Научная статья на тему 'Нигилизм: понятие и классификация'

Нигилизм: понятие и классификация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11423
691
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИГИЛИЗМ / ПОНЯТИЕ / ИСТОРИЯ / ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРА / NIHILISM / CONCEPT / HISTORY / PHILOSOPHY / PSYCHOLOGY / CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильичёв Игорь Евгеньевич, Лазарева Софья Андреевна

Новая парадигма противодействия экстремизму определяет нигилизм в качестве первопричины формирования психологии экстремизма и терроризма [1]. Всестороннее исследование нигилизма как многогранного социального явления современности позволит разработать технологии противодействия социально опасным формам нигилизма в контексте единой методологии противодействия экстремизму и терроризму. В статье исследуется эволюция понятийных представлений о нигилизме с момента его возникновения как социального явления до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nihilism: definition and classification

A new paradigm for countering extremism sees nihilism as the root causes of the formation of the psychology of extremism and terrorism. A comprehensive study of nihilism as a multifaceted social phenomenon of modernity will develop the technologies of counteraction of socially dangerous forms of nihilism in the context of a unified methodology of counteraction to extremism and terrorism. The article examines the conceptual evolution of notions of nihilism since its emergence as a social phenomenon to the present day.

Текст научной работы на тему «Нигилизм: понятие и классификация»

19. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права : учебник / 4-е изд., испр. и доп.

- М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013.

20. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой; 20-е изд. - М.: Русский язык, 1988.

21. Посашкова, А. Л. Взаимодействие религиозных и правовых норм в правообразовании : дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2010.

22. Профессиональная этика сотрудника органов внутренних дел : учебник / под ред. Ю.С. Аракелова, В.В. Балахонского. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2006.

23. Ромашов, Р. А. Государство, общество, церковь: проблемы взаимодействия // Православие и правоохранительная деятельность в России : материалы межвузовской научно-практической конференции (24 октября 1996 г., г. Санкт-Петербург) / под общ. ред. В.П. Сальникова и П.А. Сапронова.

- СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.

24. Сидоренко, Н. И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности : дис. ... докт. филос. наук. - М., 1997.

25. Солкина, П. А. Социальные нормы и их реализация в жизни общества : дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск, 2012.

26. Станисловайтис, Р. И. Обычаи и традиции в механизме социального действия права : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Вильнюс, 1989.

27. Теория государства и права (схемы и комментарии) : учебное пособие / под ред. Р.А. Ромашова. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2000.

28. Теория государства и права : учебник / под ред. Р.А. Ромашова. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.

29. Теория государства и права : учебник для вузов / под общ. ред. О.В. Мартышина. - М.: Норма, 2007.

30. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014.

31. Теория государства и права : учебное наглядное пособие / под ред. Н.С. Нижник. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016.

32. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2003.

33. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. - М.: Юрайт, 1999.

34. Швец, Д. С. Социальная норма и девиации: теоретический анализ : дис. ... канд. социол. наук. - М., 2006.

35. Ячменев, Ю. В. Правда и закон. Из истории российского правоведения : монография. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.

УДК 342.5

И. Е. Ильичёв*, С. А. Лазарева**

Нигилизм: понятие и классификация

Новая парадигма противодействия экстремизму определяет нигилизм в качестве первопричины формирования психологии экстремизма и терроризма [1]. Всестороннее исследование нигилизма как многогранного социального явления современности позволит разработать технологии противодействия социально опасным формам нигилизма в контексте единой методологии противодействия экстремизму и терроризму. В статье исследуется эволюция понятийных представлений о нигилизме с момента его возникновения как социального явления до наших дней.

Ключевые слова: нигилизм, понятие, история, философия, культура.

I. E. Il'ichyov*, S. A. Lazareva**. Nihilism: definition and classification. A new paradigm for countering extremism sees nihilism as the root causes of the formation of the psychology of extremism and terrorism. A comprehensive study of nihilism as a multifaceted social phenomenon of modernity will develop the technologies of counteraction of socially dangerous forms of nihilism in the context of a unified methodology of counteraction to extremism and terrorism. The article examines the conceptual evolution of notions of nihilism since its emergence as a social phenomenon to the present day.

Keywords: nihilism, the concept, history, philosophy, psychology, culture.

* Ильичёв, Игорь Евгеньевич, доктор юридических наук, профессор, профессор Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. Адрес: Россия, 308024 г. Белгород, ул. Горького, 71. E-mail: [email protected].

** Лазарева, Софья Андреевна, курсант Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. Адрес: Россия, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71.

* Il'ichyov, Igor Evgenievich, doctor of legal Sciences, Professor, Professor Belgorod law Institute of MIA of Russia named after I. D. Putilin. Address: Russia, 308024, Belgorod, Gorkiy str., 71. E-mail: [email protected].

** Lazareva, Sofya Andreyevna, student of the Belgorod law Institute of MIA of Russia named after I. D. Putilin. Address: 308024, Belgorod, Gorkiy street, 71.

© Ильичёв И.Е., Лазарева С.А., 2017

Термин «нигилист» ввёл Аврелий Августин, христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (354-430).

Нигилистами Аврелий Августин называл людей неверующих, тех, кого сегодня называют атеистами.

В раннем средневековье в Западной Европе термин приобрёл обобщённое звучание как «нигилизм» - им стали именовать соответствующее течение религиозной философской мысли.

Считается, что в философский оборот термин «нигилизм» ввёл член Баварской академии наук (Германия) Фридрих Генрих Якоби (1743-1819) в работе, опубликованной в 1787 г. [2].

В средние века словом «nihilista» католики называли ложно верующих или еретиков.

Говоря современным языком, нигилистов того времёни отделяло от «нормальных верующих» их личное, в т.ч. антирелигиозное мировоззрение (атеизм).

С течением времени происходило расширение смысла, вкладываемого в термин «нигилизм», а сам термин и связанные с ним представления стали предметом исследования не только теософов, но уже и светской философии.

Немецкий философ и поэт Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) определял нигилизм как «утрату высших ценностей» [3, с. 5]. Утрату высших ценностей Ницше видит прежде всего в крушении религиозной модели сотворения и бытия мира. Причину нигилизма Ницше видит в вере в категории разума: «Мы измеряли ценность мира категориями, которые относятся к чисто вымышленному миру». Одна из «высших ценностей», с которыми призывает расстаться нигилизм - «гиперболическая наивность человека: полагать себя самого смыслом и мерой ценности вещей».

Российский писатель и философ А. И. Герцен (1812-1870), сторонник революционных буржуазно-демократических преобразований, высоко оценивая западный нигилизм как достижение философской мысли («нигилизм в серьёзном значении - это наука и сомнение, исследование вместо веры, понимание вместо послушания» [4, с. 394]), видел в нём «зарницы той совершеннейшей свободы от всех готовых понятий, от всех унаследованных обструкций и завалов, которые мешают западному уму идти вперёд со своим историческим ядром на ногах» [4, с. 397].

Французский социолог, культуролог и философ-постмодернист Жан Бодрийяр (1929-2007), также причислявший себя к нигилистам, определяет нигилизм как «исчезновение смысла и безразличие» [5, с. 119].

В работах Ф. Г. Якоби (см. выше) нигилизм предстаёт как идеализм, у Ф. К. фон Баадера (1765-1841) - как скептический рационализм [6].

Ницше и Достоевский, согласно Э. Юнгеру, понимают нигилизм как необходимую фазу в движении к определённой цели [7, с. 12].

Православный философ, иеромонах Серафим (Юджин Роуз, 1934-1982, США) определяет нигилизм как логику, которая ополчилась на Божественное Откровение [8].

Польский философ Януш Кучиньски полагает, что нигилизм - это удел определённой формации, подготовленный логикой внутреннего развития и общественно-политического механизма истории. Понимая эту формацию как новейшую историю Запада, автор выделяет её характерные признаки -имморализм, нигилизм, фашизм [9].

По мнению Л. И. Мосиенко, нигилист восстаёт против того, что составляет духовную основу его собственного существования как человека культурного [10, с. 22].

А. И. Новиков утверждает: признаком нигилизма является не объект отрицания (который может быть определителем конкретных его форм), а степень отрицания, его категоричность и всеобщность [11, с. 16].

Сегодня нигилизм (от лат. nihil - ничто) определяется как мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры.

Мартин Хайдеггер (1889-1976), немецкий философ, исследуя творчество Ницше, приходит к выводу, что нигилизм есть процесс: процесс обесценения, ценностного оскудения высших ценностей [12, с. 18].

Нигилистическая диалектика, согласно Юджину Роузу, включает в себя четыре этапа («ступени»): либерализм, реализм, витализм и, наконец, современный нигилизм разрушения. Нигилистическая программа, по Роузу, включает в себя разрушение старого порядка как почвы, питавшейся христианской истиной, создание «новой земли», известной в марксистском учении как «диктатура пролетариата», формирование «нового человека», в котором Роуз видит не ницшеанского «сверхчеловека», а «недочеловека», - человека без корней, оторванного от своего прошлого, которое разрушил нигилизм.

Известный петербургский культуролог и философ П. А. Сапронов предлагает различать философию нигилизма и нигилизм философии [13, с. 25 и сл.]. Философия нигилизма исследует нигилизм как культурное явление в его историческом развитии. Указывая на невозможность чистого нигилизма для философии и философа, автор тем не менее не исключает вполне определённых и далеко заводящих шагов в этом направлении, отсылая в качестве примера к философии А. Шопенгауэра.

Нигилизм как философская проблема исследуется в трудах французских (Жорж Батай, Морис Бланшо, Андре Глюксман, Роже Кайуа, Пьер Клоссовски), немецких учёных (Дитмар Кампер, Гюнтер Фигаль, Эрих Фромм, Витторио Хёсле, Альберт Швейцер, Освальд Арнольд Готфрид Шпенглер, Эрнст Юнгер, Карл Теодор Ясперс), австрийского, а позднее американского психолога Вильгельма

Райха, американца Юджина Дениса (Серафима) Роуза, британца Бертрана Рассела, канадца Артура Крокера, российских авторов А. И. Герцена, А. И. Пигалева, А. В. Михайлова, М. И. Саврушевой, И. И. Селиванова и др. Нигилизм понимается при этом как культурно-исторический феномен, определяющий специфику развертывания во времени и пространстве различного рода культурных процессов и сам ход развития культуры.

Том Тамарин видит в политическом нигилизме «попытки идеологов и пропагандистов империализма "размягчить" ряды молодёжи социалистических стран, подбросить ей идеологическую мешанину, вбить клинья в единство поколений нашего народа» [14].

Приведённый выше краткий обзор позволяет выделить две основные формы нигилизма: нигилизм как мировоззренческая позиция отдельной личности и нигилизм как общественное явление.

Нигилизм индивидуален в той мере, в какой он присущ отдельной личности.

Нигилизм становится социальным явлением, когда он получает заметное распространение в обществе. В этом случае он становится предметом исследования социологов, осмысления философской наукой. Социология даёт ответ на вопрос о распространённости явления, его разновидностях, тенденциях развития. Философия ищет его причины, подводит под явление научную базу.

Великий французский мыслитель недавнего прошлого, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю (1913-1960) видел в нигилизме предпосылку теории и практики тоталитаризма [15].

Польский философ Януш Кучиньски полагает, что феномен нигилизма является одной из самых трудных загадок и уделом новейшей истории Запада [9, с. 217].

Широко распространённое отношение к нигилизму как отрицательному явлению общественной жизни не всегда справедливо.

Л. И. Мосиенко смягчает общепринятую негативную оценку нигилизма как социального явления. Нигилизм, по её мнению, совершает не отрицание, а переоценку ценностей [10]. Ещё мягче - как инакомыслие - воспринимает этот термин О. Р. Гулина [16].

Нигилизм как инакомыслие, как специфический способ понимания бытия [17, с. 3] отнюдь не всегда несёт в себе негативный оттенок.

Инакомыслие как мягкая форма нигилизма является движущей силой развития общества. В этом контексте, несомненно, полезна сильная, патриотически настроенная оппозиция в политической системе общества. Оппозиция, к мнению и предложениям которой прислушивается действующая власть.

Критическое отношение к устоявшимся представлениям является непременным условием научного и социального прогресса. Условием, которое позволяет учёным и практикам на основе отрицания сложившихся догм совершать прорывы в науке, открывать новые и новые тайны мироздания, в конечном итоге изменять мир, в котором мы живём, - и нас самих в этом мире. Благодарная память человечества хранит имена великих нигилистов: Сократ, Платон, Аристотель, Архимед, Демокрит, Гиппократ, Иисус Христос, Гален, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Пётр I Великий, М. В. Ломоносов, Жан-Жак Руссо, Карл Маркс, Ф. В. Ницше, Д. И. Менделеев, Альберт Эйнштейн, Мартин Лютер Кинг, Фидель Кастро, ... этот список может быть существенно расширен.

Нигилизм в искусстве стимулирует его носителей искать и открывать новые изобразительные средства, новаторские способы описания действительности. Эстетический нигилизм вызвал к жизни импрессионизм конца XIX - начала ХХ вв. [18], авангардные явления художественной культуры ХХ в. [19]. Выдающимися представителями этого направления в изобразительном искусстве стали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Сальвадор Дали и др. Множество блистательных имён гениев-нигилистов даёт история мировой и отечественной художественной литературы, театра, кино.

Нигилизм же, согласно Ю. Н. Давыдову, лежит и в основе эстетической концепции «распредмечивания» искусства, увода его в область абстрактной созерцательности, что автор рассматривает как метаморфозы искусства в лоне «субкультуры протеста» и, в соответствии с марксистской идеологией, определяет как контркультуру и культ безумия, как «ликвидацию искусства» [20, с. 212 и сл.].

Нигилизм становится асоциальным и антисоциальным явлением, когда он переходит границу, отделяющую его от экстремизма и терроризма.

Нередко этому способствует «передовая интеллигенция».

В идейной полемике в России 1860-х гг. нигилизм как понятие приобретает позитивный смысл. В русской радикальной литературе и общественной мысли последующего тридцатилетия «нигилизм» ассоциируется с революционно-террористической практикой, а впоследствии фигурирует как ключевая категория дискурса русской интеллигенции вплоть до событий октября 1917 г. [21].

Характеризуя нигилизм русской интеллигенции на рубеже XIX и XX столетий, русский философ и религиозный мыслитель С. Л. Франк определял его как «аморализм» [22, с. 160]. А. И. Новиков определял его же как анархо-индивидуальный нигилизм [11].

Для Н. Н. Страхова (1828-1896) «нигилизм есть явление нашей умственной жизни, представляющее великое множество безобразий» [23, V. Нигилизм. Причины его происхождения и силы]. М. И. Саврушева видит в нигилизме субкультуру интеллигенции в переходные этапы российской истории [24].

«Передовая интеллигенция» Германии («младоконсерваторы» Э. Юнгер, Э. Юнг, А. Мёллер Ван ден Брук, О. Шпенглер, Э. Штадлер и др.), развивая идейные представления об авторитарном государстве, о возрождении древне- и средневековых традиций в «будущем Третьем рейхе» (термин Мёллера Ван ден Брука, 1923 г. [25]), вольно или невольно расчищала путь нацистам [26].

История знает немало примеров радикального нигилизма и на государственном уровне.

Нигилизм, дух разрушения сопровождал террор 9 термидора во Франции [27].

Нигилизм лежит в основе идеологии фашизма [28].

Следствием торжества радикального нигилизма на государственном уровне стал и распад СССР.

Радикальный нигилизм, пренебрежение нормами международного права, навязывание другим государствам своей позиции, преследующей исключительно собственную выгоду, лежит и в основе внешней политики Соединённых Штатов Америки, начиная с доктрины Монро (1823 г.) [29] и до настоящего времени. Современный французский философ Ален Бадью определяет как нигилизм навязываемую современному обществу этику. В основе этой этики лежит «Новый Мировой Порядок», вооружённым стражем которого является НАТО (сиречь США), американский империализм и европейское раболепие. «Всё это до сих пор оправдывается неимоверными излияниями морализаторских проповедей. Международный Трибунал явно готов во имя "прав человека" арестовать и судить кого угодно и где угодно, если тот пытается оспорить Новый Мировой Порядок». Автор настаивает на упразднении НАТО и роспуске Международного суда по правам человека [30].

Потеря исторической памяти ведёт к реанимации идеологии фашизма на Европейском континенте [31], включая, к сожалению, и отдельные республики бывшего СССР (Прибалтика, Украина). Л. И. Мосиенко выделяет следующие признаки нигилизма: негативное умонастроение; переоценка ценностей; нигилистического отрицание [10].

Глобализация породила «новый нигилизм», построенный на отрицании любой сакральности, любых авторитетов и любого нормотворчества в принципе [32, с. 2].

Ф. Ницше и вслед за ним и в согласии с ним М. Хайдеггер определяют нигилизм как «волю к власти», как «новую метафизику», тем самым увязывая этот нигилизм с человеком и его пониманием сущего. Это, безусловно, правильно: человек нуждается в понимании окружающего его мира - хотя бы для того, чтобы уберечь себя от его потенциальных угроз.

Однако «воля к власти» - свойство всего живого в природе, а не только человека. «Воля к власти» для всего живого - это воля к жизни, которая побуждает живые организмы бороться за жизнь. Это свойство находит своё выражение во внутривидовой и межвидовой конкуренции всего живого - за жизненное пространство, за источники питания, за условия существования [33].

В полной мере это относится и к человеку как составной части живого.

М. Хайдеггер так определяет положение человека «посреди сущего»: «Человек из себя самого соотносит свою сущность с надёжностью посреди сущего - против и за него. Своего твёрдого и обеспеченного положения в сущем он стремится достичь через полное упорядочение всего сущего в смысле спланированного обеспечения постоянства, благодаря чему должно обозначиться верное направление в сторону безопасности и надёжности. ... По отношению к своей сущности, которая вместе с самим бытием пребывает в ускользании, человек испытывает неуверенность, будучи не в силах понять её причину и природу. Вместо отыскания причины и природы этой неуверенности он ищет в надёжном самоустроении первое истинное и постоянное. Поэтому он стремится к им самим обустраиваемому обеспечению и обнадёживанию самого себя в сущем, которое исследуется лишь на предмет того, что нового и ещё более надёжного оно может предложить в смысле этого обеспечения. Ход истории, совершающийся в эту эпоху, создаёт видимость (курсив наш) того, что человек, обретший свободу своей человечности, свободно наводит порядок во Вселенной, имея для этого силы и способности.» [12, с. 167-168].

Позиция М. Хайдеггера обосновывает философию эгоцентризма.

«Сущее» современного мира - это рыночная экономика и общество потребления, это углубляющаяся атомизация общества.

Рыночная экономика и общество потребления делают человека «посторонним» (А. Камю [34]), одиноким в своих исканиях смысла жизни и успеха в ней (З. Бауман [35]), рабом массовой культуры (Э. ван ден Хааг [36], Ж. Бодрийар [37]), а потому «бунтующим» (А. Камю [38]).

К преодолению потребительской психологии призывает Русская православная церковь, определяя её как «похоть плоти». Потребительская психология, «похоть плоти» нежизнеспособны - они разрушают духовное измерение человеческой жизни, а значит, превращают человека в животное [39].

Атомизация, делая человека одиноким перед лицом проблем бытия, проникает и в сферу науки. Это находит своё выражение в интенсификации суверенности и свободы сил европейской метафизики, форм культуры и социальности в их преимущественно западном варианте [40].

Проявления нигилизма в современном обществе многообразны - он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д.

Особенности нигилизма отечественной интеллигенции М. И. Саврушева видит в том, что интеллигенция выступала и продолжает выступать не против прогресса вообще, а против бездуховного, оторванного от гуманистических ценностей прогресса индустриального типа [24].

Многообразие форм нигилизма, его ярко выраженная способность к мимикрии, свойственные ему метаморфозы затрудняют его идентификацию и классификацию.

А. И. Новиков со ссылкой на диалектико-материалистическое понимание исторического процесса предлагает выделять отдельные исторические формы нигилизма: западноевропейский нигилизм (идеи Фридриха Ницше), судьбы нигилизма в России [11, с. 29, 33].

Интересный подход к классификации нигилизма демонстрирует Лайонел Абель. Автор выделяет две формы нигилизма - «нигилизм утра» и «нигилизм заката». «Нигилизм утра» - активный,

эстетический, дерзкий, разрушительный, но не без конструктивного начала. «Нигилизм заката» -старческий, ведёт культуру, общество и отдельного человека в «ничто», к абсурду, распаду. «Нигилизм заката», по Абелю, - предвестник гибели человечества [41].

Карен Карр, подходя к классификации нигилизма с позиций историко-философского его осмысления, выделяет следующие типы современного нигилизма: гносеологический (отказ в возможности познания), алетиологический (отрицание реальности истины), метафизической (отрицание независимо существующего мира), этический (отрицание в реальности моральных или этических ценностей) и экзистенциальный - аксиологический (ощущение пустоты и бессмысленности существования) [42]. Дональд А. Кросби, американский религиозный философ, выделяет в современном западном нигилизме пять его основных типов: политический, моральный, эпистемологический, космический и экзистенциальный [43]. По утверждению автора, современный нигилизм находят своё выражение в литературе и искусстве, в повседневной жизни и практической деятельности, и, наконец, в философии.

Д. А. Кросби, классифицируя западный нигилизм, не выделяет в качестве самостоятельной его разновидности правовой нигилизм. Между тем это явление получило широкое распространение во всём мире. Сущность правового нигилизма в общем виде можно определить как негативное, а то и агрессивное отношение к праву, законам, нормативному порядку вообще. Правовой нигилизм сопряжён со стойким пренебрежением и отрицанием высокого предназначения права, его социальной ценности и гуманистического потенциала [44].

Правовой нигилизм как пренебрежение, а порой и прямое нарушение общепризнанных принципов и норм международного права на протяжении многих лет демонстрируют США и их европейские сателлиты, бесцеремонно вмешиваясь во внутренние дела суверенных государств по всему миру. Цель таких действий - дестабилизация внутриполитической обстановки и насаждения угодных США режимов. Средства - «цветные революции», прямая вооружённая агрессия. Результаты -разрушение государственности, гражданская война, обнищание населения, массовый исход беженцев.

Правовой нигилизм имеет глубокие корни в сознании русского человека. Известны крайне отрицательные суждения Л. Н. Толстого о праве. Великий писатель называл его «гадким обманом властей», насилием над личностью. «В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем - как помеха для укрепления государственного могущества» [45].

К такому восприятию жизни рядового человека со времён крепостничества подталкивали всевластие помещика, своеволие чиновника и несправедливая власть.

На закате советского периода нашей истории правовой нигилизм воспринимался как сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами, или предельно минимальное их использование в практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями, или исполнение (соблюдение) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений [46].

Р. Н. Донченко воспринимает правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление. Корни, причины явления автор видит в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения [47].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. И. Матузов, исследуя различные аспекты правового нигилизма, приходит к выводу о том, что правовой нигилизм стал образом жизни и национальной чертой российской ментальности [48].

В. Г. Сафонов выделяет следующие общие черты современного правового нигилизма:

- он имеет подчеркнуто демонстративный, вызывающий и неуправляемый характер;

- является глобальным, массовым, широко распространённым не только среди граждан, социальных профессиональных групп, слоёв, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

- имеет многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митинго-охлократических, от «верхушечных» до бытовых;

- обладает особой степенью разрушительности, оппозиционной или популистской направленностью, регионально-национальной окраской;

- сливается с политическим, нравственным, духовным и экономическим нигилизмом, образующим вместе единый деструктивный процесс;

- способствует формированию негативизма [49].

Общепринятое негативное отношение к правовому нигилизму не позволяет оценить его позитивную сторону.

К позитивной стороне правового нигилизма следует отнести его критическое отношение к праву и правовой действительности.

Критическое отношение к праву находит своё выражение в стремлении к выявлению проблем и пробелов в действующем законодательстве (см., напр., [50, 512]).

Критическое отношение к правовой действительности находит своё выражение в выявлении и критике нарушений в сфере законности, правоприменения, противодействия коррупции и т. п. (см.,

напр., [52, 53]). 36

В этом отношении показательным является оригинальный взгляд на природу правового нигилизма в современных её интерпретациях, излагаемый И. В. Правкиным [54].

В современном обществе, утверждает автор, происходит мифологизация теории правового нигилизма. Эта мифологизация способствует развитию сложившегося антагонизма между обществом и государством. Как следствие теряется тот генеральный путь, следуя по которому, возможно снять острую напряжённость и преодолеть отчуждённость населения и попрание общественных интересов.

Правовой нигилизм, по мнению автора, есть не что иное, как характеристика государства, государственного аппарата, по сути, очень удобная форма, при которой власть порицает общество в его деструктивном, ненавистном отношении к праву.

«Правовой нигилизм есть результат несовершенства государственной власти, а не права, это некое орудие, находящееся в руках власти и используемое ею в своих политических интересах. Непринятие обществом чуждых и несвойственных ему ориентиров, выстраиваемых государством, интерпретируется им как непринятие правовых традиций и правового порядка. Теория правового нигилизма - это не что иное, как политическая хитрость и оригинальный путь к достижению личных целей политической элиты, в распоряжении которой находится внушительный властный потенциал и которая обладает широкой сферой влияния по внедрению этого мифа в массовое сознание людей, заставляя их осуществлять действия против их интересов; поэтому существование этого мифа представляет наибольшую опасность для такой сложно организованной, противоречивой системы, стоящей в оппозиции по отношению к власти, как общество. Выстраиваемые деструктивные ориентиры, направленные на замену правового регулирования нормативным, доминирование политики над правом, власти над законом, практика по использованию права как способа и средства оформления политических решений и изысканий, является питательной средой для теории правового нигилизма. Вся мифическая составляющая данного явления - это определённый путь не только по формированию больного, развращенного, безнравственного, чувствительного исключительно к конкретно практическим нуждам общества, но и возложение стратегических просчётов политической элиты на плечи народа, нанося вред сознанию и разрушая правовую государственность».

Таким образом, заключает автор, предприняв попытку уяснить суть мифологизации правового нигилизма, мы понимаем, что в современный период планомерно происходит деградация правового вектора, в результате чего ликвидируются импульсы, способные привести к правовому развитию, к конструктивному развитию сфер жизни общества, а также возможности возрождения идеи служения обществу - истинного предназначения государства.

Излагаемые И. В. Правкиным взгляды представляются не лишёнными оснований, но гипертрофированно категоричными. Это относится, в частности, к «планомерной» деградации правового вектора, «ликвидации» импульсов, способных привести к правовому развитию.

Несовершенны, безусловно, и государство, и право. Однако приписываие государству императива преднамеренного формирования «больного, развращенного, безнравственного, чувствительного исключительно к конкретно практическим нуждам общества» само по себе является нигилистичным. Новый, современный нигилизм, который мы связываем с именем и творчеством великого нашего соотечественника В. И. Вернадского (1863-1945), призывает нас к самоограничению, к отказу от понимания человека как «сверхчеловека» и мерила всех ценностей (Ницше), к установлению почтительного, а значит, бережного отношения к породившей нас природе и её ресурсам, к обустройству ноосферы [55] - ради благополучия России, нынешнего и последующих поколений человечества.

Список литературы

1. Ильичёв, И. Е, Кириченко, Ю. Н. О парадигме противодействия экстремизму : материалы международной научно-практической конференции «Социально-экономические и политические корни идеологии экстремизма и терроризма: проблемы интерпретации и противодействия», 1У июня 2016 г. - СПб.: Санкт-Петербургский университет MВД России, 2016.

2. Jacobi, Friedrich Heinrich. David Hume über den Glauben, oder Idealismus und Realismus. -Breslau, 1У8У.

3. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / пер. с нем. К. Свасьяна. - M.: Культурная революция, 1995.

4. Герцен, А. И. Сочинения : в 9 т. - Т. 8. - M.: Художественная литература, 1958.

5. Baudrillard, Jean. Simulacres et simulation. - Paris: Galilée, 1981.

6. Pietsch, Roland. Franz von Baader's Criticism of modern Rationalism: a briff overvier // The Journal of sapiental Wisdom and Philosophy (Sophia Perennis). spring 2010, Volume У, Number 2. - Р. 15-29.

7. Юнгер, Э. Через линию. - В кн.: Юнгер Э., Хайдеггер M., Кампер Д., Фигаль Г.. Судьба нигилизма / пер. с нем., предисл. и коммент. Г. Хайдаровой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006.

8. Nihilism: The Root of the Revolution of the Modern Age, by Eugene (Fr. Seraphim) Rose. -Forestville, California: Fr. Seraphim Rose Foundation, 1994.

9. Kuczynski, Janusz. Zmierzch mieszczanstwa: Immoralizm, Nihilizm, Faszyzm. - W., Panstwowy Instytut Wydawniczy, 196У.

10. Мосиенко, Л. И. Нигилизм как фактор социокультурного развития : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 - Омск, 2003.

11. Новиков, А. И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. - Л. : Лениздат, 1972.

12.Хайдеггер, Мартин. Ницше. - Т. 2. / пер. с нем. А. Шурбелёва. - СПб.: Владимир Даль, 2006.

13. Сапронов, П. А. Путь в Ничто. Очерки русского нигилизма. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2010.

14. Тамарин, Том. В чём вред политического нигилизма. - М.: Московский рабочий, 1969.

15. Камю, А. Бунтующий человек / пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990.

16. Гулина, О. Р. Исторические нормы и особенности правового нигилизма в современной России : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Уфа, 2002.

17. Косыхин, В. Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма : автореф. дис. ... докт. филос. наук. - Саратов, 2009.

18. Серюлль, М., Серюлль, А. Энциклопедия импрессионизма. - М.: Республика, 2005.

19. Гирин, Ю. Н. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. - М.: ИМЛИ РАН, 2013.

20. Давыдов, Ю. Н. Эстетика нигилизма [Искусство и «новые левые»]. - М.: Искусство, 1975.

21. Корчинский, А. В. Концепция специального курса «Дискурсивная история "русского нигилизма": литература, философия, наука» // Новый филологический вестник. - 2010. - Т. 15. - № 4. - С. 148-151.

22. Франк, С. Л. Этика нигилизма // Вехи; Интеллигенция в России : сб. ст. 1909-1910. - М., 1991.

23. Бедность нашей литературы. Критический и исторический очерк Н. Страхова. - СПб., 1868.

24. Саврушева, М. И. Нигилизм как субкультура интеллигенции в переходные этапы российской истории : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Омск, 2010.

25. Moeller, van den Bruck. Das Dritte Reich. -Berlin: Ring Verlag, 1923.

26. Petzold, J. Konservative Theoretiker des deutsche Faschismus. Jungkonservative Ideologen in der Weimarer Bepublik als geistige Wegbereiter der faschistischen Diktatur. - Berlin: Deutscher Verlag der Wissenschaften,1982.

27. Генифе, П. Политика революционного террора / пер. с фр. под ред. А. В. Чудинова. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

28. Prenton, David. Fascism: Theory and Practice. - Pluto Press. London-Sterling Virdginia, 1999.

29. The Monroe Doctrine / President James Monroe's 7th annual message to Congress December 2, 1823.

30. Бадью, А. Этика: Очерк о сознании зла / пер. с франц. В. Е. Лапицкого. - СПб.: Machina, 2006.

31. Fascism's Retern: Scandal, Revision and Ideology since 1980 / edited by Richard J. Golsan. -Lincoln and London: University of Nebraska Press, 1998.

32. Бабошин, В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность : автореф. дис. ... докт. филос. наук : 09.00.11. - Ставрополь, 2011.

33. Шилов, И. А. Экология. - М.: Высшая школа, 1997.

34. Камю, А. Посторонний. - В кн.: А. Камю. Сочинения. - М.: Прометей, 1989. - С. 21-82.

35. Бауман, З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред В. Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005.

3 6. Хааг, Э., ван ден. И нет меры счастью и отчаянию нашему / пер. Р. Облонской // Иностранная литература. - 1966. - № 1. - С. 240-242.

37. Baudrillard, Jean. La société de consommation. Paris: Gallimard, 1970.

38. Camus, Albert. L'Homme révolté. - Paris: Gallimard, 1951.

39. Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла украинским тележурналистам 19 июля 2010 г.

40. Петренко, В. В. Нигилизм как вектор индивидуализации в философии и культуре новейшего времени // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2013. - № 3 (11). - С. 80-85.

41. Abel, L. The Two Nihilisms // Dissent (USA), September-October, 1970.

42. Carr, K. L. The Banalization of Nihilism: The Twentieth-Century Responses to Meaninglessness.

- Albany: State University of New York Press, 1992.

43. Crosby, Donald A. The Specter of the Absurd: Sources and Criticisms of Modern Nihilism. -Albany, NY: State University of New York Press, 1988.

44. Ершов, Ю. Г. Правовой нигилизм: причины и последствия // Социум и власть. - 2014. - № 3 (47). - С. 58-63.

45. Медведев, Д. А. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. Москва, Кремль, 5 ноября 2008 г.

46. Гойман, В. И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. - 1990. - № 9. - С. 4-5.

47. Донченко, Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист.

- 2005. - № 6. - С. 14-17.

48. Матузов, Н. И. Правовой нигилизм как образ жизни // Социум и власть. - 2014. - № 3 (47). - С. 58-63.

49. Сафонов, В. Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. - 2004. - № 12. - С. 65-69.

50. Боброва, Н. А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 3. - С. 33-37.

Репьёв А.Г. Визуализация правовых преимуществ: теоретико-правовой и исторический аспекты

51. Карабанова, Е. Н. Пробелы российского законодательства, регламентирующего уголовную ответственность за коррупцию // Пробелы российского законодательства. - М.: Юр-ВАК, 2015. - С. 109-111.

52. Волынская, О. В. Правовой нигилизм следователя: К вопросу о детерминантах уголовно-процессуальных ошибок и нарушений // Российский следователь. - 2006. - № 7. - С. 18-22.

53. Шагалиева, В. А. Закон «О защите прав потребителей»: проблемы неверного толкования и злоупотребления. Потребительский экстремизм // Государство и право. - 2015. - № 1 (13). - С. 485-490.

54. Правкин, И. В. Миф о правовом нигилизме // История государства и права. - 2012. - № 11.- С. 26-28.

55. Вернадский, В. И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. - 1944. - № 18. - Вып. 2. - С. 113-120.

УДК 34.03 А.Г. Репьёв*

Визуализация правовых преимуществ: теоретико-правовой и исторический аспекты

В статье с теоретико-правовых и исторических позиций анализируется категория «преимущество», а также формы её внешнего выражения. Автором на основе проведённого исследования выдвигается тезис о ключевом характере визуализации правовых преимуществ через элементы одежды и знаки отличия для демонстрации дополнительных прав и возможностей.

Ключевые слова: правовые преимущества, специальный правовой статус, одежда, форменное обмундирование, знаки отличия.

A.G. Repyov*. Visualization of legal benefits: theoretical-legal and historical aspects. In article from theoretical-legal and historical line items the category «benefit», and also forms of its external expression is analyzed. The author, on the basis of the conducted research, pushes the thesis about key nature of visualization of legal benefits through elements of clothes and distinctions to demonstration of the additional rights and opportunities.

Keywords: legal benefits, special legal status, clothes, uniform regimentals, distinctions.

Человек, с одной стороны, являясь по своей природе существом социальным, как это ни парадоксально бы звучало, постоянно стремился к индивидуализации. Формы её были разные, однако цель зачастую одна - получив дополнительные возможности и выгоды, улучшив тем самым условия существования, а за счёт средств визуализации подчеркнув свой социальный и правовой статус, обособиться от других. Одни стремились добиться этого сугубо в рамках своей первичной социальной ячейки (семьи, фамилии, рода). Другие видели возможность достижения поставленной цели путём объединения в группы индивидов на основе общего происхождения, вероисповедания, профессиональной сферы интересов. Так создавались тайные общества, ордена (ordo (лат.) - ранг, сословие), братства, товарищества и прочие формы сообществ. Ещё со времени правления в Греции императора Константина Великого были известны кавалерийские ордена, существовавшие под покровительством святого Георгия.

Историческая и правовая наука отчетливо свидетельствует, что чаще всего, обособление строилось на получении отдельными членами общества дополнительных прав и больших возможностей. Это было неизбежно так же, как и неотвратимо было последующее разделение людей на классы. Однако сословное разделение (в правовом отношении) произошло не одномоментно с фактическим. Профессор права дореволюционного периода А.Д. Градовский уже о Древней России писал: «Известная доля лиц выдвигалась из массы общества своим богатством и достоинством, с именем "лучших людей", "мужей"» [3, с. 67]. Узаконена сословная иерархия в нашем Отечестве, по мнению историка и правоведа, в период образования Московского государства: «Разумеются отдельные группы подданных, между которыми сам закон установил наследственные преимущественно различия в правах и обязанностях» [2, с. 210]. Профессор М.Ф. Владимирский-Буданов, напротив, полагал, что «основным признаком сословного деления общества являются не права и преимущества, а присвоенные сословиям обязанности» [1, с. 143]. Так или иначе, по нашему разумению, права, обязанности и преимущества выступают элементами правового статуса

* Репьёв, Артём Григорьевич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России. Адрес: Россия, 656038, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49. Тел.: 8 (3852) 379 318. E-mail: [email protected].

* Repyov Artyom Grigoryevich, Candidate of Law Sciences, senior teacher of department of administrative law and administrative activity of law-enforcement bodies of the Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 656038, Barnaul, Chkalov str., 49. Ph.: 8 (3852) 379 318. E-mail: [email protected].

© Репьёв А.Г., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.