reinterpretation in the light of the philosophy of art: problem statement // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. Krasnodar, 2009. № 2. P. 170-181.
8. Volkova P.S. The phenomenon of reinterpretation: the experience of understanding (on the example of contemporary art) // Izvestiya RPGU im. A.I. Gertsena. Seriya «Obshchestvennye i gumanitarnye nauki». 2008. № 11.
9. Volkova P.S. Reinterpretation of the literary text (on the material of art of the XX century): abstract dis. ... PhD (history of art). Saratov, 2009. 46 p.
УДК 78
В.А. ЛЕОНОВ, И.Д. ПАЛКИНА
СУДЬБА ВУНДЕРКИНДА: К.М. ДУМЧЕВ
Леонов Василий Анатольевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры духовых и ударных инструментов Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (Ростов-на-Дону, Буденновский пр-т, 23/44), [email protected]
Палкина Ирина Дмитриевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры духовых и ударных инструментов Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (Ростов-на-Дону, Буденновский пр-т, 23/44), [email protected]
Аннотация. Статья посвящена одному из выдающихся представителей донского казачества в искусстве, каковым был скрипач Константин Михайлович Думчев. Имя этого музыканта было широко известно в последнем десятилетии XIX и в первом десятилетии ХХ века. В работе освещаются и уточняются сведения, относящиеся к биографии артиста и его концертной деятельности. Впервые раскрывается сущность одаренности той категории детей, которых называют вундеркиндами. Выявлены причины творческих кризисов у вундеркиндов, с опорой на данные физиологии и психологии. Показана роль мышления и труда в становлении музыканта, обладающего с детства выдающимися моторными данными. Дано описание творческого наследия К. М. Думчева, которое не было опубликовано.
Ключевые слова: К.М. Думчев, скрипичное исполнительство, феномен вундеркинда. UDC 78
V.A. LEONOV, I.D. PALKINA
FATE OF THE CHILD PRODIGY: K.M. DUMCHEV
Leonov Vasiliy Anatolyevich, PhD (history of art), professor of the cathedra of wind and percussion instruments of the Rostov state conservatory n.a. S.V. Rachmaninov (23/44, Budennovskiy ave., Rostov-on-Don), [email protected]
Palkina Irina Dmitrievna, candidate of history of art, associate professor of the cathedra of wind and percussion instruments of the Rostov state conservatory n.a. S.V. Rachmaninov (23/44, Budennovskiy ave., Rostov-on-Don), [email protected]
Abstract. The article is devoted to one of the outstanding representatives of the Don Cossacks in art, which was the violinist Konstantin Mikhailovich Dumchev. The name of this remarkable musician thundered in the last decade of the XIX century and in the first decade of the XX century. The work highlights and clarifies information, related to the artist's biography and his concert activity. For the first time, the essence of the giftedness of that category of children, who are called prodigy, is revealed. The causes of creative crises in children prodigy are revealed, based on the data of physiology and psychology. The role of thinking and work in the formation of a musician with outstanding motor data since childhood is shown. The description of the creative heritage of K.M. Dumchev, which was not published, is given.
Keywords. K.M. Dumchev, violin performance, phenomenon the child prodigy.
В культуре России XIX век занимает особое место. Именно в этом столетии страна стала одной из ведущих мировых держав в экономическом и политическом отношениях. Брошенное при Екатерине Великой семя профессионального музыкального образования, получаемого за пределами России, дало уже заметные ростки в XVIII веке. Так, в стране появился ряд композиторов высокого европейского уровня, обучавшихся за границей.
В первой половине XIX столетия трудами профессиональных музыкантов и исполнителей-любителей были созданы предпосылки для основания российских консерваторий в Петербурге и Москве, которые положили начало подготовке высококвалифицированных специалистов, стали важным стимулом для открытия музыкальных школ, курсов как в столицах, так и на периферии Российской империи.
Вышесказанное в полной мере относится и к Области Войска Донского. Несмотря на то что главной задачей властей было поддержание высокой боеготовности полевых полков, казаков, находящихся на льготе (учения, сборы для практических занятий), на Дону работали музыкальные и драматические театры, играли духовые и симфонические оркестры, гастролировали певцы и музыканты высокого международного класса.
Во второй половине XIX века в крупных городах Дона стали открываться частные музыкальные классы, курсы и школы, и воспитанники донских учителей музыки начали пополнять российские консерватории. Одним из выдающихся представителей этого пополнения был скрипач Константин Михайлович Думчев. Имя этого музыканта было широко известно в последнем десятилетии XIX века и в первом десятилетии ХХ столетия. Однако нынешняя музыкальная молодежь в большинстве случаев лишь слышала, что был такой скрипач по фамилии Думчев, либо не слышала совсем. А история этого одареннейшего человека весьма назидательна и поучительна. Однако в ней уже есть наслоения.
Противоречия возникают с начала описания жизненного пути. Так, в «Курской энциклопедии» [1] значится: «ДУМЧЕВ, Константин Михайлович (1879-1948) - скрипач, педагог. Место рождения точно не установлено - или Земля Войска Донского (г. Новочеркасск) или Курская губерния». А в энциклопедии «Мой Курск» [2] и вовсе утверждается, что «ДУМЧЕВ, Константин Михайлович (1879-1948) - скрипач, педагог. Род. в Курской губернии».
Обратимся к прижизненной публикации о К.М. Думчеве от 1940 года в газете «Знамя Коммуны» [3], выходившей в Новочеркасске. В ней он назван уроженцем Новочеркасска. Об этом же свидетельствует памятная доска на доме, где жил выдающийся скрипач. Следует заметить, что и в более ранних публикациях о Думчеве именно столица Области Войска Донского названа местом рождения будущего мастера. Таким образом, можно считать данный факт неоспоримым.
Итак, Думчев Константин Михайлович родился 19 сентября (1 октября по новому стилю) 1879 года в Новочеркасске в казачьей семье. Отец мальчика Михаил Фирсо-вич был большим любителем музыки. Поэтому в возрасте пяти лет он отдал сына в обучение игре на скрипке.
Новочеркасскими учителями К.М. Думчева на пути к мастерству игры на скрипке были В.И. Пятницын и Ф.А. Стаджи [3]. О первом из них не сохранилось каких-либо сведений, кроме фамилии, в то время как Стаджи оставил заметный след в искусстве. Он родился и вырос в Италии. Там же получил музыкальное образование как певец и скрипач. Творческая судьба привела Стаджи в Россию, где в результате простуды он потерял голос и вынужден был перейти на педагогическую работу. В 1880-е годы этот певец и скрипач оказался в Новочеркасске. Здесь у него занимался не только Думчев, но и будущий профессор Московской консерватории К.Г. Мострас, чей отец был дирижером войскового симфонического оркестра [4], и будущий известный музыковед К. А. Кузнецов и др.
Занятия Ф.А. Стаджи с Костей Думчевым привели к замечательным результатам. Уже в возрасте восьми лет начинающий скрипач дал свой первый сольный концерт. А в 1889 году мальчик даже дирижировал симфоническим оркестром в Екатеринодаре (Краснодаре).
Первое из сохранившихся свидетельств выступлений этого скрипача-вундеркинда в Ростове-на-Дону относится к 1890 году: «В зале Коммерческого клуба 9 марта состоится концерт 9-летнего К. Думчева» [5]. Скрипачу уже было около 11 лет, но публике хотелось чуда и устроители концертов постоянно занижали возраст юного скрипача. Это выступление не вызвало какого-либо отклика в прессе, кроме констатации самого факта прошедшей гастроли, как, кстати, и концерт 1891 года.
Осенью 1892 года владелец «Музыкального депо» (музыкальной торговли) Л.Г. Адлер организовал выступление Думчева в ростовском театре Любова. Ростовская газета [6] писала, что в это время вундеркинд уже учился в Петербургской консерватории, выступал в присутствии Высочайших особ и имел от них награды. На самом же деле, К. Думчев в консерватории еще не учился, хотя действительно играл для Высочайших особ.
В концерте, состоявшемся в Ростове 14 сентября 1892 года, юный скрипач сыграл, в числе прочего, фантазию Н. Паганини на темы оперы «Моисей». Отклик на его выступление как нельзя лучше характеризует яркое явление, которым был в скрипичном исполнительстве К.М. Думчев: «Трудно верить тому, что приходится видеть своими глазами - видеть силу гения и блеск необыкновенного таланта в двенадцатилетнем ребенке» [6].
С девяти и почти до 15 лет Костя Думчев много гастролировал, играл перед членами царской фамилии и получил ряд наград. В частности, музыкальное общество Санкт-Петербурга в 1890 году удостоило его золотой лиры за концерты в столице. Надпись на награде гласила: «Девятилетнему артисту - скрипачу от Петербургского музыкального общества» [7].
В этот гастрольный период Костя Думчев стал почетным членом Улеаборгского музыкального общества; музыкальное общество Гельсингфорса (Хельсинки) вручило ему бриллиантовую лиру, а в Одессе преподнесли хвалебный адрес, которого удостаивались лишь великие артисты.
В Одессе юного скрипача слушал П.И. Чайковский, который гастролировал там с 12 по 25 января как дирижер. Великий композитор высоко оценил дарование Кости Думчева: «Что мальчик этот - огромный талант, не подлежит сомнению. Я слушал его два раза и остался очень доволен» [8]. При расставании Чайковский подарил Косте свой портрет, на котором написал: «Косте Думчеву на память от искренне сочувствующего старого приятеля П. Чайковского».
Симпатия П.И. Чайковского обрела для юного скрипача вполне материальную форму: композитор Н. Н. Тарновский - поклонник таланта Чайковского - подарил Косте скрипку итальянского мастера Санто Серафино.
В начале декабря 1893 года состоялся первый концерт К. Думчева в Омске - столице Уральского казачества, где скрипач исполнял концерты Ш. Берио, Л. Бетховена,
произведения Г. Венявского, П. Сарасате, А. Вьетана. Восторг публики был величайшим. В результате Думчева пригласили на войсковой праздник в день Святителя Николая, где игру скрипача бурно приветствовал Войсковой круг. После концертов в Омске в адрес генерала Грекова - помощника атамана Войска Донского - была отправлена полная восторга телеграмма по поводу исполнительского мастерства юного донского казака [7].
Вот как описывает свое знакомство с творчеством К. Думчева профессор Московской консерватории Б.О. Сибор: «Примерно в 1894 г. судьба забросила меня в Петербург. Не знаю, каким образом я попал на концерт Кости Думчева, но ясно помню то ошеломляющее впечатление, которое произвела на меня его игра. Полуребенок, в пиджаке и коротеньких штанишках, с первых же аккордов овладел вниманием слушателей. Не умея разобраться в деталях его превосходной игры, я уже тогда - четырнадцатилетним мальчишкой - почувствовал всю силу его огромного дарования. Как сейчас, помню его программу того вечера. Исполнение «Пляски ведьм» Баццини, «Пчелки» Шуберта и др. запечатлелось в моей памяти с поразительной ясностью» [9].
В вышеупомянутый гастрольный период К. Думчев побывал не только в ряде европейских стран, но и в США, Японии, Китае. Чем же был вызван столь длительный гастрольный период? Ответ на этот вопрос дал П.И. Чайковский: «Отец Думчева говорил мне, что он везет своего сына в Петербург в консерваторию и что средства -дать своему сыну дальнейшее музыкальное образование - он только и может черпать из концертов» [8].
В 1894 году К. Думчев получил направление в Санкт-Петербургскую консерваторию для обучения за счет государственных средств, где и началась его учеба у самого Л. Ауэра, вместе с курским скрипачом М.Г. Эрденко. Одновременно Костя стал изучать гармонию под руководством А.К. Лядова. Затем молодой скрипач прервал занятия в консерватории и поехал совершенствоваться в Бельгию, к Сезару Томсону. В 1900 году Думчев продолжил обучение в России, поступив в Московскую консерваторию в класс И.В. Гржимали. Через 2 года состоялся выпуск нового «Свободного художника», который был награжден золотой медалью, а имя его занесено на доску почета рядом со славными именами, составляющими гордость российского музыкального искусства.
В годы учебы, по мнению Ю.А. Бибикова, К. Думчев прекратил концертировать: «В период с 1894 по 1900 г. концерты Думчева прекращаются. В это время он систематически занимается изучением музыки и общеобразовательных дисциплин в Петербургской консерватории, затем у скрипача Сезара Томсона» [7]. На самом деле, данное утверждение не соответствует реальности. В одном лишь 1897 году скрипач давал концерты в Уфе и выступал как солист в Александровском дворце перед императорской семьей под аккомпанемент Придворного оркестра.
После окончания консерватории К. Думчев стал активно концертировать. Однако в 1910-е годы в его творчестве наметился творческий кризис. В 1918 году выдающийся скрипач оставил сцену и до 1925 года вел педагогическую работу. Затем Думчев на протяжении четырех лет давал концерты, пытаясь вернуться на большие подмостки и обрести былой успех. Однако в 1929 году он окончательно осел в Новочеркасске, где до конца своих дней (1948 г.) преподавал в музыкальной школе.
Почему же талантливый скрипач, получивший мировую известность, оставил сцену в расцвете сил? Ответ на данный вопрос лежит в сфере психологии и физиологии вундеркиндов.
Музыкальная одаренность, необходимая для игры на том или ином инструменте, включает в себя 3 области - двигательную, слуховую, образного мышления. Как правило, координация движений у детей повышается постепенно; в 15-18 лет происходит резкое улучшение моторных коррекций: это период обучения в музыкальном училище, когда могут быть достигнуты существенные сдвиги в технической подготовке музыканта. Феномен же вундеркинда состоит в раннем развитии двигательной сферы. У него,
как правило, прекрасная координация движений, соответствующая взрослому человеку. Учащийся такого рода, имея равные со своими сверстниками музыкальный слух и образное мышление, быстро обгоняет соучеников в области овладения инструментом: технические трудности не представляют для него проблемы. К 12-13 годам вундеркинд уже способен сыграть любое произведение, опираясь на детские музыкально-образные представления.
В 14 лет происходит перестройка мышления ребенка на взрослый лад (ее «отзвуки» принято называть переходным периодом или возрастом). Переориентация психики ребенка наносит первый удар по вундеркинду, который уже является сложившимся музыкантом-исполнителем, имеющим солидный концертный репертуар, получившим известность и т.д. Но играет такая знаменитость по-детски наивно. Теперь же наступает время переосмысления уже исполненных произведений. Следовательно, дальнейшее продвижение вперед замедляется, и соученики чуть-чуть сокращают разрыв между собой и вундеркиндом.
Второй удар по психике лидирующего пока что виртуоза наносит резкое улучшение моторных коррекций и координаций у его сверстников. В итоге соученики к 20 годам уже догоняют вундеркинда в техническом отношении. Он остается лидером преимущественно в опыте концертирования, в обладании солидным репертуаром.
Если вундеркинд продолжает упорно трудиться, то болезненно и непросто виртуоз перейдет к музыкально-образному мышлению взрослого человека (игра приобретет глубину и масштабность), не теряя популярности и своей публики. Однако чаще случается иначе. Вундеркинд продолжает активно гастролировать, эксплуатируя уже «накатанный» репертуар. Постепенно музыкант вырастает из коротких штанишек чудо-ребенка. И, наконец, наступает момент, когда этот факт замечает публика: игра не приобрела взрослой взвешенности, глубины и т.д. Артиста начинают упрекать в поверхностном прочтении композиторского замысла, в отсутствии творческой концепции. Видимо, подобное случилось и с К.М. Думчевым. Основанием для такого предположения служат программы четырех концертов, данных скрипачом в Ростове и Новочеркасске в 1896, 1897, 1898 и 1900 годах.
В возрасте 17-21 лет молодой музыкант уже очень медленно обновлял репертуар: полная смена программы выступлений происходила лишь за 3 года, а фантазия Паганини на темы оперы «Моисей» исполнялась в концертах на протяжении 10 лет. В ту пору, когда артист должен заниматься особенно много, К. Думчев трудился так, словно его карьера клонилась к закату.
Если же отвлечься от научного обоснования причин творческого кризиса, возникающего у вундеркиндов, то пророческими оказались слова П.И. Чайковского, сказанные в Одессе о вундеркиндах вообще и о К. Думчеве в частности: «Но производить Костю в гении и подносить адрес, содержание которого мне передавали, значит только содействовать тому, чтобы талант, от природы данный, был совершенно загублен. По отношению к Косте Думчеву Одесса - глубокая провинция. В крупных центрах за границей «знаменитых малюток» много («Wunderkinder», как их там называют), но в гении их не производят. Обнаружен у малютки талант - прекрасно, ребенка следует учить и учить, но тотчас выдвигать его на эстраду, показывать публике как нечто законченное, великое, кружить ему голову, приучать к легкому успеху - значит губить мальчика. Как ни хорошо играет Костя Думчев, как ни огромен его талант, все-таки, в конце концов, это исполнение дилетантское. Положим, бывают примеры, что дети в самом юном возрасте обнаруживают гениальность, - мы видим это на Моцарте, А. Рубинштейне и др., но примеры эти слишком редки и должны считаться большим исключением» [8].
И все же жизнь замечательного скрипача была подобна падающей яркой звезде на небосклоне исполнительства. Несомненно, дарование К.М. Думчева было огромным и разносторонним. Он создал 48 произведений для скрипки (2 концерта, вариации, сюиты, пьесы), написал воспоминания о П.И. Чайковском и И.Е. Репине.
Произведения и воспоминания К.М. Думчева не были изданы. После кончины выдающегося скрипача творческое наследие хранила его супруга - Н.П. Апостолова. Но когда и она ушла из жизни, почти весь архив был утрачен. В Новочеркасской музыкальной школе им. П.И. Чайковского какое-то время еще хранились два альбома фотографий, принадлежавшие К.М. Думчеву, но судьба их давно не известна.
В центральной части Новочеркасска по Александровской улице, в полутора кварталах от Александровского сада, сохранился дом № 100, где жил К.М. Думчев. Именем К.М. Думчева назван переулок, расположенный в Ростове-на-Дону, между улицами Береговая и 1-я Краснодарская.
Разные страны, разные музыканты, разные судьбы детей-вундеркиндов и слова П. И. Чайковского о выдающейся одаренности, звучащие как назидание потомкам.
Литература
1. Думчев Константин Михайлович // Курская энциклопедия. Курск 2004-2019. URL: http://www.mke.su/doc/DUMChEV.html
2. Думчев Константин Михайлович // Энциклопедия «Мой Курск». URL: http:// www. kva. kursk. ru/encyclopedia/doc/DUMChEV.php
3. Константин Михайлович Думчев // Знамя Коммуны. 1940. № 106.
4. Леонов В.А., Палкина И.Д. Ростов и Новочеркасск XIX века. Хроника музыкального исполнительства. Ростов н/Д., 1999. 168 с.
5. Концерт Думчева // Донская пчела. 1890. № 19.
6. Концерт Кости Думчева // Донская пчела. 1892. № 74.
7. Бибиков Ю.А. Думчева переулок. URL: http://donlib.ru/include/themes/new/images/ donlib_logo.png
8. Яр С. У П.И. Чайковского // Одесский листок. 1893. № 16.
9. Сибор Б. Привет юбиляру // Знамя коммуны. 1939. № 24.
References
1. Dumchev Konstantin Mihaylovich // The Kursk entsyclopedia. Kursk 2004-2019. URL: http://www.mke.su/doc/DUMChEV.html
2. Dumchev Konstantin Mihaylovich // Encyclopedia «My Kursk». URL: http:// www.kva.kursk.ru/encyclopedia/doc/DUMChEV.php
3. Konstantin Mihaylovich Dumchev // Znamya Kommuny. 1940. № 106.
4. Leonov V.A., Palkina I.D. Rostov i Novocherkassk XIX veka. Hronika muzykalnogo ispolnitelstva [Rostov and Novocherkassk of a XIX century. Chronicle of musical performance]. Rostov-on-Don, 1999. 168 p.
5. Concert of Dumchev // Donskaya pchela. 1890. № 19.
6. Concert of Kostya Dumchev // Donskaya pchela. 1892. № 74.
7. Bibikov Yu.A. Dumcheva pereulok [Dumcheva lane]. URL: http://donlib.ru/include/ themes/new/images/donlib_logo.png
8. Yar S. At P.I. Tchaikovsky // Odesskiy listok. 1893. № 16.
9. Sibor B. Greetings to the hero of the anniversary // Znamya kommuny. 1939. № 24.