Г ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
I___А
СУДЬБА НИГИЛИЗМА THE FATE OF NIHILISM
УДК 342.5
И.Е. ИЛЬИЧЁВ,
доктор технических наук, доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
С.А. ЛАЗАРЕВА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
IGOR E. ILICHEV,
Doctor of Technical Sciences, Doctor of Law, Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
SOFYA A. LAZAREVA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: двойственная природа нигилизма - как явления духовной культуры (философии) и как социального явления - предопределяет и переплетение двух его судеб. Пережив кризис конца XIX -начала XX столетий, нигилизм к концу XX века обращается в свою противоположность, становится обыденным явлением современной жизни, охватывая все слои населения. Человек как социальное существо перестаёт воспринимать себя таковым, атомизация общества размывает традиционные ценности, выливается в тотальную социальную апатию. Уход с политической арены Европы лидеров, имевших «прививку» от нацизма по опыту родителей, в сочетании с социальной апатией населения обеспечивает поддержку курса США и их сателлитов по НАТО, нагнетающих обстановку русофобской истерии в своих странах и военно-политическое и психологическое давление на Россию и прилегающие к ней страны, по сути, готовящих мир к новому мировому конфликту. В этих условиях человечество оказывается на грани бытия - небытия в силу проникновения психологии нигилизма в сознание правящих элит ведущих мировых держав, а прогнозировавшееся С. Хантингтоном столкновение цивилизаций получает реальную перспективу перехода от академических дискуссий и «холодной войны» в «горячую» фазу. Вектор дальнейшего развития человечества определяется способностью либо неспособностью правящих мировых элит удержать мир от самоуничтожения.
В статье рассматриваются направления минимизации негативных проявлений нигилизма в современной России, формулируются предложения, направленные на усиление её влияния на внешний мир в целях предотвращения глобальной гуманитарной катастрофы.
Ключевые слова: нигилизм, трансформация, кризис человека, столкновение цивилизаций, угроза гуманитарной катастрофы.
Abstract: the dual nature of nihilism as a phenomenon of spiritual culture (philosophy) and as a social phenomenon predetermines the intertwining of its two destinies. Having survived the crisis of the late XIX - early XX centuries, nihilism turns into its opposite by the end of the twentieth century, becomes a commonplace of modern life, encompassing all segments of the population. Man as a social being ceases to perceive himself as such, the atomization of society is eroding traditional values, results in total social apathy. The withdrawal of the leaders from the European political arena, those who had been «vaccinated» from Nazism based on the experience of their parents, combined with the social apathy of the population provides support for the course of the USA and its NATO satellites that fuel the Russophobic hysteria in their own countries and the political, military and psychological pressure on Russia and neighboring countries, in fact, preparing the world for a new global conflict. In these conditions, humanity is on the verge of existence - non-existence because of the penetration of the psychology of nihilism into the minds of the ruling elites of the world's leading powers and the clash of civilizations predicted by S. Huntington gets a real prospect of moving from academic discussions and the «cold war» to a «hot» phase. Further development of mankind is determined by the ability or inability of the ruling elites of the world to keep the world from self-destruction.
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
The article deals with the directions of minimizing the negative effects of nihilism in modern Russia, proposals aimed at strengthening its influence on the outside world to prevent a global humanitarian catastrophe are formulated.
Keywords: nihilism, transformation, human crisis, clash of civilizations, threat of humanitarian disaster.
К арен Карр утверждает, что в современном
обществе нигилизм теряет смысл кризиса коннотаций, он становится просто приемлемым, даже банальным признаком человеческой жизни. Карр утверждает, что эта трансформация в конечном счёте абсолютизирует предпочтения общества, отражая его возрастающую неспособность критиковать и изменять существующие структуры мышления. Некритическое восприятие нигилизма, характерное для большей части постмодерна, по иронии судьбы завершается трансформацией нигилизма в его полную противоположность - догматизм [1].
Такой прогноз для нигилизма как философской мысли, судя по всему, никак не помешает «практическому» нигилизму в его социальной ипостаси.
Эрнст Юнгер утверждает: в нигилизме следует предвидеть великую судьбу, основную власть, влияния которой не избежать никому [2, с. 17].
В этом контексте не следует забывать о предостережении Януша Кучиньского: миф сверхчеловека, живущий и по сей день в определённых кругах западной культуры, является ложным маяком, который вводит в заблуждение своих приверженцев, выступая, по существу, одним из глубочайших выражений кризиса человека [3].
И не только человека. Сегодня по Европе и другим континентам всё энергичнее «бродит призрак» отнюдь не коммунизма - насаждаемый США призрак высокомерия и презрения к выстраданным нормам международного права, пренебрежения интересами других государств, включая их ближайших (!) союзников, двойных стандартов в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, провоцирования региональных конфликтов - целый хоровод «призраков», реально угрожающих человечеству мировой катастрофой: «мы живём на пороховой бочке, которой будет достаточно для уничтожения большой части человеческого рода» [2, с. 40].
На этом фоне сбывается и другое предсказание Юнгера: в целом ряде стран Европы государство становится объектом (наверное, лучше сказать - добычей) нигилизма в условиях, когда фундаментальные идеи с их номосом и этосом утеряны или разрушены, хотя на поверхности кажется, что они и продолжают существовать с большой очевидностью [2, с. 21]. В Западной Европе набирают силу партии правой, нацио-
налистической ориентации1, в то время как в Восточной Европе (Прибалтика, Украина) на официальном, государственном уровне этот процесс приобретает ещё более радикальный характер: идёт идеологическая и политическая реабилитация нацизма [4]. И снова, как в тридцатые годы прошлого века, «империей зла» провозглашается Россия, вокруг неё уже не одна Германия, а, соединяя свои усилия, весь «свободный мир», ведомый США как оплотом и символом Нового Мирового Порядка, выстраивает заградительную стену из экономических и политических санкций и глобальной противоракетной системы.
Что есть «фундаментальные идеи»? - Юнгер не даёт ответа на этот вопрос, полагая, по-видимому, его очевидным2. Юнгер лишь констатирует: когда фундаментальные идеи утеряны или разрушены, государство становится объектом нигилизма. Опасность такой ситуации - в возможности катастрофы, при которой «зло вступает в сговор с хаосом» [2, с. 31, 40].
Такая ситуация нам хорошо известна, мы её совсем недавно пережили в очередной раз - и пережили, к сожалению, не до конца.
«Крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов (двадцать пять мил-лионов3) наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию.
Накопления граждан были обесценены, старые идеалы разрушены. Многие учреждения -распущены или реформировались на «скорую руку». Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией и последовавшей хасавюртовской капитуляцией. Олигархические группировки, обладая неограниченным контролем над информационными потоками, обслуживали исключительно собственные кор-
1 Christoph Scheuermann, Hans-Jürgen Schlamp, Jan Puhl, Markus Becker. Rechtsnationale in Europa // Der Spiegel. 01.06.2016.
2 «Фундаментальные идеи» у Юнгера, по-видимому, являются для него аналогом «высших ценностей» по Ницше.
3 Путин В.В. Интервью американскому журналисту Чарли Роузу для телеканалов CBS и PBS 29.09.2015. URL: www. kremlin.ru.
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
поративные интересы. Массовая бедность стала восприниматься как норма. И все это происходило на фоне тяжелейшего экономического спада, нестабильных финансов, паралича социальной сферы»4.
Вследствие распада СССР российское общество оказалось в переходном (транзитивном) состоянии [5], по Юнгеру - непосредственно «на линии» кризиса.
Характеристиками транзитивного общества являются «догоняющий характер»5, высокая интенсивность развития, активное внедрение инноваций во всех сферах общественного бы-тия6, формирование новой философии [6] и ценностей этого бытия [7, с. 27], закрепляемых в нормах права [6], и одновременно широкий спектр проблем социальных взаимодействий [8]. В таких сообществах изменяется система и структура политической власти7, возрастают риски человеческого развития, которые становятся факторами уязвимости общества [9]. Усложняется гражданская социализация молодёжи8. Меняется спектр, возникают новые угрозы безопасности общества [10]. «Хаос и зло» транзитивного общества - резкий рост преступности, которая охватывает все его слои, включая правящие элиты [11].
Однако сегодня «на линии» кризиса оказывается не только Россия.
Ведомая нигилистами из Белого дома, в кризис всё очевиднее скатывается Западная Европа, в ущерб себе присоединившаяся к надуманным и противозаконным «санкциям» Вашингтона в отношении России. Распадом Евросоюза грозит наплыв миллионов беженцев из раздираемых внутренними конфликтами Сирии, Ирака и Кувейта, где орудуют боевики «Исламского государства».
Политический кризис в прибалтийских государствах обусловлен оправданием нацизма,
4 Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. Москва. Кремль. 25.04.2005. URL: сайт www.kremlin.ru.
5 Тимофеенко В.А. Фактор темпоральности в репрезентациях транзитивного общества: дисс. ... канд. философ. наук - Ростов-н-Дону: РИНХ, 2014. С. 112-129.
6 Агранович В.Б. Инновации в транзитивном обществе: социально-философский анализ: дисс. . канд. философ. наук - Москва, 2007. 147 с.
7 Кусля А.А. Социально-философский анализ феномена политической власти в транзитивном обществе: дисс. . канд. философ. наук. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012. 181 с.
8 Красная М.А. Особенности гражданской социализации
молодёжи в современном обществе: дисс. ... канд. психол. наук. - Москва: МГУ, 2015. 469 с.
экономический кризис является следствием разрыва экономических связей с Россией.
Политическая, экономическая и военная поддержка Соединёнными Штатами антиконституционного переворота в Украине привела к разрушению её экономики и политической системы, ввергла страну в хаос гражданской войны, поставила её на грань распада.
Поражение политического истеблишмента в кампании по выборам Президента США в 2016 году свидетельствует об утрате значительной частью населения доверия к власти и подтверждает диагноз о кризисе американской демократии [12].
Доминирование США в НАТО, односторонний выход США из Договора о противоракетной обороне, наращивание контингентов НАТО вдоль границ с Россией при откровенном нигилизме американских «ястребов в погонах» усиливают вероятность неспровоцированного вооружённого конфликта с Россией с переходом в ядерную войну, которая уничтожит не только человечество, но и всё живое на Земле.
Анализ вектора развития западного нигилизма в Новое и Новейшее время приводит к выводу о том, что нигилизм трансатлантической цивилизации Новейшего времени, в отличие от «ветхого» новоевропейского, грозит привести западное сознание к очевидной и бескомпромиссной реальности небытия [13]. Нигилизм философский (теоретический, умозрительный), трансформируясь в практику нигилизма в её высшей, фатальной форме, готов сбросить человечество в пропасть самоуничтожения.
Внутреннее состояние человека в условиях надвигающейся катастрофы Э. Юнгер определяет как «неистовство». Оно есть «пространство, из которого человек не только ведёт борьбу, но из которого он может надеяться победить» [2, с. 56].
В условиях надвигающейся катастрофы нигилизм приобретает массовый характер. «Здесь каждый, независимо от положения и ранга, оказывается в непосредственной и самостоятельной борьбе...». Реальность эту подтверждает и «патриарх» нигилизма М. Хайдеггер: нигилизм в самых разнообразных и замаскированных формах стал «нормальным состоянием» человечества [14, с. 27].
Развивая логику Э. Юнгера, М. Хайдеггер определяет: в зоне линии нигилизм приближается к своему окончанию. В чём состоит законченность нигилизма? - Нигилизм закончен, когда он захватил весь состав и наступил везде, когда он уже не исключение, но нормальное состояние.
Опасность «нуль-линии» Хайдеггер видит в возможности планетарной катастрофы. Эрнст
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Юнгер, не отрицая возможности планетарной катастрофы и не формулируя рецепта от неё, просто полагает: если человек окажется сильнее, то ничто (читай - катастрофа) отступит.
Опасность «нуль-линии» осознал американский народ, сделавший выбор в пользу мира, а не конфронтации с Россией. Опасность «нуль-линии» осознаёт бывший Президент ФРГ Йоахим Гаук, призывающий задуматься о дальнейших путях развития Европы на новых принципах9. Опасность «нуль-линии» как глобального столкновения цивилизаций видит Сэмюэл Хантингтон [15].
А что же всё-таки «за линией»?
«За линией», утверждает Хайдеггер, нигилизм исчезает, но остаётся его язык. «За линией», согласно Хайдеггеру, человечество должно освоить «планетарное мышление». В рамках этого мышления человечество поймёт: мировые войны тем меньше могут что-то решить, чем более технически оснащены [21, с. 118].
Эти идеи М. Хайдеггера увидели свет в 1955 году.
Задолго до Хайдеггера эти же идеи были осмыслены русским гением, академиком В.И. Вернадским и обнародованы в форме представлений о ноосфере [16-18]. Согласно В.И. Вернадскому, мысль человека стала производительной силой планетарного масштаба, своей мощью она способна погубить породившую её Природу. Каждая мировая война, истощая жизненные ресурсы планеты, отбрасывает человечество в его развитии на пятьдесят лет вспять. Человечество имеет шанс выжить, только если оно придёт в согласие с самим собой и с породившей его Природой.
Приходит ли человечество в согласие с самим собой? Приходит ли человечество в согласие с породившей его Природой? Хватит ли у людей - народов, всего человечества - «неистовства», чтобы удержать мир от катастрофы, на грани, «на линии» которой он оказался вновь? - На этот счёт имеются весьма серьёзные сомнения.
«За линией», полагает Э. Юнгер, должно утвердиться новое «мировое государство» [19]. Государство, в котором будут царствовать поэзия и любовь. Эта идиллия, согласно прогнозу Э. Юн-гера, должна наступить в XXI веке [20].
Возможно - если человек не погубит себя своим безумием.
Эрнсту Юнгеру оппонирует Юджин Роуз.
Новый век, который многие называют «постхристианским», по Роузу, будет веком, следующим «за нигилизмом». Этот век произведёт механизи-
9 Claudia Kade. Gauck fordert Pause bei europäischer Integration. Welt am Sonntag. 27.11.2016.
рованную «новую землю» и дегуманизированного «нового человека». Здесь уничтожается влияние христианства на человека и общество, нигилизм отходит в сторону и уступает место другому, более «конструктивному» движению, способному действовать на основе автономных и позитивных мотивов, - анархизму. Это будет царство не Бога, а дьявола. Это будет царство, в котором воцарятся ненависть, гордость, бунтарство, несогласие, насилие, необузданная власть. Человечество, одухотворённое верой, обратится в «недочелове-чество», утратившее веру и абсолютную истину. Истину, которую несёт прежде всего христианство. Истину, согласно которой человек, и верующий, и нигилист - вечны, только судьбы у них разные - и в земной жизни, и в загробной.
Путь спасения в этой жизни Роуз как религиозный философ видит в сохранении не зависящей от времени духовной жизни в соответствии с канонами православия: «можно быть подвижником даже в наши немощные времена».
Если для победы над надвигающейся катастрофой необходимо, по Юнгеру, «неистовство», то для достижения этого же результата, по мнению Роуза, необходимо то, что преподобный Серафим называет «решимостью». «И эта решимость или, лучше сказать, эта ревность, ставшая решимостью, должна быть постоянной ...»10.
«Бог умер» у нигилистов в первую очередь потому, что ветхозаветная картина мира рухнула под давлением известных открытий в астрономии, начиная с Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600) и Галилео Галилея (1564-1642).
Означает ли это, что под обломками этого рухнувшего мира должна быть похоронена и вера, религия?
Ответ на этот вопрос пытается найти академик В.И. Вернадский.
Наука, с одной стороны, и религия, жизненный опыт, социальный здравый смысл, традиции, с другой, сосуществуя и пересекаясь между собой, решают разные задачи, а потому имеют и разные смыслы.
Наука, по Вернадскому, это область эмпирически установленных фактов и эмпирически полученных обобщений, которые, по сути своей, не могут быть реально оспариваемы [21, с. 99-100].
Религия, жизненный опыт, социальный здравый смысл, традиции формируют основу духовной жизни человека, которая шире и многограннее науки, и предопределяют ценностные
10 Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. URL: http://www.libros.am/book/read/id/191347/slug/ pravoslavie-i-religiya-budushhego-1.
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ориентиры, которыми человек руководствуется в своих действиях и поступках.
Оставаясь на материалистической позиции, В.И. Вернадский отвергает религию как основу этики современного человека, вооружаемого всё более глубокими познаниями о вещном мире [21, с. 386-387].
Тем самым, по Роузу, он лишает человека нравственных ориентиров в земной жизни (права «глядеть вверх») и надежды на спасение в загробной, ввергает его в пучину всеобщего и всеобъемлющего нигилизма, войны всех со всеми.
Юджин Роуз видит «новые возможности» преодоления современного нигилизма. «Путь ко спасению в современной жизни» прокладывает уже сложившаяся «православная христианская раса». Этот путь предусматривает, исходя из условий современной жизни, жить не зависящей от этих условий духовной жизнью; обязывает не быть слепыми - видеть вещи такими, какие они есть; избегать имитации духовной жизни, но жить во всей её полноте; смотреть вверх; искать истинные причины; всегда радоваться; ежедневно насыщать себя духовной пищей; поддерживать в своей душе ревность к деланию, сознавая, что пути для делания в наше время могут быть до удивления необычными и неожиданными; чтить разум отцов.
Россия, закалённая в вековой борьбе с внешними и внутренними врагами, не только сохранила и упрочила свою государственность и веру, но и, ведомая православными хоругвями, приняла на себя продолжение и развитие традиции православной Византии, по праву стала опорой и оплотом современной православной цивилизации [22].
Это не помешало России со времён Петра I и до наших дней искать Запад и быть открытой для Запада, защитить Запад от восточных кочевников Средневековья и освободить Запад от «коричневой чумы» гитлеровского фашизма.
И сегодня Россия стоит на том, что открытый и взаимопроницаемый мир может и должен стать безопасным не только для сохранения национально-культурной идентичности различных народов, но прежде всего для налаживания тесного сотрудничества между всеми государствами и народами. Сотрудничества, на основе которого только и может быть сохранён мир, человечество отойдёт от «черты», от грани самоуничтожения. Об этом говорят учёные [23], к этому призывают здравомыслящие политики. В этом направлении действует Русская Православная Церковь, предпринимая беспрецедентные инициативы, направленные к объединению не только православного, но всего христианского мира, к укреплению взаимодействия с други-
ми традиционными религиями во имя спасения человечества.
Не удивительно, что в последние годы отмечается заметный рост религиозности в современном российском обществе. В немалой степени это связано с активной пасторской деятельностью, многочисленными, содержательными и глубокими, в том числе по своему патриотическому чувству, публичными выступлениями нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви Кирилла.
Современный отечественный нигилизм, утверждает Е.К. Матевосова, демонстрирует неизменные константы противоборства существующему правовому и государственному порядку. В условиях возрастания общественно-политической активности граждан и усиления их протест-ных настроений он может получить соответствующее, консолидирующее нигилистические силы идейное выражение [24].
Возникает опасность того, что эти протест-ные настроения, вполне естественные и даже необходимые в демократическом обществе как двигатель социального прогресса, в своих проявлениях и формах могут выходить за пределы конституционно-правового поля [25] - скатываться в анархию, предсказываемую Роузом.
В этих условиях преодоление негативных проявлений нигилизма, в первую очередь правового, объявлено одной из насущных задач государственного строительства11. Эта задача является, по существу, важнейшим элементом укрепления правопорядка и культуры в обществе.
Преодоление правового нигилизма не самоцель. Через преодоление правового нигилизма государство рассчитывает решить задачу, имеющую принципиальное значение для России, -созидание правового государства.
Государство становится правовым лишь тогда, когда в сознании его граждан и должностных лиц верховенствует право, закон, когда правомерное поведение становится и нормой, и потребностью правового сознания личности вне зависимости от её положения в обществе.
Задачи преодоления правового нигилизма (а это и есть основа созидания правового государства) достаточно понятны и обществу, и государству. Часть этих задач сформулирована в публичных выступлениях и актах руководства страны. Это:
- совершенствование законодательства в сферах защиты прав и свобод личности, борьбы с коррупцией, отправления правосудия;
11 Медведев Д.А. Послание Президента Российской Фе-
дерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Москва. Кремль. 5 ноября 2008 г.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
- усиление общественного контроля деятельности органов государственной власти, включая судебную власть;
- решение комплекса проблем правового воспитания, правового просвещения, правового образования, повышения уровня правовой культуры граждан, их готовности следовать закону, видеть в этом свой непосредственный интерес.
Главным условием преодоления правового нигилизма в современном российском обществе станет, безусловно, комплексное решение перечисленных выше задач. Успехи на любом отдельном направлении, сколь бы значительными они ни были, будут лишь успехами тактического уровня. Только совокупность эффективных решений и действий по всем направлениям государства, общества, отдельной личности обеспечат решение стратегической задачи.
Что для этого делается?
Утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан12.
Основы государственной политики формулируют цели, ориентирующие на достижение высокого уровня правовой культуры населения, закрепление традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
Важным шагом совершенствования законодательства в контексте исследуемой проблемы стало бы принятие специального закона о самозащите гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Широкое освоение практики самозащиты гражданами своих прав стало бы мощным импульсом становления правового государства.
Примером для населения в решении задачи преодоления правового нигилизма должна стать власть.
Коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ13.
12 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утверждены Указом Президента Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № Пр-1168 // Российская газета. 2011. 5 мая.
13 Указ Президента Российской Федерации от 16.11.1992 № 1392 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».
По данному направлению в последние годы наметились положительные сдвиги.
Регулярно обновляется Национальный план противодействия коррупции, на этом фоне заметно усилилась борьба с проявлениями коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Высшее руководство страны готово поставить государство под контроль права: принят, безусловно, необходимый Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»14 - при всей его «беззубости» в сравнении, например, с советским законом «О народном контроле в СССР»15.
Заметным явлением в политической жизни страны стало создание и активное функционирование таких общероссийских общественных движений, как «Общероссийский народный фронт», «Гражданское достоинство», «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси», «За сбережение Народа», «Российский Союз Молодёжи» и других. Эти институты гражданского общества, контролируя деятельность государства в различных сферах, воспитывают в своих сторонниках чувства патриотизма, собственного достоинства, способствуя тем самым укреплению в стране социальной справедливости, возрождению высокой Русской Традиции [26], преодолению идеологии нигилизма в сознании граждан.
Решение комплекса проблем правового воспитания, правового просвещения, правового образования, повышения уровня правовой культуры граждан, их готовности следовать закону, видеть в этом свой непосредственный интерес требует объединения усилий государства, общества, каждого гражданина, считающего себя патриотом.
Общий интерес состоит в формировании здоровой атмосферы в обществе, климата, когда пренебрежение законом станет проступком, противным сложившейся общественной морали.
Это самая трудная задача, а потому её решение, действительно, возможно лишь в рамках общегосударственной программы, рассчитанной на достаточно длительную перспективу. Программы продуманной, с чётко выверенными целями, задачами, способами решения этих задач, ожидаемыми результатами по каждому этапу и по программе в целом, продуманной системой индикации достигаемых результатов.
14 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
15 Закон СССР от 13.11.1979 «О народном контроле в
СССР». URL http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-zakony/i6g.htm.
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
К разработке такой программы должны быть привлечены лучшие умы России - юристы, психологи, педагоги, управленцы и пр. Результативность вкладываемых в реализацию программы ресурсов - не только финансовых, государственных, но и человеческих, общественных - оценить достаточно просто - по динамике преступлений, имеющих прежде всего корыстный мотив. Но и по количеству дорожно-транспортных происшествий, в том числе совершённых в состоянии алкогольного опьянения, по числу беспризорных и безнадзорных детей, детей, оставленных молодыми мамами в родильных домах, и т.п. учёные и практики в состоянии предложить систему объективной индикации соотношения в обществе параметров правомерного поведения и правового нигилизма.
Особая миссия в этой исключительно важной для нынешнего российского общества работе принадлежит юристам. Безусловно, прав Д. Медведев, утверждая, что профессиональный ресурс юриста позволяет ему быть проводником идеи верховенства закона, способствуя формированию правового государства и полноценного гражданского общества16.
Уже сейчас сообщество юристов играет в решении задачи преодоления правового нигилизма всё более заметную роль: предметная критика принимаемых законодательных актов способствует постепенному улучшению качества законотворческой деятельности - начиная от субъектов законодательной инициативы и заканчивая законодателями. Работают пункты бесплатных юридических консультаций для граждан, и число таких пунктов должно существенно увеличиться,
16 Медведев Д.А. Выступление на внеочередном съезде Ассоциации юристов России. Москва. 29 января 2008 г. URL: http://www.medvedev2008.ru.
если иметь в виду работу с рядовыми, малоимущими гражданами, людьми среднего и старшего поколений, для которых самостоятельное получение системной правовой подготовки вряд ли реально.
Государство должно позволить себе открытие бюджетного финансирования негосударственных консалтинговых фирм, берущих на себя правовое просвещение рядовых граждан, как социально ориентированных некоммерческих организаций.
Общедоступным должен стать телеканал «НТВ Право» или аналогичный государственный канал.
Тем самым не только сузятся рамки оснований для идеологии нигилизма, но сможет быть реализована в полном объёме и задача эффективного противодействия экстремизму в нашей стране17 .
Необходимым условием решения этой задачи является целенаправленное формирование позитивного, созидательного мировоззрения, прежде всего в среде современной молодёжи. Такая деятельность должна найти отражение не только в общефедеральных государственных программах, но и в программах воспитательной работы с сотрудниками правоохранительных органов, включая органы внутренних дел. К проведению такой работы целесообразно привлекать ветеранов, способных передать молодёжи свой бесценный опыт и идеологию патриотов России. Тем самым будет предопределена и судьба нигилизма - существенное сужение его рамок, по крайней мере, в нашей стране.
17 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утверждена Президентом Российской Федерации 28.11.2014, № Пр-2753.
Литература
1. Karen L. Carr. The Banalization of Nihilism: Twentieth-Century Responses to Meaninglessness. - Albany, State University Press, 1992. 208 Р
2. Юнгер Э. Через линию / Судьба нигилизма / Э. Юнгер [и др.]; пер. с нем., предисл. и коммент. Г. Хайдаровой. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 2006. 220 с.
3. Кучинский Я. «Доктор Фаустус» и рубежи немецкого опыта // Вопросы философии. 1970. № 12. С. 53-68.
4. Fascism's Retern: Scandal, Revision and Ideolodgy since 1980 / Edited by Richard J. Golsan. Lincoln and London: University of Nebraska Press, 1998. 218 P.
5. Федотова М.Г. К содержанию понятия «транзитивное общество» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. Т. 1. № 4. С. 28-31.
6. Тюгашев Е.А. Философия и право в транзитивном обществе: гендерная перспектива / Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: сборник научных трудов. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. С. 15-25.
7. Булыгина А.А. Ценности транзитивного российского общества / Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. С. 27.
8. Удальцова М.В. Транзитивное общество и его проблемы / Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. С. 3-10.
9. Удальцова М.В. Риски человеческого развития в современном российском обществе как факторы его уязвимости // Вестник НГУЭУ (Новосибирск). 2015. № 2. С. 46-54.
10. Удальцова М.В. Транзитивность современного российского общества как фактор уязвимости человеческого развития / Сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 17-20 марта 2015 г.: в 2 ч. - Новосибирск: НОУ ВПО Центросоюза РФ Сибирский университет потребительской кооперации, 2015. Ч. 2. С. 212-215.
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
11. Андриенко Ю.В. В поисках объяснения роста преступности в России в переходный период: криминометрический подход // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2001. Т. 5. № 2. С. 194-220.
12. Jelinski J. Nihilism and the Roots of Crisis in American Democracy: A Diagnosis of Cornel West // Journal of Education Culture and Society. 2014. №. 2. Р. 43-52.
13. Ульянов В.А. Развитие нигилизма в Новое и Новейшее время: теоретический аспект // Омский научный вестник. 2009. № 2 (79). С. 121-123.
14. Хайдеггер М. О «линии» / Судьба нигилизма / Э. Юнгер [и др.]; пер. с нем., предисл. и коммент. Г. Хайдаровой. -Санкт-Петребург: Санкт-Петербургский университет, 2006. 220 с.
15. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - Москва: АСТ, 2003. 603 с.
16. Вернадский В.И. Война и прогресс науки / Чего ждет Россия от войны: сб. статей. - Прага: Прометей, 1915. С. 63-76.
17. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. Т. 18. Вып. 2. С. 113-120.
18. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - Москва: Айрис-Пресс, 2008. 576 с.
19. Jünger Ernst. Der Weltstaat. Organismus und Organisation. Stuttgart, Ernst Klett Verlag, 1960. 75 S.
20. Jünger Ernst. Cestaltwandel. Eine Prognose auf das 21. Jahrhundert. In: Sämtliche Werke Band 19. Stuttgart 1999. S. 615.
21. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - Москва: Наука, 1988. 522 с.
22. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - Москва: Алгоритм, 2002. 496 с.
23. Нарочницкая Н.А. Русский код развития. - Москва: Книжный мир, 2013. 352 с.
24. Матевосова Е.К. Доктрина правового нигилизма // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6. С. 1037-1043.
25. Авакьян С.А. Демократия протестных отношений: конституционно-правовое измерение // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 3-17.
26. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская Традиция. - Москва: Алгоритм, 2004. 320 с.
References
1. Karen L. Carr. The Banalization of Nihilism: Twentieth-Century Responses to Meaninglessness. - Albany, State University Press, 1992. 208 R.
2. Junger Je. Cherez liniju / Sud'ba nigilizma / Je. Junger [i dr.]; per. s nem., predisl. i komment. G. Hajdarovoj. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet, 2006. 220 s.
3. Kuchinskij Ja. «Doktor Faustus» i rubezhi nemeckogo opyta // Voprosy filosofii. 1970. № 12. S. 53-68.
4. Fascism's Retern: Scandal, Revision and Ideolodgy since 1980 / Edited by Richard J. Golsan. Lincoln and London: University of Nebraska Press, 1998. 218 P.
5. Fedotova M.G. K soderzhaniju ponjatija «tranzitivnoe obshhestvo» // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2010. T. 1. № 4. S. 28-31.
6. TjugashevE.A. Filosofija i pravo v tranzitivnom obshhestve: gendernaja perspektiva / Social'nye vzaimodejstvija v tranzitivnom obshhestve: sbornik nauchnyh trudov. - Novosibirsk: NGAJeiU, 2001. S. 15-25.
7. Bulygina A.A. Cennosti tranzitivnogo rossijskogo obshhestva / Problemy social'nyh vzaimodejstvij v tranzitivnom obshhestve. - Novosibirsk: NGAJeiU, 1999. S. 27.
8. Udal'cova M.V. Tranzitivnoe obshhestvo i ego problemy / Problemy social'nyh vzaimodejstvij v tranzitivnom obshhestve. -Novosibirsk: NGAJeiU, 1999. S. 3-10.
9. Udal'cova M.V. Riski chelovecheskogo razvitija v sovremennom rossijskom obshhestve kak faktory ego ujazvimosti // Vestnik NGUJeU (Novosibirsk). 2015. № 2. S. 46-54.
10. Udal'cova M.V. Tranzitivnost' sovremennogo rossijskogo obshhestva kak faktor ujazvimosti chelovecheskogo razvitija / Sbornik trudov VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 17-20 marta 2015 g.: v 2 ch. - Novosibirsk: NOU VPO Centrosojuza RF Sibirskij universitet potrebitel'skoj kooperacii, 2015. Ch. 2. S. 212-215.
11. Andrienko Ju.V. V poiskah ob#jasnenija rosta prestupnosti v Rossii v perehodnyj period: kriminometricheskij podhod // Jekonomicheskij zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. 2001. T. 5. № 2. S. 194-220.
12. Jelinski J. Nihilism and the Roots of Crisis in American Democracy: A Diagnosis of Cornel West // Journal of Education Culture and Society. 2014. №. 2. P. 43-52.
13. Ul'janov V.A. Razvitie nigilizma v Novoe i Novejshee vremja: teoreticheskij aspekt // Omskij nauchnyj vestnik. 2009. № 2 (79). S. 121-123.
14. HajdeggerM. O «linii» / Sud'ba nigilizma / Je. Junger [i dr.]; per. s nem., predisl. i komment. G. Hajdarovoj. - Sankt-Petreburg: Sankt-Peterburgskij universitet, 2006. 220 s.
15. Hantington S. Stolknovenie civilizacij. - Moskva: AST, 2003. 603 s.
16. Vernadskij V.I. Vojna i progress nauki / Chego zhdet Rossija ot vojny: sb. statej. - Praga: Prometej, 1915. S. 63-76.
17. Vernadskij V.I. Neskol'ko slov o noosfere // Uspehi sovremennoj biologii. 1944. T. 18. Vyp. 2. S. 113-120.
18. Vernadskij V.I. Biosfera i noosfera. - Moskva: Ajris-Press, 2008. 576 s.
19. Jünger Ernst. Der Weltstaat. Organismus und Organisation. Stuttgart, Ernst Klett Verlag, 1960. 75 S.
20. Jünger Ernst. Cestaltwandel. Eine Prognose auf das 21. Jahrhundert. In: Sämtliche Werke Band 19. Stuttgart 1999. S. 615.
21. Vernadskij V.I. Filosofskie mysli naturalista. - Moskva: Nauka, 1988. 522 s.
22. Panarin A.S. Pravoslavnaja civilizacija v global'nom mire. - Moskva: Algoritm, 2002. 496 s.
23. Narochnickaja N.A. Russkij kod razvitija. - Moskva: Knizhnyj mir, 2013. 352 s.
24. Matevosova E.K. Doktrina pravovogo nigilizma // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2014. № 6. S. 1037-1043.
25. Avak'jan S.A. Demokratija protestnyh otnoshenij: konstitucionno-pravovoe izmerenie // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2012. № 1. S. 3-17.
26. AndreevA.P., SelivanovA.I. Russkaja Tradicija. - Moskva: Algoritm, 2004. 320 s.
(статья сдана в редакцию 01.02.2018)